СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие на тему " Личностно ориентированный подход в обучении на уроках химии для учащихся 8 классов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное методическое пособие   построено в соответствии с принципами доступности.  Разноуровневые задания и упражнения  способствуют интеллектуальному развитию школьника и облегчают усвоение  сложных тем. 

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие на тему " Личностно ориентированный подход в обучении на уроках химии для учащихся 8 классов"»











Методическое пособие




Личностно-ориентированный подход

в обучении на уроках химии

для учащихся 8 классов.











2016г




Рецензия


Данное методическое пособие построено в соответствии с принципами доступности. Разноуровневые задания и упражнения способствуют интеллектуальному развитию школьника и облегчают усвоение сложных тем. Особо удачно изложен для восприятия учащихся материал на тему «Основные классы неорганических соединений», где дана технологическая карта

урок-упражнение “Классы неорганических соединений” с последовательными путеводителями, а также примерный самостоятельные уроки. Результатом данных уроков может стать повышение интереса к предмету и учащиеся смогут реально оценивать свои возможности.

В заключении надо отметить, что примерные разноуровневые уроки, в данном методическом пособии могут безусловно послужить примером для частого применения учителям работающим по данной теме самообразования. Хочется пожелать автору пособия и пожелать им дальнейших творческих успехов!




Рецензент

руководитель РМО

учитель химии и биологии

высшей категории

прошла первый уровень ___________________ Р.В.Ульянова










Содержание


Введение……………………………………………………………………


Серия последовательных уроков по химии

в 8 классе ...............................................................................................


Самостоятельные уроки с применением личностно –ориентирован-

ного подхода в обучении химии в 8 классе…………………………..


Заключение …………………………………………………………….


Список используемой литературы .......................................................
















Введение



Личностно-ориентированный подход в обучении химии.

Новый мир имеет новые условия и требует новых действий

Н. Рерих

Всем известно, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. А учителям необходимо ребенка учить сомневаться, сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Без этого не может быть развивающего обучения. Система развивающего обучения существенно облегчает ученикам дорогу к знаниям. Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся.

 Что же такое личностный подход? 

Личностный подход – это индивидуальный подход к каждому ученику, помогающий ему в осознании себя личностью.

В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности каждого человека, его развитие прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

«Личностно-ориентированное обучение — помогает поставить урок таким образом, что в центре всего ставится личность ребенка, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

Цель личностно-ориентированного обучения – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения учителем этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;

  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату «правильно- неправильно», но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации –  это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Готовясь к урокам по химии, я как учитель должна продумать не только какой материал, он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны .

Не секрет, что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта.

В своей работе активно применяю такие технологии как:

  • коллективные способы обучения;

  • метод проектов;

  • разноуровневое обучение.

В них реализуются индивидуальный и дифференцированный подходы. Они обеспечивают успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность и коммуникабельность.

Сами учащиеся могут оказать существенную помощь конкретному ученику в классе, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если научатся помогать друг другу. Главная идея обучения в сотрудничестве: «Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе»!

В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

Традиционный урок

Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы де­тей и демонстрирует им образец правильного вы­полнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла­совать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по­ведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между деть­ми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения



Метод проектов

Метод проектов – совокупность   учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения и вне его. Это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Наиболее ярко этот метод реализуется в проектной деятельности учащихся.

Проект – это творческая (исследовательская) итоговая работа. Внедрение в школьную практику проектной деятельности преследует цель – развитие интеллектуальных способностей учащихся через усвоение алгоритма научного исследования и формирование опыта выполнения исследовательского проекта.

Такая деятельность носит личностно ориентированный характер, и мотивами выполнения учащимися исследовательских проектов служат: познавательный интерес, ориентация на будущую профессию и высшее политехническое образование, удовлетворение от процесса работы, желание самоутвердиться как личность, престижность, желание получить награду, возможность поступить в вуз и др.Как здорово услышать от ученика, закончившего работу над проектом: «Как же много я узнал!» В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс.

Метод проектов использую и во время уроков и во внеурочной деятельности, так как он:

  • способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

  • развивает у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать;

  • обеспечивает механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;

  • развивает у учащихся исследовательские умения;

  • способствует развитию творческого потенциала учащихся.

Итак, при личностно–ориентированном обучении главная задача учителя - поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки.

Всё это выводит на необходимость реализации в практике личностно –ориентированного обучения.

Это образно можно представить формулой:

«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».



