Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Корочанский сельскохозяйственный техникум»
Методические рекомендации по выполнению внеурочной самостоятельной работы по МДК 02.01
«Технология обработки и воспроизводство плодородия почв»
(Для студентов агрономического отделения по специальности 35.02.05 Агрономия очной формы обучения)
Короча 2016
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ПЦК зам. директора по УР
Протокол №___от___20__г. ______Н.А. Старовойтова
Председатель ПЦК
_________ Анисенко Н. П.
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по МДК 02.01 «Технология обработки и воспроизводство плодородия почв», они содержат домашние задания для самоподготовки по основным разделам технологии обработки и воспроизводства плодородия почв. Особое внимание уделено системам обработки почв под ведущие культуры якорного предприятия ООО «Группа компаний «Зеленая долина», разработке почвозащитных мероприятий, вопросам биологизации земледелия.
Рекомендации предназначены для студентов второго курса дневной формы обучения специальности 35.02.05 Агрономия
Методические рекомендации подготовила – Анисенко Н. П., преподаватель высшей категории ОГАПОУ «Корочанский СХТ»
Пояснительная записка.
МДК 02.01 «Технология обработки и воспроизводство плодородия почв» относится к профессиональному модулю 02. Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия, входящим в общеобразовательный учебный цикл основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
Объем МДК 01.01 составляет 300 часов, 100 из которых отводится на самостоятельное обучение. Методические рекомендации являются необходимым пособием при выполнении студентами внеурочной самостоятельной работы по дисциплине.
Цели внеурочных самостоятельных занятий:
-повышение активности студентов во внеурочный период;
-закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний полученных во время внеаудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
-формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
-мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
-развитие самостоятельности мышления;
-формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
В результате выполнения внеурочной самостоятельной работы по МДК 02.01 студент:
-закрепляет полученные теоретические знания;
- приобретает навыки самостоятельного умственного труда, самоорганизации, саморазвития.
Студенты выполняют индивидуальные задания: номер варианта соответствует порядковому номеру студента в журнале группы. Решение задач, составление схем севооборотов, систем обработки почв, систем противоэрозионных мероприятий, систем применения удобрений должно быть представлено в тетради для лабораторно-практических работ к сроку, обозначенному графиком работы студентов. Преподаватель отметит выполнение задания в маршрутном листе на первой странице лабораторного журнала студента.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
| Раздел, тема | Кол-во часов | Содержание и форма самостоятельной работы | Форма контроля |
1. | 2. | 3. | 4. | |
1. | 1.1.3 Гранулометричес-кий состав почвы | 4 | Подготовка презентаций | Просмотр презентаций, дополнительные вопросы во время просмотра |
2. | 1.1.11. Водные свойства и водный режим почв | 4 | Подготовка презентаций | Просмотр презентаций, дополнительные вопросы во время просмотра |
3. | 1.2. 33. Изучение, описание и определение почв горных областей и речных пойм | 4 | Подготовка презентаций | Просмотр презентаций, дополнительные вопросы во время просмотра |
4. | 1.2. 34. Методика составления почвенных карт хозяйства | 4 | Подготовка презентаций | Просмотр презентаций, дополнительные вопросы во время просмотра |
5. | 1.2. 36. Определение среднего балла бонитета почв | 4 | Рассчитать балл бонитета | Проверка правильности расчетов, дополнительные вопросы во время проверки |
6. | 1.3. 38-40. Факторы плодородия почвы | 6 | Подготовка презентаций | Просмотр презентаций, дополнительные вопросы во время просмотра |
7. | 1. 4. 47, 49,50 Севообороты | 6 | Подготовка презентаций | Просмотр презентаций, дополнительные вопросы во время просмотра |
