Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Рязанский городской Дворец детского творчества»
«Безопасный Интернет»
Методическое пособие

Рязань, 2015
«Безопасный Интернет» Методическое пособие / авт-сост. Е.А. Королева, педагог дополнительного образования отделения социальных инициатив. - Рязань, 2015 – __ с.
Методическое пособие подготовлено на основе обобщенного опыта педагога дополнительного образования Дворца детского творчества Королевой Екатериной Анатольевной.
Практические разработки по организации работы с детьми старшего дошкольного, младшего школьного возраста и их родителями для безопасного пользования сетью интернет.
Данное пособие адресовано работникам системы дошкольного образования, педагогам дополнительного образования, педагогам начальных классов, классным руководителям, студентам педагогических и психологических факультетов вузов, родителям старших дошкольников и школьников младших классов.
Введение
Оглянемся вокруг: телефоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры, Интернет. Все развивается с огромной скоростью. Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг, открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Мы понимаем, что Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз, который таит в себе много опасностей.
Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины.
Предоставляя множество новых возможностей, глобальная сеть несет большие риски. Ребенок, захваченный безграничными возможностями современных технологий, зачастую не может разглядеть рисков и угроз сети и в результате оказывается среди наиболее уязвимых ее пользователей. Сталкиваясь с опасностью при использовании интернета или мобильной связи, дети часто не знают, как поступить и к кому обратиться в такой ситуации, а потому вынуждены действовать методом проб и ошибок. Родители не всегда могут помочь своим детям. Поэтому осведомленность родителей в этом вопросе очень актуальна.
Одним из средств решения этой проблемы является просвещение общественности, в первую очередь, педагогов, родителей в сфере безопасного поведения человека, дошкольника или школьника в мире компьютерных технологий и сети Интернет, чтобы он стал максимально безопасным для подрастающих поколений.
Материалы для родительского собрания
«Безопасность детей в сети Интернет»
Цель: просвещение родителей по теме “Безопасность детей в сети Интернет”
Подготовительные мероприятия:
- анкетирование учащихся по теме собрания;
- анкетирование родителей по теме собрания;
- подготовка рекомендаций для родителей по теме собрания.
Сегодня все больше и больше компьютеров подключается к работе в сети Интернет. Все большее количество детей получает возможность работать в Интернете.
Для чего нам нужен интернет? Интернет это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Интернет позволяет вам:
• общаться с друзьями, семьей, коллегами;
• получать доступ к информации и развлечениям;
• учиться, встречаться с людьми и узнавать новое.
Но стоит понимать, что как и наш реальный мир, всемирная паутина так же может быть весьма и весьма опасна. Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время, Сеть таит в себе много опасностей. Обязательно нужно поговорить с детьми, объяснить, что могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить. Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас.
Родители должны быть информированы не только о возможной опасности для ребенка, но и способах обеспечения его безопасности в сети Интернет. Именно обеспечению безопасности наших детей при пребывании в сети Интернет и будет посвящено наше родительское собрание.
Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не “предметом первой необходимости”. (Результаты анкетирования)
Интернет есть в каждом доме, в среднем ребенок от 6 до 10 лет проводит за компьютером 2 часа в день. Интернетом пользуется все больше и больше детей данного возраста. На первом месте идут компьютерные игры, далее поиск информации, общение, музыка, рисование, просмотр фильмов.
Как же избежать угроз в сети интернет? Кто же защитит наших детей? Для защиты детей был принят Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Данный закон устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.
Информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию. Какие угрозы могут подстерегать детей в сети Интернет?
Угрозы, подстригающие ребенка в сети Интернет:
