СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое занятие «Развитие познавательной активности и расширение словарного запаса учащихся»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к методическому  занятию на тему   «Развитие  познавательной  активности и расширение словарного запаса  учащихся»

Просмотр содержимого документа
«Методическое занятие «Развитие познавательной активности и расширение словарного запаса учащихся»»

Методическое занятие Развитие познавательной активности и расширение словарного запаса учащихся  Подготовила: преподаватель Динаева Л.А.

Методическое занятие

Развитие познавательной

активности и расширение

словарного запаса

учащихся

Подготовила:

преподаватель Динаева Л.А.

   Единственный путь, ведущий к знаниям – деятельность.  Б. Шоу     Уважаемые коллеги!  Я рада приветствовать вас . Мне хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию , которую сможете использовать в работе и поделиться своим опытом работы. Тема моего выступления Развитие познавательной активности и расширение словарного запаса на уроках русского языка и литературы. Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если учащиеся хотят овладеть знаниями , имеют мотивацию к обучению, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Ни для кого не секрет, что всё чаще и чаще в колледж приходят дети с заниженным интересом к учению вообще и к русскому языку в особенности, дети не хотят учиться, мало читают, книги им заменили компьютеры, телевизор, телефон. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание учащегося учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность.

Единственный путь, ведущий к знаниям – деятельность. Б. Шоу   Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас . Мне хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию , которую сможете использовать в работе и поделиться своим опытом работы. Тема моего выступления Развитие познавательной активности и расширение словарного запаса на уроках русского языка и литературы. Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если учащиеся хотят овладеть знаниями , имеют мотивацию к обучению, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Ни для кого не секрет, что всё чаще и чаще в колледж приходят дети с заниженным интересом к учению вообще и к русскому языку в особенности, дети не хотят учиться, мало читают, книги им заменили компьютеры, телевизор, телефон. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание учащегося учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность.

Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности.

Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности.

Сегодня я предлагаю на практике рассмотреть один из приёмов расширения словарного запаса учащихся на примере урока по теме «Фразеологизмы». И я бы хотела, уважаемые коллеги, чтобы вы на миг почувствовали себя учениками и выполнили задание, которое я предоставляю вашему вниманию.

Сегодня я предлагаю на практике рассмотреть один из приёмов расширения словарного запаса учащихся на примере урока по теме «Фразеологизмы». И я бы хотела, уважаемые коллеги, чтобы вы на миг почувствовали себя учениками и выполнили задание, которое я предоставляю вашему вниманию.

 Например, на уроке русского языка тема: « Фразеологизмы » .  Провожу фразеологическую разминку. Задание: Приведите как можно больше фразеологизмов со следующими опорными словами: Море грамота язык место играть Пример. Собака: устал как собака, вот где собака зарыта …  ВЫВОд: в ходе работы учащиеся обобщают и повторяют полученные знания в школе по теме «Фразеология» и пополняют своя словарный запас. Испытывают положительные эмоции: ведь все получилось, сами пришли к правильному выводу да еще и учителю помогли в объяснении.

Например, на уроке русского языка тема: « Фразеологизмы » .

Провожу фразеологическую разминку.

Задание:

Приведите как можно больше фразеологизмов со следующими опорными словами:

Море

грамота

язык

место

играть

Пример. Собака: устал как собака, вот где собака зарыта …

ВЫВОд: в ходе работы учащиеся обобщают и повторяют полученные знания в школе по теме «Фразеология» и пополняют своя словарный запас. Испытывают положительные эмоции: ведь все получилось, сами пришли к правильному выводу да еще и учителю помогли в объяснении.

Как гласит древняя китайская мудрость:  «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».  По этому принципу можно проводить различные уроки по литературе: урок-конференция, урок -литературная гостиная, урок-творчество, урок-экскурсия, урок- исследование. Я не буду описывать все вышеперечисленные приёмы, а хочу конкретно остановиться на, применяемом мной, уроке-исследование по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». В этом году вся мировая общественность отмечала 150-летие издание романа – эпопеи «Война и мир». При изучении темы сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона я предлагаю учащимся презентационную работу по ходу просмотра которой они выполняют задания. Заполните таблицу «Параметры сравнения Кутузова и Наполеона.»

Как гласит древняя китайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». По этому принципу можно проводить различные уроки по литературе: урок-конференция, урок -литературная гостиная, урок-творчество, урок-экскурсия, урок- исследование. Я не буду описывать все вышеперечисленные приёмы, а хочу конкретно остановиться на, применяемом мной, уроке-исследование по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». В этом году вся мировая общественность отмечала 150-летие издание романа – эпопеи «Война и мир». При изучении темы сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона я предлагаю учащимся презентационную работу по ходу просмотра которой они выполняют задания. Заполните таблицу «Параметры сравнения Кутузова и Наполеона.»

Следующую работу по обогащению словарного запаса учащихся я провожу по теме «Синонимы», «Антонимы» , для закрепления этих тем я предлагаю детям разгадать кроссворд. Сейчас мы с вами попробуем это сделать.

