СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине МДК.02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное методическое указание составлено в соответствии с рабочей программой МДК.02.02.«Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации».  Приведены методические рекомендации по изучению курса, содержание обучения, порядок  выполнения  и  оформления контрольной  работы, задания для контрольной работы, рекомендуемая литература

Просмотр содержимого документа
«Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по дисциплине МДК.02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»

департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области


государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования Воронежской области

«воронежский государственный ПРОМЫШЛЕННО-гуманитарный колледж»








ПМ. 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»


МДК.02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»


Методические указания и контрольные задания

Для студентов специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет» (в промышленности) II курса заочной формы обучения














ВОРОНЕЖ

2015







Печатается по решению методического совета

Воронежского государственного

промышленно-гуманитарного колледжа





Составитель И.Ю. Чайковская







Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации : метод. указания и контрол. задания : для студентов специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтер. учет» (в промышленности) II курса заоч. формы обучения / департамент образования, науки и молодеж. политики Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [сост. И.Ю.Чайковская]. – Воронеж : ВГПГК, 2013. – 16 с.

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой МДК.02.02. Приведены методические рекомендации по изучению курса, содержание обучения, порядок выполнения и оформления контрольной работы, задания для контрольной работы, рекомендуемая литература.











© Чайковская И.Ю., 2015

© Воронежский государственный

промышленно-гуманитарный

колледж, 2015

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА МДК.02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»


Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движений путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Его основными задачами являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, и ее имуществе, необходимой различного вида пользователям информации.

В соответствии с федеральным законом «о бухгалтерском учете», организации для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие состояние и оценка.

«Инвентаризация»:

- с одной стороны, - процедура проверки,

- с другой - способ ведения бухгалтерского учета.

Поэтому, инвентаризация – это:

1) проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому положению дел;

2) периодическая проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств и т.п., принадлежащих кому-либо (учреждению, организации, предприятию и т.п.) Путем подсчета, описи.

3) способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

4) как элемент учетной политики.

Таким образом, под инвентаризацией следует понимать процедуру периодически проводимой проверки наличия, состояния и оценки обязательств и имущества организации, путем подсчета, описи, обмера, взвешивания в целях сопоставления данных бухгалтерского учета и результатов проверки.

Междисциплинарный курс «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» изучается студентами 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет» (в промышленности) заочной формы обучения на II курсе в рамках модуля ПМ. 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации».

Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля, должен иметь практический опыт:

• ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

Уметь:

  • рассчитывать заработную плату сотрудников;

  • определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;

  • определять финансовые результаты деятельности организации по прочим

  • видам деятельности;

  • проводить учет нераспределенной прибыли;

  • проводить учет собственного капитала;

  • проводить учет уставного капитала;

  • проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;

  • проводить учет кредитов и займов;

  • определять цели и периодичность проведения инвентаризации;

  • руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;

  • пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;

  • давать характеристику имущества организации;

  • готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;

  • составлять инвентаризационные описи;

  • проводить физический подсчет имущества;

  • составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;

  • выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

  • выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

  • выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

  • формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

  • формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;

  • составлять акт по результатам инвентаризации;

  • проводить выверку финансовых обязательств;

  • участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;

  • проводить инвентаризацию расчетов;

  • определять реальное состояние расчетов;

  • выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;

  • проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);

Знать:

  • учет труда и заработной платы;

  • учет труда и его оплаты;

  • учет удержаний из заработной платы работников;

  • учет финансовых результатов и использования прибыли;

  • учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;

  • учет финансовых результатов по прочим видам деятельности;

  • учет нераспределенной прибыли;

  • учет собственного капитала;

  • учет уставного капитала;

  • учет резервного капитала и целевого финансирования;

  • учет кредитов и займов;

  • нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;

  • основные понятия инвентаризации имущества;

  • характеристику имущества организации;

  • цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;

  • задачи и состав инвентаризационной комиссии;

  • процесс подготовки к инвентаризации;

  • порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения

  • имущества без указания количества и цены;

  • перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;

  • приемы физического подсчета имущества;

  • порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в

  • бухгалтерию;

  • порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;

  • порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в

  • бухгалтерских проводках;

  • порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;

  • порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;

  • формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

  • формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;

  • процедуру составления акта по результатам инвентаризации;

  • порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;

  • порядок инвентаризации расчетов;

  • технологию определения реального состояния расчетов;

  • порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;

  • порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения


ПК 2.1

Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.2

Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.3

Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.4

Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.5

Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности


Курс рассчитан на 16 часов.



Содержание обучения.


МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации


16

Тема 2.1. Понятие и организация проведения инвентаризации.

Содержание

1

Понятие, цели и периодичность инвентаризации.

Этапы проведения инвентаризации.

Требования к проведению инвентаризации.

Обязанности инвентаризационной комиссии.

Тема 2.2 Инвентаризация основных средств.

Содержание

1

Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации основных средств.


Практические занятия

1

Содержание


Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации основных средств. ИНВ-01. ИНВ-18

Отражение результатов инвентаризации основных средств в бухгалтерских проводках.

Тема 2.3. Инвентаризация нематериальных активов.

Содержание

1

Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации нематериальных активов.

Тема 2.4. Инвентаризация материально-производственных запасов. Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов

Содержание

1

Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации материально-производственных запасов.

Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов

Практические занятия

1

Документальное оформление результатов инвентаризации материально-производственных запасов.

Тема 2.5. Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

Содержание

Порядок проведения и оформления результатов инвента-ризации товарно-материальных ценностей.

1

Практические занятия

1

Ситуационные задания.


Документальное оформление результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Тема 2.7 Инвентаризация обязательств организации.

Содержание


Нормативное регулирование проведения документального оформления инвентаризации расчетов.

Порядок инвентаризации расчетов.

Порядок проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности и отражение ее результатов в учете

1

Практические занятия


Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками и покупателями.

1

Тема 2.8. Инвентаризация целевого финансирования, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов

Содержание

1

Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации целевого финансирования.


Практические занятия

1

Отражение результатов инвентаризации денежных средств в бухгалтерских проводках.

Зачет


1



ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ



Задание к контрольной работе содержит два теоретических вопроса по вариантам и две задачи для всех вариантов. Вариант контрольной работы определяется по номеру зачетной книжки (студенческого билета) и соответствует последней цифре. Если последней цифрой является ноль, то выбирается десятый вариант.

Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки.

Контрольная работа выполняется в тетради с полями или на листах бумаги формата А4 (210  297 мм), пишется от руки или набирается на ПК в текстовом редакторе Word.

Контрольные работы должны быть сданы за две недели до начала сессии.

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ


Ответить на теоретические вопросы (по вариантам):


1. Вариант

1. Что собой представляет инвентаризация имущества, ее назначение?

2. Инвентаризационная опись основных средств (ф. № ИНВ-1). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

2. Вариант

1. В каких случаях проведение инвентаризации является обязательным?

2. Сличительные ведомости (ф. № ИНВ-18, ИНВ-19).Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

3. Вариант

1. Какие действия администрации организации предшествуют началу инвентаризации?

2. Инвентаризационная опись нематериальных активов (ф. № ИНВ-1а). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

4. Вариант

1. Кто определяет порядок и сроки проведения инвентаризации?

2. Инвентаризационный ярлык (ф. № ИНВ-2). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

5. Вариант

1.Какие документы материально ответственное лицо представляет в оправдание по поводу выявленной недостачи?

2. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ-3). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

6. Вариант

1.Каково назначение журнала учета и контроля , за выполнением приказов о проведении инвентаризации, как его заполняют?

2. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (ф. № ИНВ-5). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

7. Вариант

1. Каков порядок документального оформления результатов инвентаризации?

2. Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (ф. № ИНВ-6). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

8. Вариант

1. Каков размер суммы, подлежащей к взысканию с материально ответственного лица?

2. Акты инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (ф. № ИНВ-8, ИНВ-9).Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

9. Вариант

1. Каков порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с инвентаризацией имущества?

2. Акт инвентаризации наличных денежных средств (ф. № ИНВ-15). Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.

10.Вариант

1. Каков порядок составления Акта инвентаризации расчетов ?

2. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. № ИНВ-17).Значение документа. Порядок оформления документа. Привести пример оформления документа.


Решить задачи (для всех вариантов).


1.Составить и оформить инвентаризационную опись и сличительную ведомость по результатам инвентаризации материальных ценностей.

На основании приказа от 18.03.2015 № 54 в складе № 3 ООО «Луч» проведена плановая инвентаризация ТМЦ. Дата начала проведения инвентаризации - 18.09.2015, дата окончания инвентаризации - 19.09.2015. Комиссией проведена инвентаризация готовых изделий и составлена инвентаризационная опись, форма которой приводится ниже.

Материально-ответственным лицом является Дорофеев В.Д.

Председатель комиссии – зам. директора Осипов В.И., члены комиссии: гл. бухгалтер Боброва И.О., экономист Матвеева Е.В.

Данные и подсчёты в описи проверил бухгалтер Васнецов М.С.


№ п\п

Товарно-материальные ценности

Ед. изм-я.

Цена, руб.

Фактическое наличие

По данным бух.учёта.

1.

Букле

м.

995

69

63

2.

Велюр

м.

850

48

50

3.

Драп

м.

500

56

60

4.

Жаккард

м.

1060

89

85

5.

Иск.замша

м.

300

47

40

6.

Иск.кожа

м.

400

69

78


2. Составить и оформить инвентаризационную опись по результатам инвентаризации кассовых операций.

По приказу провести 20 июля 2015г. внезапную инвентаризацию кассы АО «Вперед» комиссией в следующем составе: главный бухгалтер Рогов Н. В., бухгалтер - Комов А. Н., зам, директора по маркетингу - Терехов И. В.

По данным первичных документов поступило в течение дня денежной наличности на сумму 320 000 руб., а выплачено (выдано) из кассы - 258500 руб.

Фактическое наличие денежных средств на момент проверки-4300 руб.


рекомендуемая ЛИТЕРАТУРА


Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Астахов В.П. Бухгалтерский учет и аудит внешнеэкономической деятельности : тесты и ситуации. : учеб. пособие / В.П. Астахов. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 256 с.

Бурмистрова Л.М. Бухгалтерский учет : учеб. пособие / Л. М. Бурмистрова. – М. : Форум : ИНФРА-М, 2007. – 304 с. : ил.

Бухгалтерский учет для малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. – Саратов : Диполь, 2006. – 1 CD-ROM ; 12 см. – Систем. требования: Pentium 266 MГц и выше ; ОЗУ 64 Мб ; 16x CD-ROM ; Windows 9x/ME/NT 4.0/2000/XP.

Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]. – Саратов : Диполь, 2005. – 1 CD-ROM ; 12 см. – Систем. требования: Pentium 266 MГц ; ОЗУ 64 Мб; 16x CD-ROM ; Windows 9x/MЕ/NT 4.0/2000/XP ; 800600 High Color или True Color.

Климова М.А. Бухгалтерский учет : самоучитель : учеб. пособие / М.А. Климова. – 2-е изд. – М. : РИОР, 2007. – 208 с.

Курсов В. Н. Бухгалтерский учет в коммерческом банке : новые типовые бухгалтерские проводки операций банка : учеб. пособие для вузов / В.Н. Курсов, Г.А. Яковлев. – 12-е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 278 с.

Никандрова Л.К. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании / Л.К. Никандрова. – 2-е изд. – М. : РИОР, 2006. – 128 с.

Новодворский В.Д. Бухгалтерский учет на малых предприятиях : учебник / В.Д. Новодворский, Р.Л. Сабанин. – М. : Велби : Проспект, 2007. – 296 с.

Профессия бухгалтер [Электронный ресурс] : самоучитель. – М. : Мультисофт : БИЗНЕССОФТ : ИДДК, 2005. – 1 CD-диск ; 12 см. – Систем. требования: ОЗУ 64 Мб ; 1024х768 ; Windows 98/MЕ/2000/XP ;
видео 2 Мб; x CD-ROM.

Самохвалова Ю.Н. Бухгалтерский учет : практикум : учеб. пособие / Ю.Н. Самохвалова. – М. : ФОРУМ, 2009. – 240 с.

Усатова Л.В. Бухгалтерский учет в коммерческих банках : учеб. пособие / Л.В. Усатова. – 4-е изд., пер. и доп. – М. : Дашков и Ко, 2009. – 376 с.






Учебное издание







ПМ. 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»


МДК.02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»


Методические указания и контрольные задания

Для студентов специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет» (в промышленности) II курса заочной формы обучения


Составитель Чайковская Ирина Юрьевна





18