МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Подмосковный колледж «Энергия»
Рассмотрено на заседании ПЦК
общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от 31.08. 2017 г.
Председатель ПЦК
__________ Н. А. Жукова
Методические указания
по выполнению практических работ
по дисциплине
ФИЗИКА
основной профессиональной образовательной программы
специальностям среднего
профессионального образования
Составитель: Ильина Т. В.
2017
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………3
Перечень практических работ…………………………………… 7
Указания по выполнению практических работ …………………10
Литература…………………………………………………………12
Пояснительная записка
Методические указания предназначены для проведения практических занятий для студентов первого курса.
Практические работы предусмотрены рабочей программой дисциплины
«Физика» в количестве 42 занятий.
Методические указания по выполнению практических работ разработаны в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности, рабочей программой учебной дисциплины «Физика» и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов специальности «Биохимическое производство»
Целью методических указаний является закрепление знаний и формирование практических навыков, приобретение необходимых навыков работы с литературой и иллюстрациями. Методические указания могут быть использованы при самостоятельной работе студентов при решении типовых задач по дисциплине.
Этапы и содержание практического занятия:
1. Вступительна часть
Мотивация темы, цель занятия.
Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов
Характеристика содержания, порядка проведения и оценки
результатов практической работы
2. Актуализация теоретических знаний студентов.
3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.
4. Заключительная часть занятия. Обобщение, выводы по теме, оценка
работы студентов на занятии. Домашнее задание - отчет.
Критерии оценки:
оценка «5» - все задачи решены верно, выводы сделаны правильно, студент ответил на все вопросы преподавателя. Возможны незначительные замечания по оформлению работы, неточность при округлении, не достаточно полный ответ на один из поставленных вопросов;
оценка «4» - одна из задач решена с ошибками и (или) не верно сделан вывод и (или) дан неверный ответ на вопрос преподавателя;
оценка «3» - две задачи решены с ошибками или одна из задач не решена и (или) не верно сделан вывод, ответы на вопросы преподавателя не верные;
оценка «2» - три задачи решены не верно, или нет выводов и ни на один вопрос преподавателя не был дан ответ;
оценка «1» - задачи не решены, на вопросы преподавателя студент не отвечает.
Раздел, Тема | № 1 семестра |
Лекц. (час.) | Лаб. (час.) | Прак. (час.) | Формы контроля |
Раздел 1 Механика (20) |
Тема 1.1 Кинематика | 3 | | 5 | Д/З | отчёт |
Тема 1.2 Динамика | 4 | | 6 | Д/З | отчёт |
Тема 1.3 Законы сохранения | 2 | | - | Д/З | |
Раздел 2 Молекулярная физика Термодинамика (30) |
Тема 2.1Основы молекулярно-кинетической теории | 6 | | 1 | Д/З | отчёт |
Тема 2.2 Основы термодинамики | 8 | | 1 | Д/З | отчёт |
Тема 2.3 Свойства паров | 2 | | 3 | Д/З | отчёт |
Тема 2.4 Свойства жидкостей | 2 | | 3 | Д/З | отчёт |
Тема 2.5 Свойства твёрдых тел | 4 | | 1 | Д/З | отчёт |
Всего | 31 | | 20 | | |
Раздел, Тема | № 2 семестра |
Лекц. (час.) | Лаб. (час.) | Прак. (час.) | Формы контроля |
Раздел 3 Электродинамика (26) |
Тема 3.1 Электростатика | 2 | | 3 | Д/З | отчёт |
Тема3.2 Законы постоянного тока | 3 | | 5 | Д/З | отчёт |
Тема3.3 Электрический ток в полупроводниках | 3 | | 1 | Д/З | отчёт |
Тема3.4 Магнитное поле | 2 | | 2 | Д/З | отчёт |
Тема 3.5 Электромагнитная индукция | 2 | | 4 | Д/З | отчёт |
Раздел 4. Колебания и волны (12 ч) |
Тема 4.1 Механические колебания | 2 | | | Д/З | |
Тема 4.2 Упругие волны | 2 | | 2 | Д/З | отчёт |
Тема 4.3 Электромагнитные колебания | 2 | | 1 | Д/З | отчёт |
Тема 4.4 Электромагнитные волны | 1 | | | Д/З | |
Раздел 5. Оптика (6 ч) |
Тема 5.1 Природа света | | | 1 | | отчёт |
Тема 5.2 Волновые свойства света | 1 | | 1 | Д/З | отчёт |
