СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для центра патриотического воспитания Игра "Я- маленький гражданин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие для центра патриотического  воспитания Игра "Я- маленький гражданин" было создано моей коллегой в соавторстве со мной. Приятного просмотра!

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для центра патриотического воспитания Игра "Я- маленький гражданин"»

Пояснительная записка

Детство- это ежедневное открытие мира, это ответственный этап в становлении личности, одной из сторон которой выступает морально-нравственная сфера. От выбора форм и методов психолого-педагогической работы в направлении патриотического воспитания зависит развитие важных нравственных качеств - патриотизма и гражданственности.

Ребенок, это маленькая личность, со своими особенностями, характером и нравами, именно поэтому нужно как можно доступнее преподнести ему, что же такое «Родина». В понятии маленького патриота это семья, садик, поселок, город, окружающий мир, страна.

С первых лет своей жизни ребенок должен сердцем и душой полюбить свою родину, культуру, семью и именно в дошкольном возрасте, по мнению психологов, мы как воспитатели должны формировать с помощью разных методов, таких как: игры-занятия, игры-развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы и т.д. любовь к малой родине.

Актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях обозначена в основных нормативно-правовых актах. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию и наша задача показать воспитанникам все стороны патриотизма. Ознакомление с родным городом и страной процесс длительный и сложный, и результат нужно закреплять постоянно.

Данная игра была разработана, учитывая актуальность проблемы и требования нормативно правовых документов. Она считается доступной и подходящей средней и старшей группе детей, и она реализует все поставленные цели и потребности к знаниям детей дошкольного возраста, развивает память и мышление.

При создании данной игры, мы опирались на опыт, данный нам годами работы и на особенности каждого дошкольного возраста. Предназначена данная разработка для использования воспитателями, как на занятиях, так и только в игровой деятельности воспитанников. Так же использовать игру можно на разных этапах усвоения, проверки или закрепления знаний о родине.

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Основная цель разработки – формирование нравственно-патриотического отношения к родине (стране, городу, поселку, садику, семье) у детей дошкольного возраста через обучающую, развивающую игру и наглядное пособие.

Цели и задачи данного пособия:

- расширять знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях города Тореза;

- способствовать закреплению знания флага, герба, гимна своей Республики, закрепить основные цвета флага, что они означают, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что оно обозначает;

- закреплять знания детей о детском саде, его работниках. Какие обязанности они выполняют. Где находиться группа, столовая, и т.д. закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве;

- сформировать представление о себе, как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их;

- закрепить знания детей о своем поселке, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада;
- закрепить умение различать цвета, знание цифр, умение ориентироваться по данным признакам;

- знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры

Воспитатель приглашает к себе детей в специально подготовленную для занятия комнату, и читает стихотворение В.Степанова «Что мы Родиной зовем?»:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И тополи у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Воспитатель: Дети, вы прослушали стихотворение, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии?

Дети: О доме, о городе, о семье, о садике, о поселке

Воспитатель: Правильно. Все то, что вы назвали и есть наша Родина. А знаете ли вы столицу нашей Республики? (Донецк)

- Как называется наш поселок? (Шахта Объединенная)

- Кто знает свой адрес? (ответы тех, кто знает)

- А знаете ли вы свою фамилию и имена членов семьи? (ответы тех, кто знает)

- А название нашего садика? (Тополёк)

- А теперь, чтоб проверить и закрепить наши знания мы поиграем.

Воспитатель подводит детей к игровому полю и распределяет на 2 команды. Представитель команды выходит и крутит барабан. Стрелка барабана указывает на сектор с цифрой. Воспитатель предлагает найти на игровом поле конверт с соответствующей цифрой и назвать его цвет.

Ребенок называет цвет конверта, цифру на нем, и по ножкам, соответствующим цвету конверта, шагает к нему. В конвертах лежат фотографии. На них изображены: какие либо важные здания города, известные детям, или части поселка, садика, государственные символы, члены семьи. В ходе игры участникам выпадают разные конверты с изображениями.

Все эти действия позволяют детям закрепить: умение различать цвета, цифр; умение ориентироваться в пространстве; развивать равновесие.

Ребенок берет в руки конверт и достает фотографию. К примеру, первой группе попалось фото из рубрики город.

Воспитатель: Дети, давайте все вместе внимательно посмотрим на фотографию. Кто скажет, что на ней изображено?

Дети: Наш город, фонтан (или кинотеатр и т.д.)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что город, где человек родился, называется родным. Все любят свой родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше.

Дети поочередно рассказывают о достопримечательностях своего города.

Воспитатель: Теперь пусть крутит барабан другая команда. Какой же сектор выпадет им?

Представитель другой команды выходит, крутит барабан и также следует конверту с соответствующей цифрой. В конверте находиться фотография с изображением семьи.

Воспитатель: Дети внимательно посмотрите на фотографии, кто на них изображен?

Дети: Бабушка, дедушка, папа, мама и т.д.

Воспитатель: Как сказать о них, одним словом?

Дети: Семья!

Воспитатель: А кто хочет рассказать о своей семье?

Дети по желанию рассказывают о членах своей семьи, их имена, фамилию, адрес. Говорят, как они любят и уважают дедушек и бабушек, мам и пап, братьев и сестер.

Игра продолжается далее с обсуждением фотографий из каждого конверта.

Воспитатель: Ребята, вам всем знакомо, что изображено на фотографиях?

Дети: Это наш детский сад «Тополек».

Воспитатель: Правильно, молодцы! Вы знаете, что все взрослые работают, и чтобы дети не оставались одни дома, их приводят в детский сад. Посмотрите внимательно на фото и расскажите, что же дети делают в детском саду, и кто им в этом помогает.

Дети рассказывают по фотографиям о том, что они играют, занимаются спортом и т.д.

Воспитатель: Ребята, крутите барабан. Давайте рассмотрим фотографии следующего конверта (номер конверта соответствует цифре, выпавшей на барабане).

Например, конверт с изображением поселка. Рассматривая фото с детьми, приходим к выводу, что это наш поселок «шахта Объединенная». Уточнить с детьми название поселка, его достопримечательности - памятник погибшим солдатам ВОВ; побуждать рассказывать о том, где они гуляют, где учатся их старшие братья и сестры, где работают родители, где проходят праздники.

Конверт с символикой Донецкой Народной Республики.

Дети называют то, что они видят на изображении: флаг, герб, гимн, столица город Донецк, портрет главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко.

Воспитатель: Ребята, а как одним словом мы назовем все эти изображения? Это символы нашей Республики. А как же она называется? - Донецкая Народная Республика.

Дети называют и описывают:

- флаг (его цвета и что означает каждый из них);

- герб (что изображено, сто герб должен быть у каждой страны и города);

- фото Донецка (это наша столица, город миллиона роз и на каждого жителя приходиться по одной розе, рассказы детей о том, что они еще о нем знают);

- фото главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко (кто изображен, как зовут).

Воспитатель: Дети! У нас с вами есть еще один конверт без цифры. Давайте посмотрим, что в нем!? (достают листы с текстом).

Ребята, здесь находятся пословицы и поговорки о родном крае, о дружбе, о семье. Но они не закончены. Давайте мы вместе с вами прочитаем и продолжим их.

Воспитатель читает четверостишья, а дети дополняют окончания фраз.

















Заключение

Предложенная игра может быть использована в течении всего учебного года: на занятиях «Ребенок и окружающий мир», «Развитие речи», «Художественной литературы», так же и при организации бесед с детьми, при изучении стихов, самостоятельной деятельности ребенка.

Знания, подающиеся в не навязчивой форме, в форме игры являются одним из главных факторов формирования патриотического сознания маленького ребенка. Проведенная нами дидактическая игра помогла нам организовать и интересно провести совместную деятельность педагогов с детьми.

Использовав игру по патриотическому воспитанию на занятии «Ребенок и окружающий мир», мы усовершенствовали знания детей о семье, окружающей природе, истории своего края, Родине. Эти знания останутся в памяти ребенка на всю жизнь и сформируют такие черты характера, которые помогут ребенку стать патриотом с большой буквы.
















Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………… 2-3

  2. Основная часть (описание хода игры) ……………… 4-7

  3. Заключение ……………………………………………. 8

  4. Содержание …………………………………………… 9

  5. Литература …………………………………………….. 10

  6. Рецензия ……………………………………………….. 11
























Литература:

        1. Программа по патриотическому воспитанию дошкольного образования Донецкой Народной Республики

        2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №2, - 2008;

№1, № 3 - 2009;

        1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 11. – 2009

        2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.

        3. Сайт http://nsportal.ru/detskiy-sad

        4. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.



















РЕЦЕНЗИЯ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















13