Открытый урок по предмету «Хоровой класс»
МКОУДОД Красноуфимская РДШИ.
Предмет: Вокальный ансамбль.
Преподаватель: Сафонова Ольга Ивановна.
Дата проведения: 26. 12. 2012г.
Форма проведения: коллективная.
Тема урока: «Работа над двухголосием в младшем хоре».
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: развитие навыков двухголосного пения.
Задачи:
Образовательные:
• формировать навыки пения a cappella;
• добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
• выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;
• продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.
Развивающие:
• продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
• продолжение развития гармонического слуха;
• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
• расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения русских классиков, современных композиторов).
Воспитательные:
• воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
• воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
• воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
• наглядный (слуховой и зрительный);
• словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
• индуктивный;
• дедуктивный;
• проблемно – поисковый;
• объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным
( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
• применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
• побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
• сопоставление песен, различных по характеру;
• вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
• представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
• вокализация песен на слог и сольфеджио;
• задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Неаполитанская песенка»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии («Утро», «Берегите красоту»);
• образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
• юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
• психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
• личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
• учёт индивидуальных особенностей;
• дифференцированный подход.
Оборудование:
- фортепиано,
- ноты произведений,
- ноты упражнений и попевок,
- хоровые партии.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний (поверка домашнего задания):
а) коллективное проговаривание 2-го куплета песни Ж. Бизе «Утро».
3. Постановка цели и задач урока.
На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков двухголосного пения в упражнениях на распевании, в песне Ж. Бизе «Утро», М. Басок «Берегите красоту».
4. Основной этап.
4.1.Распевание
- Упражнения: «Ладошки»;
«Погончики»;
«Насос»;
«Кошка».
Цель: комплексное лечебное воздействие.
- Покусывание кончика языка.
- Покусывание всей поверхности языка.
- Покусывание языка коренными зубами.
- Проведение языком между губами и зубами.
- Закусывание изнутри щёк боковыми зубами.
- Покусывание нижней и верхней губы по всей длине.
- Потягивание, поглаживание себя по лицу, зевок.
- Попеременное протыкание языком правой и левой щёк.
- Массаж лица от корней волос до шеи кончиками пальцев.
- Пощёлкивание языком, меняя объём рта.
- Движение мышц лица (попеременное поднятие и опускание бровей).
- Упражнение «Младенчик» - (сосать соску).
- Упражнение «Ёжик» - (нюхать).
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.
Упражнение «Вопрос - ответ». Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог».
Цель: сглаживание регистров.
Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием.
Этапы работы:
a. скороговорка повторяется несколько раз. Дети исполняют упражнение вместе, поднимаясь по полутонам вверх от ноты ФА до СОЛЬ;
б. затем предлагается исполнить упражнение каноном на 3 голоса (ноты СОЛЬ, СОЛЬ#);
c. от ноты ФА скороговорка исполняется по звукам тонического трезвучия. Предварительно дети пропели по группам свои голоса(1,3 и 5 ступени).
4.2 «Неаполитанская песенка» Музыка П. И. Чайковского, сл. Г. Иващенко.
Цель: отработка активного выдоха, чёткой дикции, активного окончания, округлого звука. Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона.
4.3. «Утро» Музыка Ж. Бизе, слова Д. Усова
Этапы работы:
a. Беседа с детьми о характере, настроении песни: песня о восходе солнца, вступление хора изображает чуть брезжащий свет, значит характер лёгкий, воздушный, вдох тоже лёгкий, короткий, звук округлый;
б. исполнение 1 и 2 цифры с текстом и аккомпанементом, затем без аккомпанемента. Необходимо отрабатывать интонацию на распевах, а также обращать внимание на исполнение фраз на одном дыхании; окончание на длинной ноте исполнять высоко, направляя вверх, и круглым звуком.
с. 3 и 5 цифра исполняется сольфеджио. Работать над длинным дыханием, интонацией на полутонах и скачках. Гармонический строй, выстроить вертикали;
д. коллективное проговаривание 2-го куплета песни Ж. Бизе «Утро».
е. 3 -5 цифры исполнить с текстом, предварительно прочитать выразительно текст, обратить внимание на пропевание согласных на стыках слов;
ж. исполнение песни от начала до конца с аккомпанементом, выразительно. Задание детям: ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом.
4.4. М. Басок «Берегите красоту».
Этапы работы:
a. беседа о характере: песня лирическая, светлая. Значит и петь надо не крикливо, на хорошей опоре, дыхании;
б. исполнение 1 куплета в этом характере от начала до конца;
c. 3-4 фразы с остановками на высоких звуках, отрабатывать круглый звук, острую дикцию в 1-ом и во 2-ом куплетах;
d. в 4 фразе петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос, точное исполнение секундовых интонаций;
е. кода - работа с солистами. Высокая позиция, округлый звук на гласную «а»;
ж. исполнение песни целиком.
5. Заключительный этап.
Подведение итогов, формирование выводов. Определение домашнего задания: выучить «Утро» наизусть со словами, петь сольфеджио с инструментом.
Литература и методические пособия, использованные в работе.
- В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса»
В. Емельянов,
- Ю. Б. Алиев «Настольная книга школьного учителя – музыканта» 2000г.
- А. Н. Стрельникова «Дыхательная гимнастика» 2007г.
- Наглядное пособие по распеванию.