

Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА
по дисциплине
ОП. 10. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность:
38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
г. Печора
2016г.
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
Тема: Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования.
План эвакуации из учебного корпуса и общежития.
Продолжительность 6 часов
Цель:
активизировать индивидуальную деятельность, направленную на закрепление;
расширение и систематизацию пройденного материала по темам дисциплины ОП. 10 «Безопасность жизнедеятельности»;
формирование общих компетенций, умений и навыков быстро решать поставленные задачи:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.
2.1. Правила безопасного поведения в условиях вынужденного
Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие
Современная цивилизация, техническая революция окружили человека определенным комфортом. Появление современных конструкций кораблей, самолетов, автомобилей, создание эффективных средств радиосвязи, телевидения и бытовой техники изменили его жизнь, отучили жить среди дикой природы. Но нередко случается так, что человек оказывается вырванным из привычного образа жизни. Представьте, что это происходит в безлюдной местности, в океане, пустыне, непроходимом лесу или тундре. В этом случае у него моментально возникает проблема автономного существования (выживания) в природных условиях.

Что же такое выживание и автономное существование?
Правила поведения в условиях вынужденного существования
Выживание — активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.
Автономное существование — нахождение человека в определенных, часто сложных, природных или других условиях изолированности, когда ограничена или исключена вероятность помощи от людей и возможность использования технических и других достижений.
Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, — настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми и обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать.
Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитие не всегда можно предсказать. Поэтому порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки.
Опыт многих людей, побывавших в экстремальных ситуациях, связанных с авариями транспортных средств (самолета, поезда, автотранспорта и др.), позволил определить общую схему первоочередных действий потерпевших бедствие.
Что надо сделать в первую очередь, если вы потерпели бедствие при аварии транспортных средств:
перебраться самим и помочь перебраться пострадавшим в безопасное место;
покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;
оказать пострадавшим первую медицинскую помощь;
сориентироваться на местности и уточнить свое местонахождение;
при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.
После выхода из опасной ситуации, непосредственно угрожающей жизни, необходимо решить, что делать: ждать помощи на месте или попытаться добраться до ближайшего населенного пункта.
Решение оставаться на месте аварии принимают в тех случаях, когда:
место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т. п.);
направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны;
большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.
Приняв решение оставаться на месте аварии, необходимо придерживаться основных правил безопасного поведения, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей.
Решение об уходе с места аварии принимают, если:
На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.
2.2. План эвакуации из учебного корпуса и общежития.
В целях обеспечения безопасности людей при возникновении чрезвычайных ситуаций в помещениях учебных корпусов, общежитиях, спортивных и других сооружениях (аварий на системах тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, обрушения строительных конструкций, пожаров и др.) существует необходимость обучения персонала и студентов университета правилам поведения и действиям в этих случаях (ситуациях).
Наиболее вероятными из возможных ситуаций являются пожары.
В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22.06.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03), выполнение которых является обязательным для всех органов власти, юридических и физических лиц.
Пункт 16 Правил требует: во всех зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены Планы эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрены системы (установки) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек), в дополнение к плану эвакуации при пожаре, должны быть разработаны инструкции, определяющие действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которым не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки (учения, показные занятия) всех задействованных для эвакуации работников и студентов.
Этим тренировкам должны предшествовать инструктажи и теоретические занятия (1 - 2) по пожарной безопасности, организуемые руководителями подразделений (заведующими кафедрами, руководителями отделов и служб, комендантами учебных корпусов, заведующими общежитиями). При этом особое внимание обращается на соблюдение требований пункта 18 ППБ 01-03, согласно которым работники и студенты должны:
соблюдать при проведении учебного процесса и в быту правила и нормы пожарной безопасности, а также поддерживать противопожарный режим;
выполнять меры предосторожности при пользовании газовыми, электробытовыми приборами и радиоэлектронной аппаратурой, предметами бытовой химии, а также при проведении работ с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ) и горючими жидкостями (ГЖ) и другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием;
в случае обнаружения пожара сообщать о нем в подразделение пожарной охраны и принимать возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.