8. | 1. 4. 52-56. Разработка схем севооборотов | 10 | Разработка схем севооборотов | |
9. | 1. 4. 57. Определение продуктивности севооборотов | 4 | Расчет продуктивности севооборотов | Проверка правильности расчетов, дополнительные вопросы во время проверки |
10. | 1.5. Обработка почвы в современном земледелии | 6 | Подготовка презентаций | Просмотр презентаций, дополнительные вопросы во время просмотра |
11. | 1.5. Обработка почвы в современном земледелии под ведущие культуры севооборотов | 16 | Разработка систем обработки почв под различные культуры в севообороте | Проверка схем севооборотов, дополнительные вопросы во время проверки |
12. | 1.6. Система удобрения в севообороте. Расчет доз удобрений под различные культуры | 10 | Расчет доз удобрений под различные культуры в севообороте | Проверка правильности расчетов, дополнительные вопросы во время проверки |
13. | 1.6. Система удобрения в севообороте. Разработка системы применения удобрений в севообороте | 12 | Разработка систем применения удобрений | Проверка систем применения удобрений, дополнительные вопросы во время проверки |
14. | 1.6. Система удобрения в севообороте. Разработка планов применения удобрений | 6 | Разработка планов применения удобрений | Проверка планов применения удобрений, дополнительные вопросы во время проверки |
15. | 1. 7. Экологические и агротехнические основы защиты почв от эрозии и дефляции | 4 | Подготовка проектов | Проверка проектов, дополнительные вопросы во время проверки |
| Итого: | 100 | | |
Задания для самостоятельной работы
Задание №1. Гранулометрический состав почвы
Подготовить презентации по следующему плану:
1. Понятие о гранулометрическом составе почв.
2. Деление механических элементов на фракции (по Н. А. Качинскому).
3. Классификация почв по мехсоставу (по Н. А. Качинскому).
4. Влияние мехсостава на свойства почв.
5. Мероприятия по улучшению почв легкого мехсостава.
6. Мероприятия по улучшению почв тяжелого мехсостава.
Задание №2. Водные свойства и водный режим почв
Задание А.Подготовить презентации по следующему плану:
1. Источники воды в почвах.
2. Формы воды в почвах и их доступность растениям
3. Связанная вода.
4. Свободная вода.
5. Водные свойства почвы.
6. Водный режим почвы.
7. Типы водного режима почвы.
Задание Б. Ответьте на вопросы.
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1. | Что называют структурой почв? | |
2. | Назовите типы структуры почв | |
3. | Назовите виды кубовидной структуры | |
4. | Что понимают под водопрчностью структуры | |
5. | Что называют плотностью сложения (объемной массой) почвы? | |
6. | Что называют пластичностью почвы? | |
7. | Какую воду называют пленочной? | |
8. | Какую воду называют продуктивным запасом? | |
9. | Что называют полной влагоемкостью? | |
10. | Назовите типы водного режима почв | |
11. | Что называют водоподъемной способностью почв? | |
12. | Охарактеризуйте промывной тип водного режима | |
Задание №3. Изучение, описание и определение почв горных областей и речных пойм
Подготовить презентации.
Презентация по теме: «Почвы горных областей»
План презентации
1. Вертикальная зональность почв
2. Типы горных почв
3. Строение горных коричневых почв
4. Строение горно-луговых почв
5. Использование горных почв в сельском хозяйстве
Презентация по теме: «Почвы речных пойм»
План презентации
1. Понятие о пойме
2. Классификация пойм
3. Почвы пойм
4. Характеристика пойменных дерновых слаборазвитых почв
5. Характеристика пойменных зернистых почв
6. Характеристика пойменных слоистых почв
7. Использование почв поймы
Задание №4. Методика составления почвенных карт хозяйства
Подготовить презентации по следующему плану:
Почвенные карты и агрохимические картограммы. Масштаб почвенных карт.
Методика составления почвенных карт:
А) Подготовительный период
Б) Полевой период
В) Камеральный период
3. Содержание и оформление почвенных карт
4. Условные обозначения на почвенных картах
5. Агрохимические картограммы
6. Использование почвенных карт
7. Использование агрохимических картограмм
Задание №5. Определение среднего балла бонитета почв
Задание А. Определить балл бонитета почвы ООО «Группа компаний «Зеленая долина».
