СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение на заседании ПЦК "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение на заседании ПЦК "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка"»

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский многопрофильный техникум» Методическое сообщение преподавателя Айтугановой И.В. на заседании ПЦК социально-экономических и юридических дисциплин  «Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка» 2015 год

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский многопрофильный техникум»

Методическое сообщение преподавателя Айтугановой И.В. на заседании ПЦК социально-экономических и юридических дисциплин

«Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка»

2015 год

Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка Айтуганова Ирина Владимировна, преподаватель русского языка и литературы КГА ПОУ «КМТ»

Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Айтуганова Ирина Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы

КГА ПОУ «КМТ»

Сей разумное, не забывай о добром и вечном, и большего не надо!     Е. Н. Ильин

Сей разумное, не забывай о добром и вечном, и большего не надо!

Е. Н. Ильин

 Сей! Что?  Сей! Как?  Сей! Зачем?
  • Сей! Что?
  • Сей! Как?
  • Сей! Зачем?
Теория + практика = поиск. Что? Как? Зачем? – главные вопросы воспитания и обучения.

Теория + практика = поиск.

Что? Как? Зачем? – главные вопросы воспитания и обучения.

Методика критического мышления включает три этапа (стадии): Вызов Осмысление Рефлексия

Методика критического мышления включает три этапа (стадии):

  • Вызов
  • Осмысление
  • Рефлексия
Задачи первой стадии – «Вызова»: - актуализировать и обобщить имеющиеся у студента знания по данной теме или проблеме; - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать студента к учебной деятельности; - побудить студента к активной работе на уроке и дома.

Задачи первой стадии – «Вызова»:

  • - актуализировать и обобщить имеющиеся у студента знания по данной теме или проблеме;
  • - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать студента к учебной деятельности;
  • - побудить студента к активной работе на уроке и дома.
Методические приемы стадии «Вызов»: «Корзина идей, понятий, имён… «рассказ- предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и другие

Методические приемы стадии «Вызов»:

  • «Корзина идей, понятий, имён…
  • «рассказ- предположение по ключевым словам;
  • графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;
  • верные и неверные утверждения;
  • перепутанные логические цепочки и другие
Кластер Кластер  – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В переводе означает  пучок, созвездие . На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер

  • Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В переводе означает пучок, созвездие .

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

по значению Целые Дробные Собирательные Обозначают целые числа Обозначают множество предметов как одно целое Обозначают дробные числа

по значению

Целые

Дробные

Собирательные

Обозначают целые числа

Обозначают множество предметов как одно целое

Обозначают дробные числа

Задачи второй стадии – «Осмысления»:  - получить новую информацию; - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями.

Задачи второй стадии – «Осмысления»:

  • - получить новую информацию;
  • - осмыслить ее;
  • - соотнести с уже имеющимися знаниями.
Методические приемы стадии «Осмысление»: Работа с текстом Работа со схемой, таблицей Просмотр эпизода из фильма Материал учебника

Методические приемы стадии «Осмысление»:

  • Работа с текстом
  • Работа со схемой, таблицей
  • Просмотр эпизода из фильма
  • Материал учебника
Прием «Инсерт» Маркировочные знаки: «!» — Я это знал. «+» — Новое для меня. «–» — Вызывает у меня сомнение.  «?» — Вопрос.

Прием «Инсерт»

Маркировочные знаки:

  • «!» — Я это знал.
  • «+» — Новое для меня.
  • «–» — Вызывает у меня сомнение.
  • «?» — Вопрос.
Маркировочная таблица ЗУХ   З У Глаголы бывают I и II спряжения  Х Определять спряжение глагола   Что такое наклонение глагола? 

Маркировочная таблица ЗУХ

З

У

Глаголы бывают I и II спряжения 

Х

Определять спряжение глагола  

Что такое наклонение глагола? 

Исследовательская работа на стадии «Осмысления» Задание:  Определите разряд числительных. Измените словосочетания, в состав которых входят числительные, по падежам, наблюдая за изменениями в словах.  Выделите изменяющуюся часть. Проанализируйте и сделайте вывод об особенностях склонения порядковых числительных. 1. И.п. – (какой?, который по порядку?) девятьсот тридцать пят… поезд Р.п. – ( нет какого? которого по порядку?)_________________________ Д.п. – ( дать какому? которому по порядку?)_______________________ В.п. – ( вижу какой? который по порядку?)________________________  Т.п – ( любуюсь каким? которым по порядку?)______________________ П.п. – ( думаю о каком? о котором по порядку?)___________________ Вывод: При склонении _______________________________________ ______________ изменяется только _____________________________. Заполните таблицу!