Следующую работу по обогащению словарного запаса учащихся я провожу по теме «Синонимы», «Антонимы» , для закрепления этих тем я предлагаю детям разгадать кроссворд. Сейчас мы с вами попробуем это сделать.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Л. Н. Толстой

«Война и мир»

Мы все глядим в Наполеоны…  об амбициозном, тщеславном, заносчивом человеке;  о своих далеко идущих планах, замыслах… Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

Мы все глядим в Наполеоны…

  • об амбициозном, тщеславном, заносчивом человеке;
  • о своих далеко идущих планах, замыслах…

Энциклопедический словарь

крылатых слов и выражений

Наполеон Бонапарт /1769 – 1821гг/ Император Франции 24 года бригадный генерал 16 лет 27 лет подпорутчик командующий армией 35 лет – император Франции

Наполеон Бонапарт

/1769 – 1821гг/

Император Франции

24 года

бригадный генерал

16 лет

27 лет

подпорутчик

командующий армией

35 лет – император Франции

Андрей Болконский Пьер Безухов Москва Европа Бородинское сражение Аустерлицкое сражение о. Св. Елены Париж

Андрей Болконский

Пьер

Безухов

Москва

Европа

Бородинское сражение

Аустерлицкое сражение

о. Св. Елены

Париж

Параметры сравнения Кутузов Главнокомандующий Внешность Наполеон (существительное) (два прилагательных) Отношение полководцев к солдатам Император (три глагола) Речевая характеристика (существительное) (два прилагательных) Качества полководца (три глагола) (четыре существительных) (три глагола) Самооценка  (четыре существительных) (два прилагательных) Отношение автора (три глагола) (существительное) (два прилагательных) (существительное)

Параметры сравнения

Кутузов

Главнокомандующий

Внешность

Наполеон

(существительное)

(два прилагательных)

Отношение полководцев к солдатам

Император

(три глагола)

Речевая характеристика

(существительное)

(два прилагательных)

Качества полководца

(три глагола)

(четыре существительных)

(три глагола)

Самооценка

(четыре существительных)

(два прилагательных)

Отношение автора

(три глагола)

(существительное)

(два прилагательных)

(существительное)

2 3 1 5 6 4

2

3

1

5

6

4

Параметры сравнения Кутузов Главнокомандующий Внешность Наполеон Старый, грузный Отношение полководцев к солдатам Император Заботится, доверяет, верит Речевая характеристика Маленький, толстенький Качества полководца Играет, пренебрегает, манипулирует Простота, душевность, правдивость, скромность Переживает, наблюдает, вдохновляет Самооценка Напыщенность, высокомерие, самовлюблённость, фальшь Простой, обыкновенный Отношение автора Руководит, разочаровывается, недоумевает Гениальный, великий Защитник Захватчик

Параметры сравнения

Кутузов

Главнокомандующий

Внешность

Наполеон

Старый, грузный

Отношение полководцев к солдатам

Император

Заботится, доверяет, верит

Речевая характеристика

Маленький, толстенький

Качества полководца

Играет, пренебрегает, манипулирует

Простота, душевность, правдивость, скромность

Переживает, наблюдает, вдохновляет

Самооценка

Напыщенность, высокомерие, самовлюблённость, фальшь

Простой, обыкновенный

Отношение автора

Руководит, разочаровывается, недоумевает

Гениальный, великий

Защитник

Захватчик

Эффективен в познавательной деятельности метод учебного  проекта. Приведу пример успешного проекта по презентации книги Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»  Группа была поделена на несколько творческих подгрупп, каждая из которых готовила такие задания:  1. Газету с устной презентацией о жизни и творчестве писателя;  2. Проект обложки к книге «Преступление и наказание»;  3. Викторину по книге;  4. Отзыв о прочитанной книге;  5. Инсценировка эпизод.  Занятия такого рода называют отклик у учащихся, желание поделиться впечатлениями о прочитанном.

Эффективен в познавательной деятельности метод учебного проекта. Приведу пример успешного проекта по презентации книги Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Группа была поделена на несколько творческих подгрупп, каждая из которых готовила такие задания: 1. Газету с устной презентацией о жизни и творчестве писателя; 2. Проект обложки к книге «Преступление и наказание»; 3. Викторину по книге; 4. Отзыв о прочитанной книге; 5. Инсценировка эпизод. Занятия такого рода называют отклик у учащихся, желание поделиться впечатлениями о прочитанном.

В заключение хочется отметить, что при развитии познавательной активности учащихся должен стремится к развитии сам педагог. Только такая совместная деятельность обязательно приведет к результату. обязательно приведет к результату. Процесс познания- трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для учащегося, так и для преподавателя. Вспомним слова Я.А Коменского, мечтавшего о том времени, когда учебные заведение изобретет такой метод, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились, в образовательных учреждениях была бы меньше напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха.

В заключение хочется отметить, что при развитии познавательной активности учащихся должен стремится к развитии сам педагог. Только такая совместная деятельность обязательно приведет к результату. обязательно приведет к результату. Процесс познания- трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для учащегося, так и для преподавателя. Вспомним слова Я.А Коменского, мечтавшего о том времени, когда учебные заведение изобретет такой метод, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились, в образовательных учреждениях была бы меньше напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха.