
Пояснительная записка
Детство- это ежедневное открытие мира, это ответственный этап в становлении личности, одной из сторон которой выступает морально-нравственная сфера. От выбора форм и методов психолого-педагогической работы в направлении патриотического воспитания зависит развитие важных нравственных качеств - патриотизма и гражданственности.
Ребенок, это маленькая личность, со своими особенностями, характером и нравами, именно поэтому нужно как можно доступнее преподнести ему, что же такое «Родина». В понятии маленького патриота это семья, садик, поселок, город, окружающий мир, страна.
С первых лет своей жизни ребенок должен сердцем и душой полюбить свою родину, культуру, семью и именно в дошкольном возрасте, по мнению психологов, мы как воспитатели должны формировать с помощью разных методов, таких как: игры-занятия, игры-развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы и т.д. любовь к малой родине.
Актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях обозначена в основных нормативно-правовых актах. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию и наша задача показать воспитанникам все стороны патриотизма. Ознакомление с родным городом и страной процесс длительный и сложный, и результат нужно закреплять постоянно.
Данная игра была разработана, учитывая актуальность проблемы и требования нормативно правовых документов. Она считается доступной и подходящей средней и старшей группе детей, и она реализует все поставленные цели и потребности к знаниям детей дошкольного возраста, развивает память и мышление.
При создании данной игры, мы опирались на опыт, данный нам годами работы и на особенности каждого дошкольного возраста. Предназначена данная разработка для использования воспитателями, как на занятиях, так и только в игровой деятельности воспитанников. Так же использовать игру можно на разных этапах усвоения, проверки или закрепления знаний о родине.
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Основная цель разработки – формирование нравственно-патриотического отношения к родине (стране, городу, поселку, садику, семье) у детей дошкольного возраста через обучающую, развивающую игру и наглядное пособие.
Цели и задачи данного пособия:
- расширять знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях города Тореза;
- способствовать закреплению знания флага, герба, гимна своей Республики, закрепить основные цвета флага, что они означают, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что оно обозначает;
- закреплять знания детей о детском саде, его работниках. Какие обязанности они выполняют. Где находиться группа, столовая, и т.д. закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве;
- сформировать представление о себе, как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их;
- закрепить знания детей о своем поселке, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада;
- закрепить умение различать цвета, знание цифр, умение ориентироваться по данным признакам;
- знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
Ход игры
Воспитатель приглашает к себе детей в специально подготовленную для занятия комнату, и читает стихотворение В.Степанова «Что мы Родиной зовем?»:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И тополи у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Воспитатель: Дети, вы прослушали стихотворение, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии?
Дети: О доме, о городе, о семье, о садике, о поселке
Воспитатель: Правильно. Все то, что вы назвали и есть наша Родина. А знаете ли вы столицу нашей Республики? (Донецк)
- Как называется наш поселок? (Шахта Объединенная)
- Кто знает свой адрес? (ответы тех, кто знает)
- А знаете ли вы свою фамилию и имена членов семьи? (ответы тех, кто знает)
- А название нашего садика? (Тополёк)
- А теперь, чтоб проверить и закрепить наши знания мы поиграем.
Воспитатель подводит детей к игровому полю и распределяет на 2 команды. Представитель команды выходит и крутит барабан. Стрелка барабана указывает на сектор с цифрой. Воспитатель предлагает найти на игровом поле конверт с соответствующей цифрой и назвать его цвет.
Ребенок называет цвет конверта, цифру на нем, и по ножкам, соответствующим цвету конверта, шагает к нему. В конвертах лежат фотографии. На них изображены: какие либо важные здания города, известные детям, или части поселка, садика, государственные символы, члены семьи. В ходе игры участникам выпадают разные конверты с изображениями.
Все эти действия позволяют детям закрепить: умение различать цвета, цифр; умение ориентироваться в пространстве; развивать равновесие.
Ребенок берет в руки конверт и достает фотографию. К примеру, первой группе попалось фото из рубрики город.
Воспитатель: Дети, давайте все вместе внимательно посмотрим на фотографию. Кто скажет, что на ней изображено?
Дети: Наш город, фонтан (или кинотеатр и т.д.)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что город, где человек родился, называется родным. Все любят свой родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше.
Дети поочередно рассказывают о достопримечательностях своего города.
Воспитатель: Теперь пусть крутит барабан другая команда. Какой же сектор выпадет им?
Представитель другой команды выходит, крутит барабан и также следует конверту с соответствующей цифрой. В конверте находиться фотография с изображением семьи.
Воспитатель: Дети внимательно посмотрите на фотографии, кто на них изображен?
Дети: Бабушка, дедушка, папа, мама и т.д.
Воспитатель: Как сказать о них, одним словом?
Дети: Семья!
Воспитатель: А кто хочет рассказать о своей семье?
Дети по желанию рассказывают о членах своей семьи, их имена, фамилию, адрес. Говорят, как они любят и уважают дедушек и бабушек, мам и пап, братьев и сестер.
Игра продолжается далее с обсуждением фотографий из каждого конверта.
Воспитатель: Ребята, вам всем знакомо, что изображено на фотографиях?
Дети: Это наш детский сад «Тополек».
Воспитатель: Правильно, молодцы! Вы знаете, что все взрослые работают, и чтобы дети не оставались одни дома, их приводят в детский сад. Посмотрите внимательно на фото и расскажите, что же дети делают в детском саду, и кто им в этом помогает.
Дети рассказывают по фотографиям о том, что они играют, занимаются спортом и т.д.
Воспитатель: Ребята, крутите барабан. Давайте рассмотрим фотографии следующего конверта (номер конверта соответствует цифре, выпавшей на барабане).
Например, конверт с изображением поселка. Рассматривая фото с детьми, приходим к выводу, что это наш поселок «шахта Объединенная». Уточнить с детьми название поселка, его достопримечательности - памятник погибшим солдатам ВОВ; побуждать рассказывать о том, где они гуляют, где учатся их старшие братья и сестры, где работают родители, где проходят праздники.
Конверт с символикой Донецкой Народной Республики.
Дети называют то, что они видят на изображении: флаг, герб, гимн, столица город Донецк, портрет главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко.
Воспитатель: Ребята, а как одним словом мы назовем все эти изображения? Это символы нашей Республики. А как же она называется? - Донецкая Народная Республика.
Дети называют и описывают:
- флаг (его цвета и что означает каждый из них);
- герб (что изображено, сто герб должен быть у каждой страны и города);
- фото Донецка (это наша столица, город миллиона роз и на каждого жителя приходиться по одной розе, рассказы детей о том, что они еще о нем знают);
- фото главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко (кто изображен, как зовут).
Воспитатель: Дети! У нас с вами есть еще один конверт без цифры. Давайте посмотрим, что в нем!? (достают листы с текстом).
Ребята, здесь находятся пословицы и поговорки о родном крае, о дружбе, о семье. Но они не закончены. Давайте мы вместе с вами прочитаем и продолжим их.
Воспитатель читает четверостишья, а дети дополняют окончания фраз.
Заключение
Предложенная игра может быть использована в течении всего учебного года: на занятиях «Ребенок и окружающий мир», «Развитие речи», «Художественной литературы», так же и при организации бесед с детьми, при изучении стихов, самостоятельной деятельности ребенка.
Знания, подающиеся в не навязчивой форме, в форме игры являются одним из главных факторов формирования патриотического сознания маленького ребенка. Проведенная нами дидактическая игра помогла нам организовать и интересно провести совместную деятельность педагогов с детьми.
Использовав игру по патриотическому воспитанию на занятии «Ребенок и окружающий мир», мы усовершенствовали знания детей о семье, окружающей природе, истории своего края, Родине. Эти знания останутся в памяти ребенка на всю жизнь и сформируют такие черты характера, которые помогут ребенку стать патриотом с большой буквы.
Содержание
Пояснительная записка ……………………………… 2-3
Основная часть (описание хода игры) ……………… 4-7
Заключение ……………………………………………. 8
Содержание …………………………………………… 9
Литература …………………………………………….. 10
Рецензия ……………………………………………….. 11
Литература:
Программа по патриотическому воспитанию дошкольного образования Донецкой Народной Республики
Журнал «Воспитатель ДОУ» №2, - 2008;
№1, № 3 - 2009;
Журнал «Дошкольное воспитание» № 11. – 2009
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
Сайт http://nsportal.ru/detskiy-sad
Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.
РЕЦЕНЗИЯ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13