СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов по изучению мер по профилактике заболеваний средствами физической культуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие предназначено для студентов. изучающих физическую культуру и направлено на поиск оптимальных средств и методов по профилактике заболеваний в сфере физической культуры и спорта. Методическое пособие включает в себя технологии физкультурно-оздоровительной направленности.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для студентов по изучению мер по профилактике заболеваний средствами физической культуры.»











МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


для студентов по изучению мер по профилактике заболеваний средствами физической культуре.




дисциплина:

Физическая культура.


специальности СПО:

Все специальности.











Тольятти, 2017




Автор (составитель):

Миронова С.С. преподаватель физической культуры

Ф.И.О., должность


Методическое пособие по изучению мер по профилактике заболеваний средствами физической культуре. (для студентов всех специальностей)




Рецензенты:





Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки выпускников по специальностям СПО, предназначено для студентов, изучающих физическую культуру. Методическое пособие направлено на поиск оптимальных средств и методов по профилактике заболеваний в сфере физической культуры и спорта, включает в себя технологии физкультурно-оздоровительной направленности.






Содержание


Введение

4

Факторы, укрепляющие здоровье.

5

Профилактика заболеваний.

8

Сроки возобновления занятий физическими
упражнениями после перенесенных заболеваний.

12

Внешние признаки утомления

15

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

17







































Введение


Методическое пособие предназначено для изучения мер по профилактике заболеваний средствами физической культуры при изучении дисциплины «Физическая культура».

Основными целями изучения является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы студента, формирование умений и навыков по профилактике заболеваний средствами физической культуры, развитие самостоятельности, ответственности и организованности.

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Физическое же благополучие – это когда все органы и системы человека функционируют, работают нормально, без перебоев, отсутствуют травмы. Духовное (нравственное ) благополучие – человек живёт в гармонии не только с собой, но и с окружающими людьми, в состоянии благожелательности к ним. Социальное благополучие – наличие работы, квартиры, семьи, хорошие условия для учёбы, отдыха, занятий спортом, музыкой и т.п.

Таким образом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующий сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

















1. Факторы, укрепляющие здоровье.


  • Чёткий распорядок дня.

  • Соблюдение правил личной гигиены.

  • Высокая двигательная активность.


1.1.Чёткий и правильный распорядок (режим) дня.

 Большое значение для полноценной жизни человека имеет определённый распорядок, или режим, дня: правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с играми, при условии регулярного питания и отдыха. Соблюдение рационального режима дня способствует повышению умственной и физической работоспособности. Происходит это потому, что при соблюдении распорядка дня вырабатывается определённый ритм функционирования организма, благодаря чему у человека возрастают способности выполнять различные виды деятельности с наибольшей эффективностью. При составлении суточного режима необходимо учитывать условия жизни человека и его индивидуальные особенности. По этим причинам нецелесообразно устанавливать единый для всех суточный режим. Однако, основные составляющие распорядка дня должны быть едиными. Режим дня студентов устанавливается с учётом возраста, их индивидуальных особенностей, а также условий, в которых они учатся и живут. Постоянное соблюдение режима дня оказывает большое воспитательное значение.

Человек должен делать не только то, необходимое, к чему непосредственно побуждают его естественные потребности (приём пищи, сон), но и то, что полезно для здоровья (гигиенические процедуры, физические упражнения).

Благодаря чёткому режиму организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается. Неспособность человека заставить себя придерживаться определённого и чёткого режима дня – признак неорганизованности, слабохарактерности, безволия.

Занятия физической культурой и спортом требуют определённого времени. Режим дня, конечно, не может быть одинаковым для каждого из вас. Надо учитывать расписание занятий в учебном заведении, в спортивных секциях и кружках. Важно распределить своё время так, чтобы в течение дня умственный труд чередовался с физической работой и отдыхом.

Режим – не выдумка врачей. Это комплекс необходимых профилактических правил. Рациональный двигательный режим должен включать: ежедневную утреннюю гимнастику, физкультминутки, игры на больших переменах, занятия в секциях, участия в соревнованиях, походах, прогулках. А каникулы, особенно летние, должны быть насыщены движением.


1.2. Питание и питьевой режим. 

Индивидуальные потребности в пище различны. Даже при выполнении одной и той же работы и при одинаковом самочувствии разные люди потребляют неодинаковое количество пищевых продуктов.

С пищей человек получает все вещества, необходимые для роста, развития организма, и для пополнения энергии, затрачиваемой при физическом и умственном труде. Основную энергию для организма дают углеводы, белки и жиры. Углеводы содержатся в основном в продуктах растительного происхождения: картофеле и других овощах, хлебе, крупах, сахаре. Очень много углеводов в различных сладостях, и если слишком увлекаться хлебом, вареньем, сахаром и т.д., то можно стать грузным и неуклюжим. При недостатке же в пище углеводов снижается работоспособность. Белков больше всего в мясе, рыбе, молоке, яйцах и сыре. Белки так же есть в некоторых растениях: сое, бобах, горохе. Студентам, которые серьёзно занимаются спортом и выполняют большие физические нагрузки, надо употреблять в пищу больше белков. Необходимые организму жиры содержатся в молоке, молочных продуктах, сливочном и растительных маслах. Но избыток жиров вреден: в результате ухудшается аппетит, может нарушиться обмен веществ и возникнуть ожирение.

Очень важны для растущего организма витамины и минеральные вещества, помогающие его нормальному развитию. Витамины A и D содержатся в жире рыб, в яйцах, масле, молоке. Кроме того, вещество, из которого образуется витамин А, есть в помидорах и моркови.

Витаминами В богаты хлеб(особенно чёрный), мясо, яйца, сыры, молоко, гречневая и овсяная крупы. Витамин С предохраняет организм от различных заболеваний, и, прежде всего инфекционных. Витамина С много в картофеле, свежей капусте, луке, чесноке, смородине, шиповнике.

Внимание! Во время приготовления горячей пищи некоторые витамины разрушаются, поэтому рекомендуется, есть многие овощи, фрукты и ягоды в сыром виде.

Питаться надо регулярно! Это очень важно. В течение дня пищу принимать следует 4 раза. Есть надо в одно и то же время, не спеша, хорошо пережёвывая пищу. Разговоры и занятия посторонними делами во время еды уменьшают выделение желудочного сока и тем самым ухудшают пищеварение. Ужинать следует не позднее, чем за 1,5 – 2 часа до сна.

Занятия физическими упражнениями требуют соблюдения питьевого режима. Во время интенсивных тренировок, туристских походов, летом в жаркую погоду организм нуждается в большом количестве воды. Пить надо чаще, но небольшими порциями. Если пить за один приём много воды, можно перегрузить сердце.


1.3. Закаливание – это постепенное приспособление организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Существуют чёткие правила закаливания:

  • Вначале закаливающие процедуры должны быть короткими по времени, а температура воды или воздуха не слишком низкой. И только постепенно время процедуры увеличивают, а температуру снижают! После всех водных процедур надо растереться сухим полотенцем до покраснения кожи. Температуру воды для водных процедур следует понижать примерно на 1 градус через каждые три дня.

  • Закаливаться надо систематично каждый день. Если пропустить 1 – 2 недели, весь результат длительного закаливания пропадёт.

  • Наибольшую приносит комплексное использование воздушных, солнечных, кожных ванн, обтирания, обливания (душ, купание). Летом не упускайте возможности походить босиком по тёплому песку, лесной тропинке, мягкой траве. Это отличная закаливающая процедура, она так же укрепляет мышцы стоп и предохраняет от плоскостопия. Замечательными оздоровительными мероприятиями являются пешие, велосипедные и лыжные прогулки, походы.

  • Очень важно учитывать самочувствие, не доводить организм до переохлаждения или перегревания. Закаливающую процедуру необходимо немедленно прекратить, если появились озноб, дрожь (во время купания) или вялость, сердцебиение (при закаливании солнцем).

Предохранить себя от перегревания или переохлаждения нетрудно. Чтобы не перегреться в жаркую погоду, вначале не следует оставаться под прямыми лучами более 10 минут. Находитесь ли вы на пляже, стадионе или в туристическом походе, всегда надевайте на голову мягкую шапочку из светлой ткани. Если произошёл тепловой или солнечный удар, пострадавшего надо перенести в тень, расстегнуть или снять верхнюю одежду, приподнять ему голову и положить смоченную в воде косынку (платок или марлю) на голову и область сердца. Для предупреждения переохлаждения или перегревания очень важно правильно одеваться. При сильном переохлаждении необходимо как можно быстрее попасть в помещение, согреться с помощью одеял, грелок, а если есть возможность, то и тёплой ванны с водой температурой 37 – 38 С, выпить сладкого горячего чая или кофе. Если самочувствие не улучшается, то следует вызвать врача.


1.4. Дыхание. 

При физической работе дыхание учащается и углубляется. При этом через лёгкие проходит значительно больше воздуха, чем в спокойном состоянии. Следовательно, больше кислорода, содержащегося в воздухе, поступает из лёгких в кровь, а затем в работающие мышцы. У студентов, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, лёгкие вмещают больше воздуха при вдохе. Происходит это потому, что у них лучше развиты межрёберные дыхательные мышцы и диафрагма. Эти студенты так же легче переносят кратковременный недостаток кислорода и оказываются более выносливыми.

При выполнении физических упражнений дышать надо носом, для того, чтобы воздух очищался, увлажнялся и согревался. Но при большой физической работе, когда резко возрастает потребность организма в кислороде, следует дышать и ртом. Вдох обычно делают при разведении, подъёме, взмахе рук, при прогибании туловища назад, при возвращении в исходное положение после наклона, поворотов или вращений. Выдох – при скрещивании и опускании рук, наклонах, поворотах и вращения туловища. Выполняя другие упражнения (бег, передвижение на лыжах и т.д.), обычно дышат в такт с работой, т.е. в темпе движений. Некоторые сложные упражнения – такие, как подъём тяжести, прицеливание при занятиях стрельбой – выполняют с задержкой дыхания.


Учимся дышать животом!

  • Закройте глаза. Расслабьте мышцы лица и плеч. Прочувствуйте, как разглаживается кожа лба, опустились плечи, дыхание выровнялось, мысли перестали путаться и потекли плавно. Посидите в таком положении 1 -2 минуты. Успокойтесь.

  • После этого положите одну руку на живот чуть ниже пупка, а другую – на верхнюю часть груди. Это нужно для проверки, всё ли вы делаете правильно. Если рука на животе слегка поднимается и опускается, а рука на грудной клетке практически неподвижна, значит, всё идёт как надо.

  • Делаем вдох через нос без напряжений и усилий. Ни в коем случае не форсируем естественные движения. При этом живот должен округлиться, словно воздушный шар.