Почва-Серая лесная, гранулометрический состав - тяжелосуглинистый, почвы по содержанию фосфора, калия и азота относятся к 4 классу, содержание гумуса – 6 %, рН солевой вытяжки – 5, 2. Средняя урожайность культур составила:
Озимая пшеница – 45 ц/га
Соя - 20 ц/га
Кукуруза на зерно - 85 ц/га
Ячмень - 45 ц/га
Задание Б. Выберите правильный ответ
Вопрос 1 - Определение почвы
1.Самостоятельное природное тело и ее формирование есть сложный процесс взаимодействия пяти факторов природообразования: климата, рельефы, растительного и животного мира, почвообразующих пород, возраст страны.
2.Рыхлая материнская порода обладающая плодородием.
3. Вертикальная толща почвы с поверхности до материнской породы, разде-ленная на генетические горизонты.
Вопрос 2 – Определение плодородия почвы
1. Способность почвы поглощать газы, солевые растворы, элементы питания и удерживать твердые частицы и пленки воды.
2. Способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы теплом, воздухом, и создавать определенные условия для формирования урожая.
3.Совокупность всех явлений поступления, передвижения и расхода тепла, а также элементов питания по профилю почвы.
Вопрос 3 – Из чего образуется минеральная часть почвы
1. Поверхностных горизонтов горных пород, обогащенных органической ча-стью почвы.
2. Органо-минеральных соединений верхних горизонтов горных пород.
3. Первичных и вторичных минералов материнских пород.
Вопрос 4 – Морфологические признаки почв
1. Мощность горизонтов, механический состав, содержание гумуса, состав обменных катионов, структурное состояние, влажность.
2. Строение профиля, мощность горизонтов, цвет, гранулометрический состав, структура, сложение, новообразования, включения.
3. Климат, гранулометрический состав, минералогический состав, элементы питания, количество гумуса, геохимические и геологические процессы.
Вопрос 5 - Состав органической части почвы.
1. Органические гумусовые кислоты, минеральные сильно измельченные пер-вичные минералы, органо-минеральные соединения.
2. Механические элементы почвы, искусственные структурообразователи почв, гумус, минералогические элементы состава почв.
3. Органические остатки (корешки, осенний опад), полуразложившиеся части растений, гумус.
Вопрос 6 - Общие физические свойства почв
1. Плотность твердой фазы (удельный вес), плотность сложения (объѐм-ная масса), общая пористость
2. Пластичность, общая пористость, набухание.
3. Плотность сложения (объемная масса), твердость, усадка.
Вопрос 7 – Физико-механические свойства почв.
1. Пластичность, липкость, твердость, набухание, усадка, связность.
2. Липкость, усадка, пористость аэрации, влагоемкость, удельный вес.
3. Твердость, объемная масса, набухание, водопроницаемость, связность.
Вопрос 8 - Что такое коллоиды и для чего они необходимы?
1. Частицы размером менее 0.0001мм, служит для склеивания механиче-ских агрегатов почвы.
2. Частицы размером менее 0.001мм, служит для цементирования
механических агрегатов почвы.
3. Частицы размером 0.005 – 0.001мм, служат для раздробления крупных час-тиц почвы.
Вопрос 9 – Что такое реакция почв и каково ее значение для нейтральных почв?
1. pH; pH=7
2. V; V ≥ 70%
3. Hr ; Hr ≥ 4.5 мг-экв/ 100 г
Вопрос 10 – Какой вид химической мелиорации применяют для щелочных почв?
1. Гипсование
2. Известкование
3. Гумусирование
Вопрос 11- Водные свойства почв
1. Водоудерживающая способность, влагоемкость, водопроницаемость, водоподъемность
2. Влагоемкость, сорбционность, гигроскопичность, гравитационность, водо-прочность.
3. Водоподъемность, влагоѐмкость, водопроницаемость, капиллярность.
Вопрос 12- Какая влага является доступной для растений?
