СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по дисциплине "Налоги и налогообложение" "Налоговый контроль за соблюдением законодательства и ответственность за налоговые правонарушения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В доступной форме дано представление о видах налогового контроля и порядка его проведения, общие положения об ответственности за совершение налогового правонарушения.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по дисциплине "Налоги и налогообложение" "Налоговый контроль за соблюдением законодательства и ответственность за налоговые правонарушения»


Комитет образования Еврейской автономной области

Областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум»








МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

38.02.01 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ







Преподаватель экономических

дисциплин: Шилобокова Н.В.





с.Лениское







Пособие разработано с учетом современных тенденций рыночной экономики.

В доступной форме дано представление о видах налогового контроля и порядка его проведения, общие положения об ответственности за совершение налогового правонарушения.

Предназначено для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям.






























СОДЕРЖАНИЕ

1. ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОРЯДОК ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ ………4

2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ О НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ …...…6

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ………………….….8

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………….10





































ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОРЯДОК ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Налоговый контроль – это элемент финансового контроля и часть налогового механизма. Налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского и налогового учетаи отчетности, законодательных основ налогообложения.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции в следующих формах:

  • налоговые проверки;

  • получение объяснений налогоплательщиков и плательщиков сборов;

  • проверка данных учета и отчетности;

  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечение доходов (прибыли).

Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов правомочны в пределе своей компетенции осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном Н.К. Причем налоговые таможенные органы государственных внебюджетных фондов информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверок, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией для исполнения возможных на них задач. При осуществлении контрольной деятельности все перечисленные выше органы не имеют права выходить за рамки своих полномочий и использовать свое положение и свой доступ к конфидециальной информации налогоплательщиков и других лиц в целях, не связанных с с возложенными на эти органы задачами. Не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции РФ НК, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности, адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Статья 87 п I НК РФ устанавливает общие правила проведения налоговых проверок.

Налоговые проверки бывают следующих видов:

  • камеральные;

  • встречные;

  • дополнительные;

  • повторные выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, предоставленных налогоплательщиком, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика. Налоговому органу на камеральную налоговую проверку каждого отдельного налогоплательщика отводится три месяца со дня представления конкретным налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, связанных с налогооблажением. Во время камеральной проверки налоговые органы могут запрашивать у налогоплательщика иные сведения и подтверждающие документы, а также имеют право проводить встречные налоговые проверки. Поскольку отчет допустимого трехмесячного срока такой проверки ведется со дня получения необходимых документов, поэтому в действительности камеральная налоговая проверка отдельных налогоплательщиков может продолжаться в течение значительно более продолжительного времени. Это будет обусловлено запросами проверяющих о предоставлении дополнительных документов и предоставлением этих документов проверяемыми. Эсли по истечении 3 месяцев после предоставления налоговой декларации налогоплательщик не получит запроса о представлении фополнительных документов или сведений, он может настаивать на том, что срок, отведен для камеральной налоговой проверки, истек и соотваетственно в дальнейшем такая проверка становится невозможной.

В случае обнаружения ошибок и неточностей в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в этих документах, налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок. Если же в ходе камеральной налоговой проверке выявлены факты сокрытия или занижения налогооблагаемой базы, а также сумм, причитающихся к уплате налогов, то налоговый орган направляет налогоплательщику требования об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Грамотно проведенная камеральная проверка расчетов налогов позволяет оперативно решать основные задачи:

  • контролировать соблюдение налогового законодательства .

  • обеспечивать правильность исчисления налогов.

  • способствовать отбору налогоплательщиков, подлежащих последующей выездной проверке.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Выездная налоговая проваерка проводится по месту нахождения (юредическому адресу) налогоплательщика на основе данных бухгалтерского и налогового учета, осуществляемых налогоплательщиком. Такая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Лишь в исключительных случаях вышестоящий орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и рпедставительства. Налоговые органы в праве проверять филиалы и представительства независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.

Срок проведения проверки включает в себя время фактическтгт нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика.

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период. Исключением является:

  • проверка, проводимая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации – налогоплательщика.

  • проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверки, наосновании мативированного постановления этого органа с соблюдением установленных законом требований.

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ О НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

По результатам выездной налоговой проверкие позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их предтавителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В акте налоговой проверки должны быть указанны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки или отсутствие таких, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации – налогоплательщика либо, индивидуальному предпринимателю под расписку. Налогоплательщик в праве в случае несогласия с фактами, изложенными в акте – проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражение по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие, обоснованность возражений или мотивынеподписание акта проверки. По истечении срока, в течениие не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает актналоговой проверки, а также документы и материалы, предоставленные налогоплательщиком.

Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае предоставления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации – налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения,

объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (зам. руководителя) налогового органа выносит решение:

  • о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

  • об атказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены прведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, договоры, приводимые налогоплательщиком ва свою защиту, и результаты проверки этих доходов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения и применяемые меры ответственности.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требования об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения налогового органа и требование вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики физические лица налогоплательщиков – организаций подлежат привлечению к административной ответсвенности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляли протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций – налогоплательщиков и физических лиц – налоговыми органами в соответствии с административным законодательством РФ и субъектов РФ.
































ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

I. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушении законодательства о налогах и сборах) деление налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.

II. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Нк.

Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение одного и тогоже налогового правонарушения. Предусмотренная НК ответственность за деяние, не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностых лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную систему решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Неустранимые сомнения в виновности лиуа, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу етого лица.

III. Лицо не может быть привлечено к ответсвенности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события налогового правонарушения;

  • отсутствие вины лица в совершении налоговогоправонарушения;

  • совершение деления, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшего к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возроста;

  • истечение сроков давностипривлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

IV. ►Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности;

  • налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало поступление вредных последствий таких действий (бездействия);

  • налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее не осознавало противоправногохарактера своих действий (бездействие), либо вредный характер последствий возникших вследствии этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать;

  • вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

V. ►Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

  • совершение правонарушение вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

  • совершения првонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

  • иные обстаятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

  • обстоятельством, отвечающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение;

  • лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции;

  • обстоятельства, смягчающие или отегачающие ответственностьза совершение налогового правонарушения,

устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.

VI. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ. При наличии хотябы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.

При совершении одним лицом двух или более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшим задолженность по налогу и сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Давность взыскания налоговых санкций

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения

налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. В.В. Худомев Налоги и налогообложение: Учебное пособие. М.: Форум «ИНФРА-М», 2012.

  2. Н.Г. Дмитриева. Налоги и налогообложение:. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

  3. Налоговый кодекс РФ (части I и II).

  4. Н.Г. Иванова. Налоги и налогообложение: Схемы, таблицы. СПб.: Питер, 2014.

  5. Д.Г. Пансков. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2012.

  6. Л.П. Окунева. Налоги и налогообложение а России. М.: Финстатинформ, 2013.

  7. Методические рекомендации по применению (гл. 28) «Транспортный налог»: Приложение к журналу Бухгалтерский учет, 2015.

10