  • Плавно, без паузы переходим к выдоху, слегка приоткрыв губы. Выдох должен производиться с некоторым усилием. При этом живот медленно втягивается, помогая лёгким освободиться от воздуха с избытком углекислого газа. Не следует форсировать движения брюшной стенки, её перемещения должны быть спокойны и естественны. Выдыхая воздух, представьте, например, что выдох – это лёгкий, утренний бриз, наполняющий парус выходящей в море яхты.

  • Выдох делайте длиннее, продолжительнее вдоха в 2 – 4 раза. Обращайте на это особое внимание. За выдохом без задержки и паузы должна последовать фаза вдоха. Затем, дыхательный цикл повторяется.


Поработав так 1 – 2 минуты, сделайте перерыв на 2 – 3 минуты, затем повторите упражнение. Если после этих упражнений вы не испытали недостатка воздуха и при этом ваше состояние покоя и комфорта не нарушилось, значит вы совершенно правильно провели первое занятие.

Старайтесь применять такой тип дыхания в тех случаях, когда появляется чувство страха, боли, раздражительности.

Такие упражнения перед сном помогут вам быстрее уснуть, снять накопившееся за день напряжение.


1.5. Личная гигиена. 

Гигиена – наука предупредительная, главная её задача – предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.

Соблюдение чистоты тела, волос, ногтей, зубов, полости рта важно, прежде всего, для сохранения здоровья и предупреждение заболеваний.

Кожа защищает организм от внешних неблагоприятных воздействий, способствует поддержанию постоянной температуры тела, участвует в выведении из организма ненужных ему веществ. Удаление с поверхности кожи грязи, пота, соли, очищает поры, в которых могут скапливаться болезнетворные бактерии и грибки, вызывающие различные заболевания.

Основная гигиеническая процедура для поддержания чистоты тела – мытьё с горячей водой с мылом с последующей сменой белья. Открытые участки тела – лицо, шея – загрязняются быстрее. Поэтому их следует мыть ежедневно утром и вечером перед сном. Особенно важно следить за чистотой рук и под ногтями. Именно через них чаще всего в организм могут попасть болезнетворные микробы. Поэтому всегда надо мыть руки перед едой, после посещения туалета, после трудовых или спортивных занятий. После тренировок необходимо принимать душ. Нужно постоянно следить за чистотой кожи ног, т.к. ноги быстро загрязняются и потеют. Вырабатывайте у себя привычку ежедневно мыть ноги перед сном. Это не только гигиеническая, но закаливающая процедура.

Испорченные зубы – источник разных заболеваний. Скапливающие в них микробы могут вызвать аллергию, ангину и другие болезни. Поэтому так важно уметь правильно и регулярно чистить зубы. Прежде всего, следует обзавестись хорошей щёткой из натуральной щетины. Зубы обычно чистят 2 раза в день, каждый раз не менее 3-х минут. Вначале чистят сомкнутые зубы вертикальными меняющими движениями вверх и вниз. Затем рот открывают и чистят внутреннюю поверхность зубов. После каждого приёма пищи и чистки зубов обязательно прополаскивают рот.


1.6. Одежда и обувь. 

Немаловажным условием организации занятий физическими упражнениями является правильный выбор обуви и одежды.

Одежда и обувь предохраняют от переохлаждения, перегревания, загрязнения, от травм и ушибов. Одежда должна быть такой, чтобы её размеры и покрой не затрудняли дыхание, кровообращение, не стесняли движения. Воротнички, манжеты, пояса, резинки и другие детали одежды не должны быть узкими и тугими.

Для занятий гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми в помещении зимой и для тренировок на свежем воздухе летом лучше всего надевать спортивные трусы, майку или футболку. Пользуются так же тонким тренировочным костюмом из хлопчатобумажной ткани. Такая одежда не вызывает перегревания, так как хорошо пропускает воздух, впитывает с поверхности тела пот и испарения. Для занятий физическими упражнениями в холодную погоду одежда должна иметь три слоя: нижнее бельё из хлопчатобумажной (льняной) ткани, затем рубашка, лучше из фланели, и сверху трикотажный костюм (или шерстяной свитер и брюки). На голову надевают шерстяную шапочку, на руки – варежки. Для защиты от сильного ветра стоит надеть лёгкую куртку, лучше из плащевой ткани.

Обувь должна быть не тесной. Неудобная, тесная обувь с грубыми швами и складками

ухудшает кровообращение и согревание стопы. Она вызывает потёртости, ссадины и мозоли. Зимой спортивную обувь следует надевать на шерстяной носок, под которым хорошо иметь ещё и тонкий носок из хлопчатобумажной ткани. Слишком свободная обувь так же неудобна: она натирает кожу и вызывает ссадины.

Помните! Нельзя весь день ходить в кедах – это может привести к плоскостопию!

Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Одежду, прилегающую к телу, стирают после каждой тренировки. Загрязнённую и намокшую обувь очищают, просушивают и смазывают кремом. Хранить спортивную одежду и обувь надо в проветриваемом помещении.

2. Профилактика заболеваний.

Итак, оздоровительное воздействие на организм, улучшение общего состояния здоровья у студентов, имеющих определенные противопоказания для занятий физкультурой в основной медицинской группе, можно получить только при соблюдении следующих условий:

  • оптимальная дозировка воздействия физической нагрузки на организм;

  • соблюдение основных гигиенических требований;

  • составление соответствующих программ - минимум и максимум;

  • концентрация внимания на движении;

  • выполнение нагрузки на положительном нервно-эмоциональном фоне;

  • соблюдение правил здорового образа жизни, режима питания, сна, отдыха, отсутствие вредных привычек.

2.1. Сердечно-сосудистой системы.

Распространенность сердечно-сосудистых заболеваний у студентов во многом обусловлена нервно-психическими стрессами и приводит к неврозам сердца, гипертонической болезни, артериальной гипотонии, ишемической болезни, вегетососудистой дистонии, атеросклерозу, варикозному расширению вен.

№п/п

заболевание

показания

противопоказания

1.

Невроз сердца


Терренкур,чередование ходьбы и легкого бега на свежем воздухе, плавание, ходьба на лыжах, стретчинг, чередование упражнений с напряжением и расслаблением. Строго дозированная нагрузка

Скоростно-силовые, упражнения в статическом напряжении, резкие движения, спортивные игры.

2.

Гипертоническая болезнь


Индивидуальные физические нагрузки, общеукрепляющие средства (массаж, закаливание), общеразвивающие, дыхательные, релаксационные упражнения с умеренной нагрузкой. Циклические упражнения - дозированная ходьба, лыжные прогулки, плавание. Темп выполнения упражнений медленные и средний. Каждое упражнение выполняется без задержки дыхания. Исходные положения – лежа и сидя.

Упражнения с задержкой дыхания, натуживание, длительные наклоны, прыжки, подскоки, работа с отягощением (штанга, гантели). Ограничить упражнения на силу, скорость, выносливость


3.

Артериальная гипотония


Общеразвивающие упражнения, массаж, занятия на тренажерах, дыхательная гимнастика, терренкур, плавание, лыжные прогулки, игры, контрастный душ, сауна. Необходимо дифференцировать упражнения на скорость, силу, выносливость. Применять исходные положения – Сидя и стоя.

Резкие наклоны, передозировка физических упражнений, скоростно-силовые упражнения, работа с большими отягощениями, резкие смены исходных положений, быстрый бег, прыжки, длительные циклические действия.

4.

Ишемическая болезнь сердца


Общеукрепляющие упражнения, дыхательные, релаксационные, ходьба, плавание, медленный бег. Соблюдение диеты (разгрузочные дни), нормализация сна (прогулки перед сном). Исходные положения: сидя, стоя, лежа. Темп – средний и медленный.

Упражнения на силу и скорость, резкие движения, упражнения с задержкой дыхания, натуживание, упражнения с отягощением, прыжки, спортивные игры.


5.

Вегето-сосудистая дистония


Общеразвивающие упражнения (с полной амплитудой, без задержки дыхания и натуживания), упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышц, упражнения для вестибулярного аппарата на изменение положения тела и головы в пространстве, терренкур, медленный бег, плавание, ходьба на лыжах, спортивные игры (бадминтон, теннис, волейбол). Между упражнениями - паузы и дыхательные упражнения. По мере роста тренированности нагрузки должны возрастать. Темп – средний и медленный, исходные положения - различные.

Резкие повороты головы, резкие наклоны вперед, задержка дыхания, отягощения, упражнения для мышц брюшного пресса большого объема, скоростно - силовые упражнения.


6.

Атеросклероз


Умеренные физические нагрузки циклического характера, общеразвивающие, дыхательные, релаксационные упражнения. Контроль за пульсом, дыханием, общим состоянием. Необходимо правильное питание с пониженным содержанием животных жиров, закаливание.

Упражнения с задержкой дыхания, натуживания, силовые и скоростные упражнения.


7.

Варикозное расширение вен


Упражнения для ног выполнять в исходных положениях лежа при горизонтальном и приподнятом положении ног, с большим объемом движений в тазобедренных и голеностопных суставах, упражнения для мышц голени и бедра. Дыхательные и релаксационные упражнения, стретчинг, элементы массажа и самомассажа, плавание, пешеходные и лыжные прогулки, езда на велосипеде. Ношение эластичных чулок обязательно. В стадии компенсации кровообращения объем ОРУ и специальных упражнений увеличивается.

Упражнения в исходном положении стоя с большим напряжением. Упражнения противопоказаны в стадии тромбофлебита, а также прыжки, работа с отягощением.


2.2. Дыхательной системы.

Среди основных заболеваний дыхательной системы следует выделить такие как хронический бронхит, бронхоэктатическую болезнь, пневмонию, бронхопневмонию, бронхиальную астму.

Для всей группы заболеваний показаны: - общеразвивающие упражнения; - специальные дыхательные упражнения; - дозированное плавание, лыжи, медленный бег, - спортивные игры с дозированной нагрузкой.

2.2.1. дыхательные упражнения:

  • с удлиненным выдохом;

  • с произнесением на выдохе свистящих, дрожащих, шипящих звуков. Происходит физиологическая вибрация бронхов и снятие спазмов.

  • с урежением и задержкой дыхания; - диафрагмальное дыхание.

2.2.2. упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки - активизируют кровообращение в легких, уменьшают застойные явления, предотвращают развитие пневмосклероза.

2.2.3. упражнения с чередованием напряжения и расслабления – помогают нормализовать течение нервных процессов, выравнивают тонус дыхательной мускулатуры и снимают спазмы.

Следует помнить, что ВДОХ – процесс активный и происходит за счет сокращения дыхательной мускулатуры. ВЫДОХ – осуществляется при расслаблении мышц, производящих вдох.

2.2.4. дренажные упражнения – способствуют оттоку мокроты и выполняются с наклоном голове вперед, сведению плеч, опусканием рук, сгибанием туловища, подъемом ног вперед. Применяются исходные положения, сидя, стоя, лежа, лежа на боку. Темп выполняемых упражнений медленный и средний, упражнения можно выполнять с музыкальным сопровождением.

При работе с таким заболеванием как бронхиальная астма, следует четко знать противопоказания к назначению физических упражнений:

  • в острой стадии заболевания,

  • при злокачественных опухолях.

  • большие физические нагрузки,

  • упражнения, связанные с натуживанием задержкой дыхания на ВДОХЕ,

  • закаливание холодной водой,

  • плавание в бассейне с повышенным содержанием хлора.

2.3. Органов пищеварения и почек.

Наиболее часто встречающиеся заболевания: гастриты, язвенная болезнь, гастродуоденит, колит, холецистит, дискинезия желчевыводящих путей, пиелонефрит, почечная болезнь.

№ п/п

Заболевание

Показания

Противопоказания

1.

Хронические гастриты


Упражнения для мышц брюшного пресса, статические и динамические дыхательные упражнения, медленная ходьба, подвижные игры, плавание, лыжные прогулки. Применяют различные И.П. Нагрузка средняя и вышесредней.

Длительный и скоростной бег, большая нагрузка, работа с максимальными отягощениями, Резкие смены положений тела.


2.

Язвенная болезнь


Диафрагмальное дыхание, ходьба в спокойном темпе, плавание, лыжи, коньки, упражнения со снарядами (весом до 0,5 кг), на координацию. Спортивные игры (бадминтон, настольный теннис). Исходные положения: сидя, стоя, лежа, выполнение в медленном темпе с максимальной амплитудой движений руками, ногами, туловищем. Занятия лыжами, плаванием, коньками.

Резкие движения, скоростно-силовая нагрузка, прыжки со скакалкой.


3.

Холецистит и дискинезия желчевыводящих путей.


Упражнения для мышц брюшного пресса без повышения брюшного давления, ходьба, подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах, пешие прогулки. Используются исходные положения на спине, на правом и левом боку, в упоре стоя на коленях

Бег, прыжки, упражнения для мышц брюшного пресса с повышением внутрибрюшного давления, упражнения со снарядами, выраженные мышечные напряжения, подвижные игры.

4.

Пиелонефрит


Сбалансированное питание, строгое соблюдение режима дня и отдыха, предотвращение простудных заболеваний, закаливание организма. Применяются общеразвивающие упражнения, специальные упражнения для мышц брюшного пресса, диафрагмальное дыхание. Бег, подскоки, различные варианты ходьбы (на носках, с подниманием коленей), упражнения с резким изменением положения туловища, подвижные игры, прыжки и сотрясения тела, прыжки через скакалку. Применяется работа на тренажерах, езда на велосипеде, упражнения с предметами.

Подъем тяжестей, переохлаждение, перегрев, переутомление, нервные потрясения. Упражнения большой и умеренной интенсивности. Ограниченны лыжные прогулки, плавание в открытых водоемах. Занятия в фазе обострения. Употребление спиртных напитков, курение.


2.4. Опорно – двигательного аппарата.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушения осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов, остеохондрозов. У студентов, имеющих нарушения осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Очень высока степень риска получить тяжелые травмы: (переломы костей и тел позвонков, разрыв мышц и связок и др.)

№п/п

Заболевание

Показания

Противопоказания

1.

Нарушение осанки: сколиоз, остеохондроз


Ритмическая и атлетическая гимнастика, стретчинг, плавание. Особое внимание – укреплению мышц брюшного пресса и спины. Динамическиенапряжения, циклические виды активности (плавание, лыжи, бег). Занятия йогой. Статические упражнения чередуются с дыханием.

Подъем тяжестей, прыжки в высоту, длину, с трамплина и вышки. Упражнения со статическими нагрузками. Имеющиеся заболевания сердца, зрения и обмена веществ.


2.

Плоскостопие


Общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп, исходные положения различные, нагрузка большая. Плавание. Упражнения, укрепляющие свод стопы и голени и специальные (ходьба босиком, по гальке и т.п.)

Ограничено: занятия бегом, лыжами, коньками. Исключать длительное положение стоя, занятия спортом - по рекомендации специалиста. Не носить тесную обувь и каблуки выше 4 см.

3.

Артроз


Ходьба, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, закаливание, плавание, общеразвивающие упражнения на гибкость. Чередовать упражнения на напряжение и расслабление.

Бег, прыжки, поднятие и перенос тяжестей, приседания, подъемы в гору, по лестнице.


2.5. Коррекция зрения, нарушения обмена веществ.

Наиболее распространенные нарушения зрения – миопия (близорукость), которая чаще всего возникает у лиц со слабым физическим развитием, нарушением функций ОДА, хотя довольно большое значение имеет наследственный фактор. Отклонения в состоянии здоровья, вызванные неправилым питанием, не соблюдения режима дня, вредные привычки, часто приводят к нарушениям обмена веществ (ожирение, сахарный диабет).

№п/п

Заболевание

Показания

Противопоказания

1.

Миопия


Общеразвивающие упражнения, Ходьба, бег, упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата и мышечного корсета, упражнения для наружных и внутренних мышц глаз, упражнения на расслабление и дыхание. Необходима специальная гимнастика для глаз (по методу профессора Э.С.Аветисова, Ю.А.Утехина).

Прыжки, прыжки на скакалке, сотрясения тела и упражнения, повышающие внутричерепное давление. Упражнения в статическом режиме запрещены.


2.

Ожирение


Применяются упражнения большого объема, динамического характера. Различные исходные положения, упражнения с предметами и малыми отягощениями. Продолжительность не менее 30-40 минут с интервалами отдыха. Дыхательная гимнастика – обязательна. Плавание, прогулки на лыжах и на свежем воздухе, катание на велосипеде, подвижные игры. Работа на выносливость, занятия туризмом.

Спортивные игры, работа с большими отягощениями, быстрый бег, прыжки, скоростные и скоростно-силовые упражнения.


3.

Сахарный диабет


Общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп в различных исходных положениях, в среднем и медленном темпе, с предметами, малыми отягощениями, на координацию. Плавание, дозированная ходьба, легкий бег, прогулки на лыжах. Продолжительность не менее 30-45 минут.

Занятия спортом, скоростно-силовые упражнения.


Из всего вышеизложенного хочется отметить, что такие виды физической активности как: дозированная ходьба, бег, терренкур, плавание, прогулки на лыжах, катание на велосипеде, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп, выполняемые в умеренном и медленном темпе, не только являются профилактикой данных заболеваний, но и способствуют оздоровлению организма, коррекции фигуры, укреплению здоровья и вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

3. Сроки возобновления занятий физическими
упражнениями после перенесенных заболеваний.

Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Учащающаяся заболеваемость среди молодежи является выражением физической детренированности, которая развивается вследствие ограниченной двигательной активности. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводят к развитию целого ряда заболеваний. Занятия физическими упражнениями оказывают благоприятное влияние на все системы организма. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают силу, ловкость, быстроту, выносливость, увеличивают сопротивляемость организма утомлению. Студенты, занимающиеся физическими упражнениями, имеют более высокую физическую и умственную работоспособность. Благодаря влиянию физических упражнений на центральную нервную систему выражается в повышении силы и уравновешенности нервных процессов, организм быстрее приспосабливается к новым видам работы, к новой обстановке. Полное прекращение занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий физической культурой и спортом после перенесенных заболеваний и травм определяются врачом индивидуально для каждого студента с учетом всех клинических данных (тяжести характера заболевания или травмы, степени функциональных нарушений, (которые были вызваны заболеванием или травмой). Принимаются во внимание также пол, возраст, компенсаторные способности организма и другие индивидуальные особенности.

Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесённых заболеваний перечислены ниже.

  • ангина (катаральная, фолликулярная, лакунарная). Признаки выздоровления: отсутствие воспалительных явлений в зеве (краснота, припухлость и пр.) и болей при глотании; нормальная температура не менее 2 дней; удовлетворительное общее состояние. Занятие физкультурой можно начинать через 6-7 дней, тренировки-через 12-14 дней, участие в соревнованиях – через 20-22 дня. Необходима осторожность во время занятий зимними видами спорта (лыжи ,коньки) и плаванием в связи с опасностью резкого охлаждения тела.

  • ангина флегмонозна. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие, отсутствие болезненных явлений в зеве и шейных лимфатических узлах; нормальная температура не менее 7 дней; почти полное восстановление обычного веса тела. Занятия физкультурой – через 14-15 дней, тренировки – через 20-21 день, участие в соревнованиях – через 30-35 дней. При допуске к соревнованиям обращать особое внимание на состояние сердечно - сосудистой системы. Обязательно проведение функциональных проб.

  • аппендицит: а) острый. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие, нормальная температура не менее 10 дней; отсутствие боли и напряжения брюшной стенки в области червеобразного отростка при ощупывании. Занятия физкультурой – через 7-10 дней, тренировки – через14-18 дней, участие в соревнованиях – через25 – 30 дней. Рекомендуется операция, так как нет гарантии против нового приступа. б) после операции. Признаки выздоровления: хороший (безболезненный, подвижный) послеоперационный рубец; безболезненное напряжение мышц брюшного пресса. Занятия физкультурой – через 10-15 дней, тренировки - через 20-25 дней, участие в соревнованиях - через 30-40 дней. Следует ограничить прыжки, поднимание тяжестей и упражнения на гимнастических снарядах.

  • бронхит острый, инфекционный. острый катар верхних дыхательных путей. Признаки выздоровления: удовлетворительное общее состояние; нормальная температура; отсутствие кашля; отсутствие хрипа в легких. Занятия физкультурой – через 6-8 дней, тренировки – через 10-12 дней, участие в соревнованиях – через 14-16 дней. Остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполнении физических упражнений.

  • ветряная оспа. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 7 дней; отсутствие болезненных явлений в области дыхательных путей; суставов и кожи. Занятия физкультурой – через 7-8 дней, тренировки – через 10-12 дней, участие в соревнованиях – через 16-18 дней.

  • фронтит гайморит. Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 14 дней; полное исчезновение болей и неприятных ощущений в пораженных областях. Занятия физкультурой – через 8-9 дней, тренировки – через 16-18 дней, участие в соревнованиях – через 20-25 дней. Необходима особая осторожность на занятиях зимними видами спорта и постепенность при закаливания.