Угроза заражения вредоносным ПО. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Даже случайный клик по всплывающему баннеру или переход по ссылке может привести на сайт с опасным содержимым.
Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики, порнография, депрессивные течения, секты и многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера.
Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов, сайтов знакомств или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи.
Неконтролируемые покупки. Интернет-магазины предоставляют разнообразные красочные товары, от покупки которых ребенок не может удержаться.
Чтобы предпринять комплексные меры по обеспечению безопасности в Интернете, инструктируйте своих детей и контролируйте их действия в Интернете. Договоритесь о четких правилах просмотра веб-страниц и игр в Интернете, опираясь на зрелость ваших детей и семейные ценности. Обращайте внимание на то, чем занимаются ваши дети в Интернете и с кем они там общаются.
Приведем несколько рекомендаций, с помощью которых посещение Интернета может стать менее опасным для ваших детей.
Рекомендации родителям:
Первое. Расскажите ребенку, что представляет собой Интернет-пространство, чем полезен Интернет, что можно там найти интересного и что негативного можно встретить. Лучше представить виртуальную сеть как помощника в поиске информации или как средство образования, а не как возможность для развлечений и удовольствий, чтобы ребенок не просиживал все свободное время в сети, а правильно распределял его по необходимости.
Второе. Договоритесь с ребенком, сколько времени он будет проводить в сети. Для каждого возраста должно быть свое время – чем старше ребенок, тем больше он может находиться в сети, но определенные рамки все равно должны сохраняться.
Третье. Предупредите свое чадо о том, что в сети он может столкнуться с запрещенной информацией и злоумышленниками. Часто случается так, что просмотр такой информации не зависит от ребенка – на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию. При столкновении с негативным контентом ребенок обязательно должен рассказать об этом родителям.
Четвертое. Приучите детей к конфиденциальности. Если на сайте необходимо, чтобы ребенок ввел имя, помогите ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации. Расскажите детям о том, что нельзя сообщать какую-либо информацию о своей семье – делиться проблемами, рассказывать о членах семьи, о материальном состоянии, сообщать адрес.
Пятое. Беседуйте с детьми об их виртуальных друзьях и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Приучите детей рассказывать о встречах в реальной жизни. Если ребенок хочет встретиться с виртуальным другом, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.
Шестое. Расскажите о мошенничествах в сети – розыгрышах, лотереях, тестах, чтобы ребенок никогда, без ведома взрослых, не отправлял смс, чтобы узнать какую-либо информацию из Интернета.
Седьмое. Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения или письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если ребенка что-то пугает, настораживает или кто-то угрожает в переписке, в письме, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.
Восьмое. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети: установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля и антивирус. Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок.
Девятое. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей: чтение специальной литературы, консультации с экспертами.
И самое главное: ознакомьте ваше чадо с этими простыми правилами, и он будет иметь представление о том, с чем может столкнуться в Интернете, и будет знать, как вести себя в этом случае. Если ребенок будет вам доверять и рассказывать все, что впечатлило его в сети, с кем он познакомился, вы сможете избежать очень серьезных неприятностей. Главное, не переборщите – не надо запугивать ребенка Интернетом, говорить, что это очень опасная и страшная штука, но ей надо уметь пользоваться. Ребенок должен усвоить мысль, что Интернет – это друг, и если правильно с ним «дружить», можно извлечь из этого очень много пользы. А правильно «дружить» с ним научить может только взрослый.
Существует программное обеспечение контроля детей в сети Интернет.
KidsControl (http://soft.mydiv.net/win/download-kidscontrol.html) - программа для блокирования доступа детей к нежелательному содержимому в интернете, которая позволяет оградить ребёнка от посещения веб-ресурсов неподходящей ему по возрасту.