Подготовка к проведению учений (показных занятий).
Подготовка к проведению учений, показных занятий и практических тренировок включает в себя следующие этапы:
разработку и утверждение плана проведения учения, показного занятия и практических тренировок;
организацию теоретической подготовки персонала и студентов, привлекаемых к проведению мероприятий плана;
организацию поэтапной практической отработки (практических тренировок) отдельных мероприятий, операций и вопросов плана.
При разработке плана определяется объект, на котором планируется проводить учение (показное занятие), намечаются сроки его подготовки и проведения, назначаются руководитель и ответственные должностные лица за выполнение каждого этапа. Определяются цели и задачи, исходя из которых, разрабатывается:
перечень изучаемых и отрабатываемых вопросов;
перечень представителей отделов и служб, привлекаемых к проведению и контролю различных этапов плана;
потребность в материально-технических средствах и специальном оборудовании и т.п.;
необходимые мероприятия по обеспечению безопасности проводимых мероприятий плана.

При теоретической подготовке проводится инструктаж всего персонала и студентов, привлекаемых на учения (занятия) по правилам пожарной безопасности и доводятся конкретные сведения:
об оборудовании помещений здания автоматической системой пожарной сигнализации и размещении ее элементов в помещениях, а также правилах пользования ими (кнопки включения пожарных извещателей и т.п.);
о местах размещения поэтажных, секционных и локальных планов эвакуации людей в случае пожара, знаков пожарной безопасности и эвакуационных знаков;
о местах хранения ключей от запасных выходов из здания (если двери запасных выходов не оборудованы автоматическими замками);
о местах размещения пожарных кранов и правилах работы со стволами;
о местах установки и хранения самоспасательных устройств (типа «БАРС», лестниц, пожарных веревок и т.п.) и правилах пользования ими;
о местах расположения аптечек первой помощи и медицинского пункта (кабинета).
В процессе теоретической подготовки до всех участников доводятся последовательность и порядок действий при возникновении пожара от момента его обнаружения и до прибытия пожарных расчетов в соответствии с требованиями инструкций по пожарной безопасности, разработанных в университете применительно к зданию (сооружению).
Каждому из участников ставится конкретная задача в соответствии с планом учения (занятия):
лицу, обнаружившему пожар;
вахтеру;
старшим по этажам (блокам), производящим оповещение и контроль эвакуации людей;
персоналу и студентам, осуществляющим тушение пожара (в составе добровольной пожарной дружины или пожарного расчета);
персоналу, осуществляющему контроль полноты и качества выполнения мероприятий плана.
При этом особое внимание обращается на соблюдение всеми участниками правил и норм охраны труда, мер безопасности и электробезопасности.
Организация и проведение практических тренировок.
Практические тренировки предшествуют проведению учения или показного занятия и должны проводиться, в зависимости от объема запланированных задач (вопросов обучения), не менее 1-2 раз. Возможно, отработку отдельных вопросов дополнительно проводить с определенной группой (категорией) персонала или студентов.
Например, с вахтерами – по практическим действиям:
вызов пожарной команды;
включение пожарной сигнализации (оповещения о пожаре);
открытие дверей запасных выходов;
отключение электроснабжения и газоснабжения;
контроль отключения лифтов;
контроль за действиями ДПД (пожарного расчета), старших по этажам (по их докладам);
встреча пожарных расчетов пожарной части и доклад о месте пожара, о ходе эвакуации людей, о людях, оказавшихся в помещениях, отрезанных огнем и задымлением от путей эвакуации.
При этом контролируется не только правильность и последовательность действий, но продолжительность выполнения отдельных операций. Каждая практическая тренировка должна заканчиваться кратким разбором действий всех участников с указанием допущенных ошибок и выявленных недостатков.
Организация проведения учения (показного занятия).
Учения (показные занятия) проводятся с участием всех привлекаемых на них должностных лиц и студентов в полном объеме, предусмотренном планом.