Личностно - ориентированные технологии обучения.

Применение новых педагогических технологий позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Современные способы обучения дают возможность создания на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса – как залога действительного успешного развития ученика. Эти технологии, и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют ряд преимуществ: вариативность и альтернативность способов обучения.

Интернет- технологии, создание условий для активной познавательной деятельности, поощрение стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, самоконтроль и взаимоконтроль, создание «ситуации успеха», ориентирован ость обучения на социальный заказ, привлечение к обучению, воспитанию и развитию дополнительного образования и социальных партнеров. Работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности, учитель и современный школьник могут к окончанию обучения получить результаты, необходимые далее для жизни в информационном обществе: умение адаптироваться в постоянно изменяющейся социально- экономической среде, самостоятельно приобретая и применяя знания; умение критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Личностно - ориентированные технологии обучения. Личностно- ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель такого обучения: создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников. Организация личностно ориентированного урока. Основной замысел личностно- ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме. Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни. Учитель на уроке помогает преодолеть ограниченность опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно значимые образцы. Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного уроков по химии. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им. образец правильного выполнения заданий Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки Разрешает разрешающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых Цели личностно ориентированного урока Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала Ведёт индивидуальную беседу с каждым ребёнком . Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и планирует и направляет детскую деятельность исправлять допущенные ошибки. Побуждает детей обсуждать возникающие, между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения Структура деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно- ориентированном обучении Сравним логику и структуру деятельности учителя и учащихся в традиционном и личностно ориентированном обучении. Традиционное обучение Ученик не является субъектом деятельности, разрушена её целостность, слаба мотивация, личностный смысл учения, они определяются чаще всего не самой деятельностью, а внешними воздействиями. Учитель выступает как информатор, транслятор культуры, основной способ управления – авторитарный, основанный на принуждении и стимулировании деятельности ученика с помощью оценки и отметки. Основная задача обучения – усвоение и воспроизведение учащимися переданной им информации, способов деятельности. Личностно ориентированное обучение Ученик становится субъектом деятельности, осуществляет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им. Учитель становится координатором, организатором деятельности учеников в процессе которой учит его осуществлять целепологание, овладевать способами и приёмами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа. Основная задача обучения – обеспечения самоопределения личности в культуре, открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод ученика в режим саморазвития. Личностно – ориентированные технологии имеют следующие особенности Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. товарищей. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку. Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся. Личностно- ориентированная педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня. Содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель. Обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода. Активно используется положительная стимуляция учения. На личностно – ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу. Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого. Таким образом, использование технологий личностно- ориентированного обучения на уроках химии и во внеурочной работе дает высокие и стабильные результаты: позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается интерес к предмету; между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения; снижается психологическое напряжение учащихся на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся; исчезает страх перед проверкой знаний.

Серия последовательных уроков по химии в 8 классе



Предлагаю серию последовательных уроков урок в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений». Составить уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: Ca→ CaO→Ca(OH)2→Ca(NO3)2→CaSO4

Задание выполняется по группам , начинать может любой ученик, слабый или сильный. При этом выполнение задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

Также согласно своей теме образования могу дать учащимся технологическую карту, с распределенными заданиями:



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА



Урок-упражнение “Классы неорганических соединений”

Путеводитель №1 

(время работы 10 минут). Проверьте знания о составе и названиях веществ разных классов.

  1. Распределение заданий консультантом:

  2. 1-й ученик – оксиды,

  3. 2-й ученик – кислоты,

  4. 3-й ученик – основания,

  5. 4-й ученик – соли.

  6. Разложите карточки с формулами веществ в соответствии с названиями, при этом каждый ученик выбирает карточки, относящиеся к заданному классу.

  7. Обменяйтесь внутри группы информацией по плану:

– определение класса; 
– примеры соединений.

Запишите примеры с карточек в тетрадь.

  1. Оцените работу каждого: за определение - 2 балла;

  2. за каждую формулу - 1 балл; за названия - 1 балл.

  3. Сконструируйте вопрос, который вы зададите учащимся другой группы. Подготовьте предполагаемый ответ.

  4. Задайте вопрос, когда предоставят слово вашей группе.

Путеводитель № 2 



Проанализируйте стихотворение, переведите на язык химии.

Каждая группа должна подготовить ответ на свой вопрос и выслушать ответы других групп.

1-я группа. Какое вещество называется едким натром? (формула, название, класс соединения) Почему он так называется?

2-я группа. Где применяется едкий натр?

3-я группа. Назовите формулу серной кислоты. Объясните, почему она считается “хлебом химии”.

4-я группа. Как нужно обращаться с серной кислотой?

5-я группа. Объясните причины изменений, которые произошли с фенолфталеином и метилоранжем.

6-я группа. Объясните, что получится из едкого натра и серной кислоты (формула и название соли).

Почему исходные вещества “состав и свойства потеряли”? Как вы считаете: какое из этих веществ главнее?

Путеводитель № 3.



Учимся определять вещества по формулам (работа в парах). Рассмотрите, какие вещества вам выданы. Дайте названия и определите, к каким классам они принадлежат. Поменяйтесь тетрадями с вашими партнерами по группе. За каждый полный ответ 2 балла.

Путеводитель № 4.



Учимся определять вещества с помощью индикаторов (работа в парах). Решите экспериментальные задачи. Помните о технике безопасности.

1-я пара. Найдите среди выданных веществ едкий натр, докажите, что он относится к классу оснований.
2-я пара. Найдите среди выданных веществ серную кислоту, докажите, что она относится к классу кислот.

Даны пробирки с растворами кислоты и щелочи. Определите, где какое вещество.

Путеводитель № 5.



Оцените свой вклад в работу группы, класса и достижения.

3 балла Активно участвовал, не допускал ошибок.

2 балла При работе иногда сомневался, поэтому в некоторых случаях уступал право ответа другим.

1 балл Испытывал затруднения по изучаемому материалу, вклад в работу группы незначительный.



Домашнее задание § 29, стр. 105 № 1 – 2 Индивидуальное задание


I уровень

Подберите коэффициенты с использованием НОК

  1. Al + Cl2 → AlCl3

  2. P + O2 → P2O5

  3. KClO3 → KCl + KClO4

  4. N2 + H2 → NH3


II уровень

Составьте уравнения реакций замещения между

  1. кальцием и соляной кислотой

  2. бромидом калия и хлором

  3. алюминием и хлоридом меди (II)

  4. сульфатом меди и железом

III уровень

Допишите пропущенные исходные вещества и продукты реакций в уравнениях

  1. …. + Fe(OH)3 → Fe3(PO4)2 + H2O

  2. CaCl2 + … → CaCO3↓ + ….

  3. FeS + … → …. + H2S↑

  4. …. + HNO2 → Zn(NO2)2 + H2O


-Или может быть такое задание : составить кластер по темам:

«Оксиды», «Основания», «Кислоты» и «Соли». 

После завершения заданий всеми группами учитель организует общее обсуждение, либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные. Когда учитель убеждается, что материал усвоен он даёт задания на проверку понимания и усвоения материала. Это могут быть разноуровневые тесты. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. Оценки за работу суммируются в группе, объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильный со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т. е. со своим ранее достигнутым результатом. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.

Еще один метод работы в группах, когда учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

- Например: «Углерод» (строение атома, нахождение в природе, физические и химические свойства, получение и применение). Каждый член группы изучает свой блок. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах. Это называется встречей экспертов. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в



свою очередь, докладывают о своей части задания. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т. к. это может отразиться на итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Веду текущий учет знаний учащихся, но главный итог их работы – тематический зачет и контрольная работа. При этом задания состоят из обязательной и дополнительной частей.



Самостоятельные уроки с применением личностно –ориентированного подхода в обучении химии в 8 классе



Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому -Ж.Ж. Руссо. Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь им самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию и использовать её для решения жизненных проблем. Педагогическая технология — это определенная, научно обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся, целью которой является повышение эффективности педагогического процесса, гарантированное достижение запланированных результатов. Учитель , использующий в процессе своей работы современные педагогические технологии, должен знать, что технология обучения химии – это особый вид методики, который предусматривает: тщательно продуманную модель учебного процесса; специально методически преобразованное в соответствии с замыслом химическое содержание; систему методов и средств обучения химии. К сожалению, традиционные, хотя и проверенные, и логично построенные, имеют ряд недостатков: преобладание объяснительно-иллюстративного обучения, информирования, репродуктивной деятельности, однообразия форм ученической деятельности; монолог учителя, доминирование обучения над учением; исполнительство учащихся, надзор вместо управления; формирование личности с заданными свойствами; превознесение внешних показателей над внутренними показателями развития ребенка.

На своих уроках использую индивидуальные самостоятельные работы, которые предназначаются для всех учащихся класса, но в них учитываю разный уровень. Уровень заданий выбирается индивидуально каждым ребенком. Предлагаю задания разной степени трудности. Все эти задания предусматривают знание одного и того же учебного материала, но отличаются тем, что требуют для выполнения различных умственных действий.

Пример: задачи на растворы (8 класс)

Вариант 1 (облегченный)

Сколько поваренной соли (г) содержит 15% раствор массой 400 г.?

Вариант 2 (средней сложности)

Сколько соли и воды в (г) потребуется для приготовления 200 г. 10% раствора?

Вариант 3 (усложненный)

Какую массу поваренной соли следует растворить в 250 г раствора этой соли с массовой долей 10% для получения раствора с массовой долей 18%?

Можно представить вниманию пример самостоятельного изучения урока по теме урока теме: Водные растворы и взвеси. Способы очистки воды. Проблемы питьевой воды в Республике Казахстан. Значение воды и растворов в промышленности и в сельском хозяйстве. Экологические проблемы водных ресурсов в Казахстане.

I. Организационный момент. Самостоятельная работа по пройденной теме. Создание коллаборативной среды. (Упражнение «Я + ТЫ=МЫ». Играющие делятся на две команды. Обе шеренги становятся напротив друг друга. Учитель задает критерии, по которым команды должны построиться на скорость и на качество. Например: построиться по росту, по цвету волос (от самых светлых к самым темным), по первым буквам имени, по размеру обуви, по длине волос, по цвету глаз и так далее. Дополнительным условием может быть - молчание участников во время выполнения заданий.) (3 мин.+5 мин. с.р.)

II. Разделение на группы по успеваемости. (2 мин.)

III. Формулирование темы урока. (2 мин.)

Учитель: Приведите примеры того как ваши родители или вы готовите растворы у себя дома ( вы это делаете каждый день). Что является обязательными составными частями любого раствора? Когда вы растворили соль или сахар в воде, видны ли частицы данных веществ в растворе? Можно ли пить воду из природного водоема? Что делают с водой чтобы она стала пригодной для питья? Зачем вода человеку помимо домашних нужд? Какие проблемы могут возникнуть у человечества в связи с этим?

Запишем тему урока: Водные растворы и взвеси. Способы очистки воды. Проблемы питьевой воды в Республике Казахстан. Значение воды и растворов в промышленности и в сельском хозяйстве. Экологические проблемы водных ресурсов в Казахстане.

IV. Целеполагание. (2 мин)

Учитель: Что мы должны обязательно изучить на уроке химии, который называется «Водные растворы и взвеси. Способы очистки воды. Проблемы питьевой воды в Республике Казахстан. Значение воды и растворов в промышленности и в сельском хозяйстве. Экологические проблемы водных ресурсов в Казахстане»?

V. Работа в группах с материалом ИЛ, листом ориентирующих вопросов (ЛОВ).

1). Используя материал ИЛ пункт 1, ЛОВ заполните концептуальную таблицу по разделу «Растворы. Взвеси».

Линии сравнения

Водные растворы

Взвеси

1. Агрегатное состояние растворителя.



2. Агрегатное состояние растворяемого вещества.



3.Размеры частиц на которые распадается при растворении растворяемое вещество.



4. Методы выделения растворенного вещества.



5.Видны ли невооруженным глазом частицы растворенного вещества?



6. Однородность.





2). Используя материал ИЛ пункт 2, ЛОВ заполните таблицу «толстых» и «тонких» вопросов по разделу «Насыщенные, ненасыщенные растворы».

«толстые» ?

«тонкие»?

1.Объясните, почему в определение насыщенных растворов внесена фраза «при данной температуре»? 2. Имеется насыщенный при 10С раствор хлорида калия. Укажите два способа, с помощью которых можно приготовить ненасыщенный раствор.

1.Что такое насыщенный раствор?

2.Что такое ненасыщенный раствор?


( Демонстрация приготовления насыщенного и ненасыщенного растворов, нагревание насыщенного раствора)

3)Составить кластер «Способы очистки воды» используя материал ИЛ пункт 3.

4).Составить ментальную карту «Значение воды в промышленности и в сельском хозяйстве. Проблемы питьевой воды в Казахстане. Экологические проблемы водных ресурсов в Казахстане» используя материал ИЛ пункты 4,5,6.

