СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие по курсовому проекту по дисциплине МДК.01.02."Прикладное программирование"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие  предназначено для студентов 3 -ого курса при выполнении курсового проекта по дисциплине МДК.01.02. "Прикладное программирование"  специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах" СПО базовой и углубленной подготовки.  

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие по курсовому проекту по дисциплине МДК.01.02."Прикладное программирование"»

Министерство образования Пензенской области

ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

отделение информационных технологий












Методическое пособие

для курсового проектирования по дисциплине «МДК.01.02 Прикладное программирование»

для специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»






















2014


Одобрена

цикловой комиссией

Протокол № ____ от «__»_____________2014 г

Председатель цикловой комиссии

________________________

Ж.Е.Фролова








Разработчики:


Лукьянова Г.С., преподаватель специальных дисциплин, ГАПОУ ПО Пензенский

многопрофильный колледж отделение информационных технологий

































Содержание








  1. Общие положения 2

  2. Основные этапы выполнения курсового проекта 2

  3. Содержание курсового проекта 3 - пояснительная записка 3

- графическая часть 8

4. Литература 17

5. Приложение 18








































1 Общие положения

Курсовой проект - самостоятельная работа студентов по выполнению всех этапов разработки сложных программ. Целью курсового проекта является закрепление теоретических знаний и совершенствование практических навыков программирования на алгоритмических языках и в системах программирования при изу­чении дисциплины МДК.01.02. «Прикладное программирование»

Основной задачами курсового проекта является освоение основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Разрабатывать алгоритм поставленной задачи.

  2. Реализовывать алгоритм средствами автоматизированного проектирования.

  3. Разрабатывать код программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля с использованием современных языков программирования.

  4. Проводить отладку программного продукта с использованием инструментальных средств.

  5. Проводить тестирование программного  модуля по определенному сценарию.

  6. Оформлять документацию на программные средства с использованием средств для автоматизации оформления документации.

Курсовой проект выполняется в соответствии с заданием на курсовое проектирование.

Для выполнения курсового проекта студент должен уяснить задание, изучить рекомендуемую техническую литературу, разработать алгоритм, составить и отладить программу с использованием одного из алгоритмических языков, оформить пояснительную записку и графическую часть.

  1. Основные этапы выполнения курсового проекта

Выполнение курсового проекта разделяется на несколько этапов, которые должны быть отображены в пояснительной записке.

    1. Постановка задачи и построение алгоритма решения задачи

Результатом выполнения этого этапа является словесное описание алгоритма решения задачи и построение схемы программы с указанием потока дан­ных, проходящих через нее. Схема программы должна быть достаточно де­тальной с системой обозначений на элементах схемы программы, соответствующих содержательной постановке задачи.

Схема программы оформляется на отдельных листах в соответствии ГОСТ 19.701-90 ЕСПД.

    1. Выбор формы представления данных

Результатом этого этапа должно быть обоснование назначения типов констант, переменных, значений функций и процедур, то есть определяется мно­жество допустимых значений, которые могут иметь данные, а также множество допустимых операций с ними.

    1. Выбор формы представления результатов

Обосновывается состав и вид выводимых результатов и указываются технические средства персонального компьютера, на которые они выводятся с учетом ограничений и требований, указанных в задании.

    1. Подготовка текста программы

Подготовка текста программы должна осуществляться с использованием редактора

интегрированной среды языка программирования, на котором написана программа. Текст программы должен быть оформлен в виде отдельного файла.

    1. Отладка программы

На этом этапе осуществляется компиляция программы и исправление син­таксических ошибок, устранение ошибок шага выполнения программы.

    1. Тестирование программы

Выполнение контрольного просчета. При получении результатов, соответствующих планируемым, работа считается завершенной и подлежит оформлению.


3 Содержание курсового проекта

Курсовой проект состоит из пояснительной записки и графической части.

3.1 Пояснительная записка

Пояснительная записка должна раскрывать цель постав­ленной в проекте задачи, способы, методы и этапы ее решения, ис­пользуемые методы расчета и сами расчеты (если они есть), описание выполненной разработки, ее анализ и выводы по ней, сопровождаться иллюстрациями, графиками, эскизами, диаграммами, схемами, программами и т.п.

Пояснительная записка оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105-96 «Общие требования к текстовым документам». Текст записки должен быть изложен грамотно, с соблюдением принятой терминологии.

Пояснительная записка должна содержать:

Титульный лист

Задание на курсовое проектирование

Содержание

Введение

1 Общий раздел

1.1 Анализ требований и определение спецификаций на программный продукт

2 Специальный раздел

2.1 Проектирование базового алгоритма решения задачи

2.2 Описание программного продукта

2.3 Отладка и тестирование программного продукта

2.4 Руководство пользователя

Заключение

Список используемой литературы

Приложение А— Схема программы (Схема работы системы)

Приложение Б— Схема ресурсов системы

Приложение В — Листинг с исходным кодом

Приложение Г — Результаты решения задачи

3.1.1 Во введении к курсовому проекту необходимо сформулировать задачу курсового проекта, указать к какой области науки и техники она относится, а также раскрыть перспективы использования вычислительной техники в данной области. Необходимо также указать с какой целью делалась разработка, указать периодичность выполнения программы и перечень лиц, служб, к которым поступают результаты программы и для какой цели эти результаты используются.

В качестве таких целей могут быть указаны: автоматизация некоторых процессов, повышение точности расчетов, сокращение времени на выполнение некоторых действий, облегчение и усовершенствование процесса обучения. Провести оценку актуальности разработки.

3.1.2 В общем разделе в пункте «Анализ требований и определение спецификаций на программный продукт» требуется указать функциональное назначение проектируемой программы, интерфейсные особенности и эксплуатационные возможности.

Необходимо описать требования к исходным данным и полученным результатам, указав промежуточные этапы преобразования информации, проиллюстрировав процесс перехода от одного вида информации к другому.

Наиболее важным являются требования к функциональным характеристикам. В этом разделе должны быть перечислены выполняемые функции и описаны состав, характеристики и формы представления исходных данных и результатов. В этом же разделе при необходимости указывают критерии эффективности: максимально допустимое время ответа системы, максимальный объем используемой оперативной и/или внешней памяти и др.

Условия эксплуатации, указываются в требованиях к условиям эксплуатации: температуре окружающей среды, относительной влажности воздуха и т. п. Как правило, подобные требования формулируют, если разрабатываемая система будет эксплуатироваться в нестандартных условиях или использует специальные внешние устройства, например для хра­нения информации. Здесь же указывают вид обслуживания, необходимое количество и квалификация персонала. В противном случае допускается указывать, что требования не предъявляются.

Требования к аппаратным и программным средствам определяют перечень характеристик аппаратных средств для разработки и выполнения программы, оформления пояснительной записки и графической части, а также минимальные требования к техническим средствам для нормального функционирования программы. При этом часто указывают два варианта конфигурации: минимальный и рекомендуемый.


При указании требований к программным средствам разработки необходимо перечислить используемые возможности программных средств, необходимых для разработки и функционирования программ, оформления ПЗ и графической части, обосновать выбор среды разработки, используя сведения о назначении программы, требуемой скорости, ожидаемым размером , необходимостью сопряжения с другими программами или пакетами, возможностью и целесообразностью использования стандартных библиотек. Здесь же описываются программные средства, использованные для разработки элементов оформления программы, пояснительной записки и листов графической части (текстовые и графические редакторы).

3.1.3 В специальном разделе в пункте «Проектирование базового алгоритма решения задачи»

3.1.4 В специальном разделе в пункте «Описание программного продукта» требуется описать структуру программы с указанием возможных составляющих ее модулей и подпрограмм, связи между подпрограммами. В случае применения визуальной среды разработки, описать использованные объекты и установленные значения для их свойств.

3.1.5 В пункте «Отладка и тестирование программного продукта» указывается, соответствуют ли результаты требованиям, предъявляемым при поставке задачи, оцениваются результаты, исходя из целей, поставленных при разработке.

3.1.6 В пункте «Руководство пользователя» необходимо описать порядок действий пользователя по установке и использованию программы. Перечислить все файлы, входящие в разрабатываемое приложение и их назначение.

Руководство пользователя должно содержать общие сведения о программном продукте, описание установки, описание запуска, инструкции по работе (или описание пользовательского интерфейса), сообщения пользователю.

Общие сведения о программе обычно содержит наименование программного продукта, краткое описание его функций, реализованных методов и возможных областей применения.

Установка обычно содержит подробное описание действий по установке программного продукта и сообщений, которые при этом могут быть получены.

