СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания внеаудиторной самостоятельной работеы по физической культуре

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания внеаудиторной самостоятельной работеы разработаны на основе государственного образовательного стандарта среднего профессио-нального образования по предмету ОДБ.15 Физическая культура профессии 15.01.17 Сварщик.Содержание данной разработки ориентирована на основные задачи профессионального образования –подготовку квалифицированного работника,конкурентноспособного на рынке труда,обладающего знаниями, профессинальными навыками и умениями использовать в повседневной жизни эффективные физкультурно-оздоровительные методики.

Учебники:                                                                                                                        1.СимоненкоМ.А., Шедько Н.Е.,Горелкин А.И.,программа для общеобразова-тельных организаций:базовая программа;ДИПП.-Донецк:Истоки,2015.-38с.                                                                                                            2.Лях В.И.,Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений РФ:              Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.                   3.Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским (беларусским)языком обучения,,Физическая культура и здоровья.V-XIклассы.’’                                                                                                                                           4. Зуболий Н.Д. Деревянко В.В.,Лакиза А.Н.,Шегимаза В.Ф.,Майер В.И. Прог-раммы для основной  и спецмедгрупп общеобразовательных  организаций

 

Просмотр содержимого документа
«Методические указания внеаудиторной самостоятельной работеы по физической культуре»

10




Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Донецкое высшее профессиональное машиностроительное училище



Согласовано

На заседании МК гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

Утверждаю

Зам.директора УПР ДонВПУ

_____________ Л.Н.Грудева

От «____»__________ 2016 г.

Пр.№1от «____»____________ 2016 г.

Председатель МК_________Н.Л.Малюта










Перечень лабораторных занятий

по дисциплине ОДБ.15 Физическая культура

основной профессиональной образовательной программы(ОПОП) профессии 15.01.17 Сварщик





















Донецк







Перечень лабораторных занятий

по физической культуре



ЛР

Мониторинг физического развития

Кол-во

часов

..1

Индекс Кетле-степень соответствия массы тела и роста

1



2.

Индекс Робинсона –оценка энергопотенциала организма человека

1


3

Проба Штанге и Генчи –оценка функционального состояния дыхательной системы

1



4

Индекс Шаповаловой – оценка развития силы, быстроты и скоростной выносливости

1



5

Индекс Руфье - определение тренированности систем организма

1



6

Проба Ромберга - тест определяющий координа-цию движений и вестибюлярный аппарат

1















Пояснительная записка

Изучение состояния здоровья подростков в зависимости от меняющихся социальных условий является одной из основных проблем медицинского, физкультурного, биологического и валеологического образования. Среди показателей состояния здоровья важное место занимает физическое развитие.


Мониторинг здоровья- это новое направление развития широкомасштабного тестирования в образовании, которое  следует учитывать при построении системы оценки качества образования;                                                                                  - отслеживание по результатам тестирования динамики показателей физии-ческого развития, физической и функциональной подготовленности;                

- наряду с тестированием уровня знаний, комплексная оценка качества образо-вания и организации работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;                                                    


 - специально организованные диагностические мероприятия (измерения), вы-являющие отклонения от норм состояния различных систем организма студен-та, необходимые для проверки эффективности внедрения различных инноваци-онных оздоровительных и образовательных программ в учебных заведениях любого типа, а также для внедрения здоровьесберегающих и здоровье форми-рующих образовательных технологий.                                          


Как показывает опыт, наиболее рациональной системой контроля над состояни-ем двигательной подготовленности является комплексная форма контроля в виде:

а) текущего педагогического контроля и

б) системы мониторинговых исследований.                                                                                         В отличие от текущего педагогического контроля система мониторинга имеет четко заданный для всех типов и видов образовательных учреждений набор тес-товых упражнений, анкет и форм сдаваемой отчетной документации


Цель тестирования- мониторинг показателей здоровья учащихся, рассматри-вает как составную часть (наряду с тестированием уровня знаний) систему оценки качества образования.

Задачи: 

1.Освоение учащимися методики замеров, расчетов и тестирования.         2.Обучение анализу полученных результатов.                                                           3.Внедрение информационно- диагностических компьютерных технологий для сбора, обработки и хранения данных по оценке показателей здоровья.


Лабораторное занятие № 1 Тема урока:Мониторинг физического развития .Индекс Кетле степень соответствия массы тела человека и его роста

Цель:Оценить степень соответствия массы тела с ростом и определить тип телосложения.

Материалы и оборудование: секундомер, сантиметровая лента, калькулятор, весы.


Теоретическое обоснование Величина индекса массы тела хорошо отражает запасы жира в организме, и может своевременно сигнализировать о его излишке, о риске развития ожирения и связанных с ним заболеваний.
Для людей старше 18 лет нормальным считается ИМТ от 19 до 25, а для тех, кто старше 40 лет - от 19 до 30. Но это рамки для нормостенического телосложения. 
Для гиперстенического (которое простым языком именуют "широкая кость") нормальным может быть ИМТ и до 33. А для людей с гипостеническим телосложением ("узкая кость") ИМТ может быть снижен до 18, и это для них это тоже норма.  Например, вес человека = 85 кг рост = 164 см. Следовательно,  индекс массы тела в этом случае равен: ИМТ = 85 : (1,64x1,64) = 31,6 ОБЩАЯ ТАБЛИЦА ИНДЕКСОВ МАССЫ ТЕЛА (по Кетле)

Классификация состояний здоровья

ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА

Рекомендации

18-30 лет

более 30 лет

Дефицит массы тела

менее 19,5

менее 20,0

Рекомендуется повышение массы тела. Лечение анорексии.

Норма

19,5-22,9

20,0-25,9

Так держать!

Избыток массы тела

23,0-27,4

26,0-27,9

Рекомендуется некоторое снижение массы тела. Повышен риск заболеваний.

Ожирение I степени

27,5-29,9

28,0-30,9

Рекомендуется снижение массы тела. Повышен риск неинфекционных и системних забол-ий.

Ожирение II степени

30,0-34,9

31,0-35,9

Рекомендуется снижение массы тела. Высокий риск для Здоровья! Вероятность заболеть .

Ожирение III степени

35,0-39,9

36,0-40,9

Настоятельно рекомендуется снижение массы тела. Очень высокий риск для Здоровья!

Ожирение IV степени

40,0 и выше

41,0 и выше

Необходимо немедленное снижение массы тела Высокий риск для Здоровья!

Задание №1. Измерте рост и вес тела. Запишите в таблицу.По формуле рассчитайте Индекс Кетле.После того, как выяснили свой ИМТ, обратитесь к таблице,которая поможет определить наличие в организме избыточного веса.

Задание №2.Вычислить свой ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ : Для того, чтобы узнать свой тип телосложения, необходимо измерить сантиметром  окружность самого тонкого места на запястье Свой тип телосложения определите по таблице: :


Тип телосложения

Мужчины

Женщины


Астенический

Менее 18 см

Менее 15 см


Нормостенический

18-20см

15-17 см


гиперстенический

Более20см

Более 17 см

Выводы Данная методика разрабатывалась для массового применения.  ИМТ может указать ориентиры в работе над приведением в порядок собственного тела.Физические упр. и диета помогут стать подтянутым.

Лабораторное занятие № 2 Тема урока: Мониторинг физического развития .Индекс Робинсона-оценка энергопотенциала организма человека

Цель : Оценить.уровень  обменно-энергетических процессов, происходящих в организме.

Материалы и оборудование: секундомер, прибор для измерения артериального давления калькулятор.

Теоретическое обоснование Данная величина демонстрирует систолическую деятельность главного органа – сердца. Чем этот показатель будет у вас выше на высоте нагрузки – тем выше и функциональные способности сердечных мышц. По индексу Робинсона можно (конечно, косвенно) говорить о потреблении миокардом кислорода.



Ход работы

Задание №1. Отдыхаем в течение 5 минут и определяем свой пульс в течение 1-й минуты в вертикальном положении (Х1). Далее следует измерить давление: верхнее систолическое значение нужно запомнить (Х2).

Задание №2.Полученные результаты измерения пульса и артериального давления занесите в таблицу.

ФИО студента

Пульс за 1 мин. стоя

Артериальное давление (верхнее)


Х 1

Х 2


Задание №3.По формуле Индекса Робинсона уровень  обменно-энергетических процессов, происходящих в организме.



Индекс Робинсона (искомая величина) выглядит следующей формулой: ИР = Х1*Х2:100.



Задание №4.Свой результат оцените по таблице: 


Оценка состояния

Индекс Робинсона

Отличное!Функциональные резервы ССС в отличной форме!

69 и менее

Хорошее.Функциональные резервы в норме

70 — 84

Среднее.Недостаточные резервы

85 — 94

Плохое.Признаки нарушения регуляции деятельности ССС

95 — 110

Очень плохое! Регуляция деятельности ССС нарушена!

111 и больше

Вывод: Установлено, что критериями процесса адаптации юношей и девушек к физической нагрузке являются состояния напряжения физиологических систем по индексам, указанным выше и, способствующих повышению интегративных процессов в организме.

Существует определенная связь между функциональными возможностями и показателями физического здоровья студентов. Поэтому, регулярные и систематические занятия в спортивных секциях и на уроках физической культуры положительно сказываются на здоровье.

Лабораторное занятие № 3

Тема урока: Мониторинг физического развития . Пробы Штанге и Генчи –

оценка функционвльного состояния дыхательной системы

Цель : Оценить функциональные возможности дыхательной системы в покое и после физической нагрузки.

Материалы и оборудование: секундомер, сантиметровая лента, калькулятор. Теоретическое обоснование. Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа. Поступление кислорода из атмосферы к клеткам необходимо для биологического окисления органических веществ, в результате которого освобождается энергия, нужная для жизни организма. 

Порядок выполнения работы:Определите частоту дыхания (ЧД). Для этого в спокойном состоянии, положив руку на грудную клетку (сидя), сосчитайте количество вдохов или выдохов за одну минуту. Полученный результат сравните с данными таблицы Оценить результат.

60 и более с – «отлично»

40-49 с – «удовлетворительно»,

50-59 с – «хорошо»

менее 40 с — «неудовлетворительно»

Проведите пробу Штанге. Для этого после 5-минутного покоя сделайте максимальный вдох. Затем полный выдох. Неполный вдох (75% от максимального). Задержите дыхание (зажав нос при открытом рте) на максимально возможное время, фиксируя продолжительность в секудах. Оцените полученный результат. Внесите данные в таблицу. Оценка результатов:

Заполните таблицу

Название пробы( теста)

Результаты оценки исследования


«отлично»

– «хорошо»

«удовлетворит»

«неудовлет»

1

Проба Штанге





2

Проба Генчи





3

Показатели реакции ПР





Проведите пробу Генчи. Для этого после 5-минутного покоя сделайте максимальный вдох. Затем полный выдох и задержите дыхание при закрытом рте, одновременно пальцами зажимая нос и определяя время задержки. Оцените полученный результат. Внесите данные в таблицу.

40 и более с – «отлично»

20-29 с – «удовлетворительно»

30-39 с – «хорошо»

19 с и менее — «неудовлетворительно»

Оцените реакцию сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания. Для этого сосчитайте пульс за 30 с (ЧСС1). Сделайте обычный вдох, выдох, задержите дыхание (зажав нос пальцами при закрытом рте). После возобновления дыхания сосчитайте пульс за 30 с (ЧСС2). Оцените показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания. Внесите данные в таблицу.ПР= ЧСС2:ЧСС1 Оценка результатов: ПР 1,2 говорит о снижении кардиореспираторного резерва. Выводы: 1.назовите с помощью каких проб можно определить функциональные возможности дыхательной системы. 2.Дайте определение процесса дыхания . 3.Какое значение имеет дыхание для функционирования организма?

Лабораторное занятие № 4

Тема урока: Мониторинг физического развития .Индекс Шаповаловой оценка развития силы, быстроты и скоростной выносливости.

Цель: Оценить.уровень  мощности систем организма .



Оборудование: секундомер, гимнастические маты.,план урока

Теоретическое обоснование

Хороший уровень физического развития сочетается   высокими показателями физической подготовки, мышеч-ной и умственной работоспособности

Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним  морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких даннях неизмеримо возрастает  в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно потому для  объ-ективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния. физическая подготовленность -это результат физической подготовки, достигнутый при  выполнении  двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения  человеком  профессиональной или спортивной деятельности.