PowerSpy (http://www.securitylab.ru/software/301944.php) - программа для отслеживания действий пользователя, которую удобно использовать, чтобы узнать, чем заняты дети в отсутствие родителей.
CYBERsitter (http://www.securitylab.ru/software/240522.php) - дает возможность ограничивать доступ детей к нежелательным ресурсам в Интернете.
КиберМама (http://www.securitylab.ru/software/273998.php) - КиберМама проследит за временем работы, предупредит ребенка о том, что скоро ему нужно будет отдохнуть и приостановит работу компьютера, когда заданное вами время истечет.
ChildWebGuardianLite – программа содержит функции блокирования доступа к Интернету по времени, запрета Вконтакте, запрета Одноклассников.
Детский интернет фильтр КиберПапа - это безопасный Интернет для детей и подростков! Фильтр позволяет родителям абсолютно спокойно оставить детей за компьютером и не волноваться, что они случайно встретят в сети опасные или нежелательные веб-страницы.
Веб-фильтр Лиги безопасного интернета – специальный сервис, который защищает от посещения опасных ресурсов: сайтов, связанных с насилием и порнографией, наркотиками, суицидом; сайтов содержащих нецензурную лексику; сайтов с азартными играми и лотереями.
Линия помощи «Дети онлайн» – бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, ФГАУ «Федерального института развития образования» и Фонда Развития Интернет.
Вывод. Говоря о безопасности детей в Интернете, акцент следует делать на то, что самое главное – это доверие между родителями и ребенком, готовность взрослых к диалогу, обсуждению непростых вопросов, да и просто разговорам о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Анкета для учащихся
Безопасность и Интернет
1. Есть ли у тебя компьютер? а) да б) нет
2. Как часто ты занимаешься за компьютером?
а) каждый день б) один раз в неделю в) другое (напиши свой ответ) __________________________________________________________________
3. Если занимаешься, то сколько времени ты проводишь за компьютером в день? а) один час б) два часа в) другое (напиши свой ответ) __________________________________________________________________
4. Подключен твой компьютер к Интернету? а) да б) нет
5. Ты выходишь в Интернет а) самостоятельно б) самостоятельно, но под контролем родителей в) вместе с родителями
6. Стоит ли на твоем компьютере Фильтр (запрет на посещение нежелательных и опасных сайтов)? а) да б) нет
7. Есть ли у тебя мобильный телефон? а) да б) нет
8. Подключен ли твой мобильный телефон к Интернету? а) да б) нет
9. Подключен ли твой мобильный телефон к безопасному (детскому) Интернету? а) да б) нет
10. В каких целях ты используешь Интернет? а) поиск информации б) общение с друзьями в) игры г) другое (напиши свой ответ)____________________________________________________________
11. Знаешь ли ты, какую опасность таят в себе сайты интернета? Приведи пример. а) да б) нет Пример________________________________________
12. Сколько тебе лет?
а) до 7 лет б) 7-9 лет в) 10-12 лет г) старше 12 лет
Анкета для родителей
Безопасность и Интернет
1. Есть ли у вас компьютер? а) да б) нет
2. Умеете ли вы пользоваться компьютером? а) да б) нет
3. Как часто ваш ребенок сидит за компьютером? а) каждый день б) один раз в неделю в) другое (напишите свой ответ) __________________________________________________________________
4. Сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером в день?
а) один час б) два часа в) другое (напишите свой ответ) __________________________________________________________________ 5. Подключен ли ваш компьютер к Интернету? а) да б) нет
6. Контролируете ли вы выход вашего ребенка в Интернет?
а) нет б) да в) выходите вместе с ребенком
7. Стоит ли на вашем компьютере Фильтр (запрет на посещение нежелательных и опасных сайтов)? а) да б) нет
8. Есть ли у вашего ребенка мобильный телефон? а) да б) нет
9. Подключен мобильный телефон вашего ребенка к Интернету?
а) да б) нет в) не знаю
10. Подключен ли мобильный телефон вашего ребенка к безопасному (детскому) Интернету? а) да б) нет в) не знаю
11. Как часто ваш ребенок выходит в Интернет с мобильного телефона?
а) каждый день 1-2 часа б) весь день в) не знаю г) другое (напишите свой ответ) _____________________________________________
12. В каких целях ваш ребенок использует Интернет? а) поиск информации б) общение с друзьями в) игры г) другое (напишите свой ответ) __________________________________________________________________
13. Какие сайты ваш ребенок посещает чаще всего? а) не знаю б) если знаете, то напишите какие__________________________________________
14. Знаете ли вы, какая опасность может подстерегать вашего ребенка в Интернете? Приведите пример а) да б) нет Пример____________________
_________________________________________________________________
15. Объясняете ли вы своему ребенку, как безопасно пользоваться Интернетом? а) да б) нет
16. Сколько лет вашему ребенку?
а) до 7 лет б) 7-9 лет в) 10-12 лет г) старше 12 лет
Мероприятие-диалог
«Полезный и безопасный интернет»
Цель: воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования интернета.
Задачи:
Повышение уровня знаний учащихся о возможностях использования сети Интернет: получение интересной и полезной информации, общение и коммуникация.
Повышение уровня знаний учащихся об основных опасностях при использовании сети интернет.
Усвоение детьми правил безопасного использования интернета.
Повышение уровня осведомленности о возможностях решения неприятных и опасных ситуаций, возникающих в интернете.
Формирование системы действий и способов принятия решения при столкновении с неприятными и опасными ситуациями
Сценарий мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить об интересном и захватывающем мире Интернета! Каждый из вас в нем уже побывал. А вы знаете, что такое интернет?
Лучше разобраться в том, что происходит в интернете, узнать, что в нем есть интересного и полезного, а также опасного и неприятного, помогут нам наши герои – Интернешка и Митясик! Надеюсь, они смогут стать вашими добрыми друзьями!
Интернешка родился и прожил всю жизнь в интернете. Он все-все про него знает. А так как он очень добрый, веселый и верный товарищ, то всегда готов прийти на помощь своему другу Митясику. Митясик – щенок, он стал пользоваться интернетом совсем недавно, когда родители подарили ему компьютер. Митясику все интересно, но он пока еще не очень хорошо разбирается в интернете, поэтому ему нужен помощник, чтобы не попадать в неприятные ситуации.
Ребята, а как, по-вашему, для чего нужен интернет? Что в нем есть интересного и полезного? Совершенно верно, в интернете можно искать информацию, можно общаться и учиться. И, конечно, Интернешка расскажет своему другу Митясику о том, сколько всего полезного, важного и интересного есть в интернете!
Интернешка:
Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было в школе?
И узнать про все на свете?
Ну, конечно, в ИНТЕРНЕТЕ!
Там музеи, книги, игры,
Музыка, живые тигры!
Можно все, друзья, найти
В этой сказочной сети.
Ведущий: Ребята, вот сайты, на которые можно совершенно безопасно заходить. Здесь много разной полезной и интересной информации: http://www.newart.ru/, www.lukoshko.net, http://www.classmag.ru, http://otlichnyk.ru, http://www.gogul.tv/. Все эти и другие сайты можно найти с помощью поисковой системы. Вы уже пользовался поиском в интернете? Что искали? А теперь послушаем, что Интернешка рассказал Митясику.
Интернешка:
Как не сбиться нам с пути?
Где и что в сети найти?
Нам поможет непременно
Поисковая система.
Ей задай любой вопрос,
Все, что интересно, –
Вмиг ответ она найдет
И покажет честно.
В интернете, в интернете
Пруд пруди всего на свете!
Здесь мы можем поучиться,
Быстро текст перевести,
А в онлайн-библиотеке
Книжку нужную найти!
Ведущий: Однажды друзья Митясика поехали проведать своих дальних родственников, Митясик очень расстроился, так как знал, что будет очень скучать без своих друзей... И рассказал о своей беде Интернешке. Что же ему ответил Интернешка?
Интернешка:
Расстоянья интернету
Совершенно не страшны.
За секунду он доставит
Сообщенье хоть с Луны.
Не печалься, если вдруг
Далеко уехал друг.
Подключаешь интернет –
Расстоянья больше нет!
Электронное письмо
Вмиг домчится до него.
Ну, а видеозвонок
Сократит разлуки срок.
Ведущий: Но не все так гладко и хорошо бывает в этой мировой па-утине! В интернете может быть интересно и безопасно. Но для этого нужно знать несколько главных правил. И сегодня на уроке мы познакомимся с ними. Они научат нас делать так, чтобы в интернете с нами ничего плохого не случилось!
Интернешка:
Мы хотим, чтоб интернет
Был вам другом много лет!
Будешь знать семь правил этих –
Смело плавай в интернете!
Ведущий: Митясик много времени проводит в интернете и с ним постоянно случаются разные истории. Послушайте одну из них:
Перед днем рождения своей мамы Митясик никак не мог придумать, что же ей подарить. Он набрал фразу «подарок для мамы» в поисковике и увидел много интересных сайтов, предлагающих подарки, которые можно оплатить с телефона. Митясик решил отправить смс-ку! Он сразу же это сделал и очень радовался своей находчивости. Но никакого подарка не получил, а на его телефоне закончились все деньги, и он не мог никому позвонить! Расстроенный Митясик обратился за помощью к Интернешке.
Интернешка:
Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Обещают все на свете
Подарить бесплатно детям:
Телефон, щенка, айпод
И поездку на курорт.
Их условия не сложны:
SMS отправить можно
С телефона папы, мамы –
И уже ты на Багамах.
Ты мошенникам не верь,
Информацию проверь.
Если рвутся предложить,
То обманом может быть.
Ведущий: Да, грустно, что Митясика обманули. Но зато и мы с вами, и Митясик теперь знаем, что надо быть очень осторожными. А что же с подарком для мамы Митясика? Не волнуйтесь, все закончилось хорошо. Интернешка помог Митясику с помощью графической программы нарисовать красивую картинку, куда они вставили мамину фотографию. Они распечатали рисунок на принтере и повесили в красивой рамке на стену. Мама была очень рада!
А вот другая история. Однажды Митясик делал домашнее задание. Для этого ему надо было разыскать несколько стихотворений и выучить их. Он решил быстро найти их в интернете, переходя по ссылкам с одного сайта на другой. И вдруг что-то начало происходить с компьютером! Компьютер абсолютно перестал слушаться Митясика. Щенок растерялся и обратился за помощью к Интернешке. Интернешка помог Митясику, установив две волшебные программы: антивирус и родительский контроль. Это такие программы, которые мешают вирусам и плохой информации проникать в ваш компьютер.
Интернешка:
Вдруг из щели между строк
Вылезает червячoк.
Безобидный он на вид,
Но в себе беду таит.
Может файлы он стирать,
Может деньги воровать,
Предлагает нам обновки,
Вирус – мастер маскировки!
Не хочу попасть в беду,
Антивирус заведу!
Ведущий: Митясик очень общительный и хочет, чтобы у него было много друзей. Однажды он завел себе профиль в сети «Пес-Коннект», где рассказал о своих увлечениях и что ищет себе друзей, и стал ждать писем. И вот какое письмо он получил! Давайте я вам его прочитаю.
«Привет, Митясик. Я Большая Белая и Пушистая Мальтийская болонка. У меня совсем мало друзей, поэтому я очень хочу познакомиться и подружиться с тобой. Пришли мне, пожалуйста, свой адрес и номер школы, в которой ты учишься. Я очень хочу посмотреть на тебя, поэтому пришли мне еще свою фотографию и фотографию своей семьи. С наилучшими пожеланиями, твой новый друг – Мальтийская болонка».
Как вы думаете, ребята, как надо Митясику отвечать на это письмо? Что может с ним случиться, если он исполнит все просьбы Мальтийской болонки? А давайте спросим Интернешку.
Интернешка:
В интернете, как и в мире,
Есть и добрые, и злые.
Полон разных он людей,
Есть и гений, и злодей.
По портрету не поймешь,
От кого слезу прольешь.
Чтобы вор к нам не пришел,
И чужой нас не нашел,
Телефон свой, адрес, фото
В интернет не помещай
И чужим не сообщай.
Ведущий: Сейчас я вам расскажу продолжение истории про Митясика и Мальтийскую болонку. Митясик отправил Мальтийской болонке письмо и все, что она его просила. В ответ болонка начала посылать ему письма, где Митясика называла глупым псом, комком шерсти и т. д. Также Мальтийская болонка стала использовать фотографию Митясика, представляясь от его имени и знакомясь с другими собаками, и обижать их. Митясик очень расстроился и попросил Интернешку помочь ему. Интернешка помогает Митясику: он пересылает грубые письма администратору сайта, который блокирует адрес Мальтийской болонки, и Митясик больше не получает плохих писем. Какое же правило на этот раз нам расскажет Интернешка?
Интернешка:
В интернете злые тролли
Появляются порой.
Эти злюки-задаваки
Могут довести до драки.
Им дразнить людей прикольно,
Несмотря, что это больно.
Только полный их «игнор»
Тролля охладит задор.
Сам же вежлив оставайся,
В тролля ты не превращайся!
Ведущий: Ребята, нужно не только не давать информацию о себе чужим людям, но и не встречаться с незнакомцами. Какое правило про эту ситуацию расскажет нам Интернешка?
Интернешка:
Как всем детям интересно
Поиграть с друзьями вместе,
В интернете тоже можно,
Нужно быть лишь осторожным.
И с чужими не играть,
В гости их к себе не звать
И самим не приходить –
Я прошу вас не забыть.
Ведущий: Ребята, а было у вас такое, что вы ищете что-то нужное в интернете, а на компьютере появляется совсем не то? А как вы думаете, что надо делать, чтобы этого не случилось? Давайте спросим у Интернешки!
Интернешка:
В интернете сайты есть –
Невозможно глаз отвесть.
Там и игры, и мультфильмы,
И учеба, и кино,
Только вдруг ты там находишь
Иногда совсем не то...
Чтобы не перепугаться
И потом не огорчаться,
Надо фильтр поискать
И компьютер подковать!
Ты родителям скажи:
Фильтры тут всегда нужны!
Ведущий: Ребята, а что все-таки делать, если вы встретились с какой-то трудностью в интернете: например, к вам пробрался вирус, или вас кто-то обижает, или вы отправили SMS на незнакомый номер?
Вы должны обратиться к вашим родителям или учителям! Они могут взять в помощь себе и вам разные компьютерные программы, они всегда помогут решить проблему и защитят от неприятностей! Интернешка все про это знает!
Интернешка:
Если что-то непонятно,
Страшно или неприятно –
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
Есть проблемы в интернете?
Вместе взрослые и дети
Могут все решить всегда
Без особого труда.
Ведущий:Мы сегодня узнали много нового и интересного об интернете, о его возможностях и опасностях, о том, какие правила нужно соблюдать, чтобы все было хорошо. Про что эти правила? Сколько их? Какие правила вы запомнили?
Настало время прощаться! Сегодня вы узнали основные правила поведения в интернете! Надеюсь, вы запомните их!
Краткие правила безопасного использования интернета в стихах
Автор неизвестен
Мы хотим, чтоб интернет
Был вам другом много лет!
Будешь знать СЕМЬ правил этих –
Смело плавай в интернете!
Правило 1. Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Ты мошенникам не верь,
Информацию проверь.
Правило 2. Не хочу попасть в беду –
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в интернет,
Пригодится наш совет.
Правило 3. Если кто-то НЕЗНАКОМЫЙ
Вас попросит рассказать
Информацию о школе,
О друзьях и телефоне,
Иль к страничке доступ дать –
Мы на это НЕТ ответим,
Будем все держать в секрете!
Правило 4. С грубиянами в сети
Разговор не заводи.
Ну и сам не оплошай,
Никого не обижай.
Правило 5. Злые люди в интернете
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не иди!
Правило 6. Как и всюду на планете
Есть опасность в интернете.
Мы опасность исключаем,
Если фильтры подключаем.
Правило 7. Если что-то непонятно,
Страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
Занимательный материал «Безопасный интернет»
Игры
Игра «Вирусы»
Цель игры: Эмоциональная разрядка, снятие напряжения.
Вспомогательные материалы: Листы А4 двух цветов и лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
Процедура проведения: Листы А4 нужно скомкать и сделать из них снежки двух разных цветов. Снежки одного цвета обозначают, например, вирусы, спам, зараженные файлы, снежки другого цвета – безопасная информация, безопасные файлы. Участники делятся на две команды так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 3 м. В руках каждой команды снежки двух цветов, которые они, по команде ведущего, бросают другой команде. Задача: как можно быстрее закидать противоположную команду снежками, при этом успевая откидывать все «опасные» снежки и сохранять у себя все «безопасные». Ведущий засекает 10 секунд и, услышав команду «Стоп!», участники должны прекратить игру. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше «опасных» и больше «безопасных» снежков. Перебегать разделительную линию запрещено.
Игра «Сеть»
Цель игры: эмоциональная разрядка и снятие напряжения. Повторение правил безопасного использования интернета.
Процедура проведения: Два ребенка берутся за руки и поднимают руки вверх. Ведущий с остальными ребятами становится в цепочку, взявшись за руки. Ведущий проводит цепочку из ребят под руками и одновременно произносит стихи. Например,
Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было в школе?
И узнать про все на свете?
Ну, конечно, в ИНТЕРНЕТЕ!
При слове «интернет» дети опускают руки, и тот, кто оказался между ними, становится в круг и поднимает руки. Игра продолжается до тех пор, пока всех детей не поймают.
Ребусы
* Существует праздник под названием Всемирный день безопасного Интернета. Он отмечается в…Разгадай ребус и выбери верный вариант ответа.

* Хочешь ли ты, чтобы твою личную переписку узнал кто-то чужой? НЕТ? Тогда ты должен знать главное правило сохранности данных!Разгадай ребусы и выбери верный ответ.
а)
б) 
в) 
* Перед тем, как начать пользоваться компьютером, обязательно позаботься об установке качественной ******Чтобы узнать, каких два слова пропущены, разгадай ребус.

Найди слова
* Общаясь в Интернете, никогда не пиши грубых слов! Ты можешь нечаянно обидеть человека, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Запомни, надо *** ***Чтобы узнать, какие слова пропущены, используй предложенную подсказку. Найди подходящие заплатки для каждой фигуры. Из букв прочти нужных два слова.

* Прочти очередное важное правило безопасного поведения в сети Интернет. Для этого вычеркни все буквы, которые не встречаются в русском алфавите.

* Перед тем, как начать пользоваться компьютером, обязательно позаботьтесь об установке качественного ***. Какое слово пропущено? Используя кубики в качестве подсказки, узнайте это слово.

* Никто не хочет, чтобы его личную переписку узнал кто-то чужой. Для этого тебе понадобится знать и помнить главное правило сохранности твоих данных. Чтобы узнать, что это, найди подходящие заплатки для каждой фигуры. Из букв прочти нужные два слова.

Лабиринт
* Пройди по лабиринту самым коротким путём и прочти правило безопасного поведения в сети Интернет.

* Перед тем, как начать пользоваться компьютером, обязательно позаботься об установке качественного ***Чтобы узнать, какое слово пропущено, пройди по лабиринту самым коротким путём. Собери все буквы. Из всех этих букв составь слово.

* Найди выход из лабиринта (пройди самым коротким путём). На пути собери все буквы по порядку. Прочти одно из важных правил безопасного поведения в сети Интернет.

* Пройди по лабиринту самым коротким путём. Собери все буквы по порядку. Внимательно прочти еще одно правило безопасного поведения в сети Интернет.