Исследовательская работа на стадии «Осмысления»

Задание: Определите разряд числительных. Измените словосочетания, в состав которых входят числительные, по падежам, наблюдая за изменениями в словах. Выделите изменяющуюся часть. Проанализируйте и сделайте вывод об особенностях склонения порядковых числительных.

1. И.п. – (какой?, который по порядку?) девятьсот тридцать пят… поезд

Р.п. – ( нет какого? которого по порядку?)_________________________

Д.п. – ( дать какому? которому по порядку?)_______________________

В.п. – ( вижу какой? который по порядку?)________________________

Т.п – ( любуюсь каким? которым по порядку?)______________________

П.п. – ( думаю о каком? о котором по порядку?)___________________

Вывод: При склонении _______________________________________

______________ изменяется только _____________________________.

Заполните таблицу!

Употребление имен числительных в речи Особенности склонения количественных числительных Особенности склонения порядковых числительных Употребление собирательных числительных 1. Сочетаются   Не сочетаются 1. Употребление числительных ОБА и ОБЕ 2. 1. 2. 3. 1. 4. 2. 5. 2. 6.

Употребление имен числительных в речи

Особенности склонения количественных числительных

Особенности склонения порядковых числительных

Употребление собирательных числительных

1.

Сочетаются

 

Не сочетаются

1.

Употребление числительных ОБА и ОБЕ

2.

1.

2.

3.

1.

4.

2.

5.

2.

6.

Задачи третьей стадии – «Рефлексии»   осмыслить, обобщить полученную информацию; - присвоить новые знания, новую информацию, полученную на уроке; - сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.

Задачи третьей стадии – «Рефлексии»

  • осмыслить, обобщить полученную информацию;
  • - присвоить новые знания, новую информацию, полученную на уроке;
  • - сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.
Методические приемы стадии «Рефлексия»: заполнение кластеров, таблиц; возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант; исследования отдельных вопросов темы и другие

Методические приемы стадии «Рефлексия»:

  • заполнение кластеров, таблиц;
  • возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант;
  • исследования отдельных вопросов темы и другие
Рефлексия с помощью сигнальных  карточек Оцените сегодняшний урок с помощью числительных: «5» – все понял, было интересно «4» – было интересно, но не все понял «3» – много непонятного, было скучно 4 3  5

Рефлексия с помощью сигнальных

карточек

Оцените сегодняшний урок с помощью числительных:

«5» – все понял, было интересно

«4» – было интересно, но не все понял

«3» – много непонятного, было скучно

4

3

5

 СИНКВЕЙН  – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
  • 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
  • 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
  • 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
  • 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
  • 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
Сравним: Синквейн Средства выразительности Красивые, живые (необычные…) Украшают, описывают, имитируют

Сравним:

Синквейн

Средства выразительности

Красивые, живые (необычные…)

Украшают, описывают, имитируют

"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).

Сокровища речи (тропы)

Средства выразительности

Непонятные, разнообразные

Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте

усложняют, путают, озадачивают

"Богатства русского языка неизмеримы…"

Проблема

Задания могут быть различными: составить синквейн определить тему синквейна (слово в первой строке), просмотрев имеющиеся строчки составить рассказ по готовому синквейну найти ошибку.

Задания могут быть различными:

  • составить синквейн
  • определить тему синквейна (слово в первой строке), просмотрев имеющиеся строчки
  • составить рассказ по готовому синквейну
  • найти ошибку.
Сегодня на уроке я узнал … В группе работать мне было…, потому что … Помогал мне … Мешал мне ... Больше всего мне понравилось… Труднее всего было …
  • Сегодня на уроке я узнал …
  • В группе работать мне было…, потому что …
  • Помогал мне …
  • Мешал мне ...
  • Больше всего мне понравилось…
  • Труднее всего было …
Приемы развития критического мышления формируют: Способность находить нужную информацию, критически осмысливать, систематизировать; Переводить визуальную информацию в вербальную и обратно; Находить ошибки в информации, высказывать обоснованные аргументы; Умения длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию.

Приемы развития критического мышления формируют:

  • Способность находить нужную информацию, критически осмысливать, систематизировать;
  • Переводить визуальную информацию в вербальную и обратно;
  • Находить ошибки в информации, высказывать обоснованные аргументы;
  • Умения длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию.