СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие для учителя «Технологии и приемы формирования метапредметных компетенций» (часть 2)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для учителей о  формировании понятий у учащихся и способах их  деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для учителя «Технологии и приемы формирования метапредметных компетенций» (часть 2)»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»




Методическое пособие для учителя

«Технологии и приемы

формирования

метапредметных компетенций»

(часть 2)



Составитель: Бессонова Е.Б.,

учитель русского языка и литературы





2017 – 2018 учебный год

Формирование понятия

Понятие - это форма человеческого мышления, в которой выражаются общие и существенные признаки вещей, связи данного предмета с другими, его происхождение и развитие. Отдельное понятие всегда соотносится с другими понятиями, независимо от того, обособляется ли оно от них или составляет с ними группу. Таким образом, в структуру понятия входят и связи, соединяющие в той или иной степени данное понятие с другими (без понятия «зло» нельзя усвоить понятие «добро», а без понятия «эволюция» - понятие «революция» и т.д.).

Усвоение понятия предполагает два разнонаправленных, но неразрывных процесса:


  1. Сам процесс формирования понятий, который заключается в выделении главных признаков (или признака), составляющих содержание понятия.


  1. Процесс усвоения понятия, когда в определенной ситуации с использованием, «участием» этих понятий ученик мог бы их распознать и верно указать на них.



Таким образом, в первом случае речь идет о «признаках», а во втором – о «свойствах» понятия. Учащиеся часто путают признаки и свойства объектов изучения, однако ясность в этом вопросе необходима.

Процесс формулировки (определения) теоретического понятия может быть построен следующим образом:

1. Прочтите внимательно текст с описанием изучаемого объекта.

2. Выпишите общие признаки этого объекта.

3. Выделите из этих признаков частные данного объекта.

4. Составьте определение теоретического понятия.

5. Установите место этого понятия в системе общенаучных (биологических, физических, математических и т.д.) знаний.

6. Предложите свои варианты новых элементов, которые можно включить в содержание данного понятия.

Как из предметного материала совершить «прорыв» в метапредметность? Формирование понятий – процесс, состоящий из универсальных учебных действий (обобщение, классификация, подведение под понятие, сравнение, выведение следствий и т.д.), однако учитель оперирует понятиями сугубо предметными, и у учащихся возникает впечатление, что на каждом уроке понятия формируются по-разному.

Учитель приходит на урок (математики, истории и т.д.) как предметник. И это правильно, так как выход на метапредметный уровень осуществляется все-таки из предметного материала. Однако для того чтобы передать универсальный способ работы, необходимо выйти за рамки своего учебного предмета в другие области знания.

Итак, сначала – предметный материал урока.

1. Первое, что делает учитель, готовя урок, это определяет предметные цели этого урока: выяснить какие-то закономерности, познакомить с новыми фактами, научить различать какие-либо явления и т.д. Предметные цели должны быть заданы операционально. Это значит, что уже на этапе целеполагания учитель должен представлять, как он в конце урока (или модуля) сможет проверить степень достижения поставленных целей: т.е. в результате учебной деятельности ученик сможет решить задачу, ответить на вопрос, написать эссе и т.д. Такая цель называется диагностической.

2. Отобрать предметный материал:

- факты (аксиомы и теоремы, элементы каких-либо систем, музыкальные фрагменты, репродукции картин и т.д.);

- термины, без которых цели не могут быть реализованы (каждая наука имеет свой тезаурус, без которого не могут быть описаны факты, явления, закономерности).

Очень важно, чтобы учитель (и дети вслед за ним) понимали, что «термин» и «понятие» - это не одно и то же. Мы часто слышим на уроках: что означает термин «окружность»? дайте определение понятию «окружность». Термин – это слово, имеющее определение, т.е. словарное значение. Понятие же может быть сформировано только в деятельности.



Термин – слово



Определение - словарное значение термина




Понятие - «что я могу с этим знанием сделать, какую задачу решить и как?»

К примеру, ученики приходят на урок литературы или русского языка и видят на доске новое слово - «оксюморон». Учитель сообщает им, что оксюморон – это «соединение несоединимого» в тексте и приводит пример – «живой труп». Сформировалось ли у учащихся понятие «оксюморон»? Нет, конечно. Оно сформируется, когда дети научатся самостоятельно находить оксюморон в тексте, поймут, какую смысловую и/или стилистическую роль играет оксюморон в конкретных текстах (а эта роль может быть очень разной) и, наконец, сами попробуют использовать этот троп в своем высказывании. Тогда понятие может считаться сформированным.

Основная цель любого урока (в общем виде) – выявить связь между терминами и понятиями.


3. Если понятие многозначно, установить, в каком терминологическом значении оно будет употребляться на уроке.

4. Установить, в каких ЕЩЕ сферах жизни, на каких учебных предметах может употребляться это понятие.

5. Актуализировать ОБЩЕЕ в значениях понятий.

Примеры таких слов-терминов: реакция, деталь, период, развитие, опыт, революция и т.д.

Например, «период». С этим термином учащиеся встречаются на самых разных уроках: история (исторический период), биология (период развития), химия (периодическая таблица), русский язык (период как языковая единица). Но что делает во всех случаях период «периодом»? Это не просто отрезок времени, или «кусок» текста, или «ряд» в таблице Менделеева. Любой «период» имеет инвариантные свойства: нарастание каких-то признаков от начала к концу, а затем скачкообразное качественное изменение (диалектический переход количества в качество). Если дети это понимают, можно проследить, например, какие изменения происходят в таком историческом периоде, как Средневековье.

А.В. Хуторской называет подобные слова «фундаментальными образовательными объектами». В учебном курсе выделяются ключевые методологические аспекты, которым соответствуют объекты реальной действительности. Эти объекты и переводятся на первичную стадию учебного познания ученика, который не усваивает готовое знание, а исследует объект. Так, в курсе физики ключевой темой традиционно считается закон всемирного тяготения – идеальная знаниевая конструкция; реальным же образовательным объектом становится тяготение (гравитация). С точки зрения метапредметного обучения именно гравитация как реальный объект познания должна изучаться до того, как будет рассмотрен закон всемирного тяготения – идеальное знание о реальном объекте. Например, в одном из фильмов про К.Э. Циолковского показано начало его урока – он входит в класс и роняет классный журнал, и только после этого задаёт вопрос, почему тот упал на пол, то есть начинает занятие не с закона тяготения, а с явления гравитации.

Формирование понятий – сложный многоуровневый процесс, в котором важно соблюдать определенную последовательность.

  1. Вначале необходимо опираться на знания и личный опыт учащихся (что вы уже об этом знаете?). Ученые сходятся во мнении, что усвоение и формирование понятий всегда начинается на эмпирическом уровне и лишь, затем переходит на уровень теоретический.



2. Затем необходимо уяснить структуру понятия и его признаки. Только после этого следует давать научное определение понятия и установить связь этого понятия с другими.


Необходимо отметить, что на каждом отдельно взятом этапе понятие нельзя считать сформированным. Только при удачном и последовательном прохождении всех уровней можно говорить о сформированности понятия. Через такие общеубные УУД, как установление первоначального отличия одного предмета от другого, простое перечисление признаков, усвоение существенных признаков и, наконец, обобщение этих существенных признаков и установление связей между ними, и формируется понятие.

Наиболее успешно формально-логическое формирование теоретических понятий происходит в процессе проблемного обучения, например формирование понятия по типу «подведение под понятие ». Модель этого процесса можно представить в следующем виде:

1. Постановка проблемы (подведение объекта под данное понятие);

2. Поиск путей решения проблемы (анализ, синтез, сравнение существенных свойств объекта и понятия);

3. Решение проблемы (выделение общих существенных свойств понятия);

4. Осознание и осмысление полученных результатов (изучение соотношения между объектом и понятием);

5. Характеристика результатов – выведение понятия, формулирование дефиниции (вывод о принадлежности объекта понятию).

Процесс усвоения понятий можно считать успешным, если ученик:

 дает правильное определение понятия, воспроизводя его по памяти;

 приводит примеры, иллюстрирующие данное понятие;

 демонстрирует знание всех элементов данного понятия;

 видит место понятия в общей системе знаний по конкретной теме;

 способен применять усвоенные знания в известной ситуации, а также переносить их в новые условия.


Иными словами, показателями сформированности понятия являются узнавание его по отдельному признаку и умение использовать понятие на практике.


Типичные ошибки

1. Непонимание того, что «термин» и «понятие» - это не одно и то же, приводит к простому заучиванию правил, формулировок, что, разумеется, не способствует «пониманию» как необходимому условию формирования понятия.

2. Бессистемность работы с понятиями, которая приводит к тому, что учащиеся не могут описать процесс, явление или закономерность, поскольку не владеют понятийным тезаурусом темы или модуля.

3. На этапе введения нового понятия учитель иллюстрирует это понятие на одном примере. В результате учащиеся не могут выделить общие существенные признаки понятия.

4. На многие понятия (особенно в гуманитарных дисциплинах) в науке существуют различные точки зрения. С важнейшими из них учащихся необходимо знакомить. Игнорирование этого обстоятельства может привести к тому, что учащиеся «не узнают» понятие в нетипичной или измененной ситуации. К тому же сопоставление нескольких точек зрения поможет учителю в создании проблемной ситуации.

5. Нарушение последовательности этапов формирования понятия. Часто учителя сначала сами дают определение термина, затем приводят примеры. Неудивительно, что учащиеся в результате не справляются с заданиями, поскольку не уяснили структуру понятия и его признаки.





















Список использованной литературы


  1. Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

  2. Лазарев В.С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования. М.: Педагогика, 1998.

  3. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования. М.: Педагогика, 1999.

  4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. С. 170–186.

  5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. С. 248.

  6. Павлов И.П. Рефлекс цели. Сообщение на III съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2 января 1916 г. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_34.htm

  7. Федосеева Н.Н. Проблемные ситуации на уроке как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. [Электронный ресурс]. Код доступа http://area7.ru/metodic-material.php?5198

  8. Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. - [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=103905





7