Работают все члены группы, задают друг другу вопросы, ведется исследовательская беседа. Таблицы, кластер, ментальную карту защищают всей группой. Какой ученик, по какому разделу будет вести защиту, определяет учитель. После защиты каждой группы участниками другой группы и учителем задаются вопросы. Защищаются все группы.

(25 минут: 15 мин. на заполнение таблиц и создание ментальной карты, кластера, 10 мин. на защиту всех групп.)

VI.Самооценивание работы группы (один ученик из группы). Формативное оценивание учителем (словесное). ( 3-5 минут)

VII.Суммативное оценивание. Выставление оценок наиболее активным, продуктивно работающим членам группы.

VIII. Рефлексия. ( при помощи смайликов) (2-3 мин.)

IΧ.Д.з. Самостоятельно составить в тетради краткий конспект по материалу ИЛ, параграфа 36, 37, 41 выучить материал конспекта.

Самостоятельная работа по пройденной теме:

1.Задание на оценку «3».

Вставить пропущенные слова:

1).Температура кипения воды-………ºС

2).Температура замерзания воды-………ºС .

3).Плотность воды -……....г/см3

Задания на оценку «4».Вы получите оценку «4», если кроме заданий на оценку «3», выполните задания на оценку «4». 4). Продукты образующиеся при взаимодействии цинка с водой:

а). ZnO + H2 б). Zn(OН)2 + H2 в).ZnO + О2 г). Zn(OН)2 + О2

5). Продукт образующийся при взаимодействии оксида кальция с водой:

а). СаH2 б). Са в).СаO г). Са(OН)2

Задания на оценку «5».Вы получите оценку «5», если кроме заданий на оценку «3», и заданий на оценку «4» выполните задания на оценку «5».

6). Продукт образующийся при взаимодействии оксида серы (VI) с водой:

а). серная кислота б). сернистая кислота в).сероводородная кислота г). тиосерная кислота

ИЛ( информационный лист)

1.Растворы. Взвеси. Вода является растворителем многих жидких твердых и газообразных веществ. В результате растворения веществ в воде образуются растворы.

а)Раствор - это однородная система, состоящая из растворителя, растворяемого вещества и продуктов их взаимодействия. б)Раствор  - это однородная смесь, состоящая из двух или более веществ, между которыми нет границы раздела. Раствор может образоваться не только при смешивании жидкого и твердого вещества. Некоторые жидкости тоже могут образовать раствор. Например, ацетон и вода – две растворимые друг в друге жидкости, при их перемешивании не видна граница раздела. А вот бензин и вода раствора не образуют, т.к. нерастворимы друг в друге. Газообразные вещества также могут растворяться в жидкостях. Например, вы знаете, что рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. Границы раздела между водой и содержащимся в ней кислородом нет. Взвеси – смеси, в которых грубые (различимые на глаз) частицы твёрдого тела равномерно распределены в объёме жидкой среды. Отличие взвесей и истинных растворов состоит в том, что взвеси можно разделить отстаиванием или обычным фильтрованием так размеры частиц растворенного вещества во взвесях больше чем в истинных растворах. Истинные растворы отстаиванием разделить нельзя. Их можно разделить либо химическими методами, либо испарением. (Демонстрация растворов, взвеси, растворения)

2. Насыщенные, ненасыщенные растворы. Разные вещества обладают различной способностью к растворению. Представим себе, что в стакан с холодной водой мы будем добавлять порции сахара до тех пор, пока сахар не перестанет растворяться. В этом случае образуется насыщенный раствор. Раствор, в котором вводимое вещество при данной температуре больше не растворяется, называют насыщенным. Раствор, в котором вводимое вещество при данной температуре еще растворяется, называют ненасыщенным. Если мы нагреем полученный насыщенный раствор с нерастворившимся сахаром, то сахар опять полностью растворится, поэтому в определении насыщенных и ненасыщенны растворов говорится о температуре. 3.Способы очистки воды. Вода из рек, озер, водохранилища содержит много вредных для человека примесей в виде различных остатков жизнедеятельности человека и животных, а так же болезнетворные микроорганизмы, от которых ее очищают. а). На городских водоочистительных станциях воду сначала пропускают через решетки, которые задерживают крупные плавающие предметы. б). Потом воду подвергают отстаиванию в бассейнах-отстойниках и фильтрованию через слой песка, здесь задерживаются нерастворимые твердые частички.

в). Далее микроорганизмы либо с помощью хлора, либо озоном или бактерицидными лампами. В очищенной таким образом воде, остаются растворимые вещества необходимые человеку. В аптеках для приготовления лекарств и в химических лабораториях применяют воду, очищенную и от растворенных примесей. Для этого воду очищают дистилляцией. 4. Значение воды в промышленности и в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство – один из наиболее значительных потребителей воды (наряду с промышленностью, энергетикой и коммунальным хозяйством городов). Чтобы составить мнение о водоемкости этой отрасли, напомним некоторые цифры: на выращивание 1 т пшеницы требуется за вегетационный период 1,5 тыс. т воды; на выращивание 1 т риса – более 7 тыс. т ; на получения 1т хлопка – около 10 тыс. т воды. Подсчитано, что для производства суточной нормы пищевых продуктов в расчёте на одного человека требуется не менее 6 м3 воды…

В промышленности на 1т синтетического волокна нужно израсходовать 500 – 2. 500 м3 воды; на 1т пластмассы: 500-1000 м3; на 1 т бумаги: 400-800 м3; на 1т стали и чугуна: 160-200 м3. Одна теплоэлектростанция мощностью 300 тыс. кВт расходует более 300 млн. м3 воды в год.

5.Проблемы питьевой воды в Казахстане. Значительная часть казахстанцев все еще не обеспечена водой соответствующего качества и в полном объеме. Качество воды из открытых водоемов используемых для централизованного водоснабжения населения, в целом по республике по санитарно-химическим показателям по сравнению с 2009 годом ухудшилось. По официальной статистике, самый высокий уровень загрязненности водоемов наблюдается в Кызылординской области – 95,8 процента, Западно-Казахстанской области – 22,4, Акмолинской – 16,9, Южно-Казахстанской – 8,5 процента. «К 2050 году Казахстан должен раз и навсегда решить проблему водообеспечения. Поручаю Правительству разработать долгосрочную государственную программу по воде, в которой последовательно, на первом этапе, к 2020 году решить проблему обеспечения населения питьевой водой, на втором, к 2040 году – орошения», - озвучил Глава государства Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу страны «Стратегия «Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства».

6.Экологические проблемы водных ресурсов в Казахстане. Основное загрязнение в водные объекты поступает при сбросах вод предприятий химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной промышленности и цветной металлургии. Воды рек Иртыш, Сырдарья, Или, Шу, Талас и других, формирующихся на сопредельных территориях, поступают уже загрязненными в нашу республику. К основным загрязнителям воды, кроме промышленных, горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, относятся животноводческие фермы, земледельческие поля орошения, хранилища твердых, жидких отходов и нефтепродуктов. Особо важными экологическими проблемами водных ресурсов являются сохранение биоразнообразия Каспийского моря и Или-Балхашского бассейна. Каспий является уникальным по своей природе и объявлен заповедной зоной с точки зрения мировых запасов осетровых. С другой стороны, привлекательность нефтегазового потенциала Каспийского шельфа для экономики Казахстана настораживает экологов возможностью негативного воздействия на Каспий. Балхашская проблема заключается в том, чтобы сохранить водный баланс этого региона как со стороны его количества так и качества. В разрешении этих вопросов Министерство экологии разрабатывает отдельную программу и готовит соответствующую законодательную базу.

Д.з. Самостоятельно составить в тетради краткий конспект по материалу ИЛ, параграфа 36, 37, 41 выучить материал конспекта.

ЛОВ (лист ориентирующих вопросов)

1). Используя материал ИЛ пункт 1, ЛОВ заполните концептуальную таблицу по разделу «Растворы. Взвеси».

Линии сравнения

Водные растворы

Взвеси

1. Агрегатное состояние растворителя.



2. Агрегатное состояние растворяемого вещества.



3.Размеры частиц на которые распадается при растворении растворяемое вещество.



4. Методы выделения растворенного вещества.



5.Видны ли невооруженным глазом частицы растворенного вещества?



6. Однородность.



2). Используя материал ИЛ пункт 2, ЛОВ заполните таблицу «толстых» и «тонких» вопросов по разделу

«Насыщенные, ненасыщенные растворы. Растворимость».

«толстые» ?

«тонкие»?

1.Объясните, почему в определение насыщенных растворов внесена фраза «при данной температуре»? 2. Имеется насыщенный при 10С раствор хлорида калия. Укажите два способа, с помощью которых можно приготовить ненасыщенный раствор.

1.Что такое насыщенный раствор?

2.Что такое ненасыщенный раствор?


3).Составить кластер «Способы очистки воды» используя материал ИЛ пункт 3.

4).Составить ментальную карту «Значение воды в промышленности и в сельском хозяйстве. Проблемы питьевой воды в Казахстане. Экологические проблемы водных ресурсов в Казахстане» используя материал ИЛ пункты 4,5,6.



Самостоятельная работа по пройденной теме:

1.Задание на оценку «3».

Вставить пропущенные слова:

1).Температура кипения воды-………ºС

2).Температура замерзания воды-………ºС .

3).Плотность воды -……....г/см3

Задания на оценку «4».Вы получите оценку «4», если кроме заданий на оценку «3», выполните задания на оценку «4». 4). Продукты образующиеся при взаимодействии цинка с водой:

а). ZnO + H2 б). Zn(OН)2 + H2 в).ZnO + О2 г). Zn(OН)2 + О2

5). Продукт образующийся при взаимодействии оксида кальция с водой:

а). СаH2 б). Са в).СаO г). Са(OН)2

Задания на оценку «5».Вы получите оценку «5», если кроме заданий на оценку «3», и заданий на оценку «4» выполните задания на оценку «5».

6). Продукт образующийся при взаимодействии оксида серы (VI) с водой:

а). серная кислота б). сернистая кислота в).сероводородная кислота г). тиосерная кислота

Самостоятельная работа по пройденной теме:

1.Задание на оценку «3».

Вставить пропущенные слова:

1).Температура кипения воды-………ºС

2).Температура замерзания воды-………ºС .

3).Плотность воды -……....г/см3

Задания на оценку «4».Вы получите оценку «4», если кроме заданий на оценку «3», выполните задания на оценку «4». 4). Продукты образующиеся при взаимодействии цинка с водой:

а). ZnO + H2 б). Zn(OН)2 + H2 в).ZnO + О2 г). Zn(OН)2 + О2

5). Продукт образующийся при взаимодействии оксида кальция с водой:

а). СаH2 б). Са в).СаO г). Са(OН)2

Задания на оценку «5».Вы получите оценку «5», если кроме заданий на оценку «3», и заданий на оценку «4» выполните задания на оценку «5».

6). Продукт образующийся при взаимодействии оксида серы (VI) с водой:

а). серная кислота б). сернистая кислота в).сероводородная кислота г). тиосерная кислота

Самостоятельная работа по пройденной теме:

1.Задание на оценку «3».

Вставить пропущенные слова:

1).Температура кипения воды-………ºС

2).Температура замерзания воды-………ºС .

3).Плотность воды -……....г/см3

Задания на оценку «4».Вы получите оценку «4», если кроме заданий на оценку «3», выполните задания на оценку «4». 4). Продукты образующиеся при взаимодействии цинка с водой:

а). ZnO + H2 б). Zn(OН)2 + H2 в).ZnO + О2 г). Zn(OН)2 + О2

5). Продукт образующийся при взаимодействии оксида кальция с водой:

а). СаH2 б). Са в).СаO г). Са(OН)2

Задания на оценку «5».Вы получите оценку «5», если кроме заданий на оценку «3», и заданий на оценку «4» выполните задания на оценку «5».

6). Продукт образующийся при взаимодействии оксида серы (VI) с водой:

а). серная кислота б). сернистая кислота в).сероводородная кислота г). тиосерная кислота

Применение уровневой дифференциации позволяет учащимся видеть свои достижения и реально оценивать возможности. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках.

Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.



















Заключение

Выбрав данную тему самообразования, делаю акцент на то, что по данной теме мне очень легко работать т.е. проводить свои уроки опираясь именно на личностно-ориентированный подход в обучении химии на уроках. Так как,  используя данную тему , я преследую цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Используя разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, я добилась активной позиции учащихся на уроках химии в 8 классе. Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. Стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Использую в ходе урока информационные листы, для самостоятельного изучения материала, а также даю лист ориентирующих вопросов , где каждый учащийся может самостоятельно ответить на поставленные перед ним вопросы по теме урока.

Поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные. Создаю ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика. 

Считаю , что поставленной цели на своих уроках я добилась путем индивидуального подхода .











Список используемой литературы.

1.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе М: Сентябрь 2000.

2. С.В.Дендебер. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. - 2-е изд.- М.: 5 за знания, 2008.- 112с.- (методическая литература)