Запуск, как правило, описаны действия по запуску программного продукта и сообщений, Инструкции по работе обычно содержит описание режимов работы, форматок ввода-вывода информации и возможных настроек.

Раздел Сообщения пользователю должен содержать перечень возможных сообщений, описание их содержания и действий, которые необходимо предпринять по этим сообщениям.



3.1.7 В заключении требуется указать, какая работа была выполнена в процессе разработки программы и оформления курсового проекта.

Например:

  • изучена литература по теме задания и по среде разработки

  • разработан алгоритм решения задачи и реализован в виде схемы программы

  • программа написана на языке программирования (указать какой язык) в среде (указать какой)

  • программа отлажена и протестирована под управлением ОС (указать какой)

  • оформлена пояснительная записка и графическая часть

- программа рекомендована для внедрения и может быть использована (указать в

какой области)

3.1.8 В список используемых источников включаются издания последних лет выпуска, использованные в процессе курсового проектирования, а также ссылки на интернет-ресурсы.

3.1.9 Приложения пояснительной записки включают схему программы, листинг программы и результаты работы программы. Схема программы для приложения пояснительной записки оформляется на листах формата А4 с рамкой. Первый лист схемы программы имеет штамп как для графической части курсового проекта (высота штампа 55 мм), остальные листы схемы программы имеют штамп высотой 15 мм. Листы схемы программы нумеруются с первого . Количество листов схемы программы учитывается в общей нумерации страниц пояснительной записки. Оформление схемы программы в соответствии с действующими стандартами. Листинг программы и результаты работы программы оформляются на листах формата А4 без рамки и штампа. Номера страниц – в порядке возрастания для всей пояснительной записки.

3.2 Графическая часть

3.2.1 Графическая часть курсового проекта выполняется на 2-х листах формата А1. Допускается выполнение на одном листе нескольких чертежей меньших стандартных форматов. Графическая часть состоит из схемы программы и плакатов с физическим смыслом задачи. Схемы выполняются вручную карандашом, либо на плоттере в соответствии с правилами установленными ГОСТ 2.708-81. У каждого чертежа должна быть рамка и собственная основная надпись (угловой штамп).

Плакаты могут использоваться для иллюстрации излагаемого материала (физическая суть задачи). Допускается выполнение плакатов в черно-белом изображении и в цвете (фломастерами, карандашами, тушью, гуашью, краской). Обязательной для курсового проекта является схема программы. Правила выполнения схем, используемых для отображения задач обработки данных и средств их решения, устанавливаются ГОСТ 19.701.90 «ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения».

Схемы состоят из имеющих заданное значение символов, краткого пояснительного текста и соединительных линий. Уровень детализации должен быть таким, чтобы различные части и взаимосвязь между ними были понятны в целом.

Поскольку схемы алгоритмов, программ, данных, систем и ресурсов не являются документами ЕСКД, в курсовом проекте им присваиваются шифры дополнительных документов, рекомендуемые номера которых приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Рекомендуемые номера шифров для графических документов ЕСПД

Название документа

Рекомендуемый шифр

Схемы данных

Д1

Схемы программы

Д2

Схемы работы системы

Д3

Схемы взаимодействия программ

Д4

Схемы ресурсов системы

Д5


3.2.2.1 Схема программы состоит из имеющих заданное значение символов, краткого пояснительного текста и соединяющих линий.

Схема может использоваться на различных уровнях детализации, причем число уровней зависит от размеров и сложности за­дачи обработки данных. Уровень детализации должен быть таким, чтобы различные части и взаимосвязь между ними были понятны в целом.

В стандарте определены символы, предназначенные для использования в документации по обработке данных, и приведено руководство по условным обозначениям для применения их в схеме программы.

В стандарте используются следующие понятия:

а) основной символ — символ, используемый в тех случаях, когда точный тип (вид) процесса или носителя данных неизвестен или отсутствует необходимость в описании фактического носителя данных;

б) специфический символ — символ, используемый в тех случаях, когда известен точный тип (вид) процесса или носителя данных или когда необходимо описать фактический носитель данных;

в) схема — графическое, представление определения, анализа, или метода решения задачи, в котором используются символы для отображения операций, данных, потока, оборудования и т. д.

Схема программы отображает последовательность операций в программе.