1. Гравитационная, капиллярная, менисковая, свободная.
2. Свободная, гигроскопическая, сорбционная, осмотическая.
3. Менисковая, рыхлосвязанная, прочносвязанная, гравитационная.
Вопрос 13- Что характеризует величина Альбедо?
1. Теплопоглотительную способность почвы.
2. Тепловой режим почв.
3. Теплоемкость почв.
Вопрос 14- Виды плодородия
1. Эффективное, потенциальное, органо-минеральное.
2. Азотосодержащие, экономическое, биологически активное
3. Естественное, искусственное, экономическое
Вопрос 15- Что такое бонитировка почв?
1. Сравнительная оценка почв по их плодородию.
2.Наука о почвах, их образовании и географическому распределению.
3. Способность почв удовлетворять потребности растений в элементах пита-ния, воде, обеспечивать их корневые системы теплом и воздухом.
Вопрос 16- Воздушные свойства почв
1. Воздухоемкость, воздухопроницаемость.
2. Аэрация, адсорбированность, воздухоъѐмкость
3. Воздухопроницаемость, гигроскопичность, сорбированность, зещемлен-ность.
Вопрос 17- Какое содержание О2 и СО2 для аэробных свойств почв?
1. О2 2.5 – 5 %, СО2
2 .О2 1.0-3.0%, CO2 2 – 5 %
3. О2 10 %, СО2 10%
Вопрос 18- Тепловые свойства почв
1. Теплоѐмкость, теплопроводность, теплопоглощение, теплоизлучение.
2. Гумусированность, теплоизлучение, влагоемкость, воздухопроницаемость.
3.Теплопоглощение, насыщенность почв основаниями, наличие тонко-дисперсных частиц.
Вопрос 19- В чем заключается сущность почвообразовательного процесса?
1. Накопление элементов питания в почвенном слое и формировании плодородия.
2. Формирование почвенного профиля
3. Выветривание горных пород.
Вопрос 20- Чем определить наличие карбонатов в почве?
1. H Cl
2.CaSO4
3. NaCl
Вопрос 21- Элементный состав гуминовых кислот и фульвокислот.
1. C, H, O, N
2. Al, Н, Ca, Fe
3. C, O, Mg, K
Вопрос 22- При каких параметрах степени насыщенности почв основаниями (V) необходимо решать вопрос об известковании?
1. V ≥ 70%
2. V
3. V = 50-70%
Вопрос 23- При каких параметрах Na необходимо решать вопрос о гипсова-нии почв?
1. Na 15 %
2. Na
3. Na = 15 %
Вопрос 24- Что такое гранулометрический состав почв?
1. Относительное содержание в почве механических элементов
(фракций).
2. Классификация механических элементов по размерам во фракции.
3. Количественное определение механических элементов по размером во фракции.
Задание №6. Факторы плодородия почвы
Подготовить презентации по следующему плану:
Факторы жизни растений.
Законы земледелия
Факторы плодородия
Биологические факторы
Агрофизические факторы
Агрохимические факторы
Задание №7. Севообороты
Подготовить презентации по следующему плану:
Понятие о севообороте
Причины чередования культур в севообороте
Причины химического порядка порядка
Причины физического порядка порядка
Причины биологического порядка порядка
Причины экономического порядка порядка
Пары. Виды паров
Предшественники основных полевых культур
Промежуточные культуры в севообороте
Классификация севооборотов
Задание №8. Разработка схем севооборотов
1.Составить схему полевого севооборота; обосновать порядок чередования в севообороте сельскохозяйственных культур. Набор культур: озимая пшеница, кукуруза на зерно, сахарная свекла, горох, ячмень. Площадь отделения хозяйства- 450 га. Составить ротационную таблицу освоения севооборота.
2.Составить схему кормового севооборота; обосновать порядок чередования в севообороте сельскохозяйственных культур. Набор культур: ячмень, кукуруза на зерно, кормовая свекла, однолетние травы, многолетние травы. Площадь отделения хозяйства- 360га. Составить ротационную таблицу освоения севооборота.