Раздел 6. Элементы квантовой физики (6ч) |
Тема 6.1 Световые кванты | 1 | | 1 | Д/З | отчёт |
Тема 6.2 Физика атома | 1 | | | Д/З | |
Тема 6.3 Физика атомного ядра | | | 1 | | отчёт |
Всего | 22 | | 22 | | |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы | Объем часов |
Раздел 1Механика Тема 1.1 Кинематика | Практическая работа № 1 Элементы научной картины мира | 1 |
| Практическая работа № 2 Положение точек в пространстве | 1 |
| Практическая работа № 3 Перемещение точки на плоскости | 1 |
| Практическая работа № 4 Уравнения движения материальной точки | 1 |
| Практическая работа № 5 Анализ графика скорости и ускорения | 1 |
| Практическая работа № 6 Движение тела, брошенного под углом к горизонту | 1 |
| Практическая работа №7 Вращение деталей машин | 1 |
| Практическая работа № 8 Оценка абсолютной и относительной погрешности измерений | 1 |
| Практическая работа № 9 Определение равнодействующей нескольких сил | 1 |
| Практическая работа № 10 Рассечёт скорости продуктов сгорания топлива | 1 |
| Практическая работа № 11 Анализ движения связанной системы по наклонной плоскости. Скольжение тел | 1 |
Тема 1.4 Законы сохранения в механике | Практическая работа №12 Экспериментальное определение коэффициента жёсткости пружины | 1 |
Раздел 2Молекулярная физика. Термодинамика | | |
Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории | Практическая работа № 18 Расчет массы и размеров молекул, атомов | 1 |
Тема 2.2Уравнение состояния идеального газа | Практическая работа № 19 Вывод основного уравнения МКТ | 1 |
| Практическая работа № 20 Газовые законы | 1 |
Тема 2.3 Термодинамика | Практическая работа № 21 Расчёт теплоёмкости тела | 1 |
| Практическая работа № 22 Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела | 1 |
| | |
| Практическая работа № 23 Применение адиабатного процесса к изопроцессам | 1 |
Тема 2.4. Взаимное превращение жидкостей и газов. Твёрды тела | Практическая работа № 24 Определение влажности воздуха и температуры точки росы с помощью гигрометра и психрометра | 1 |
| Практическая работа № 25 Расчёт коэффициента поверхностного натяжения. Капиллярные явления. | 1 |
| Практическая работа № 26 Анизотропия кристаллов. Плавление и кристаллизация | 1 |
Раздел 3Электродинамика Тема 3.1 Электростатика | Практическая работа № 27 Расчёт силы кулоновского взаимодействия | 1 |
| Практическая работа № 28 Определение электрической ёмкости конденсатора | 1 |
| Практическая работа № 29 Расчёт силы тока, напряжения, удельного сопротивления проводников | 1 |
| Практическая работа № 30 Расчёт температурного коэффициента сопротивления | 1 |
| Практическая работа № 31 Измерение удельного сопротивления проводника | 1 |
| Практическая № 32 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока | 1 |
| Практическая работа № 33 Исследование зависимости мощности лампы от напряжения на её зажимах | 1 |
Тема 3.2 Электрический ток в полупроводниках | Практическая работа № 34 Расчёт параметров полупроводниковых приборов | 1 |
Тема3.3 Магнитное поле | Практическая работа № 35 Расчёт магнитной индукции, силы Ампера | 1 |
| Практическая работа № 36 Сборка и настройка электродвигателя. КПД электродвигателя | 1 |
Тема 3.4 Электромагнитная индукция | Практическая работа № 37 Правило Ленца. Магнитный поток | 1 |
| Практическая работа № 38 Явление электромагнитной индукции | 1 |
| Практическая работа № 39 Трансформатор | 1 |
Тема 3.5Геометрическая и волновая оптика | Практическая работа № 40 Определение показателя преломления стекла | 1 |
Раздел 4 Строение атома и квантовая физика Тема 4.1 Световые кванты | Практическая работа № 41 Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки | 1 |
| Практическая работа № 42 Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы | 1 |
| Всего | 42 |
Приложения
Практическая работа № 1
Раздел 1. Механика
Тема 1.1. Кинематика
Элементы научной картины мира
Цель: дать представление о классификации окружающего мира на мега-, макро- и микромиры. Границы и условность.
Задача: Определение линейных размеров объектов материального мира
Студент должен
уметь: распознавать окружающий материальный мир с точки зрения науки как, мегамир, макромир и микромир
знать: линейные размеры объектов в каждом из этих миров, приставки десятичных единиц измерения, правила обращения со степенями десяти
Приборы и материалы: методические указания по выполнению практического занятия
- тетрадь для лабораторно-практических работ, карандаш, линейка, ластик, циркуль
Теория
Окружающий нас материальный мир, с точки зрения науки, можно разделить на мегамир, макромир и микромир. Расстояния, линейные размеры объектов в каждом из этих миров следующие: в мегамире – 1025 -1020 м; в макромире -1020 -10-8 м в микромире -10-8 -10-18 м. Шкала размеров объектов и таблица десятичных приставок на рисунках 1, 2.
Рисунок 1

Характеристика мира | | | |
Примеры объектов | | | |
Рисунок 3
Рисунок 2

Условные границы миров
Мегамир – это объекты огромного масштаба-от планетных систем наподобие Солнечной до галактик и Вселенной.
Макромир – это мир, объекты которого видны невооружённым глазом
(горы, люди, реки, озёра, леса). С помощью микроскопов (растительные и животные клетки). С помощью телескопов с небольшим увеличением (планеты, небольшие небесные тела).
Микромир – это мир молекул, атомов, элементарных частиц и их составляющих.
На рубеже макромира и микромира выделяют мир особых частиц, к которым в последнее время приковано пристальное внимание учёных, технологов, изобретателей, - наномир. Размеры наночастиц колеблются от 0,1 мкм до 1нм (10-9 м), например углеродные нанотрубки имеют диаметров несколько нанометров.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Что означает в науке понятие «материя»
Перечислить условные границы и характеристики миров
Расстояние от Земли до Солнца?
За какое время свет долетает от нашей звезды до нас? (8,5 мин)
Для какой цели запускают межпланетные космические аппараты?
Для какой цели построен большой андронный каллайдер?
Для какой цели человечество проникает в безгранично малые или необозримо большие миры?
Каким образом можно доказать, что Земля вращается вокруг своей оси? (маятник Фуко во французском Пантеоне)
Как увидеть микромир? (эволюция оптических приборов –лупа, световой микроскоп)
Оформить таблицу, рисунок 3
Содержание и Последовательность выполнения практической работы:
Задачи практической работы:
Задание
Используя шкалу размеров объектов, доступных наблюдению и изучению в настоящее время, рисунок 1, назовите тела, размеры которых находятся в указанных интервалах расстояний. Смещение на этой шкале на одно деление вправо (влево) соответствует увеличению (уменьшению) размеров в 10 раз.
Используя шкалу, рисунок 1, определите линейные размеры (диаметр) Галактики, Земли и атома.
Пример выполнения и оформления. Образец вывода:
По окончанию практической работы студент должен представить:- Выполненную в рабочей тетради практическую работу в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Список литературы:
О.С. Габриелян, С. А Сладков, И. Г. Остроумов «Естествознание» Книга для учителя М. Дрофа, 2015
http://school-collection.edu.ru/collection - единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Физика»
Л. С. Хижнякова Самостоятельная работа учащихся по физике. Дидактический материал М. «Просвещение» 2013