
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»
Методические указания по организации и проведению занятий по тактической подготовке
Тема:
ДЕЙСТВИЯ СОЛДАТА-МОТОСТРЕЛКА В БОЮ
г.Печора
2016г.
Опорный конспект
ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Тема:
ДЕЙСТВИЯ СОЛДАТА-МОТОСТРЕЛКА В БОЮ
учебные Вопросы:
Общевойсковой бой, способы его ведения и средства вооруженной борьбы.
1. Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр). Черты современного общевойскового боя и требования предъявляемые к нему.
2. Общие обязанности военнослужащего в бою.
3. Нормы Международного гуманитарного права.
Методические указания по организации и проведению занятий по тактической подготовке
Тактико-строевые занятия являются первой и необходимой ступенью боевого слаживания подразделений. Их сущность состоит в том, что с подразделениями отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий в различных видах боя сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом в пределах установленного нормативами времени. Недостаточно освоенные элементы приема и прием в целом должны повторяться до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно, согласованно и в установленное нормативом время.
Тактическая обстановка для проведения тактико-строевого занятия может создаваться для отработки каждого учебного вопроса (норматива) отдельно и не связываться единым замыслом. Она должна быть не сложной, но обеспечивать качественное обучение подчиненных.
В ходе этих занятий офицеры и сержанты совершенствуют свои навыки в управлении подчиненными подразделениями путем отдачи коротких распоряжений, команд и сигналов, а также определяют без дополнительных контрольных занятий уровень и качество подготовки подразделений.
Тактико-строевые занятия могут проводиться «пеший по-машинному» или на вооружении и технике. Организуют и проводят тактико-строевые занятия с подразделениями непосредственные командиры.
Проводить тактико-строевые занятия можно на учебном тактическом поле или на необорудованной местности. Наиболее эффективны и поучительны те занятия, которые проводятся на учебном тактическом поле, где наряду с мишенями, инженерными сооружениями, заграждениями и участками разрушений могут применяться и звуковые эффекты боя. При проведении занятий на необорудованной местности для обозначения противника используются мишени из ротного тактического комплекта или группа военнослужащих (2-4 чел.) с мишенями и средствами имитации, которые после отработки каждого учебного вопроса или его элемента по распоряжению руководителя занятия перемещаются в новый район для создания тактической обстановки для следующего учебного вопроса. Кроме того, тактико-строевые занятия могут проводиться и с применением лазерных имитаторов стрельбы и поражения (ЛИСП).
Продолжительность тактико-строевых занятий устанавливается руководителем исходя из поставленных целей, и может составлять 2-4 часа. Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий на поле боя (входе отработки тактических нормативов). Могут применяться также объяснение и показ.
Подготовка занятий. Поучительность и эффективность тактико-строевых занятий в значительной степени зависит от качества их подготовки. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых командиром подразделения накануне занятий и включает:
личную подготовку руководителя к занятию;
определение (уточнение) исходных данных;
выбор района (участка местности) для проведения занятия;
разработку плана проведения занятия;
подготовку обучаемых, района проведения занятия и средств материально-технического обеспечения к занятию.
В каждом конкретном случае объем и содержание проводимых мероприятий будет определяться опытом руководителя и его методическим мастерством.
Готовясь к занятию, командир подразделения оценивает уровень подготовки личного состава и подразделения в целом и с учетом этого определяет учебные цели.
Общая продолжительность занятия должна обеспечивать не только отработку всех учебных вопросов, но и включать передвижение подразделения к месту занятия и возвращение в расположение.
При передвижении к месту занятий и обратно на фоне тактической обстановки могут отрабатываться отдельные вопросы по топографии (например, движение по азимуту), повторяться отработанные ранее тактические приемы, нормативы, проводиться попутные физические тренировки и т.д. При этом всегда нужно помнить, что отведенное на занятия время рассчитано главным образом для обучения выполнению новых приемов и способов действий.
