Методическое сопровождение инновационных процессов в школе
Открытие методического дня
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы рады приветствовать на открытии единого методического дня, тема которого звучит так: “«Методическое сопровождение инновационных процессов в школе»
Целей у нашего сегодняшнего методического дня несколько - это:
Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.
«Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое» Питер Джукер
Вы знакомы с программой проведения методического дня. У каждого из вас имеются маршрутные листы, сейчас мы начнем с ними работать, а по окончанию методического дня эти листы вы должны сдать. Итак, подпишите свою фамилию, имя и отчество.
(Работа с маршрутным листом) Перед вами четыре лица, символизирующее мимикой эмоциональное состояние человека. Укажите, какое эмоциональное состояние у Вас на начало нашего методического дня? Кроме того, вы можете воспользоваться пустым кругом и указать другое эмоциональное состояние, не представленное в маршрутном листе.
Также Вам предстоит принять участие в двух опросах
Сейчас Вы идет на уроки и фиксируете в маршрутных листах свои впечатления.
Теоретические основы проблемы:
В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий в России, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.
Педагоги образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников.
В «Современном словаре иностранных слов» (1993) инновация трактуется как нововведение.
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
- усвоением максимального объема знаний;
- максимальной творческой активностью;
- широким спектром практических навыков и умений.
Инновационные технологии предполагают
-повышение уровня мотивации к учебному труду.
-формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность при активной поддержке учителя.
-ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику.
Успешность современного педагога:
-способность управлять собой
-ставить разумные личные цели
-умение решать проблемы
-личностный рост
-изобретательность и способность к инновационному творчеству.
К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективная система обучения;
-технология решения задач;
-исследовательские методы обучения;
-проектные методы обучения;
-технологии модульного обучения;
-лекционно -семинарско -зачетная система обучения;
-использование в обучении игровых технологий
(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Рассмотрение инновационной педагогической деятельности требует осознания и обращения к вопросу готовности учителя к данному виду деятельности.
Такими характеристиками готовности учителя, по мнению ряда исследователей, могут быть следующие:
потребность в творчестве,
осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения;
способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития, организации продуктивной деятельности в условиях сотрудничества;
способность свободно ориентироваться в системе способов педагогической деятельности, умение переводить любую ситуацию в педагогическую, развивающую себя и других.
Готовность к инновациям включает три основные компонента:
1. Психологический (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);
2. Теоретический (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и так далее);
3. Практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).
Современное образование нуждается в успешных педагогах. Только успешная личность сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей.
Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально –психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств.
Инновационная деятельность педагога в образовательном учреждении, имея творческий характер, являясь одним из важных факторов личностного саморазвития педагога, во многом снижает вероятность возникновения у него эмоционального выгорания.
В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода.
Функции методического сопровождения как технологии методической деятельности
Цель:
Создание условий для ознакомления педагогов с образовательными ресурсами и опытом инновационной деятельности
Цель:
Создание условий для оперативного выявления проблем школьного образования, профессиональных затруднений педагогов, определения результативности и эффективности образовательных и инновационных процессов
Цель:
Создание условий для исследования и квалифицированной оценки образовательных и инновационных процессов в системе образования.
В 2015 – 2016 учебном году инновационная деятельность школы организована по следующим направлениям:
Реализация общешкольного проекта «Читать не вредно, вредно не читать» (внедрение в учебный процесс технологии продуктивного чтения).
Реализация профориентационного проекта «Хорошо на свете что–нибудь уметь!» (подготовка учащихся к социальному и профессиональному становлению)
Реализация программы «Здоровое поколение». Работа творческой группы «Здоровое поколение» (формирование навыков здорового образа жизни у обучающихся через систему комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья)
Реализация программы «Одаренные дети». Работа творческой группы «Одаренные дети» (формирование системного подхода к решению проблем выявления, сохранения, развития и поддержки талантливых детей)
Программа «ИКТ и учебно- исследовательская культура школьников». Работа творческой группы «ИКТ и учебно- исследовательская культура школьников» (использование информационных технологий в процессе формирования учебно- исследовательской культуры школьников)
Использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе и внеурочной деятельности
Участие во Всероссийском проекте «Школа цифрового века»
Работа с одаренными детьми
Основная цель заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков детей с интеллектуальной одарённостью, а также в создании возможностей, способствующих формированию и реализации творческих способностей в различных областях.
Результативность этой работы
- активное участие школьников в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах разных уровней ;
- активное участие школьников во внеклассной деятельности;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Решение методического дня
Продолжить работу по внедрению инновационных технологий в учебный процесс.
А в заключение мы просим вас вернуться к маршрутному листу. И снова эмоциональное состояние. На наш взгляд, наш методический день сегодня носил позитивный творческий характер. Оцените, пожалуйста, свое эмоциональное состояние в конце методического дня.
Спасибо за работу. Просим все маршрутные листы сдать.