3. Составить схему почвозащитного севооборота; обосновать порядок чередования культур в севообороте. Набор культур: многолетние травы, ячмень, однолетние травы, озимая пшеница, сахарная свекла. Площадь земель под севооборотом 300 га. Составить ротационную таблицу освоения севооборота.
Задание №9. Определение продуктивности севооборотов
Рассчитать продуктивность севооборота
№ п/п | Культура | Площадь, га | Урожайность, ц/га |
1. | Озимая пшеница | 100 | 55 |
2. | Сахарная свекла | 100 | 450 |
3. | Ячмень | 100 | 45 |
4. | Соя | 100 | 20 |
Методические указания:
1. Для определения валового сбора культуры урожайность ее умножают на посевную площадь. Сбор побочной продукции определяют из соотношения основной и побочной продукции, которое находят по справочнику для каждой культуры в отдельности.
2. В связи с тем, что в севообороте возделывается определенный набор культур, которые дают различную продукцию, несопоставимую по валовому сбору, необходимо выразить ее в сопоставимых величинах (в кормовых единицах).
3. Рассчитывают выход общей продукции, выраженный в кормовых единицах и рублях на 100 га пашни севооборота, для чего сумму валового сбора основной и побочной продукции всех культур севооборота, выраженную в кормовых единицах или рублях, делят, на общую площадь пашни севооборота и умножают на 100.
Питательность кормов (по данным справочника М. Ф. Томме, 1969г.)
Таблица 1.
№ | Виды культур и кормов | Кормовых единиц | Переваримого протеина, г |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Зерновой корм (в 1 кг зерна) | | |
1 | Пшеница | 1,18 | 140 |
2 | Озимая рожь | 1,11 | 100 |
3 | Ячмень | 1,13 | 80 |
4 | Горох | 1,17 | 195 |
5 | Овес | 1,0 | 85 |
6 | Вика | 1,16 | 220 |
Солома (в1 кг) | | | |
1 | Ржаная | 0,22 | 5 |
2 | Пшеничная | 0,22 | 10 |
3 | Ячменная | 0,33 | 13 |
4 | Овсяная | 0,31 | 17 |
5 | Гороховая | 0,30 | 38 |
Зеленый корм (в 1 кг корма) | | | |
1 | Овес | 0,10 | 9 |
2 | Горох | 0,12 | 19 |
3 | Горох + овес | 0,18 | 28 |
4 | Рапс | 0,16 | 30 |
5 | Злаковая + бобовая смесь | 0,21 | 23 |
Кормовые корнеплоды (в 1 кг) | | | |
1 | Картофель | 0,37 | 14 |
2 | Турнепс | 0,09 | 7 |
3 | Свекла кормовая | 0,12 | 10 |
4 | Брюква | 0,13 | 9 |
Силосные культуры (в 1 кг корма) | | | |
1 | Кукуруза | 0,24 | 17 |
2 | Подсолнечник | 0,16 | 14 |
Таблица 2.