  • воспаление легких (катаральное и крупозное). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 14 дней; отсутствие кашля; нормальные данные при аускультации и перкуссии. Занятия физкультурой – через12-14 дней, тренировки – через 18-20 дней, участие в соревнованиях – через 25-30 дней. При затянувшемся катаральном воспалении и при тяжелых формах крупозного воспаления сроки увеличиваются на две-три недели.

  • гастроэнтериты и другие острые расстройства желудочно-кишечного тракта. Признаки выздоровления: Исчезновение всех болезненных явлений (боли, тошнота, поносы и пр.) Занятия физкультурой – через 2-3 дня, тренировки – через 5-6 дней, участие в соревнованиях - через 10-12 дней. Обращать особое внимание на строгое соблюдение режима питания.

  • грипп: а) катаральная, желудочно-кишечная и нервная формы, легкие и средней тяжести( повышенная температура не более 4 дней, отсутствие резко выраженных местных явлений). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 5 дней; полное отсутствие болезненных симптомов в области дыхательных путей, сердца, желудочно-кишечного тракта и других органов; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Занятия физкультурой – через 4-5 дней, тренировки – через 6-8 дней, участие в соревнованиях – через 10-12 дней; б) более тяжелые формы (повышенная температура более 5 дней, расстройства со стороны отдельных органов, а также резко выраженные явления общей интоксикации). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 7 дней; остальные признаки, как при легких формах гриппа; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно - сосудистой системы. Занятия физкультурой – через 10-12 дней, тренировки – через 18-20 дней, участие в соревнованиях – через 30-40 дней. При допуске к соревнованиям необходимо обследовать сердечно – сосудистую систему и проводить функциональные пробы.

  • дизентерия. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальный стул не менее 15 суток; хороший аппетит; близкий к естественному нормальному весу; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно – сосудистой системы. Занятия физкультурой - через 14-16 дней, тренировки – через 20-25 дней, участие в соревнованиях – через 30-35 дней. Необходим систематический контроль самочувствия деятельности сердечно - сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.

  • дифтерия. Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 15 дней; хорошее самочувствие; полное исчезновение болезненных явлений в области желез; отсутствие патологических изменений в моче. Занятия физкультурой – через 30-35 дней, тренировки – через 40-50 дней, участие в соревнованиях – через 60-75 дней. Врачебное наблюдение в течение 2-3 месяцев. Систематический контроль деятельности сердца. Необходимы особая осторожность и постепенность нагрузки на занятиях. Обязательны контрольные анализы мочи.

  • корь. Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 7 дней; нормальное функционирование кишечника; полное отсутствие сыпи на коже. Занятия физкультурой – через 14-16 дней, тренировки - через 20-21 день, участие в соревнованиях – через 25-30 дней.

  • воспаление почек (острый нефрит). Признаки выздоровления: хорошее самочувствие; отсутствие отеков; отсутствие в моче белка и форменных элементов при трех повторных исследованиях через каждые 5 дней. Занятия физкультурой – через 30-35 дней, тренировки – через 40-50 дней, участие в соревнованиях – через 60-90 дней. Необходим систематический врачебный контроль. Обязательны повторные анализы мочи после 2-3 тренировок в течение двух-трех месяцев.

  • заболевания кожи и слизистых оболочек, не вызывающие резких болезненных явлений и ограничений движения (чесотка, лишай и др.) Момент полного выздоровления устанавливается лечащим врачом-специалистом и характеризуется полным отсутствием проявления болезни и рецидивов в течение 8-15 дней. Занятия физкультурой – через 5-6 дней, тренировки – через 7-10 дней, участие в соревнованиях – через 15-20 дней.

  • острое расширение сердца (вследствие спортивных или других напряжений). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие, отсутствие одышки при движениях; восстановление нормальных размеров сердца, чистые, ясные тоны, удовлетворительный результат функциональных проб сердечно - сосудистой системы. Занятия физкультурой – через 30-45 дней, тренировки – через 60-75 дней, участие в соревнованиях – через 90-120 дней. Необходим систематический медицинский и педагогический контроль (в кабинете врача и на занятиях физкультурой).

  • отит (острый). Признаки выздоровления: Нормальная температура не менее 5 дней; отсутствие болезненных явлений. Занятия физкультурой – через 14-16 дней, тренировки – через 20-25 дней, участие в соревнованиях – через 30-40 дней. Необходима особая осторожность на занятиях плаванием.

  • плеврит: а) сухой. Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 20 дней; удовлетворительное самочувствие; отсутствие болезненных симптомов в области легких и бронхов; восстановление обычного веса. Занятия физкультурой – через 14-16 дней, тренировки – через 20-24 дня, участие в соревнованиях – через 30-35 дней. Рекомендуется закаливание. Избегать простуды. б) экссудативный. Признаки выздоровления: отсутствие признаков выпота в плевре. Занятия физкультурой – через 40-50 дней, тренировки – через 60-80 дней, участие в соревнованиях – через 90-105 дней. Рекомендуется закаливание, избегать простуды.

  • ревматизм острый. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 30 дней; полное отсутствие деформаций и болей в суставах при движениях; отсутствие болезненных явлений в области сердца. Занятия физкультурой – через 6-8 месяцев, тренировки – через 1-1,5 года, участие в соревнованиях – через 2-2,5 года. Через 3-4 месяца возможны занятия лечебной гимнастикой в специальных группах. Необходимы особая осторожность и постепенность тренировки. Если болезнь протекает в зимнее время, желательно не начинать тренировку до лета.