Ситуации
№1
Маша, Миша, Ира и Юра вели беседу про безопасность в сети Интернет. Прочти их высказывания и отметь того, кто из ребят сказал правильно?
- Миша сказал: «Я никогда не рассказываю о себе незнакомым людям: ни где я живу, ни где учусь, я сразу даю свой номер телефона».
- Ира сказала: «Я никогда не даю свой номер телефона, я просто немного рассказываю о себе и говорю, где я живу».
- Юра сказал: «Я никогда не рассказываю о себе незнакомым людям: ни где я живу, ни где учусь, ни тем более свой номер телефона».
- Маша сказала: «А зачем что-то скрывать… Я всегда рассказываю о себе незнакомым людям: и где я живу, и где учусь, и конечно даю свой номер телефона».
№2
Маша, Миша, Ира и Юра вели беседу про безопасность в сети Интернет. Прочти их высказывания и отметь тех, кто из ребят сказал правильно.
- Миша сказал: «Я никогда не скачиваю и не открываю неизвестные мне или присланные незнакомцами файлы из Интернета».
- Ира сказала: «Если я хочу скачать песню или картинку, и меня просят отправить смс −я сразу отправляю!».
- Юра сказал: «Я никогда не рассказываю о себе незнакомым людям: ни где я живу, ни где учусь, ни тем более свой номер телефона».
- Маша сказала: «Мне сказали, чтобы избежать заражения компьютера вирусом, нив коем случае нельзя устанавливать на него специальную программу − антивирус».
№3
Маша, Миша, Ира и Юра вели беседу про безопасность в сети Интернет. Прочти их высказывания и отметь тех ребят, кто сказал неправильно.
- Миша сказал: «Если мне пришло сообщение с незнакомого адреса, я его не открываю. Ведь я не могу знать, что на самом деле содержат эти файлы, и в них могут быть вирусы».
- Ира сказала: «Регистрируясь на различных сайтах, я всегда указываю персональную информацию: номер мобильного телефона, домашний адрес, информацию про своих родителей».
- Юра сказал: «Если мне вдруг будут приходить письма с неприятным и оскорбляющим содержанием, я обязательно сообщу об этом взрослым».
- Маша сказала: «Я всегда встречаюсь в реальной жизни с людьми, с которыми познакомилась в Интернете без взрослых».
Алгоритм
* Используя данную таблицу и алгоритм из стрелочек, найди два важных слова. Подсказка: начинай движение из одной из клеток, которая находится во втором нижнем ряду.

* В первую строку впиши слово, которое означает всемирную систему объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Выполни предложенный алгоритм действий. И узнай, о чём обязательно необходимо позаботься перед тем, как начать пользоваться компьютером.

* Существует праздник под названием Всемирный день безопасного Интернета. Чтобы узнать, когда он отмечается, выполни задание.Из выделенной клетки двигайся по предложенному алгоритму и прочтёшь три слова.

Слева написаны строчки важного правила по безопасности в сети Интернет. Но они написаны не по порядку. Чтобы прочитать правило, выполни алгоритм надо его строками.


Прочти внимательно полученное правило и запомни его!
Список использованной литературы
Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в будущее десятилетие. – М., 2010.
Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: метод.руководство/ под ред. Г.У. Солдатовой. – М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – 48с.
Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю. Зона риска. Российские и европейские школьники: проблемы онлайн-социализации // Дети в информационном обществе. – 2011. – № 7. – С. 46–55.
Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / под ред. Г.У. Солдатовой. – М., 2011.
Солдатова Г.У., Лебешева М.И. Опасное любопытство. Кто и как попадает на сайты, несущие угрозу для здоровья школьников? // Дети в информационном обществе. – 2011.– № 8. – С. 46–55.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Из-за интернета я не ел и не спал. Зависимость или новый образ жизни?// Дети в информационном обществе.– 2011. – № 9. – С. 22–29.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Как им помочь. Ребенок в интернете: запрещать, наблюдать или объяснять? // Дети в информационном обществе.– 2012. – № 10. – С. 26–33.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Список использованных ресурсов
Азбука безопасности. В Интернете http://azbez.com/safety/internet
Акции детского портала Tvidi.Ru."Правила безопасности в сети Интернет" http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/actions/tvidi/
Анкета «Интернет и пятиклассники».
http://ludmilakarnazhitska.blogspot.com/2010/11/blog-post_21.html
Безопасность детей в Интернете
http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html
Копилочка активных методов обучения
http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
Материалы сайта «Интернешка» http://interneshka.net/, http://www.oszone.net/6213/
Материалы викторины «Безопасность детей в сети интернет http://videouroki.net
Содержание
Введение | 3 |
Материалы для родительского собрания «Безопасность детей в сети интернет» | 4 |
Мероприятие-диалог для детей «Полезный и безопасный интернет» | 11 |
Краткие правила безопасного использования интернета в стихах | 18 |
Занимательный материал «Безопасный интернет» | 19 |
Игры | 19 |
Ребусы | 20 |
Найди слова | 21 |
Лабиринт | 23 |
Ситуации | 25 |
Алгоритм | 26 |
Список использованной литературы и ресурсов | 28 |