Среднее содержание кормовых единиц в 1 т корма и отношение
основной продукции к побочной
Культура | Вид продукции | Содержание к. ед. в 1 т | Отношение основной продукции к побочной |
Пшеница озимая | зерно солома | 1,19 0,21 | 1:1,5 |
Пшеница яровая | зерно солома | 1,19 0,22 | 1:1,2 |
Рожь озимая | зерно солома | 1,18 0,22 | 1:1,5 |
Ячмень | зерно солома | 1,13 0,23 | 1:1,2 |
Овес | зерно солома | 1,00 0,21 | 1:1,2 |
Горох | зерно солома | 1,37 0,30 | 1:1 |
Кукуруза | зерно солома силос | 1,32 0,28 0,20 | 1:2 |
Просо | зерно (пшено) солома | 1,15 0,40 | 1:1,2 |
Гречиха | зерно солома | 1,01 0,30 | 1:2 |
Картофель | клубки ботва | 0,31 0,12 | 1:0,2 |
Сахарная свекла | корнеплоды ботва | 0,24 0,10 | 1:0,5 |
Кормовые корнеплоды | корнеплоды ботва | 0,12 0,10 | 1:0,5 |
Однолетние травы | з. масса сено | 0,20 0,51 | - |
Многолетние травы (злаковые) | з. масса сено | 0.19 0,21 | - |
Люцерна | сено з. масса | 0,50 0,22 | - |
Клевер | сено з. масса | 0,52 0,23 | - |
Задание №10. Обработка почвы в современном земледелии
Задание № 1.Подготовить презентации по следующему плану:
Задачи обработки почвы
Технологические операции при обработке почв
Основные физико-механические свойства почвы
Приемы основной обработки почвы
Поверхностная обработка почвы
Минимальная обработка почвы
Задание №2. Подготовить доклады:
1. Нулевая система обработки почв
2. Минимальная система обработки почв
Задание №11. Обработка почвы в современном земледелии под ведущие культуры севооборотов
Вариант 1.
Составить схему обработки почвы в севообороте:
1. Занятый пар
2. Озимая пшеница
3. Кукуруза
4. Ячмень
Вариант 2.
Составить схему обработки почвы в севообороте:
1.Горох
2. Озимая пшеница
3. Сахарная свекла
4. Ячмень
Систему обработки почвы представить в форме таблицы:
Система обработки почвы под -------------------в лесостепной зоне
(Предшественник- ----------------------------)
Приемы обработки почвы | Время проведения | Глубина обработки (в см) | Орудия обработки | Краткое обоснование приемов |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Контрольные вопросы.
1. Назовите приемы зяблевой обработки почв под яровые и озимые культуры.
2. Назовите приемы предпосевной обработки почв под яровые и озимые культуры.
3. Назовите орудия, необходимые для зяблевой обработки почв.
4. Назовите орудия, необходимые для предпосевной обработки почв.
Задание №12. Система удобрения в севообороте. Расчет доз удобрений под различные культуры
Решите задачи:
1.Рассчитать дозы внесения минеральных удобрений под ячмень балансовым методом. Планируемая урожайность - 45 ц/га, в почве содержится 10 мг азота, фосфора -7мг, калия 10мг на 100г почвы. Навоз не вносится. Укажите сроки и способы внесения удобрений.
2. Рассчитать дозы внесения минеральных удобрений под озимую пшеницу балансовым методом. Планируемая урожайность - 50 ц/га, в почве содержится 11 мг азота, фосфора -8мг, калия 9мг на 100г почвы. Внесено 40 т на 1 га навоза. Укажите сроки и способы внесения удобрений.
Расчет представьте в виде таблицы 1. При расчете доз удобрений пользуйтесь таблицами 2-6.
1. Расчет доз удобрений
№ п/п | Показатели | Культура__________________________; площадь ________(га) |
N | Р2О5 | К20 |
1. | Урожайность, ц с 1 га (задание) | | | |
2. | Вынос элементов питания с урожаем, кг с 1 га (см. табл.) | | | |
3. | Содержится в почве, мг на 100 г почвы(задание) | | | |
4. | Содержится в почве, кг на 1 га | | | |
5. | Коэффициенты использования элементов питания из почвы, % | | | |
6. | Усвоится из почвы, кг на 1 га | | | |
7. | Внесено с органическими удобрениями, кг на 1 га | | | |
