10
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Донецкое высшее профессиональное машиностроительное училище
Согласовано На заседании МК гуманитарных и социально-экономических дисциплин | Утверждаю Зам.директора УПР ДонВПУ _____________ Л.Н.Грудева От «____»__________ 2016 г. |
Пр.№1от «____»____________ 2016 г. Председатель МК_________Н.Л.Малюта | |
Перечень лабораторных занятий
по дисциплине ОДБ.15 Физическая культура
основной профессиональной образовательной программы(ОПОП) профессии 15.01.17 Сварщик
Донецк
Перечень лабораторных занятий
по физической культуре
№ ЛР | Мониторинг физического развития | Кол-во часов |
..1 | Индекс Кетле-степень соответствия массы тела и роста | 1 |
2. | Индекс Робинсона –оценка энергопотенциала организма человека | 1 |
3 | Проба Штанге и Генчи –оценка функционального состояния дыхательной системы | 1 |
4 | Индекс Шаповаловой – оценка развития силы, быстроты и скоростной выносливости | 1 |
5 | Индекс Руфье - определение тренированности систем организма | 1 |
6 | Проба Ромберга - тест определяющий координа-цию движений и вестибюлярный аппарат | 1 |
| | |
Пояснительная записка
Изучение состояния здоровья подростков в зависимости от меняющихся социальных условий является одной из основных проблем медицинского, физкультурного, биологического и валеологического образования. Среди показателей состояния здоровья важное место занимает физическое развитие.
Мониторинг здоровья- это новое направление развития широкомасштабного тестирования в образовании, которое следует учитывать при построении системы оценки качества образования; - отслеживание по результатам тестирования динамики показателей физии-ческого развития, физической и функциональной подготовленности;
- наряду с тестированием уровня знаний, комплексная оценка качества образо-вания и организации работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
- специально организованные диагностические мероприятия (измерения), вы-являющие отклонения от норм состояния различных систем организма студен-та, необходимые для проверки эффективности внедрения различных инноваци-онных оздоровительных и образовательных программ в учебных заведениях любого типа, а также для внедрения здоровьесберегающих и здоровье форми-рующих образовательных технологий.
Как показывает опыт, наиболее рациональной системой контроля над состояни-ем двигательной подготовленности является комплексная форма контроля в виде:
а) текущего педагогического контроля и
б) системы мониторинговых исследований. В отличие от текущего педагогического контроля система мониторинга имеет четко заданный для всех типов и видов образовательных учреждений набор тес-товых упражнений, анкет и форм сдаваемой отчетной документации
Цель тестирования- мониторинг показателей здоровья учащихся, рассматри-вает как составную часть (наряду с тестированием уровня знаний) систему оценки качества образования.
Задачи:
1.Освоение учащимися методики замеров, расчетов и тестирования. 2.Обучение анализу полученных результатов. 3.Внедрение информационно- диагностических компьютерных технологий для сбора, обработки и хранения данных по оценке показателей здоровья.
Лабораторное занятие № 1 Тема урока:Мониторинг физического развития .Индекс Кетле степень соответствия массы тела человека и его роста
Цель:Оценить степень соответствия массы тела с ростом и определить тип телосложения.
Материалы и оборудование: секундомер, сантиметровая лента, калькулятор, весы.
Теоретическое обоснование Величина индекса массы тела хорошо отражает запасы жира в организме, и может своевременно сигнализировать о его излишке, о риске развития ожирения и связанных с ним заболеваний.
Для людей старше 18 лет нормальным считается ИМТ от 19 до 25, а для тех, кто старше 40 лет - от 19 до 30. Но это рамки для нормостенического телосложения.
Для гиперстенического (которое простым языком именуют "широкая кость") нормальным может быть ИМТ и до 33. А для людей с гипостеническим телосложением ("узкая кость") ИМТ может быть снижен до 18, и это для них это тоже норма.
Например, вес человека = 85 кг рост = 164 см. Следовательно, индекс массы тела в этом случае равен: ИМТ = 85 : (1,64x1,64) = 31,6 ОБЩАЯ ТАБЛИЦА ИНДЕКСОВ МАССЫ ТЕЛА (по Кетле) Классификация состояний здоровья | ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА | Рекомендации |
18-30 лет | более 30 лет |
Дефицит массы тела | менее 19,5 | менее 20,0 | Рекомендуется повышение массы тела. Лечение анорексии. |
Норма | 19,5-22,9 | 20,0-25,9 | Так держать! |
Избыток массы тела | 23,0-27,4 | 26,0-27,9 | Рекомендуется некоторое снижение массы тела. Повышен риск заболеваний. |
Ожирение I степени | 27,5-29,9 | 28,0-30,9 | Рекомендуется снижение массы тела. Повышен риск неинфекционных и системних забол-ий. |
Ожирение II степени | 30,0-34,9 | 31,0-35,9 | Рекомендуется снижение массы тела. Высокий риск для Здоровья! Вероятность заболеть . |
Ожирение III степени | 35,0-39,9 | 36,0-40,9 | Настоятельно рекомендуется снижение массы тела. Очень высокий риск для Здоровья! |
Ожирение IV степени | 40,0 и выше | 41,0 и выше | Необходимо немедленное снижение массы тела Высокий риск для Здоровья! |
Задание №1. Измерте рост и вес тела. Запишите в таблицу.По формуле рассчитайте Индекс Кетле.После того, как выяснили свой ИМТ, обратитесь к таблице,которая поможет определить наличие в организме избыточного веса.
Задание №2.Вычислить свой ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ : Для того, чтобы узнать свой тип телосложения, необходимо измерить сантиметром окружность самого тонкого места на запястье Свой тип телосложения определите по таблице: :
| Тип телосложения | Мужчины | Женщины |
| Астенический | Менее 18 см | Менее 15 см |
| Нормостенический | 18-20см | 15-17 см |
| гиперстенический | Более20см | Более 17 см |
Выводы Данная методика разрабатывалась для массового применения. ИМТ может указать ориентиры в работе над приведением в порядок собственного тела.Физические упр. и диета помогут стать подтянутым.
Лабораторное занятие № 2 Тема урока: Мониторинг физического развития .Индекс Робинсона-оценка энергопотенциала организма человека
Цель : Оценить.уровень обменно-энергетических процессов, происходящих в организме.
Материалы и оборудование: секундомер, прибор для измерения артериального давления калькулятор.
Теоретическое обоснование Данная величина демонстрирует систолическую деятельность главного органа – сердца. Чем этот показатель будет у вас выше на высоте нагрузки – тем выше и функциональные способности сердечных мышц. По индексу Робинсона можно (конечно, косвенно) говорить о потреблении миокардом кислорода.
Ход работы
Задание №1. Отдыхаем в течение 5 минут и определяем свой пульс в течение 1-й минуты в вертикальном положении (Х1). Далее следует измерить давление: верхнее систолическое значение нужно запомнить (Х2).
Задание №2.Полученные результаты измерения пульса и артериального давления занесите в таблицу.
ФИО студента | Пульс за 1 мин. стоя | Артериальное давление (верхнее) |
| Х 1 | Х 2 |
Задание №3.По формуле Индекса Робинсона уровень обменно-энергетических процессов, происходящих в организме.
Индекс Робинсона (искомая величина) выглядит следующей формулой: ИР = Х1*Х2:100.
Задание №4.Свой результат оцените по таблице:
Оценка состояния | Индекс Робинсона |
Отличное!Функциональные резервы ССС в отличной форме! | 69 и менее |
Хорошее.Функциональные резервы в норме | 70 — 84 |
Среднее.Недостаточные резервы | 85 — 94 |
Плохое.Признаки нарушения регуляции деятельности ССС | 95 — 110 |
Очень плохое! Регуляция деятельности ССС нарушена! | 111 и больше |
Вывод: Установлено, что критериями процесса адаптации юношей и девушек к физической нагрузке являются состояния напряжения физиологических систем по индексам, указанным выше и, способствующих повышению интегративных процессов в организме.
Существует определенная связь между функциональными возможностями и показателями физического здоровья студентов. Поэтому, регулярные и систематические занятия в спортивных секциях и на уроках физической культуры положительно сказываются на здоровье.
Лабораторное занятие № 3
Тема урока: Мониторинг физического развития . Пробы Штанге и Генчи –
оценка функционвльного состояния дыхательной системы
Цель : Оценить функциональные возможности дыхательной системы в покое и после физической нагрузки.
Материалы и оборудование: секундомер, сантиметровая лента, калькулятор. Теоретическое обоснование. Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа. Поступление кислорода из атмосферы к клеткам необходимо для биологического окисления органических веществ, в результате которого освобождается энергия, нужная для жизни организма.
Порядок выполнения работы:Определите частоту дыхания (ЧД). Для этого в спокойном состоянии, положив руку на грудную клетку (сидя), сосчитайте количество вдохов или выдохов за одну минуту. Полученный результат сравните с данными таблицы Оценить результат.
60 и более с – «отлично» | 40-49 с – «удовлетворительно», |
50-59 с – «хорошо» | менее 40 с — «неудовлетворительно» |
Проведите пробу Штанге. Для этого после 5-минутного покоя сделайте максимальный вдох. Затем полный выдох. Неполный вдох (75% от максимального). Задержите дыхание (зажав нос при открытом рте) на максимально возможное время, фиксируя продолжительность в секудах. Оцените полученный результат. Внесите данные в таблицу.
Оценка результатов: Заполните таблицу
№ | Название пробы( теста) | Результаты оценки исследования |
| «отлично» | – «хорошо» | «удовлетворит» | «неудовлет» |
1 | Проба Штанге | | | | |
2 | Проба Генчи | | | | |
3 | Показатели реакции ПР | | | | |
Проведите пробу Генчи. Для этого после 5-минутного покоя сделайте максимальный вдох. Затем полный выдох и задержите дыхание при закрытом рте, одновременно пальцами зажимая нос и определяя время задержки. Оцените полученный результат. Внесите данные в таблицу.
40 и более с – «отлично» | 20-29 с – «удовлетворительно» |
30-39 с – «хорошо» | 19 с и менее — «неудовлетворительно» |
Оцените реакцию сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания. Для этого сосчитайте пульс за 30 с (ЧСС1). Сделайте обычный вдох, выдох, задержите дыхание (зажав нос пальцами при закрытом рте). После возобновления дыхания сосчитайте пульс за 30 с (ЧСС2). Оцените показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания. Внесите данные в таблицу.ПР= ЧСС2:ЧСС1 Оценка результатов: ПР 1,2 говорит о снижении кардиореспираторного резерва. Выводы: 1.назовите с помощью каких проб можно определить функциональные возможности дыхательной системы. 2.Дайте определение процесса дыхания . 3.Какое значение имеет дыхание для функционирования организма?
Лабораторное занятие № 4
Тема урока: Мониторинг физического развития .Индекс Шаповаловой оценка развития силы, быстроты и скоростной выносливости.
Цель: Оценить.уровень мощности систем организма .
Оборудование: секундомер, гимнастические маты.,план урока
Теоретическое обоснование
Хороший уровень физического развития сочетается высокими показателями физической подготовки, мышеч-ной и умственной работоспособности
Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких даннях неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно потому для объ-ективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния. физическая подготовленность -это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.
Ход работы
^ Индекс мощности Шаповаловой = =
Низкая оценка индекса, кроме слабого развития двигательных качеств, силы, быстроты и выносливости, говорит о недостаточных функциональных возможностях кардиореспираторной системы. Задание №1 .С помощью ростометра измерте свой рост.Результаты занесите в таблицу .Обследуемый стоит по стойке «смирно», касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голову устанавливают так, чтобы наружный угол глаза и козелок ушной раковины находились на одной горизонтальной линии. Скользящую планку опускают до соприкосновения с верхней точкой головы, не оказывая давления.
Задание №2 .Массу тела определите взвешиванием на медицинских весах. Занесите в таблицу. Обследуемый спокойно стоит на середине площадки весов при закрытом замке коромысла. Далее замок открывается, и передвижением сначала большой гири, а затем маленькой гирьки устанавливается масса тела.
Задание №3 Обследуемый лежит на гимнастическом мате, ноги согнуты в коленях под углом 90º.По команде «Марш!» выполняется подъем туловища и возвращается в и.п. за 1мин. Результаты занесите в таблицу и по формуле определите Индекс мощности Шаповаловой. Выводы: Низкая и ниже средней оценка индекса Шаповаловой(1 балл, 2 балла) свидетельствует о недостаточном развитии силы, быстроты и скоростной выносливости.
Студентов с низкой оценкой этого индекса следует относить к группе риска по возникновению нарушения осанки, искривлений позвоночника и уплощения стоп и проводить с ними занятия физическими упражнениями, носящими превентивный и корригирующий характер.Рекомендуются самостоятельные занятия физическими упражнениями, направленными на развитие (с мышечным усилием, с гантелями, с эспандерами, с сопротивлением партнер).
Лабораторное занятие № 5
Тема урока: Мониторинг физического развития .Проба Руфье ( и ее модификация –Руфье-Диксона).
Цель :Определить тренированность систем организма студента и их реакцию на физическую нагрузку.
Это необходимо знать!Пульс – ритмические колебания стенок крупных артерий, которые лежат близко к поверхности тела. Каждое колебание отвечает сокращению сердца. По пульсу можно определить частоту сердечных сокращений за минуту. Пульс даёт информацию: - а)..о состоянии сосудов; б)..о работе сердца. Частота пульса у подростков 72-85 уд/мин, у взрослых—60-75 уд/мин. 1. Где легче всего обнаружить пульс покажет вам рисунок, на котором обозначены пульсовые точ-ки. Рассмотрите рисунок.1. 2. Удобнее всего подсчитывать пульс на поверхности лучевой кости около кисти. Найдите эту пульсовую точку у себя и у свого товарища (научитесь это делать быстро). Примечание. Подсчет пульса ведётся за 15 сек., а потом полученное число умножается на 4 Ход работы 1.Задание. Подсчитайте пульс за 1 мин.: а) в положении сидя в покое (Р1) б) сразу после 20 приседаний за 45 сек.после 2 мин отдыха.(Р2) в)После 5 мин. отдыха (Р3) Полученные результаты занести в таблицу.
С состояние организма | К кол-во уд. в покое | Ч через 2 минуты | Ч через 5 минут |
П положение сидя | Р Р1 | | |
П после 20 приседаний | | Р Р2 | Р Р3 |
И Индекс Руфье = (4х(P1+P2+P3) - 200):10. |
Справка 1. Время восстановления пульса к исходному уровню является показателем сердечно-сосудистой системы и тренированности занимающегося. 2.Задание:Расчитайте по таблице свой уровень тренированности организма по Индексу Руфье
3.Задание Анализируя результаты исследования сделайте Выводы и запишите в тетрадь Восстановление пульса по времени: а) менее 3 мин. -«отличный» результат. б) от 3 до 4 мин. -«хороший» результат в) от 4 до 5 мин. -«средний» результат г) более 5 мин. - «ниже среднего» Оценка результата пробы Руфье – Диксона 0,1 – 5 – результат отличный 5,1 – 10 –результат хороший ; 10,1 – 15 –средний результат 15,1 – 20 ниже среднего Вывод
Лабораторное занятие № 6
Тема урока: Мониторинг физического развития .Проба Ромберга – тест,определяющий координацию движений человека.
Цель :Определить координационные возможности студентов в пространстве.
Это необходимо знать! Проба Ромберга – это одна из разновидностей неврологических тестов, с помощью которых специалисты оценивают статическую координацию конкретного человека.
Благодаря данному тесту можно определить степень опьянения или подтвердить подозрения на использование наркотических веществ. Включает в себя как минимум три этапа: чувствительность, вестибулярная функция и адаптация зрения.
Дополнительно проба Ромберга используется для обнаружения нарушений в организме, в том числе в опорно-двигательном аппарате. С помощью методики вполне реально быстро определить физическую подготовку человека.
Ход работы
Задание №1. Встать, плотно сдвинув ступни и вытянув руки вперёд. Вначале стоите с открыты-ми глазами, затем закрыть их. Резкое усиление неустойчивости при закрывании глаз характерно для сенситивной или вестибулярной атаксии.Результат внесите в таблицу. Время устойчивости определяется к потере равновесия. Дрожание пальцев рук, покачивания, а тем более быстрая потеря равновесия указывают на нарушение координации и, исходя из этого, останавливается секундомер.
Задание №2). Испытуемый размещает ноги на одной линии, при этом пятка первой ноги касается носка другой. Человек находится с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками. Наличие тремора в течение короткого времени удержания позиции подразумевает присутствие каких-либо нарушений в организме. 
Время устойчивости в позе Ромберга - 2 у здоровых нетренированных лиц находится в пределах 30-50 с, при этом отсутствует тремор пальцев рук и век У спортсменов время устойчивости значительно больше (особенно у гимнастов, фигуристов, прыгунов в воду, пловцов) и может составлять 100-120 секунд и более.
Возраст (годы) | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Время(сек) | 48 | 50 | 52 | 51 | 53 |
Таблица 1 – Среднее время устойчивости в позе Ромберга -2 у подростков и юношей, не занимающихся спортом (по А.Ф.СиняковуПробу Ромберга следует применять до и после занятий. Уменьшение времени выпол-нения пробы Ромберга может наблюдать-ся при усталости, перенапряжении, пере-тренированности, в период заболеваний
Вывод: Поза Ромберга - что это такое для здорового человека? Это индикатор состояния всего организма в целом. Правильная постановка в данной позе – это состояние, которое должно быть у нормального, здорового организма. Для того чтоб помогать организму справляться с возло-женной на него нагрузкой, необходимо его постоянно тренировать. Если периодически выпол-нять упражнения, то организм «запомнит» правильную постановку, и вы будете лучше чувствовать себя в конце рабочего дня, а года не отразятся на вашем здоровье. Вот что значит поза Ромберга для вашего организма.
Литература
1. Алексанянц Г.Д. Медицинские аспекты допуска детей к занятиям спортом (проблемы и решения) // Физическая культура. – 1999 – № 1-2 – С. 30-33.
2. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.
3. Краткий курс лекций по спортивной медицине / Под ред. А.В. Смоленского. – М.: Физическая культура, 2005. – 192 с.
4. Кучкин С.Н., Бакулин С.А. Аэробная производительность и методы ее повышения. - Волгоград, 1985. – 128 с.
5. Лаптев А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта: Учеб. для ин-тов физ. культ. – М.: ФиС, 1979. – 288 с.
6. Левушкин С.П. Влияние двигательных режимов различной направленности на мышечную работоспособность школьников / Левушкин С.П., Блинков С.Н. // Физиология мышечной деятельности: Тез. докл. Междунар. конф. – М., 2000. – С.90-91
7. Методика физического воспитания школьников. / Под ред. Г.Б.Мейксона, Л.Е. Любомирского. – М.: Просвещение. – 1989. – 143 с.
8. Очерки по физиологии спорта: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / Под ред. Е.К. Аганянц. – Краснодар: Экоинвест, 2001. – 204 с.
9. Перечень заболеваний, препятствующих поступлению в школы спортивного профиля и училища олимпийского резерва: Метод. реком. – М., 1988. – 20 с.
10. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.Л. Карпмана. – М.: ФиС, 1987. – 304 с.
11. Туревский И.М. Моделирование тренировки юных спортсменов разной направленности с позиций структуры психофизической подготовленности // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): (Материалы конф.). – М., 1999. – С.352-356.
12. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: ФиС, 1985– 255 с.