Важное значение для поучительной отработки учебных вопросов имеет умелый выбор района проведения занятия, учет его размеров и характера местности. Он, как правило, выбирается на учебном тактическом поле или вблизи пункта постоянной дислокации, чтобы меньше тратить времени на движение в район занятий и обратно. Размеры и характер необорудованной местности должны обеспечивать качественную отработку намеченных учебных вопросов и наибольшую поучительность занятия.
На стороне «противника» местность должна быть оборудована в инженерном отношении с учетом тактики его действий, иметь необходимое количество мишеней и макетов вооружения и военной техники.
При проведении занятий по оборонительной тематике местность должна способствовать правильному выбору позиций и опорных пунктов, скрытному расположению подразделений и проведению маскировочных мероприятий, защите от современных средств поражения, организации системы огня и хорошему наблюдению за действиями своих подразделений и противником.
Для отработки вопросов разведки, действий на марше и в походном охранении местность выбирается с таким расчетом, чтобы на маршруте движения и в стороне от него имелись местные предметы и различные препятствия, вызывающие необходимость их осмотра и преодоления (лес, открытые участки, овраги, высоты, рощи, населенные пункты, разрушенные и заболоченные участки дорог, водные преграды, мосты и т.д.).
Район занятия должен включать: место, откуда предполагается начать занятие, полосу местности, на которой будет проходить действия сторон при отработке вопросов темы, место (район) окончания занятия.
На основе уяснения (уточнения) исходных данных и проведенной рекогносцировки руководитель приступает к разработке плана проведения тактико-строевого занятия.
План является рабочим документом и может быть составлен в рабочей тетради или на отдельных листах
Проведение тактико-строевых занятий. Перед выходом на занятие командир подразделения строит его, проверяет наличие и экипировку личного состава, вооружение, средства материально-технического обеспечения, а также знание обучаемыми требований безопасности. Кроме того, он обязан установить необходимые требования безопасности при проведении занятия.
Тактико-строевое занятие может начинаться непосредственно в расположении части или в исходном районе. В первом случае выдвижение в исходный район и возвращение в расположение части осуществляется на фоне тактической обстановки и используется для закрепления ранее изученных или для отработки отдельных тактических приемов и способов действий по теме данного занятия.
По прибытии в район занятия руководитель строит подразделение в две шеренги, объявляет тему, учебные цели занятия, порядок его проведения и первый учебный вопрос. Не исключена проверка знания личным составом теоретических положений по теме занятия.
Затем руководитель напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, вводит обучаемых в тактическую обстановку, указывает подчиненным командирам места, для занятий, приказывает вывести подразделения на указанные места. С занятием учебных мест подразделения по команде руководителя приступают к отработке первого учебного вопроса и его первого элемента.
Командир отделения, прибыв с личным составом на указанное командиром взвода место, объявляет обучаемым порядок отработки вопроса по элементам, показывает лично (или привлекая наиболее подготовленных солдат) выполнение элемента с краткими пояснениями и приступает к его отработке. Место командира должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы обеспечивалось наблюдение за действиями обучаемых во время отработки каждого приема.
Отработка каждого элемента начинается в замедленном темпе, при этом основное внимание обращается на правильность его выполнения. В последующем темп постепенно увеличивается до времени, установленного соответствующим нормативом. Ошибки, допущенные обучаемыми, должны исправляться своевременно и умело.
Обнаружив общие ошибки в действиях личного состава, командир отделения останавливает действие обучаемых, вызывает их к себе, указывает на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, как выполнить те или иные действия, и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.
Если же ошибки допускают отдельные обучаемые, то останавливать всех не следует. В этом случае на выявленные недостатки нужно обратить внимание только тех обучаемых, которые допустили ошибки, и добиться их устранения в процессе отработки последующих действий.
Тренировку можно проводить, применяя различные методические приемы: учить каждого солдата; потоком; учить одного, а тренировать всех.
