СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое совещание "Постановка и решение коррекционных задач урока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности психофизического развития школьника с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов.

Просмотр содержимого документа
«Методическое совещание "Постановка и решение коррекционных задач урока"»


ГКОУ ЛО

«Сланцевская школа-интернат»

 


С о в е щ а н и е н а т е м у



Постановка и решение коррекционных задач урока, занятия специалиста



Подготовила Волкова И.В.

учитель нач.классов




г. Сланцы

2017 г

Вступление

«Ум, сердце и руки –

вот что нужно развивать

в детях как единое целое.

Ш.Амонашвили

Особенности психофизического развития школьника с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом, усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. социально адаптироваться.


Понятие «Коррекция»

Что же такое коррекция? Дайте своё определение. Замените слово «коррекция» синонимом и запишите.

В Педагогической энциклопедии понятие «коррекция» определяется как «исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий».

Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.

Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для умственно отсталых детей (общая коррекция), и направленность на исправление дефектов, характерных для групп учеников (индивидуальная коррекция)

Поэтому основной дефект умственно отсталых детей состоит в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, инертность мышления, «застревание» на привычных шаблонных действиях.



Общая коррекция заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня обучающихся, что позволяет им приобрести новые знания и навыки на более высоком уровне.

Индивидуальная коррекция зависит от наличия и степени проявления какого-либо из дефектов. Она проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков дети включаются во фронтальную работу.

Корр. задача урока

Коррекционная задача урока обычно имеет такое оформление: коррекция речи, памяти, внимания, мышления, что практически невыполнимо.

Невозможно в ходе одного урока одновременно корригировать все психические процессы.


Понятия «Коррекция» и «Коррегирование»

Что такое коррегирование? Есть ли на Ваш взгляд разница между понятиями «корректировать» и «коррегировать»?

На вопрос о правильности употребления слов "корректировать" или "корригировать" отвечает Словарь трудностей русского языка Ю.А. Бельчикова и О.И. Ражевой. Он обращает внимание на определенные правила употребления этих двух слов в зависимости от контекста.

Итак, слово "корректировать" имеет два значения: 1) вносить коррективы, что-либо исправлять; 2) исправлять в тексте ошибки.

Слово "корригировать" (от лат. corrigere) - исправлять, вносить правки, то же, что корректировать (в первом значении).

Получается, что слова "корректировать" (в первом значении) и "корригировать" являются синонимами.

Но корригировать ограничено специальной сферой употребления, а корректировать - общеупотребительное слово.



Как на ваш взгляд, от чего зависит формулировка коррекционных задач? Письменно ответьте на вопрос.

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, типа урока, подобранных заданий , К тому же сам по себе учебный предмет, содержание уро­ка определяют, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке, что, в свою очередь, и должно ориентировать учителя на активизацию конкретных коррекционных задач.

Таким образом, коррекционная задача должна быть пре­дельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, ко­торые будут максимально задействованы в ходе данного урока, то есть через их актив­ную работу будет подступать и отрабатывать­ся учебная информация.

Коррекционные задачи:

  • Коррегировать … путём выполнения;

  • Развивать … через выполнение;

  • Коррегировать и развивать … при работе с …;

  • Развивать … на основе упражнений …




Прак. работа

Просмотрите фрагмент урока, определите коррекционную задачу.


Внимание

КОРРЕКЦИЯ ВНИМАНИЯ: (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания, слуховое внимание, зрительное внимание, избирательность, развитие наблюдательности, концентрация…) путем выполнения…

Формировать навыки самоконтроля.

Приучатъ обучающихся проверять правильность собственных действий (следить за своей речью, перечитывать прочитанное и т. д.).

Развивать быструю переключаемость внимания.

Учить распределению внимания.

Увеличивать объём внимания.

Развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).

Воспитывать устойчивое внимание.


Речь

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ:

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция; фонетическая, грамматическая, лексическая, выразительная сторона; орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь; функции общения, импрессивной (понимание обращенной речи), экспрессивной (самостоятельной речи); эмоциональной окраски речи; плавность, последовательность речи; ) через выполнение…;

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом); сознательного чтения, ритма, темпа, выразительности чтения; читательской самостоятельности; графических навыков…

Развивать фонематический слух.

Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования.

Развивать функции фонематического анализа.

Преодоление речевого негатива.

Расширять активный словарь.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Учить пониманию слов различной меры общности.

Учить строить предложения по принципу сочетания, подчинения.

Вырабатывать привычку слухового контроля.

Вырабатывать качество чтения.

Учить различным видам рассказа (краткий, полный, выборочный)


Память

КОРРЕКЦИЯ ПАМЯТИ: коррекция и развитие памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение; вербальную (словесную), образную (зрительную), моторную (двигательную), эмоциональную; кратковременную, долговременную, оперативную,

Совершенствовать быстроту, полноту и точность восприятия.

Умение пользоваться планом ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту.

Совершенствовать правильность формулировок, умения давать краткий ответ.

Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно- следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями.

Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим.

Развивать словесно-логическую память.

Тренировать образную память.

Развивать зрительную память.


Восприятие

КОРРЕКЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ОЩУЩЕНИЙ: (осмысленность, обобщенность, целостность, быстрота, объем, зрительное, слуховое, тактильное, фонематическое)

коррекция и развитие зрительных восприятий…;

развитие слухового восприятия…;

коррекция и развитие тактильного восприятия…;

узнавание и называние предмета (положение в пространстве)…


Моторика

КОРРЕКЦИЯ МОТОРИКИ: (общая, мелкая, артикуляционная; координация движений (произвольность, целенаправленность); пространственная ориентировка; удержание равновесия; быстрота двигательной реакции;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;


Мышление

КОРРЕКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ: коррекция и развитие мыслительной деятельности (мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения; выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления, пространственное воображение, ориентировка в пространстве, времени, умение планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность, виды : наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое)…;

Учить выделять главное, существенное.

Учить замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образом.

Упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки.

Развивать умение группировать предметы.

Работать над разложением целого на части и восстановлением целого из частей.

Работать над пониманием нового правила или понятия.

Учить делать выводы.

Учить применять правила при выполнении упражнения.

Развивать умение сравнивать анализировать.

Преодолевать инертность психических процессов.

Развивать мыслительную и творческую деятельность.

Развивать целенаправленность в работе.

Учить выделять сходства и различия понятий.

Учить обобщать, анализировать.

Учить строить умозаключения.


Личн. качества

КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ: (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувств; адекватная оценка своих и чужих действий; преодоление неуверенности; развитие коммуникабельности; преодоление навязчивости, замкнутости, эгоизма; развитие терпения, эстетического вкуса, чувства сострадания и милосердия; культуры поведения, чистоплотности, трудолюбия, порядочности, дружелюбия,; привитие опрятности, обязательности, приучение к порядку, взаимовыручки)

совершенствование коммуникативных умений;
умение отвечать на вопрос;

умение отвечать на вопрос;
умение возражать, аргументировать мнение;
умение вести диалог, монолог;
повышение культуры и техники общения;
умение проявлять и выражать интерес к окружающему;
тренировка процессов возбуждения и торможения;
развитие адаптивности (быстрота и гибкость переключения);
расширение кругозора;
обогащение чувственного опыта;




Выделен комплекс коррекционно-развивающих задач, в котором выделены три основные блока:


  • Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль):


  • Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей):

  • Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития(устная и письменная речь):






Выступления педагогов



Игнатьева Н.Ю.

Козлова Н.С.

Магон Н.С.

Ластовкина И.В.


Прак. работа

Сформулируйте задачу на коррекцию когнитивной деятельности и приведите пример:


  • Коррегировать ………………………………… путём выполнения………………..……………;

_____________________________________________________________________________


  • Развивать …………..………………...… через выполнение…………………..…………..…..….;

______________________________________________________________________________


Сформулируйте задачу на коррекцию ВПФ и приведите пример:



  • Коррегировать и развивать ………………..……..…..… при работе с ……………….…….…;

____________________________________________________________________________




Итог

Решение коррекционно-развивающих задач может происходить в любой структурной части урока, но важно, чтобы коррекционные цели решались на материале данного урока и были максимально конкретны.































Постановка и решение коррекционных задач урока,

занятия специалиста

Коррекция___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определяя коррекционные задачи урока, нужно учитывать__________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите коррекционную задачу на примере фрагмента урока


  • ____________________________________________________________________________________

  • ____________________________________________________________________________________

  • ____________________________________________________________________________________

  • ____________________________________________________________________________________

Три блока коррекционных задач








Примеры















Сформулируйте задачу на коррекцию когнитивной деятельности и приведите пример:


  • Коррегировать ………………………………… путём выполнения………………..……………;

_______________________________________________________________________________


  • Развивать …………..………………...… через выполнение…………………..…………..…..….;

__________________________________________________________________________________


Сформулируйте задачу на коррекцию ВПФ и приведите пример:



  • Коррегировать и развивать ………………..……..…..… при работе с ……………….…….…;

_______________________________________________________________________________


  • Развивать ………………………….……….. на основе упражнений …………….………..…… ;

_____________________________________________________________________________________


10