8. | Коэффициенты использования элементов питания из навоза, % | | | |
9. | Усвоится из навоза, кг на 1 га | | | |
10. | Усвоится из почвы и навоза, кг на 1 га | | | |
11. | Нужно внести с минеральными удобрениями, кг на 1 га | | | |
12. | Коэффициенты использования элементов питания из минеральных удобрений, % | | | |
13. | Нужно внести с минеральными удобрениями с учетом коэффициентов использования питательных веществ, кг на 1 га | | | |
14. | Названия минеральных удобрений | | | |
15. | Содержание в минеральных удобрениях д. в.,% | | | |
16. | Нужно внести минеральных удобрений, в ц на 1 га | | | |
17. | Нужно внести минеральных удобрений, в ц на всю площадь | | | |
Таблица 2. Вынос питательных веществ из почвы сельскохозяйственными культурами на черноземах Белгородской области
Культура | Вынос элементов питания основной и побочной продукцией, кг/ц |
N | Р2О5 | К20 |
Озимая пшеница | 3,50 | 1,30 | 2,50 |
Озимая рожь | 2,40 | 1,30 | 2,40 |
Яровая пшеница | 4,00 | 1,10 | 2,30 |
Ячмень | 2,40 | 1,20 | 1,80 |
Овес | 3,80 | 1,40 | 3,40 |
Просо | 3,00 | 1,00 | 3,00 |
Гречиха | 3,00 | 1,50 | 4,00 |
Горох | 6,00 | 1,60 | 2,00 |
Кукуруза на зерно | 3,00 | 1,30 | 3,00 |
Подсолнечник | 5,00 | 3,00 | 18,7 |
Кориандр | 5,00 | 2,30 | 3,00 |
Сахарная свекла | 0,57 | 0,18 | 0,70 |
Кукуруза на силос | 0,30 | 0,15 | 0,40 |
Картофель | 0,50 | 0,25 | 0,80 |
Капуста | 0,30 | 0,13 | 0,44 |
Морковь | 0,20 | 0,14 | 0,50 |
Томаты | 0,26 | 0,14 | 0,36 |
Огурец | 0,17 | 0,14 | о,26 |
Лук | 0,30 | 0,12 | 0,40 |
Клевер (сено) | 2,00 | 0,56 | 1,50 |
Люцерна | 2,60 | 0,64 | 1,50 |
Естественные сенокосы | 1,70 | 0,66 | 1,80 |
Однолетние травы | 2,00 | 0,50 | 2,00 |
Таблица 3. Группировка почв по содержанию элементов питания,
мг/100 г почвы
№ группы | Содержание гумуса (по Тюрину),% | Гидролизуемый азот по Корнфильду | Р2О5 | К20 | рН КСl |
по Чирикову | по Мачигину | по Чирикову | по Масловой | по Мачигину |
I | | 10,0 | | | 2,0 | 5,0 | 10,0 | 4,0 |
II | 2,1-4,0 | 10,1-15,0 | 2,1-5,0 | 1,1-1,5 | 2,1-4,0 | 5,1-10,1 | 10,1-20,0 | 4,1-4,5 |
III | 4,1-6,0 | 15,1-20,0 | 5,1-10,0 | 1,6-3,0 | 4,1-8,0 | 10,1-15,0 | 20,1-30,0 | 4,6-5,0 |
IY | 6,1-8,0 | 20 | 10,1-15,0 | 3,1-4,5 | 8,1-12,0 | 15,1-20,0 | 30,1-40,0 | 5,1-5,5 |
Y | 8,0-10,0 | - | 15,1-20,0 | 4,6-6,0 | 12,1-18,0 | 20,1-30,0 | 40,1-60,0 | 5,6-6,0 |
YI | 10,0 | - | 20 | 6,0 | 18,0 | 30,0 | 60 | 6,0 |
4. Примерные коэффициенты использования питательных элементов из почвы
Азот - 15-20%, Фосфор - 10%, Калий - 10%
Таблица 5. Ориентировочные коэффициенты возмещения элементов питания в зависимости от выноса урожаем и плодородия почв
Группа обеспеченности почв элементами питания | Азот | Фосфор | Калий |
I | Агрохимическое окультуривание |
II | 1,1-1,5 | 1,75-2,0 | 1,1-1,5 |
III | 1,00-1,3 | 1,5-1,7 | 1,00-1,3 |
IY | 0,9-0,8 | 1,26-1,45 | 0,9-0,75 |
Y | 0,7-0,6 | 0,7-1,0 | 0,7-0,5 |
YI | 0,5-0,3 | Рядковое внесение |
Таблица 6. Примерные коэффициенты использования питательных элементов из удобрений в отдельные годы и за ротацию севооборота
Годы действия | Коэффициент использования,% |
N | Р2О5 | К20 |
Минеральные удобрения |
За ротацию | 65-75 | 35-50 | 65-85 |
в том числе за: | | | |
1-й год | 55-75 | 10-30 | 40-60 |
2-й год | 3-5 | 10-15 | 10-15 |
3-й год | - | 5-10 | 5-10 |
Органические удобрения |
За ротацию | 50-60 | 50-60 | 70-90 |
в том числе за: | | | |
1-й год | 20-30 | 35-45 | 40-60 |
2-й год | 15-20 | 15-10 | 15-10 |
3-й год | 5-10 | 0-5 | 5-10 |
Задание №13. Система удобрения в севообороте. Разработка системы применения удобрений в севообороте
Разработать систему удобрения в севообороте (табл. 1.) по схеме 2.
1. Севооборот
№ п/п | Культура | Площадь, га | Урожайность, ц/га |
1. | Занятый пар | 100 | |
2. | Озимая пшеница | 100 | 50 |
3. | Кукуруза | 100 | 75 |
4. | Ячмень | 100 | 45 |
Таблица №2. Система удобрения в севообороте
№ поля | Площадь (га) | Куль- тура | Основное удобрение | Припосевное удобрение | Подкормка | Навоз |
вид | доза, ц/га | срок внесения | вид | доза, ц/га | вид | доза, ц/га | доза, т/га |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Задание №14. Система удобрения в севообороте. Разработка планов применения удобрений
Разработать план применения удобрений в севообороте по схеме 2.
1. Схема севооборота
№ п/п | Культура | Площадь, га | Урожайность, ц/га |
1. | Занятый пар | 150 | |
2. | Озимая пшеница | 150 | 50 |
3. | Подсолнечник | 150 | 20 |
4. | Ячмень | 150 | 40 |
2. Система удобрения в севообороте
№ поля | Площадь (га) | Куль- тура | Основное удобрение | Припосевное удобрение | Подкормка | Навоз |
вид | доза, ц/га | срок внесения | вид | доза, ц/га | вид | доза, ц/га | доза, т/га |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Задание №15. Экологические и агротехнические основы защиты почв от эрозии и дефляции
Подготовить презентации по следующему плану:
Виды эрозии почв
Почвозащитные мероприятия, направленные на борьбу с эрозией почв
Защита почв от дефляции
Рекультивация земель
Список литературы для самоподготовки студентов
Основные источники:
Баздырев Г.И, Сафонов А.Ф. Земледелие с основами почвоведения и агрохимии.- М.: Колос, 2009
Воробьев В.Б., Петровский Е.И. Почвоведение.- Издательство Ифра-М.,2012
Баздырев Г.И., Захаренко А.В., Лошаков В.Г. Земледелие.- М.: Колос, 2008
Практикум по земледелию под редакцией Г.И.Баздырева.-М.: Колос, 2009
Муравин Э.А., Титова В.И.- Агрохимия. – М.: Колос, 2009
Практикум по агрохимии под редакцией Э.А.Муравина.-М.: Колос, 2010
Практикум по мелиорации сельскохозяйственных культур под редакцией Шуравилина А.В.- М.«Книга – ЭКМОС»-2006.
Дополнительные источники:
Картамышев Н.И., Мальцев В.Ф., Семыкин В.А. Биологизация земледелия в основных земледельческих регионах России.- М.: Колос, 2012.
Отечественные журналы:
« Белгородский агромир»
«Земледелие»
«Новое сельское хозяйство»
«Современная техника и оборудование»
Интернет-ресурсы
1. agrofak.com›…sistema-udobreniya…v-sevooborote.html
2. big-archive.ru›geography/pedology/23.php
3. vseslova.com.ua›word/Картограмма_агрохимическая…
4. agro-sistema.ru›index.phpoption…article…pochvy