Закончив обучение солдат по одному элементу, командир отделения в такой же последовательности отрабатывает последующие элементы.
После отработки учебного вопроса по элементам командир отделения приступает к тренировке обучаемых действиям по всему учебному вопросу в целом. Для этого он изменяет направление действий обучаемых, добиваясь от солдат правильного и четкого выполнения приемов в установленное нормативом время.
После отработки учебного вопроса командир строит подчиненных, проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и порядок его отработки по элементам, доводит тактическую обстановку и приступает к отработке первого элемента в той же последовательности, что и при отработке предыдущего учебного вопроса.
Закончив, таким образом, отработку всех учебных вопросов, командир отделения проводит разбор.
В установленное время или по команде командира взвода отделение прибывает в указанное место. Командир отделения докладывает командиру взвода об окончании занятия, о степени усвоения каждым солдатом учебных вопросов, об имевших место недостатках, изъятии неизрасходованных имитационных средств и в дальнейшем действует по указанию командира взвода.
Командир взвода в ходе тактико-строевого занятия, проводимого командирами отделений, поочередно лично обучает наиболее сложным учебным вопросам каждое отделение и одновременно контролирует проведение занятия командирами других отделений. При необходимости он оказывает им помощь в устранении допущенных ошибок при отработке того или иного элемента, а также управляет мишенной обстановкой.
Если же командир взвода проводит тактико-строевое занятие лично в составе взвода, то он находится в таком месте, откуда бы обеспечивалось наблюдение за действиями всех отделений во время отработки каждого приема, элемента и учебного вопроса в комплексном (слитном) выполнении.
Обнаружив ошибки в действиях отделений, командир взвода установленным сигналом останавливает взвод, вызывает к себе всех обучаемых или только командиров отделений, указывает им на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, привлекая для этого одно из отделений, как надо правильно действовать и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены, а прием выполнен четко и слажено.
Если ошибки допускают отдельные солдаты, останавливать весь взвод не следует. В этом случае лучше на выявленный недостаток обратить внимание командира отделения и потребовать устранить его в процессе отработке последующих действий путем подачи дополнительных команд (сигналов), не останавливая занятия.
Закончив отработку всех учебных вопросов, командир взвода строит взвод, проверяет наличие личного состава, вооружения и военной техники, изымает неизрасходованные холостые боеприпасы и средства имитации и проводит разбор, который является заключительной частью тактико-строевого занятия.
При разборе командир напоминает тему, цели занятия и как они достигнуты, анализирует действия личного состава при отработке каждого учебного вопроса, подкрепляя свои выводы требованиями уставов, наставлений и приказов старших командиров, отмечает наиболее поучительные действия солдат, отделений и взвода в целом, а также недостатки в действиях обучаемых.
В заключение разбора командир взвода подводит итоги выполнения поставленных задач и определяет результаты действий обучаемых, дает указания по устранению выявленных недостатков. Разбор должен быть объективным, принципиальным и поучительным.
ПЛАН
проведения занятия
ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Тема:
ДЕЙСТВИЯ СОЛДАТА-МОТОСТРЕЛКА В БОЮ
занятие:
Общевойсковой бой, способы его ведения и средства вооруженной борьбы.
Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр). Черты современного общевойскового боя и требования предъявляемые к нему. Общие обязанности военнослужащего в бою. Нормы Международного гуманитарного права.