  • сотрясение мозга. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; полное отсутствие головных болей и головокружений, как в спокойном состоянии, так и при движение (не менее 15 дней); нормальные рефлексы. Занятия физкультурой – через 20-25 дней, тренировки – через 30-40 дней, участие в соревнованиях – через 60-90 дней. Исключаются в течение полугода тренировки, связанные с резким сотрясением тела (прыжки на лыжах, футбол, акробатика и др.), а также занятия боксом, каратэ, борьбой.

  • скарлатина. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 20 дней; полное отсутствие шелушения кожи; отсутствие патологических изменений в моче. Занятия физкультурой – через 30-40 дней, тренировки – через 50-60 дней; участие в соревнованиях – через 75-80 дней. Необходимы особая осторожность и постепенность нагрузки на занятиях. Обязателен анализ мочи перед началом тренировки и после одного из первых занятий.

Вопрос о допуске к занятиям физкультурой и спортом учащихся, перенесшим тяжелые формы заболеваний легких, сердца, печени, остаточные явления полиомиелита, последствия различных травм опорно-двигательного аппарата, решается индивидуально врачами - специалистами. При возобновлении занятий физической культурой после перенесенных заболеваний необходимо особое внимание уделять нормированию физических нагрузок и физиологической кривой нагрузки (ответной реакцией организма на предлагаемую нагрузку – по ЧСС) и не допускать усталости и утомления.

4. Внешние признаки утомления.

Утомление возникает в результате чрезмерной физической нагрузки и проявляется временным снижением работоспособности. Различают умственное и физическое «утомление», но это деление весьма условно. Нередко как синоним слова «утомление» употребляют термин «усталость». Однако усталость не всегда соответствует утомлению. Занятия физическими упражнениями, которые осуществляются целенаправленно, с большим интересом, вызывают положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше, когда нет интереса к занятиям, хотя признаки утомления отсутствуют. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослабленным вниманием и т.п. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением скорости, интенсивности, согласованности и ритмичности движений. Недостаточный по времени отдых или чрезмерная физическая нагрузка в течение длительного времени приводит к переутомлению (хроническому утомлению). Для предупреждения переутомления необходимо нормализовать режим дня: исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно чередовать занятия и отдых.

признаки

наибольшее физиологическое утомление

значительное утомление (острое переутомление 1 степени)

резкое переутомление (острое переутомление 2 степени).

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая (выше пояса)

Резкая(ниже пояса) выступание солей на коже

Дыхание


Учащенное (до 22-26 в мин. На равнине и до 36 – при подъеме в гору)


Учащенное (38-46 в 1 мин.), поверхностное


Очень учащенное (более 50-60 в мин.,) через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием.

Движение


Бодрая походка


Неуверенный шаг, легкое покачивание при ходьбе, отставание на марше


Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординированных движений. Отказ от дальнейших движений.

Общий вид, ощущения


Обычный


Усталое выражение лица, небольшая сутулость. Снижение интереса к окружающему.


Изможденное выражение лица, сильная сутулость, апатия, жалобы на очень сильную слабость (до прострации). Учащенное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота.

Внимание


Четкое, безошибочное выполнение команд


Неточность в выполнении команд, ошибки при смене направления движения

Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимаются только громкие команды.

Пульс уд/мин.

110 – 150

160 – 180

180 - 200

Мимика

Спокойная

Напряженная

Искаженная

Только при систематическом и научно обоснованном врачебно-педагогическом контроле занятия физической культурой становятся эффективным средством сохранения и укрепления здоровья обучающихся, улучшения их физического развития. Основными целями практических занятий является выполнение следующих задач:

  • укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

  • повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

  • повышение физической и умственной работоспособности;

  • повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма для борьбы с простудными заболеваниями и инфекциями;

  • формирование правильной осанки и ее коррекции;

  • обучению рациональному дыханию;

  • освоение основных двигательных умений и навыков;

  • воспитание морально-волевых качеств;

  •  воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня;

  • создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности.

Не следует забывать еще об одном оздоровительном аспекте физических упражнений. Они связаны с определенными усилиями, совершив которые, человек испытывает определенную удовлетворенность, так как чувствует, что одержал победу над собой. В результате этого создается положительный эмоциональный фон, который позитивно сказывается на здоровье человека.

















5. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Э.Г.Булич. - М.,Высшая школа 1986г.

  2. Учебное пособие "Физическое воспитание в специальных медицинских группах.

  3. А.А.Бишаева. Учебник" Физическая культура- М. Издательский центр "Академия" 2010год.

  4. Л.П.Матвеев под ред.Б.А.Ашмарина. Учебник "Теория и методика физического воспитания" - М.,1990год

  5. Г.И.Погадаев " Настольная книга учителя физической культуры" М.,"Физкультура и спорт" 2000 год.

Дополнительные источники:

  1. М.Горин, Осипова "Путь к здоровью"- СПб.1994г.

  2. Климова В.И. "Человек и его здоровье"- М.,1990 год.


Интернет-ресурсы:

  1. Российское образование. Федеральный портал//Режим доступа: http://www.edu.ru/

  2. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Каталог //Режим доступа: http://fcior.edu.ru/

  3. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества // Режим доступа: http://www.openclass.ru/sub/

  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Режим доступа: http://festival.1september.ru/

  5. www.minstm.gov.ru Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации).

  6. www.olympic.ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России).

  7. www.goup32441.narod.ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009)




18