МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
«ТВОРЧЕСТВО»
.
«Национальный костюм осетин»
(информационный материал для педагогов дополнительного образования, хореографов и руководителей танцевальных коллективов)
Народные танцы жанрово разнообразны, очень богаты темами и сюжетами, отличаются друг от друга не только в разных республиках, но и в разных краях, областях. Балетмейстеры всегда обращались к народному творчеству, отыскивая в нем новые сюжеты, обогащая хореографическое искусство народными танцевальными композициями, яркими художественными образами. Интересен, разнообразен танцевальный фольклор нашей страны. Множество самодеятельных и профессиональных коллективов сохраняют фольклорные образцы и развивают дальше народное танцевальное искусство.
Уже с начала 30-х годов в республике создаются ансамбли народной песни и пляски.
В феврале 1937года был организован ансамбль народного танца СССР под руководством И.А.Моисеева.
Игорь Александрович Моисеев (родился в 1906г.), народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, - бессменный руководитель Ансамбля народного танца СССР, Выпускник Московского хореографического училища Моисеев начал свой путь танцовщиком, но очень скоро стал заниматься балетмейстерской деятельностью. На сцене Большого и Экспериментального театров им были поставлены сначала совместно с другими балетмейстерами, а затем самостоятельно балеты: «Футболист», «Саламбо», «Три толстяка», «Спартак». И.Моисеев ставил и танцы в операх: «Кармен», «Демон» и др. Балетмейстерские работы Моисеева отличались особой выразительностью танца, соединявшего в себе классические движения, позы с элементами народной пантомимы.
С 1937 года, с момента организации Ансамбля танца СССР, весь свой талант, все свои творческие возможности Моисеев отдавал работе с этим коллективом. Он обновлял старые танцы, создавал новые. Много внимания балетмейстер уделял изучению хореографического искусства народов нашей страны и народов мира. Более 200 разнообразных постановок Моисеева были показаны зрителям в нашей стране и за рубежом. Балетмейстер ставит не только отдельные танцы, концертными миниатюрами, но и фольклорные циклы, танцевальные, сюиты: «Партизаны», «Колхозная улица», «Картинки прошлого», «По странам мира» и др. В них своеобразная народная хореография накладывается на академическую основу танца, сливается с ней. Многие композиции Моисеева вошли в золотой фонд классического наследия народно-сценической хореографии.
В 1948 году был организован ансамбля «Березка». Сначала он состоял из одних девушек, а много лет спустя в него влилась мужская группа. Со дня его основания и до 1979 года бессменным руководителем и постановщиком всех программ была Надежда Сергеевна Надеждина (1908-1979), народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Он создала «новый стиль в хореографии, основанный на синтезе танцевального фольклора и школы классического танца», как писала А.Чижова в книге «Танцует», «Березка». Прошло более 60 лет со времени организации первых ансамблей танца. А теперь их в стране более 90. Это ансамбль «Россия», ансамбль «Лезгинка» в Грузии и «Алан» в Северной Осетии, «Вайнах» в Чеченской республике, «Кабардинка» в Кабардино-Балкарии, калмыцкий ансамбль «Тюльпан», мордовский «Умаринка», бурятский «Байкал», молдавский «Жок» и др. Творчество профессиональных ансамблей народного танца оказывает влияние на развитие классического хореографического искусства, а также обогащает репертуар самодеятельных ансамблей народного танца – «Иристон» Северо-Осетинского государственного университета, «Горец» - Северо-Осетинского аграрного университета, «Цард» - Северо-Осетинская медицинская академия, «Арт» с.Гизель, «Кафт» г.Дигоры и др.
Государственный академический ансамбль народного танца «Алан» был создан в 1938 году, как ансамбль песни и пляски.
Репертуар ансамбля многонационален и разнообразен, кроме традиционных «Симд», «Танец приглашения», «Трехпарная хонга», «Сой», «Чепена», «Игры чабанов», «Танец орлов», «Девичий перепляс», «Горский танец», «Азербайджанский танец», «Ганн-да-ган», аджарский танец, грузинский свадебный танец «Картули», «Болгарский танец», «Русский танец и многие другие.
Одному из известных осетинских композиторов Татаркану Кокойти поручили организовать профессиональный коллектив – ансамбль песни и пляски. Через год коллектив выезжал на гастроли – по городам и селам Украины.
Великая Отечественная война нарушила все планы, временно прервала деятельность, так как многие участники ушли на фронт. В 1943 году коллектив ансамбля продолжил свою работу, объездил с концертами весь Северный Кавказ, Закавказье. У истоков становления стояли Заслуженные артисты РФ Марина Кесаева, Б.Сопоев, Б.Торчинов, народные артисты СО АССР Венера Дзеранова, К.Цаболов, Х.Дзабраев, А.Сланов. художественный руководителем ансамбля «Алан» был Заслуженный деятель искусств РФ, композитор Георгий Гуржибеков. Ансамбль выезжал на гастроли в ГДР, Польшу, Болгарию, Турцию, Швецию, Кубу, Афганистан, Англию Францию, Канаду, Италию и др.государства. Неизгладимые след оставили в истории коллектива – народный артист РФ – Альбина Баева, Заслуженный артист РСФСР Н.Плиев, народный артист СОАССР А.Хасиев, Заслуженный артист СОАССР З.Калоева, народный артист СОАССР Г.Касаева, Заслуженный артист Северной и Чечено-Ингушетии Т.Булацев, артисты – И.Туаев, С.Шавлохов и.т.д.
Северо-Осетинский ансамбль народного танца «Алан» - лауреат VI и IX Всемирных фестивалей молодежи и студентов, победитель Всероссийского смотра-конкурса, лауреат премии имени К.Хетагурова.
Список используемой литературы.
1. «Время и сцена», Владикавказ, 1980г.
2. «Некоторые особенности осетинской народной музыки», Владикавказ, 1986г.
3. «Идеи дружбы и интернационализма в осетинском советском искусстве», Орджоникидзе, 1986г.
4. «Музыкальная культура осетин», Владикавказ, 2004г.
5. К.Челехсаев «Осетия и осетины», Санкт-Петербург, 1994г.
5