Учение (показное занятие) начинается по сигналу (вводной) об обнаружении пожара (задымления) в помещении № _____, на ___ этаже и т.п., которые доводятся вахтеру или одному из подготовленных студентов, заранее назначенному старшим по этажу (блоку). Во вводной может быть указано, куда распространяется пожар и, возможно, о перекрытии огнем одного из маршрутов эвакуации. Старший по этажу (блоку), обнаруживший очаг (место) пожара немедленно, докладывает об этом вахтеру.
Руководитель учения (занятия) имеет право путем вводных усложнять обстановку, в том числе по обнаружению блокированных огнем людей и пострадавших. Эти вводные должны быть заранее известны контролирующим лицам, которые оценивают правильность действий и не допускают нарушений правил и мер безопасности со стороны участников учения (занятия).
Контролирующие лица оценивают правильность и быстроту действий участников на своем участке и контролируют организацию эвакуации людей, мест сбора эвакуированных и сверку их со списочным составом (проживающих в общежитии или находившихся в учебном корпусе, другом сооружении).
Руководитель учения (занятия) по докладам контролирующих лиц подводит итог учения (занятия) и дает общую оценку действиям всех участников, обращает внимание на отдельные недостатки и ошибки. По результатам проведенного учения (занятия) и его анализа руководитель обязан определить мероприятия по устранению выявленных недостатков установленным в университете порядком.
Что необходимо знать.
С момента прибытия пожарного расчета пожарной части на место пожара и получения информации о пожаре от вахтера или других лиц (зав. общежитием, коменданта корпуса и других должностных лиц университета) -
руководителем тушения пожара является начальник пожарного расчета и его распоряжения обязательны к исполнению всеми.
В случае невозможности покинуть здание (если пути эвакуации перекрыты сплошным огнем или сильно задымлены), оставшиеся в помещении люди должны закрыть окна и двери, а щели в дверях закрыть мокрыми тряпками и ожидать помощи пожарных. При задымлении, возможно, передвигаться по путям (маршрутам) эвакуации пригнувшись или ползком, прикрыв рот и нос материей, лучше влажной (носовой платок, шарф и т.п.).
При тушении очагов пожара до прибытия пожарных расчетов необходимо использовать имеющиеся огнетушители и стволы пожарных кранов.
Запрещается использовать огнетушители для тушения тлеющей
или горящей одежды на людях. Для этих целей можно использовать плотную ткань, накинув ее на тело пострадавшего.
Запрещается снимать с пострадавших одежду на местах поражения.
При оказании помощи пострадавшим с термическими ожогами необходимо знать, как и каким способом оказывать первую помощь.
Ожог 1-й степени – покраснение участков кожи; 2-й степени – появление волдырей – наложение сухой марлевой повязки на пораженные участки кожи.
Ожог 3-й степени – открытые раны; 4-й степени – обугливание кожи.
Требуется квалифицированная помощь медицинского работника (врача). Разрешается накрывать пораженные участки стерильной салфеткой.
Запрещается смазывать пораженные места мазями, маслами, дезинфицирующими жидкостями, прокалывать волдыри, обрезать отставшие участки кожи.
Практические задачи, задания, упражнения для самостоятельной работы студента.
4. Порядок выполнения работы.
Перейти по ссылке http://farvater.gumrf.ru/course/view.php?id=259 на учебный электронный курс (далее УЭК) «Безопасность жизнедеятельности» в СДО «ФАРВАТЕР».
Ознакомиться с аннотацией к УЭК http://farvater.gumrf.ru/mod/page/view.php?id=4099 .
Ознакомиться с содержание Учебной рабочей программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» http://farvater.gumrf.ru/mod/page/view.php?id=4102 или http://farvater.gumrf.ru/mod/folder/view.php?id=4101
Изучить содержание учебного материала (п.2.1 и 2.2).
5. Вид контроля.
Тест в СДО «ФАРВАТЕР» http://farvater.gumrf.ru/mod/quiz/view.php?id=4170
6.Правила оформления работы.
Правильно завершить тест по соответствующему алгоритму:






6. Учебная и специальная литература.
ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
ФЗ «О пожарной безопасности».
Печорское речное училище-филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова»