Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский многопрофильный техникум»
Методическое сообщение преподавателя Айтугановой И.В. на заседании ПЦК социально-экономических и юридических дисциплин
«Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка»
2015 год
Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Айтуганова Ирина Владимировна,
преподаватель русского языка и литературы
КГА ПОУ «КМТ»
Сей разумное, не забывай о добром и вечном, и большего не надо!
Е. Н. Ильин
- Сей! Что?
- Сей! Как?
- Сей! Зачем?
Теория + практика = поиск.
Что? Как? Зачем? – главные вопросы воспитания и обучения.
Методика критического мышления включает три этапа (стадии):
- Вызов
- Осмысление
- Рефлексия
Задачи первой стадии – «Вызова»:
- - актуализировать и обобщить имеющиеся у студента знания по данной теме или проблеме;
- - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать студента к учебной деятельности;
- - побудить студента к активной работе на уроке и дома.
Методические приемы стадии «Вызов»:
- «Корзина идей, понятий, имён…
- «рассказ- предположение по ключевым словам;
- графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и другие
Кластер
- Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В переводе означает пучок, созвездие .
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
по значению
Целые
Дробные
Собирательные
Обозначают целые числа
Обозначают множество предметов как одно целое
Обозначают дробные числа
Задачи второй стадии – «Осмысления»:
- - получить новую информацию;
- - осмыслить ее;
- - соотнести с уже имеющимися знаниями.
Методические приемы стадии «Осмысление»:
- Работа с текстом
- Работа со схемой, таблицей
- Просмотр эпизода из фильма
- Материал учебника
Прием «Инсерт»
Маркировочные знаки:
- «!» — Я это знал.
- «+» — Новое для меня.
- «–» — Вызывает у меня сомнение.
- «?» — Вопрос.
Маркировочная таблица ЗУХ
З
У
Глаголы бывают I и II спряжения
Х
Определять спряжение глагола
Что такое наклонение глагола?
Исследовательская работа на стадии «Осмысления»
Задание: Определите разряд числительных. Измените словосочетания, в состав которых входят числительные, по падежам, наблюдая за изменениями в словах. Выделите изменяющуюся часть. Проанализируйте и сделайте вывод об особенностях склонения порядковых числительных.
1. И.п. – (какой?, который по порядку?) девятьсот тридцать пят… поезд
Р.п. – ( нет какого? которого по порядку?)_________________________
Д.п. – ( дать какому? которому по порядку?)_______________________
В.п. – ( вижу какой? который по порядку?)________________________
Т.п – ( любуюсь каким? которым по порядку?)______________________
П.п. – ( думаю о каком? о котором по порядку?)___________________
Вывод: При склонении _______________________________________
______________ изменяется только _____________________________.
Заполните таблицу!
Употребление имен числительных в речи
Особенности склонения количественных числительных
Особенности склонения порядковых числительных
Употребление собирательных числительных
1.
Сочетаются
Не сочетаются
1.
Употребление числительных ОБА и ОБЕ
2.
1.
2.
3.
1.
4.
2.
5.
2.
6.
Задачи третьей стадии – «Рефлексии»
- осмыслить, обобщить полученную информацию;
- - присвоить новые знания, новую информацию, полученную на уроке;
- - сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.
Методические приемы стадии «Рефлексия»:
- заполнение кластеров, таблиц;
- возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- написание творческих работ: синквейнов, эссе, диамант;
- исследования отдельных вопросов темы и другие
Рефлексия с помощью сигнальных
карточек
Оцените сегодняшний урок с помощью числительных:
«5» – все понял, было интересно
«4» – было интересно, но не все понял
«3» – много непонятного, было скучно
4
3
5
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
- 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
- 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
- 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
- 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
- 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
Сравним:
Синквейн
Средства выразительности
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют
"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи (тропы)
Средства выразительности
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
усложняют, путают, озадачивают
"Богатства русского языка неизмеримы…"
Проблема
Задания могут быть различными:
- составить синквейн
- определить тему синквейна (слово в первой строке), просмотрев имеющиеся строчки
- составить рассказ по готовому синквейну
- найти ошибку.
- Сегодня на уроке я узнал …
- В группе работать мне было…, потому что …
- Помогал мне …
- Мешал мне ...
- Больше всего мне понравилось…
- Труднее всего было …
Приемы развития критического мышления формируют:
- Способность находить нужную информацию, критически осмысливать, систематизировать;
- Переводить визуальную информацию в вербальную и обратно;
- Находить ошибки в информации, высказывать обоснованные аргументы;
- Умения длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию.