МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
БПОУ «ОМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
«СПЕЦИАЛЬНЫЙ РИСУНОК И КОМПОЗИЦИЯ»
методические указания
по выполнению самостоятельных работ
для студентов специальности 43.02.02
«Парикмахерское искусство»
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Специальный рисунок и композиция» для студентов специальности 43.02.02 ( повышенный уровень).
Необходимость разработки МУ к самостоятельным работам возникла в связи, с отсутствием учебников, и учебных пособий по . дисциплине «Специальный рисунок и композиция».
Цель МУ – закрепление, углубление,, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий по изучению основ композиции и овладении навыками графического изображения причёсок и макияжа.
Задачи МУ:
- развитие самостоятельного мышления по использованию основных законов композиции в графическом моделировании причёсок и макияжа;
-применение индивидуальных знаний в графическом моделировании причёсок.
Материал в самостоятельных работах изложен от простого к сложному и рассчитан на различный уровень подготовки студентов. Особое внимание уделено сознательному использованию графических средств, с целью усиления индивидуальных особенностей изображаемых эскизов. Задания в самостоятельных работах помогают сформировать навыки для создания собственных художественно – графических работ, определить критерии для их оценки и правильного прочтения. Самостоятельная работа, очень важный вид деятельности так как формирует потребность к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1
Раздел 2. «Основы композиции и графическое моделирование причёсок и
художественных образов».
Тема 2. 1. «Основы композиции». .
Рекомендуемая продолжительность занятия 2 часа.
Цель:
-закрепить на практике теоретические знания по основам композиции.
Задачи:
- развитие творческого мышления;
- приобретение навыков графического изображения основных видов ритмических, симметричных и асимметричных построений в формальной композиции;
- приобретение навыков графического изображения основных видов динамических, статических, уравновешенных и с ярко выраженной
ЗАДАНИЕ.
Сделать подбор иллюстративного материала, выполнить анализ:
- ритмическое построение чёрных и белых полос;
- ритм в условной причёске;
- виды ритмических организаций условных причёсок в листе.
Форма и объём подачи:
На листе ватмана форматом А4, расположенном вертикально, разместить три орнаментальные полосы в строгой хронологической последовательности.
На листе ватмана форматом А3, выполнить ритмические элементы причёски в 3-х силуэтах.
На листе формата А3, расположить 3 условно изображённых причёсок. При этом силуэты должны быть интересными, иметь чёткий выразительный контур.
Материалы: ватман, чёрная гуашь, кисточки, карандаш.
Критерии оценки:
«5» - Работы представлены в полном объёме (100%) в соответствии с заданием. Носят поисково-творческий характер. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах умело, использованы навыки работы разнообразными графическими средствами.
«4» - Работы представлены в полном объёме (100%) в соответствии с учебным планом. Работы носят поисково-творческий характер. Есть замечания по общей графической культуре. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах есть замечания по использованию навыков работы разнообразными графическими средствами.
«3» - Работы представлены в не полном объёме (50%-70%). Работы не всегда носят поисково-творческий характер, но решены с учётом поставленных композиционно-художественных задач. Есть замечания по детальной проработке и общей графической культуре. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах есть замечания по использованию навыков работы разнообразными графическими средствами.
«2» - Работы не соответствуют не одному из требований или не представлены для зачёта.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2
Раздел 2. «Основы композиции и графическое моделирование причёсок и
художественных образов».
Тема 2. 1. «Основы композиции». .
Рекомендуемая продолжительность занятия 2 часа.
Цель:
-закрепить на практике теоретические знания по основам композиции.
Задачи:
- развитие творческого мышления;
- приобретение навыков графического изображения основных видов ритмических, симметричных и асимметричных построений в формальной композиции;
- приобретение навыков графического изображения основных видов динамических, статических, уравновешенных и с ярко выраженной доминантой построений в формальной композиции.
ЗАДАНИЕ.
Оформить собранный материал в папку с кратким композиционным анализом.
Форма и объём подачи:
Папка форматом А3 с собранным материалом.
2. Анализ оформить в форме реферата, объём 1-2 листа.
Критерии оценки:
«5» - Работы представлены в полном объёме (100%) в соответствии с заданием. Носят поисково-творческий характер. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах умело, использованы навыки работы разнообразными графическими средствами.
«4» - Работы представлены в полном объёме (100%) в соответствии с учебным планом. Работы носят поисково-творческий характер. Есть замечания по общей графической культуре. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах есть замечания по использованию навыков работы разнообразными графическими средствами.
«3» - Работы представлены в не полном объёме (50%-70%). Работы не всегда носят поисково-творческий характер, но решены с учётом поставленных композиционно-художественных задач. Есть замечания по детальной проработке и общей графической культуре. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах есть замечания по использованию навыков работы разнообразными графическими средствами.
«2» - Работы не соответствуют не одному из требований или не представлены для зачёта.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 3
Раздел 2. «Основы композиции и графическое моделирование причёсок и
художественных образов».
Тема 2. 1. «Основы композиции». .
Рекомендуемая продолжительность занятия 2 часа.
Цель:
-закрепить на практике теоретические знания по основам композиции.
Задачи:
- развитие творческого мышления;
- приобретение навыков графического изображения основных видов ритмических, симметричных и асимметричных построений в формальной композиции;
- приобретение навыков графического изображения основных видов динамических, статических, уравновешенных и с ярко выраженной доминантой построений в формальной композиции.
ЗАДАНИЕ.
Выполнение предварительных эскизов причёсок и макияжей по определению и ассоциации.
Форма и объём подачи:
Папка форматом А3 с собранным материалом.
2.Анлиз оформить в форме реферата, объём 1-2 листа.
Критерии оценки:
«5» - Работы представлены в полном объёме (100%) в соответствии с заданием. Носят поисково-творческий характер. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах умело, использованы навыки работы разнообразными графическими средствами.
«4» - Работы представлены в полном объёме (100%) в соответствии с учебным планом. Работы носят поисково-творческий характер. Есть замечания по общей графической культуре. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах есть замечания по использованию навыков работы разнообразными графическими средствами.
«3» - Работы представлены в не полном объёме (50%-70%). Работы не всегда носят поисково-творческий характер, но решены с учётом поставленных композиционно-художественных задач. Есть замечания по детальной проработке и общей графической культуре. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах есть замечания по использованию навыков работы разнообразными графическими средствами.
«2» - Работы не соответствуют не одному из требований или не представлены для зачёта.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 4
Раздел 2. «Основы композиции и графическое моделирование причёсок и
художественных образов».
Тема 2. 1. «Основы композиции». .
Рекомендуемая продолжительность занятия 2 часа.
Цель:
-закрепить на практике теоретические знания по основам композиции.
Задачи:
- развитие творческого мышления;
- приобретение навыков графического изображения основных видов ритмических, симметричных и асимметричных построений в формальной композиции;
- приобретение навыков графического изображения основных видов динамических, статических, уравновешенных и с ярко выраженной доминантой построений в формальной композиции.
ЗАДАНИЕ.
Продолжение работы над созданием эскизов причёсок и макияжей под определённым девизом.
Форма и объём подачи:
Папка форматом А3 с собранным материалом.
Анализ оформить в форме реферата, объём 1-2 листа.
Критерии оценки:
«5» - Работы представлены в полном объёме (100%) в соответствии с заданием. Носят поисково-творческий характер. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах умело, использованы навыки работы разнообразными графическими средствами.
«4» - Работы представлены в полном объёме (100%) в соответствии с учебным планом. Работы носят поисково-творческий характер. Есть замечания по общей графической культуре. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах есть замечания по использованию навыков работы разнообразными графическими средствами.
«3» - Работы представлены в не полном объёме (50%-70%). Работы не всегда носят поисково-творческий характер, но решены с учётом поставленных композиционно-художественных задач. Есть замечания по детальной проработке и общей графической культуре. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах есть замечания по использованию навыков работы разнообразными графическими средствами.
«2» - Работы не соответствуют не одному из требований или не представлены для зачёта.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 5
Раздел 2. «Основы композиции и графическое моделирование причёсок и
художественных образов».
Тема 2. 1. «Основы композиции». .
Рекомендуемая продолжительность занятия 2 часа.
Цель:
-закрепить на практике теоретические знания по основам композиции.
Задачи:
- развитие творческого мышления;
- приобретение навыков графического изображения основных видов ритмических, симметричных и асимметричных построений в формальной композиции;
- приобретение навыков графического изображения основных видов динамических, статических, уравновешенных и с ярко выраженной доминантой построений в формальной композиции.
ЗАДАНИЕ.
Оформить выполненные эскизы в папку с кратким композиционным анализом.
Форма и объём подачи:
Папка форматом А3 с собранным материалом.
Анализ оформить в форме реферата, объём 1-2 листа.
Критерии оценки:
«5» - Работы представлены в полном объёме (100%) в соответствии с заданием. Носят поисково-творческий характер. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах умело, использованы навыки работы разнообразными графическими средствами.
«4» - Работы представлены в полном объёме (100%) в соответствии с учебным планом. Работы носят поисково-творческий характер. Есть замечания по общей графической культуре. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах есть замечания по использованию навыков работы разнообразными графическими средствами.
«3» - Работы представлены в не полном объёме (50%-70%). Работы не всегда носят поисково-творческий характер, но решены с учётом поставленных композиционно-художественных задач. Есть замечания по детальной проработке и общей графической культуре. Доносят идею автора в адекватной графической форме, в рамках темы. В работах есть замечания по использованию навыков работы разнообразными графическими средствами.
«2» - Работы не соответствуют не одному из требований или не представлены для зачёта.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. / Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2001.
Ли Н. Основы учебного академического рисунка. – М.: ЭКСМО, 2004.
Паранюшкин Р. В. Техника рисунка. / Учебное пособие для художественных специальностей. // Серия «Школа изобразительного искусства». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Голубева О. Л. Основы композиции./ Учебник для студентов высшего и среднего художественного образования. – М.: Искусство, 2004.
Ермолаева Л. П. Основы дизайнерского искусства. Декоративная живопись. Графика. Рисунок. – Гном и. Д, 2001.
Сыромятникова И. С. Парикмахерское искусство. / Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 2003.
Сыромятникова И. С. Искусство грима и прически. – М.: Высшая школа, 2000.
Дополнительная литература
Бесчастнов Н. П. Живопись. / Учебное пособие. – М.: Владос, 2001.
Александрович А. Основы композиции в учебном рисунке. – М. – СПб: Технопринт, 2004.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. – М.: Титул, 1996.
Барчаи Е. А. Анатомия для художника. – Будапешт – М.: Контракт – Искусство, 1999.
Иттен И. Искусство формы. – М.: Аронов, 2004.
Курушин В. Д. Графический дизайн и реклама. – М.: ДМК, 2001.
Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. / Ученое пособие для вузов. – М.: Владос, 2004.
14