Ход работы
^ Индекс мощности Шаповаловой = =

Низкая оценка индекса, кроме слабого развития двигательных качеств, силы, быстроты и выносливости, говорит о недостаточных функциональных возможностях кардиореспираторной системы. Задание №1 .С помощью ростометра измерте свой рост.Результаты занесите в таблицу .Обследуемый стоит по стойке «смирно», касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голову устанавливают так, чтобы наружный угол глаза и козелок ушной раковины находились на одной горизонтальной линии. Скользящую планку опускают до соприкосновения с верхней точкой головы, не оказывая давления.

Задание №2 .Массу тела определите взвешиванием на медицинских весах. Занесите в таблицу. Обследуемый спокойно стоит на середине площадки весов при закрытом замке коромысла. Далее замок открывается, и передвижением сначала большой гири, а затем маленькой гирьки устанавливается масса тела.

Задание №3 Обследуемый лежит на гимнастическом мате, ноги согнуты в  коленях под углом 90º.По команде «Марш!» выполняется подъем туловища и возвращается в и.п. за 1мин. Результаты занесите в таблицу и по формуле определите Индекс мощности Шаповаловой. Выводы: Низкая и ниже средней оценка индекса Шаповаловой(1 балл, 2 балла) свидетельствует о недостаточном развитии силы, быстроты и скоростной выносливости.

Студентов с низкой оценкой этого индекса следует относить к группе риска по возникновению нарушения осанки, искривлений позвоночника и уплощения стоп и проводить с ними занятия физическими упражнениями, носящими превентивный и корригирующий характер.Рекомендуются самостоятельные занятия физическими упражнениями, направленными на развитие (с мышечным усилием, с гантелями, с эспандерами, с сопротивлением партнер).

Лабораторное занятие № 5


Тема урока: Мониторинг физического развития .Проба Руфье ( и ее модификация –Руфье-Диксона).

Цель :Определить тренированность систем организма студента и их реакцию на физическую нагрузку.

Это необходимо знать!Пульс – ритмические колебания стенок крупных артерий, которые лежат близко к поверхности тела. Каждое колебание отвечает сокращению сердца. По пульсу можно определить частоту сердечных сокращений за минуту. Пульс даёт информацию: - а)..о состоянии сосудов; б)..о работе сердца. Частота пульса у подростков 72-85 уд/мин, у взрослых60-75 уд/мин. 1. Где легче всего обнаружить пульс покажет вам рисунок, на котором обозначены пульсовые точ-ки. Рассмотрите рисунок.1. 2. Удобнее всего подсчитывать пульс на поверхности лучевой кости около кисти. Найдите эту пульсовую точку у себя и у свого товарища (научитесь это делать быстро). Примечание. Подсчет пульса ведётся за 15 сек., а потом полученное число умножается на 4 Ход работы 1.Задание. Подсчитайте пульс за 1 мин.: а) в положении сидя в покое (Р1) б) сразу после 20 приседаний за 45 сек.после 2 мин отдыха.(Р2) в)После 5 мин. отдыха (Р3) Полученные результаты занести в таблицу.

С состояние организма

К кол-во уд. в покое

Ч через 2 минуты

Ч через 5 минут

П положение сидя

Р Р1



П после 20 приседаний


Р Р2

Р Р3

И Индекс Руфье = (4х(P1+P2+P3) - 200):10.

Справка 1. Время восстановления пульса к исходному уровню является показателем сердечно-сосудистой системы и тренированности занимающегося. 2.Задание:Расчитайте по таблице свой уровень тренированности организма по Индексу Руфье

3.Задание Анализируя результаты исследования сделайте Выводы и запишите в тетрадь Восстановление пульса по времени: а) менее 3 мин. -«отличный» результат. б) от 3 до 4 мин. -«хороший» результат в) от 4 до 5 мин. -«средний» результат г) более 5 мин. - «ниже среднего» Оценка результата пробы Руфье – Диксона 0,1 – 5 – результат отличный 5,1 – 10 –результат хороший ; 10,1 – 15 –средний результат 15,1 – 20 ниже среднего Вывод




Лабораторное занятие № 6

Тема урока: Мониторинг физического развития .Проба Ромберга – тест,определяющий координацию движений человека.

Цель :Определить координационные возможности студентов в пространстве.