УТВЕРЖДАЮ З РАССМОТРЕНО На заседании предметной(цикловой) комиссии Военно-спортивных дисциплин Протокол№1 от 09 сентября 2014 года Председатель________________И.И.Митяев аместитель директора Печорского речного училища –филиала ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им.адмирала С.О.Макарова» ___________________Э.Э.Пец |
|
| | | | | |
|
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ | с |
|
по | Тактической подготовке | на | |
Тема: | Действия солдата-мотострелка в бою. |
Учебные вопросы: | 1. Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр). Черты современного общевойскового боя и требования предъявляемые к нему. 2. Общие обязанности военнослужащего в бою. 3. Нормы Международного гуманитарного права. |
Место проведения занятия: | Кабинет Основ безопасности жизнедеятельности. |
Метод (форма) проведения: | Устное изложение и обсуждение изучаемого материала (рассказ-беседа). |
Материальное обеспечение: | Оборудование кабинета, стенды, плакаты и схемы. |
Требований безопасности и ограничения: | |
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ | | | | мин. |
1. | Определение готовности подразделения к занятию: | |
| принимаю доклад от дежурного по подразделению (старшины учебной группы) о готовности к занятию и наличии личного состава; проверяю по журналу учета боевой подготовки наличие личного состава, осматриваю внешний вид обучаемых; проверяю готовность и состояние учебной материально-технической базы учебного места и оформление классной доски; при наличии недостатков во внешнем виде и нарушений порядка на учебном месте, требую их устранить немедленно или устанавливаю другое время; даю команду на раздачу учебной литературы и тетрадей. |
2. | Напоминание материала предыдущего занятия: | |
| напоминаю тему предыдущего занятия по тактической подготовке; довожу, какие знания и навыки, полученные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. |
3. | Опрос обучаемых: | |
| а). Фамилия: | |
| |
| б). основные вопросы контроля: | |
| |
4. | Доведение требований безопасности: | |
| довожу порядок безопасного и безаварийного обращения с элементами материально-технической базы места проведения занятия; устанавливаю порядок безопасного выполнения элементов предстоящего занятия (способов безопасной отработки приёмов и действий) и ограничения для данного занятия; убеждаюсь, что предстоящее занятие обеспечено безопасными условиями, а обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными практическими навыками в их выполнении. |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ | « | | » | мин. |
№ п.п. | Учебные вопросы, задачи, нормативы | Время | Действия руководителя и его помощника | Действия обучаемых |
| Организация занятия | | Объявляю тему, учебные вопросы и цели предстоящего занятия. | Слушают и уясняют тему, учебные вопросы и цели предстоящего занятия. |
1. | Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр). Черты современного общевойскового боя и требования предъявляемые к нему. | | Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения. | Уясняют порядок отработки вопроса. |
Довожу основные положения изучаемого вопроса: бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр); черты современного общевойскового боя и требования предъявляемые к нему. | Слушают, делают записи в тетради и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса. |
| | | | |
| | | Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической части занятия. | При возникновении вопроса задают его. |
Проверяю качество усвоения материала. Для этого задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и готовности применять полученные знания на практике. | Отвечают на вопросы. |
2. | Общие обязанности военнослужащего в бою. | | Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения. | Уясняют порядок отработки вопроса. |
Довожу под запись общие обязанности военнослужащего в бою (ст. 22 БУ-III-2005). | Слушают, делают записи в тетради и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса. |
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической части занятия. | При возникновении вопроса задают его. |
Даю время на закрепление учебного материала по записям в тетради или с использованием печатного материала. | Закрепляют материал методом самостоятельного повторения. |
Проверяю качество усвоения материала. Для этого задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и готовности применять полученные знания на практике. | Отвечают на вопросы. |
3. | Нормы Международного гуманитарного права. | | Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения. | Уясняют порядок отработки вопроса. |
Довожу основные положения изучаемого вопроса: что такое международное гуманитарное право; запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действии; ответственность за преступления, связанные с нарушением норм международного гуманитарного права, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации. | Слушают, делают записи в тетради и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса. |
Довожу под запись Кодекс поведения военнослужащего ВС РФ - | Слушают, делают записи в тетради и |
| | | | |
| | | участника боевых действий. | уясняют теоретические положения изучаемого вопроса. |
Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической части занятия. | При возникновении вопроса задают его. |
Даю время на закрепление учебного материала по записям в тетради или с использованием печатного материала. | Закрепляют материал методом самостоятельного повторения. |
Проверяю качество усвоения материала. Для этого задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и готовности применять полученные знания на практике. | Отвечают на вопросы. |
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ | | | | мин. |
1. | Опрос по изложенному материалу: | |
| Контрольные вопросы: | |
| |
2. | Подведение итогов занятия с выставлением оценок по его результатам. |
3. | Доведение недостатков, выявленных в ходе занятия и указаний по их устранению; доведение особенностей по подготовке к очередному занятию. |
4. | Задание на самостоятельную подготовку: | |
| |
Руководитель занятия | |
| (воинское звание, подпись) |
КОНСПЕКТ
ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Тема:
ДЕЙСТВИЯ СОЛДАТА-МОТОСТРЕЛКА В БОЮ
учебные Вопросы:
Общевойсковой бой, способы его ведения и средства вооруженной борьбы.
1. Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр). Черты современного общевойскового боя и требования предъявляемые к нему.
2. Общие обязанности военнослужащего в бою.
3. Нормы Международного гуманитарного права.
1. Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр). Черты современного общевойскового боя и требования предъявляемые к нему
1.1. Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр).
Бой - основная форма тактических действий, представляет собой организованные и согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр соединений, частей и подразделений в целях уничтожения (разгрома) противника, отражения его ударов и выполнения других тактических задач в ограниченном районе в течение короткого времени.
Удар - одновременное и кратковременное поражение группировок войск и объектов противника путем мощного воздействия на них имеющимися средствами поражения или наступлением войск (удар войсками). Удары могут быть: в зависимости от применяемого оружия - ядерные и огневые; по средствам доставки - ракетные и авиационные; по количеству участвующих средств и поражаемых объектов - массированные, сосредоточенные, групповые и одиночные.
Огонь - стрельба из различных видов оружия и пуск ракет в обычном снаряжении на поражение целей или для выполнения других задач; основной способ уничтожения противника в общевойсковом бою. Он различается по: решаемым тактическим задачам - на уничтожение, подавление, изнурение, разрушение, задымление (ослепление) и другие; видам оружия - из стрелкового оружия, гранатометов, огнеметов, боевых машин пехоты (бронетранспортеров), танков, артиллерии, противотанковых ракетных комплексов, зенитных средств и других; способам ведения - прямой, полупрямой наводкой, с закрытых огневых позиций и другой; напряженности - одиночными выстрелами, короткими или длинными очередями, непрерывный, кинжальный, беглый, методический, залповый и другие; направлению стрельбы - фронтальный, фланговый, перекрестный; способам стрельбы - с места, с остановки (с короткой остановки), с ходу, с борта, с рассеиванием по фронту, с рассеиванием в глубину, по площади и другой; видам огня - по отдельной цели, сосредоточенный, заградительный, многослойный и многоярусный.
Маневр - организованное передвижение войск в ходе выполнения боевой задачи в целях занятия выгодного положения по отношению к противнику и создания необходимой группировки сил и средств, а также переноса или перенацеливания (массирования, распределения) ударов и огня для наиболее эффективного поражения важнейших группировок и объектов противника. Видами маневра подразделениями в бою являются: охват, обход, отход и смена позиций.
Охват - маневр, осуществляемый в целях выхода во фланг (фланги) противнику. Обход - более глубокий маневр, совершаемый для выхода в тыл противнику. Охват и обход осуществляются в тактическом и огневом взаимодействии с подразделениями, наступающими с фронта.
Отход и смена позиций - маневр, осуществляемый подразделениями (огневыми средствами) в целях выхода из-под ударов превосходящего противника, воспрещения окружения, занятия более выгодного положения для последующих действий.
Маневр огнем заключается в одновременном или последовательном его сосредоточении по важнейшим целям противника или в распределении для поражения нескольких целей, а также в перенацеливании на новые объекты.