Схема программы состоит из:

а) символов процесса, указывающих фактические операции обработки данных (включая символы, определяющие путь, которого следует придерживаться с учетом логических условий);

б) линейных, символов, указывающих поток управления;

в) специальных символов, используемых для облегчения написания и чтения схемы.

3.2.3.Основные символы, используемые в схемах программы

3.2.3.1 Ввод и вывод данных

Символ отображает вводимые и выводимые данные, носитель данных не определен.


3.2.3.4 Процесс

Символ отображает функцию обработки данных любого вида (выполнение определенной операции пли группы операции, при­водящее к изменению значения, формы или размещения информа­ции или к определению, по которому из нескольких направлений потока следует двигаться).


3.2.3.5 Предопределенный процесс (подпрограмма)

Символ отображает предопределенный процесс, состоящий из одной или нескольких операций или шагов программы, которые определены в другом месте (в подпрограмме, модуле).



3.2.3.6 Решение

Символ отображает решение или функцию переключательного типа, имеющую один вход и ряд альтернативных выходов, один и только один из которых может быть активизирован после вычисле­ния условий, определенных внутри этого символа. Соответствую­щие результаты вычисления могут быть записаны по соседству с линиями, отображающими эти пути.



3.2.3.7 Граница цикла

Символ, состоящий из двух частей, отображает начало и конец цикла. Обе части символа имеют один и тот же идентификатор. Условия для инициализации, приращения, завершения и т. д. по­мещаются внутри символа в начале или в конце в зависимости от расположения операции, проверяющей условие.


Пример:

3.2.3.8 Символы линий

3.2.3.8.1 Линия

Символ отображает поток данных или управления.

При необходимости или для повышения удобочитаемости могут быть добавлены стрелки-указатели.

3.2.3.8.2 Пунктирная линия

Символ отображает альтернативную связь между двумя пли более символами. Кроме того, этот символ используют для обведения аннотированного участка.


3.2.3.9 Соединитель

Символ отображает выход в часть схемы и вход из другой час­ти этой схемы и используется для обрыва линии и продолжения ее в другом месте. Соответствующие символы-соединители должны содержать одно и то же уникальное обозначение.

3.2.3.10 Начало и конец программы

Символ отображает выход во внешнюю среду и вход из внеш­ней среды (начало или конец схемы программы, внешнее исполь­зование и источник или пункт назначения данных).

3.2.3.11 Комментарий

Символ используют для добавления описательных коммента­риев или пояснительных записей в целях объяснения или примеча­ний. Пунктирные линии в символе комментария связаны с соответствующим символом или могут обводить группу символов. Текст комментариев или примечаний должен быть помещен около огра­ничивающей фигуры.

Пример:

.



3.2.4 Правила применения символов и выполнения схемы программы

3.2.4.1 Символ предназначен для графической идентификации функции, которую он отображает, независимо от текста внутри этого символа. Символы в схеме должны быть расположены равномер­но. Следует придерживаться разумной длины соединений и ми­нимального числа длинных линий. Большинство символов задумано так, чтобы дать воз­можность включения текста внутри символа. Формы символов, установленные настоящим стандартом, должны служить руковод­ством для фактически используемых символов. Не должны изме­няться углы и другие параметры, влияющие на соответствующую форму символов. Символы должны быть, по возможности, одного размера. Символы могут быть вычерчены в любой ориентации, но, по возможности, предпочтительной является горизонтальная ориен­тация. Зеркальное изображение формы символа обозначает одну и ту же функцию, но не является предпочтительным. Минимальное количество текста, необходимого для по­нимания функции данного символа, следует помещать внутри данного символа. Текст внутри символа должен записываться слева направо и сверху вниз независимо от направления потока.

Пример.

Если объем текста, помещаемого внутри символа, превышает его размеры, следует использовать символ комментария. Если использование символов комментария может запутать или разрушить ход схемы, текст следует помещать на отдельном листе и давать перекрестную ссылку на символ.

В схемах может использоваться идентификатор символов. Это связанный с данным символом идентификатор, который оп­ределяет символ для использования в справочных целях в других элементах документации (например, в листинге программы). Идентификатор символа должен располагаться слева над симво­лом.

Пример.

В схемах может использоваться описание символов — любая другая информация, например, для отображения специаль­ного применения символа с перекрестной ссылкой, или для улучше­ния понимания функции как части схемы. Описание символа дол­жно быть расположено справа над символом.

Пример:

В схемах может использоваться подробное представление, которое обозначается с помощью символа с полосой для процесса или данных. Символ с полосой указывает, что в этом же комплек­те документации в другом месте имеется более подробное пред­ставление.

Символ с полосой представляет собой любой символ, внутри ко­торого в верхней части проведена горизонтальная линия. Между этой линией и верхней линией символа помещен идентификатор, указывающий на подробное представление данного символа.

В качестве первого и последнего символа подробного представ­ления должен быть использован символ указателя конца. Первый символ указателя конца должен содержать ссылку, которая име­ется также в символе с полосой.


Символ с полосой

Подробное представление

3.2.4.2 Потоки данных пли потоки управления в схемах показы­ваются линиями. Направление потока слева направо и сверху вниз считается стандартным.

В случаях, когда необходимо внести большую ясность в схему (например, при соединениях), на линиях используются стрелки. Ес­ли поток имеет направление, отличное от стандартного, стрелки должны указывать это направление.

В схемах следует избегать пересечения линий. Пересека­ющиеся линии не имеют логической связи между собой, поэтому изменения направления в точках пересечения не допускаются.

Пример.


Две или более входящие линии могут объединяться в одну исходящую линию. Если две или более линии объединяются в одну линию, место объединения должно быть смещено.

Пример.

Линии в схемах должны подходить к символу либо слева, либо сверху, а исходить либо справа, либо снизу. Линии должны быть направлены к центру символа.

При необходимости линии в схемах следует разрывать для избежания излишних пересечений или слишком длинных линии, а также, если схема состоит из нескольких страниц. Соединитель в начале разрыва называется внешним соединителем, а соедини­тель, в конце разрыва — внутренним соединителем.

Ссылки к страницам могут быть приведены совместно с символом комментария для их соединителей.

Пример.


Внешний соединитель

Внутренний соединитель

Несколько выходов из символа следует показывать:

а) несколькими линиями от данного символа к другим симво­лам;

б) одной линией от данного символа, которая затем разветвля­ется в соответствующее число линий.

Примеры.


Каждый выход из символа должен сопровождаться соответствующими значениями условий, чтобы показать логический путь, который он представляет, с тем, чтобы эти условия и соответствующие ссылки были идентифицированы.

Примеры.

Вместо одного символа с соответствующим текстом могут быть использованы несколько символов с перекрытием изобра­жения, каждый из которых содержит описательный текст (исполь­зование или формирование нескольких носителей данных или фай­лов, производство множества копий печатных отчетов или форма­тов перфокарт).

Когда несколько символов представляют упорядоченное множество, это упорядочение должно располагаться от первого к последнему.

Линии могут входить или исходить из любой точки пе­рекрытых символов. Приоритет или последовательный порядок нескольких сим­волов не изменяется посредством точки, в которой линия входит или из которой исходит.

Пример.



4. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Учебники:

Дронов В. PHP, MySQL и Dreamweaver разработка интерактивных Web – сайтов. Санкт – Петербург, БХВ – Петербург, 2013

Аргерих Л., Чой В., Коисхол Д. и др. Профессиональное РНР- программирование.

Санкт – Петербург, Символ – Плюс, 2014

Колисниченко Д.Н. РНР-5.Самоучитель. Санкт – Петербург, Наука и техника,

2011

Справочник по Macromedia Dreamweaver МX .Электронное пособие.

http//Rupor.Net/Dw

Ульман Л. Основы программирования на РНР. Самоучитель. М., ДНК, 2013

Холмогоров В. Основы Web – мастерства. М., Санкт – Петербург, Нижний

Новгород, Воронеж, Питер,2010

  1. Справочники:

http://msdn.microsoft.com/ru-ru/

Справочник по Macromedia Dreamweaver МX .Электронное пособие. http//Rupor.Net/Dw

  1. Интернет-источники:

http://audit/

https://www.google.ru/

http://www.helloworld.ru/texts/comp/lang/asm/syst/index.htm

Дополнительные источники:

  1. Учебники и учебные пособия:

Т.А. Павловская. С/С++. Программирование на языке высокого уровня. – СПб.: Питер, 2014

Холмогоров В. Основы Web – мастерства. М., Санкт – Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Питер,2014

Колисниченко Д.Н. РНР-5.Самоучитель. Санкт – Петербург, Наука и техника,

2015

  1. Отечественные журналы:

«Hard n Soft»

«Chip»

«Хакер»