Это необходимо знать! Проба Ромберга – это одна из разновидностей неврологических тестов, с помощью которых специалисты оценивают статическую координацию конкретного человека.

Благодаря данному тесту можно определить степень опьянения или подтвердить подозрения на использование наркотических веществ. Включает в себя как минимум три этапа: чувствительность, вестибулярная функция и адаптация зрения.

Дополнительно проба Ромберга используется для обнаружения нарушений в организме, в том числе в опорно-двигательном аппарате. С помощью методики вполне реально быстро определить физическую подготовку человека.

Ход работы

Задание №1. Встать, плотно сдвинув ступни и вытянув руки вперёд. Вначале стоите с открыты-ми глазами, затем закрыть их. Резкое усиление неустойчивости при закрывании глаз характерно для сенситивной или вестибулярной атаксии.Результат внесите в таблицу. Время устойчивости определяется к потере равновесия. Дрожание пальцев рук, покачивания, а тем более быстрая потеря равновесия указывают на нарушение координации и, исходя из этого, останавливается секундомер. 

Задание №2). Испытуемый размещает ноги на одной линии, при этом пятка первой ноги касается носка другой. Человек находится с закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками. Наличие тремора в течение короткого времени удержания позиции подразумевает присутствие каких-либо нарушений в организме.

Время устойчивости в позе Ромберга - 2 у здоровых нетренированных лиц находится в пределах 30-50 с, при этом отсутствует тремор пальцев рук и век У спортсменов время устойчивости значительно больше (особенно у гимнастов, фигуристов, прыгунов в воду, пловцов) и может составлять 100-120 секунд и более.

Возраст (годы)

14

15

16

17

18

Время(сек)

48

50

52

51

53

Таблица 1 – Среднее время устойчивости в позе Ромберга -2 у подростков и юношей, не занимающихся спортом (по А.Ф.СиняковуПробу Ромберга следует применять до и после занятий. Уменьшение времени выпол-нения пробы Ромберга может наблюдать-ся при усталости, перенапряжении, пере-тренированности, в период заболеваний

Вывод: Поза Ромберга - что это такое для здорового человека? Это индикатор состояния всего организма в целом. Правильная постановка в данной позе – это состояние, которое должно быть у нормального, здорового организма. Для того чтоб помогать организму справляться с возло-женной на него нагрузкой, необходимо его постоянно тренировать. Если периодически выпол-нять упражнения, то организм «запомнит» правильную постановку, и вы будете лучше чувствовать себя в конце рабочего дня, а года не отразятся на вашем здоровье. Вот что значит поза Ромберга для вашего организма.


Литература


1.    Алексанянц Г.Д. Медицинские аспекты допуска детей к занятиям спортом (проблемы и решения) // Физическая культура. – 1999 – № 1-2  – С. 30-33.

2.    Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с. 

3.    Краткий курс лекций по спортивной медицине / Под ред. А.В. Смоленского. – М.: Физическая культура, 2005. – 192 с.

4.    Кучкин С.Н., Бакулин С.А.  Аэробная производительность и методы ее повышения. - Волгоград, 1985. – 128 с.

5.    Лаптев А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта: Учеб. для ин-тов физ. культ. – М.: ФиС, 1979. – 288 с. 

6.    Левушкин С.П. Влияние двигательных режимов различной направленности на мышечную работоспособность школьников / Левушкин С.П., Блинков С.Н. // Физиология мышечной деятельности: Тез. докл. Междунар. конф. – М., 2000. – С.90-91

7.    Методика физического воспитания школьников. / Под ред. Г.Б.Мейксона, Л.Е. Любомирского. – М.: Просвещение. – 1989. – 143 с.

8.    Очерки по физиологии спорта: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / Под ред. Е.К. Аганянц. – Краснодар: Экоинвест, 2001. – 204 с.

9.    Перечень заболеваний, препятствующих поступлению в школы спортивного профиля и училища олимпийского резерва: Метод. реком. – М., 1988. – 20 с.

10.    Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.Л. Карпмана. – М.: ФиС, 1987. – 304 с. 

11.    Туревский И.М. Моделирование тренировки юных спортсменов разной направленности с позиций структуры психофизической подготовленности // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): (Материалы конф.). – М., 1999. – С.352-356.

12.    Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: ФиС, 1985– 255 с.