Бой может быть общевойсковым, противовоздушным, воздушным и морским.
Общевойсковой бой ведется объединенными усилиями соединений, частей и подразделений Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Воздушно-десантных войск, а на приморском направлении и силами Военно-Морского Флота. В ходе общевойскового боя соединения (части, подразделения) могут решать боевые задачи совместно с войсками, воинскими формированиями и органами других войск Российской Федерации1.
 |
 |

Маневр подразделениями в бою (вариант)
|
 |  |

|

|
Маневр огнем (вариант)
|
1.2. Черты современного общевойскового боя и требования предъявляемые к нему.
Характерными чертами современного общевойскового боя являются: высокая напряженность, скоротечность и динамичность боевых действий, их наземно-воздушный характер, одновременное мощное огневое и радиоэлектронное воздействие на всю глубину построения сторон, применение разнообразных способов выполнения боевых задач, сложная тактическая обстановка.
Напряженность боевых действий обусловлена стремлением и возможностями противоборствующих сторон вести активные боевые действия с решительными целями; применением в бою большого количества сложных систем оружия большой разрушительной силы; массовыми потерями людей, вооружения, техники и материальных средств; большим психологическим воздействием на людей последствий применения качественного нового оружия, а так же целенаправленной деятельностью сторон в целях подавления воли противника к дальнейшему сопротивлению; непрерывностью ведения боевых действий днем и ночью, часто по разобщенным направлениям.
В этих условиях достижение победы в бою потребует от наших войск высокой боевой выучки и морально-психологической подготовки, искусных действий и максимального напряжения физических и духовных сил.
Скоротечность боя обусловливается мощью современных средств поражения, их быстродействием, способностью в короткие сроки наносить решительное поражение противнику, с ходу стремительно атаковать и завершись его разгром вслед за ядерными и огневыми ударами, в высоких темпах развивать успех в глубину.
В условиях скоротечных боевых действий, как никогда, остро встает вопрос о борьбе за выигрыш во времени, об умении офицеров быстро оценивать обстановку и ставить задачи на основе высокой тактической подготовки и твердых навыков управления войсками.
Динамичность современного боя является результатом применения мощных средств поражения, роста подвижности общевойсковых частей и соединений, благодаря их полной моторизации и высокой степени механизации, а так же результатом отсутствия сплошного фронта в обороне и наступлении. Отсутствие сплошного фронта, значительное рассредоточение войск, наличие открытых флангов и больших промежутков все это увеличивает динамичность боя, способствует проведению смелых охватов, глубоких обходов, стремительному выходу на фланги и в тыл противнику и нанесению внезапных решительных ударов с разных направлений.
Общевойсковой бой требует от участвующих в нем подразделений непрерывного ведения разведки, умелого применения вооружения и военной техники, средств защиты и маскировки, высокой подвижности и организованности, полного напряжения всех моральных и физических сил, непреклонной воли к победе, железной дисциплины и сплоченности.
Общевойсковой бой может вестись с применением только обычного оружия или с применением ядерного оружия, других средств массового поражения, а также оружия, основанного на использовании новых физических принципов.
Обычное оружие составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские, авиационные, стрелковые и инженерные боеприпасы, ракеты в обычном снаряжении, боеприпасы объемного взрыва (термобарические), зажигательные боеприпасы и смеси. Наиболее высокой эффективностью обладают высокоточные системы обычного оружия.
Основой ведения боя с применением только обычного оружия является последовательный разгром подразделений противника. При этом важное значение будут иметь их надежное огневое и радиоэлектронное поражение с одновременным воздействием на его резервы и важные объекты в глубине, своевременное сосредоточение сил и средств для выполнения поставленных задач.
Ядерное оружие является наиболее мощным средством поражения противника. Оно включает все виды (типы) ядерных боеприпасов со средствами их доставки (носителями ядерных боеприпасов).
К оружию, основанному на использовании новых физических принципов, относится лазерное, ускорительное, сверхвысокочастотное, радиоволновое и другое.
2. Общие обязанности военнослужащего в бою
Каждый военнослужащий должен в совершенстве знать и содержать в постоянной боевой готовности свое оружие и боевую технику, мастерски владеть ими и умело применять, быть в готовности заменить выбывшего из строя товарища.
Каждый военнослужащий обязан:
знать способы и приемы действий в бою, иметь отработанные до автоматизма навыки действий с оружием (при вооружении боевой машины) на поле боя в различных условиях обстановки;
знать и понимать полученную задачу;
знать сигналы управления, взаимодействия, оповещения и порядок действий по ним;
уметь вести разведку противника и местности, при выполнении боевой задачи постоянно вести наблюдение, эффективно применять оружие (вооружение боевой машины), своевременно обнаруживать и поражать противника;
уметь правильно выбирать и оборудовать огневую позицию (место для стрельбы), использовать защитные и маскирующие свойства местности и боевых машин для противодействия огню противника;
знать размеры, объем, последовательность и сроки оборудования фортификационных сооружений; уметь быстро оборудовать окопы и укрытия, в том числе с применением взрывчатых веществ, осуществлять маскировку;
стойко и упорно действовать в обороне, смело и решительно - в наступлении; проявлять храбрость, инициативу и находчивость в бою; оказывать помощь товарищу;
уметь вести огонь по низколетящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям противника из стрелкового оружия;
знать способы защиты от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника; умело использовать местность, средства индивидуальной защиты и защитные свойства боевых машин; преодолевать заграждения, препятствия и зоны заражения; устанавливать и обезвреживать противотанковые и противопехотные мины; проводить специальную обработку;
не оставлять без разрешения командира своего места в бою; при ранении или поражении радиоактивными, отравляющими веществами, биологическими средствами, а также зажигательным оружием принимать необходимые меры само- и взаимопомощи и продолжать выполнение полученной задачи;
уметь готовить вооружение и боеприпасы к боевому применению, быстро снаряжать патронами обоймы, магазины, ленты; следить за расходом боеприпасов и заправкой боевой машины горючим, своевременно докладывать своему командиру об израсходывании 0,5 и 0,75 запаса ракет (боеприпасов) и заправки горючего; при повреждении боевой машины принимать меры по ее восстановлению.
Каждый сержант и солдат обязаны защищать командира в бою, в случае его ранения или гибели смело брать командование подразделением на себя.
3. Нормы Международного гуманитарного права
Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации должны знать и неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права.
Международное гуманитарное право представляет собой применяемую в период вооруженных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий.
Нормы международного гуманитарного права применяются с началом вооруженного конфликта.
Применение норм международного гуманитарного права прекращается с общим окончанием боевых действий, а на оккупированной территории – по окончании оккупации. Лица и объекты, окончательное решение участи которых будет принято позднее, остаются под защитой международного гуманитарного права.
Цель международного гуманитарного права – облегчить, насколько возможно, бедствия и лишения, приносимые боевыми действиями. Кроме того, международное гуманитарное право предоставляет гарантии защиты объектам, не имеющим военного значения.
Международное гуманитарное право устанавливает ряд ограничений и запретов на применение воюющими способов (методов) и средств ведения боевых действий; определяет правовое положение (статус) лиц и объектов, находящихся в зоне ведения боевых действий; регламентирует права и обязанности лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права; а также устанавливает ответственность государств и отдельных лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.
В случаях, не предусмотренных международными договорами, гражданские лица и комбатанты (воюющие) остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, принципов гуманности и требований общественного сознания.
Запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действии
В целях избежания излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, сопряженного с боевыми действиями, устанавливаются запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий.
К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:
убийство или ранение гражданских лиц;
убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;
убийство парламентера и сопровождающих его лиц;
нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершающих враждебных действий в течение всего времени спуска на землю до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях использования десантирования с парашютом для выполнения боевой задачи);
принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны;
отдача приказа никого не оставлять в живых, угрожать этим или вести боевые действия на этой основе;
взятие заложников;
вероломство;
использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно-признанных отличительных знаков и сигналов, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций, кроме как с разрешения этой Организации;
нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;
террор в отношении гражданского населения;
использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для его выживания;
нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы;
огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;
уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях;
уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;
отдача на разграбление города или местности.
Кодекс поведения военнослужащего ВС РФ – участника боевых действий
Лицевая сторона
| Оборотная сторона
|
Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий В ходе боевых действий знай и соблюдай следующие правила: 1. Применяй оружие только против противника и его военных объектов/ 2. Не нападай на лица и объекты, обозначенные отличительными эмблемами и знаками, если они не совершают враждебных действий. 3. Не причиняй излишних страданий. Не наноси большего ущерба, чем необходимо для выполнения боевой задачи. 4. Подбирай раненых, больных и терпящих кораблекрушение, которые воздерживаются от враждебных действий. Оказывай им помощь. 5. Пощади, разоружи и передай своему командиру сдавшегося в плен противника. Относись к нему гуманно. Не подвергай его пыткам. 6. Гуманно относись к гражданскому населению, уважай его собственность. Мародерство и грабеж запрещены. 7. Удерживай своих товарищей от нарушения настоящих правил. О случаях нарушений докладывай своему командиру. Нарушение этих правил не только бесчестит Отечество, но и в установленных законом случаях влечет уголовную ответственность. | Относись с уважением к лицам и объектам, обозначенным этими эмблемами и знаками:  | медицинский (духовный) персонал, медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, сотрудники международных и национальных гуманитарных организаций; |  | персонал и объекты гражданской обороны; |  | культурные ценности; |  | особо опасные объекты (дамбы, плотины, атомные электростанции); |  | белый флаг (флаг парламентера, используемый для переговоров). | |
Ответственность за преступления, связанные с нарушением норм международного гуманитарного права, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации учитывает положения международного гуманитарного права в части установления ответственности за его серьезные нарушения.
Общественная опасность этих нарушений заключается в применении запрещенных нормами международного гуманитарного права средств и методов ведения боевых действий, то есть в том что при их применении не только попираются нормы международного гуманитарного права, но и, главным образом, причиняются неоправданные страдания участникам вооруженного конфликта и мирному населению, увеличиваются человеческие жертвы и уничтожаются или разрушаются хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, безвозвратно утрачиваются такие достижения цивилизации, как культурные ценности и архитектурные памятники наносится вред окружающей природной среде.
Мотивами этих преступлений могут быть месть, корыстные побуждения, карьеристские соображения, а также идеологические (расистские, фашистские, националистические и т. п.) и подобные им.
К ответственности за указанные деяния могут привлекаться должностные лица органов военного управления, командиры соединений, частей или подразделений военнослужащие и другие участники вооруженного конфликта.
Действия, образующие состав преступления, связанного с нарушением норм международного гуманитарного права, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Статья 42 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях, а неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит Главу «Преступления против мира и безопасности человечества» и устанавливает соответствующую уголовную ответственность за различные виды преступлений.
В данную главу, в числе иных, включены следующие статьи:
Статья 355. Производство или распространение оружия массового поражения.
Производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны.
1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, – наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.
2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, – наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Статья 357. Геноцид.
Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.
Статья 358. Экоцид.
Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
Статья 359. Наемничество.
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях – наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, – наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Статья 360. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.
Нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортное средство лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений, – наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации, сроки давности не применяются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 «Декларации о территориальном убежище», принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 22 сессии 14 декабря 1967 г., на военных преступников, совершивших военные преступления или преступления против человечности, не распространяются нормы, регулирующие право убежища.
1 Далее, если не оговорено особо, - другие войска.