ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине «История СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»
по специальности
08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
БЕЛГОРОД 2015г.
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «История строительной отрасли», реализуемой в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом; выполняется по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Организация-разработчик: ОГАПОУ «БСК»
Рекомендована методическим советом ОГАПОУ «БСК»
Протокол № 1___ от___31_августа___________ 2015__ г.
Заместитель директора по учебно- методической работе
Разработчик:
Игнатенко Николай Анатольевич, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОГАПОУ «БСК»
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии
Протокол № __1_ от__31 августа_____________ 2015__ г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы Рекомендации по подготовке письменных работ Список рекомендуемой литературы | 5 7 13 |
Введение
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется федеральным государственным образовательным стандартом учебным планом и рабочей программой дисциплины.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений и способствует развитию творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа помогает формировать у студента способности к творческому применению полученных знаний , адаптации к профессиональной деятельности.
Цель методических рекомендаций - помочь студенту в изучении первой части курса отечественной истории. Речь идет об огромном по времени и сложном по содержанию периоде. Изучение отечественной истории происходит в трех основных формах:
- изучение общего курса истории;
- написание рефератов, сообщений, докладов;
-выполнение проектов и домашнее задание;
Объем и содержание общего курса определяется его программой, которой и надлежит руководствоваться. Предлагаемые методические рекомендации посвящены семинарским занятиям и рефератам, которые предусмотрены учебным планом.
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы
№ п/п | Наименование темы | Задания для самостоятельной работы | Коли чество часов |
1. | Тема 2.1. Зарождение строительной деятельности человека | Выполнить макет жилища первобытного человека. | 3 |
2. | Тема3.1.Строительство в Древнем Египте. | Подготовить реферат «Архитектура Египта. Стоечно-балочная система и египетский ордер» | 2 |
3. | Тема 3.3. Строительство в Древнем Китае и Индии. | Подготовить презентацию « Китайское садово-парковое искусство» | 2 |
4. | Тема 4.1. Строительство и архитектура Древней Греции | Подготовить презентацию «Архитектура и градостроительство периода Эллинизма в ДревнейГреции» | 2 |
5. | Тема4. 2. Строительство и архитектура Древнего Рима. | Подготовить реферат Выдающиеся зодчие «Золотого века» Римского государства (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.): Витрувий и Аполлодор Дамасский.(по выбору). | 2 |
6. | Тема 5.1. Развития строительства и архитектуры Византии | Подготовить сообщение «Технологии и приемы византийского зодчества (крестово-купольная система)». | 1 |
7. | Тема 5.2. Развития строительства и архитектуры Средневековой Европы | Подготовить сообщения «Конструктивные приемы и материалы романской архитектуры» , «Готика в Европе. Строительные приемы и конструкции». | 3 |
8. | Тема 6.1. Развития строительства Древней Руси X — XI вв . | выполнить макет крестово-купольново храма | 2 |
9. | Тема 6.3. Развитие строительства русского государства XVI — XVII в.в. | Подготовить презентации «Русские шатровые храмы», «Русская гражданская архитектура 15-17 в.в.». | 2 |
10. | Тема 7.1.Строительство и архитектура эпохи Возрождения. | Подготовить сообщение «Мастера архитектуры итальянского Возрождения». | 1 |
11. | Тема 7.3. Вторая половина ХIХ в. – первая половина ХХ в. в истории строительной отрасли. | Подготовить сообщение «Архитектура Ле Корбюзье. | 1 |
12. | Тема 8.7. Современное состояние и развитие строительного комплекса Белгородской области. | Подготовить презентацию выдающиеся строители Белгородской области. | 3 |
| Итого: | | 24 |
Рекомендации по подготовке письменных работ
Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита рефератов, докладов, проектов, эссе, домашних работ.
Видами самостоятельной работы при изучении любой дисциплины являются подготовка доклада, реферата или конспекта.
1) Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
1.Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
2.Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
3.Составить план доклада.
4.Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
5.Прочитать текст и отредактировать его.
6.Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Примерная структура доклада:
1. Титульный лист
2. Текст работы
3. Список использованной литературы
2) Реферат (от латинского refero – докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. Рефераты, называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического просвещения, в народных университетах, общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
1.Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.
2.Основной – работа над содержанием и заключением реферата.
3.Заключительный - оформление реферата.
4.Защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и пр.)
Структура реферата:
1.Титульный лист
2.Содержание: излагается название составляющих (глав, разделов) реферата, указываются страницы.
3.Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы. (Объем введения составляет 2-3 страницы.)
4.Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью.
5.Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о способах решения существенных вопросов.(Объем заключения 2-3 страницы.)
При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:
Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Нужно выбирать безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною анализа документа», лучше писать «проведенный анализ документа».
При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией.
Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается в кавычки с обеих сторон.
Каждая глава начинается с новой страницы.
Список использованной литературы оформляется следующим образом: порядковый номер в списке;
фамилия и инициалы автора;
название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его номер);
место и год выпуска.
Например:Бочаров, И. Н. Кипренский [Текст] / Иван Бочаров, Юлия Глушакова. – 2-е изд., знач. доп. – М. : Молодая гвардия, 2001. – 390 с., [24] л. ил. ;
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА ИЛИ ДОКЛАДА
№ | Критерий оценки | Баллы |
-
| Умение сформулировать цель и задачи работы | 9 |
-
| Умение работать с научной литературой (полнота научного обзора, грамотность цитирования) | 9 |
-
| Полнота и логичность раскрытия темы | 9 |
-
| Степень самостоятельности мышления | 9 |
-
| Корректность выводов | 8 |
-
| Реальная новизна работы | 8 |
-
| Трудоемкость работы | 14 |
-
| Культура оформления текста (соответствие требованиям оформления, стилистика изложения, грамотность) | 14 |
-
| Эрудированность автора в рассматриваемой области (владение материалом, терминологией, знакомство с современным состоянием проблемы) | 6 |
-
| Качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, умение реагировать на критику, готовность к дискуссии) | 14 |
КРИТЕРИИ ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ
Количество баллов | Оценка | Участие в чтениях |
0–25 | «Неудовлетворительно» | Не допускается |
26–50 | «Удовлетворительно» | Заочное участие |
51–75 | «Хорошо» | Допускается к защите |
76–100 | «Отлично» |
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержа-
нии реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Оценка 1 – реферат студентом не представлен.
3. Сообщение – это устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей с определенной темой.Это может быть просто сообщение на историческую тему
Учитывая публичный характер сообщения, выступающий должен:
- составить план и тезисы выступления;
- кратко представить проблематику, цель, структуру и т.п.;
- обеспечить порционную подачу и сегментировать в зависимости от новизны и важности информации;
- соблюдать четкость и точность выражений, их произнесение; обращать внимание на интонацию, темп, громкость и т.п. особенности публичного выступления;
- демонстрировать подготовленный характер высказываний, допуская, как в любой другой устной речи, словесную импровизацию.
Рекомендации по подготовке сообщения и проведения устного публичного сообщения
Поскольку публичное сообщение – непростое дело даже для подготовленного человека, рекомендуется написать текст вашего выступления. Познакомьтесь с практическими рекомендациями по его написанию. В начале выступления кратко остановитесь на том, почему вас заинтересовал именно эта тема, обоснуйте её актуальность, назовите цели и задачи вашего исследования. В основной части выступления в тезисной форме передайте содержание основных пунктов плана сообщения.
В заключении сообщения сделайте краткие выводы по теме.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СООБЩЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы 3 балла
2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов 3 балла
3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение3 балла
4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение ,биологической терминологией3 балла
Итого:
12 баллов – оценка «5»
9 – 11 баллов – оценка «4»
5 – 8 баллов – оценка «3»
Методические указания по созданию презентации
Презентация – электронный образовательный ресурс .
Электронная презентация - логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления.
Презентация обладает наглядностью и выразительностью, является прекрасным дидактическим и мотивационным средством, способствующим лучшему запоминанию учебного материала. Презентация требует комментариев и дополнений.
Все презентации строятся по одной и той же логической схеме:
1.Первый слайд- это всегда заголовок презентации.
2.Второй слайд – определение термина или общее пояснение к теме.
3.Два-три, четыре – пять слайдов, посвящаются иллюстрациям, примерам, применению объекта изучения, то есть выделению его наиболее ярких особенностей.
4. Несколько слайдов могут содержать материал в виде таблиц, диаграмм, графиков.
5. Последний слайд – итог, то есть выделяется то главное, что должно быть понято и должно остаться в памяти у слушателей.
Требования к презентации:
1. Презентация создается с помощью программы Microsoft Office Power Point 2007 с использованием анимации и вставок в виде рисунков, таблиц, диаграмм, клипов, звука и видеофильмов.
2.Содержание изучаемого материала должно быть представлено коротко и наглядно ( норма - 17 слов на слайде).
3. 1-3 рисунка или фотографии на слайде. Минимальный текст к иллюстрации. Основной текст (также небольшого объема) можно выполнять с применением гиперссылок, используя программу Microsoft Word.
4 . На слайде используется не более 3 цветов.
5.Стиль фона слайда выбирается в соответствии с темой и должен быть сквозным (на всех слайдах одинаковым). Предпочтителен темный фон, а текст выделяют контрастным светлым цветом.
Советы: 1.Перед созданием презентации изучите содержание материала темы по рекомендуемой литературе и другим источникам.
2.Разбейте содержание материала по смысловым группам. Наметьте план презентации.
3.На бумаге смоделируйте макет презентации. Определите количество слайдов и содержание каждого слайда согласно требованиям, предъявляемым к презентации.
4.Продумайте содержание текстов, рисунков, схем, таблиц, диаграмм и видеоклипов.
5. Продумайте музыкальные вставки и анимацию.
Затем приступайте к созданию презентации. Фантазируйте. Творите.
Выполнение макета.
Для создания хорошего макета необходим качественный подбор
используемых материалов и инструментов, что, наряду со способностями и
стараниями учащегося, является залогом успеха в изготовлении макетов.
Основными материалами для макетов служат простые в использовании
бумага типа «ватман» и тонкий картон. Ватман бывает двух видов: рулонный и
форматированный, в листах 60x80 и в папках размерами 30x40 или 30x20. В
макетировании используют также и акварельную бумагу, которая по своим
характеристикам более приближена к картону.
Отличие бумаги от картона заключается в том, что картон имеет лицевую и
изнаночную стороны, часто отличающиеся по цвету. Для макетов возможно
использование как тонированной, так и белой поверхности для большей
выразительности творческого замысла.
Для работы с бумагой и картоном требуются следующие инструменты:
1. Хорошо заточенный макетный нож или резак с выдвижным
лезвием.
2. Циркульный нож для вырезания окружностей и дуг. Если такого
ножа нет, то возможно использование измерителя с сильно заточен
ной иглой, чтобы он прорезал бумагу или циркуля с рейсфедером, для
этого в рейсфедер вставляется обломанная по диагонали бритва и
крепко зажимается.
3. Ножницы с прямыми концами.
4. Клей (наиболее удобен для склеивания бумаги и картона клей
ПВА, т. к. он белого цвета и не оставляет следов на листе), для приклеивания
цветной бумаги к ватману или картону при цветовой композиции используется резиновый клей.
5. Специальная доска из фанеры, пластика или оргалита.
6. Линейки предпочтительно металлические, т. к. они не портятся
макетным ножом (желательно с резиновой подкладкой на нижней поверхности, чтобы она не скользила по бумаге, и с выступом сверху, за который ее удобно держать).
7. Цветная бумага.
Залогом успешного выполнения макета является точное черчение и чистое
изготовление деталей и разверток. Чтобы лишний раз не пачкать лист, для
откладывания размеров или деления отрезков вместо карандаша используют
измеритель, где возможно.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАКЕТИРОВАНИЯ
Картон и бумага удобны и легки в ручной обработке. Кроме того, они
обладают достаточной жесткостью, обеспечивающей прочность макета, и
пластичностью, что практически дает возможность воплотить в той или иной
форме все творческие идеи автора. Однако рулонный ватман при скручивании не представляет собой ровной, гладкой поверхности, пригодной к использованию. То же относится и к свернутой в рулон форматированной
бумаге. Чтобы поверхность бумаги стала ровной, ее необходимо натянуть на
подрамник или доску. Подрамник — это деревянная обрешетка, выполненная
из реек, на которую набивается фанера. Для того чтобы натянуть бумагу на
подрамник, лист ватмана с длинами сторон, на 2—3 см превышающими длины сторон подрамника, мочат в холодной воде с двух сторон в течение 1—2 минут. Затем, слегка встряхнув, кладут на лежащий в горизонтальном положении подрамник или доску и разглаживают, разгоняя воду к углам. Затем осторожно наклеивают, промазав подрамник или доску по торцам клеем, внимательно следя за тем, чтобы клей не попал на плоскость доски. Для наклейки бумаги можно использовать клей ПВА, казеиновый клей или клей, приготовленный из муки, разбавленной водой, до консистенции сметаны. Не натягивая лист, без лишних усилий, аккуратно (изнутри к краям) расправить углы и, свернув припуски «конвертом», обжать лист по краям и закрепить кнопками каждую сторону. Сушить доску надо в горизонтальном положении. При высыхании бумага сама натянется, и поверхность будет ровной. Только после того как бумага высохнет, на ней можно начать работать.
Список рекомендуемой литературы
Основные источники:
1. Забалуева Т.Р. История архитектуры и строительной техники:
учебник – Эксмо, 2014 г.
2. Бирюкова История архитектуры – М.: Инфро-М, 2013 г.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств – М.: Искусство, 2012 г.
4. Гольдштейн А.Ф. Зодчество – М.: Просвещение, 2013 г.
Дополнительные источники:
Сайты Интернета:
http://www.arhitekto.ru/
http://www.archi-tec.ru/
http://prasugrel.ru/index.php
http://offtop.ru/misi/v18_441193__.php
http://arx.novosibdom.ru/neufert/49