СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методичка,для обущающихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью этой методички,вы сможете рассказать и показать вашему ребёнку,как следует вести себя и трудиться на уроках.Так же там предоставлено огромное количетво игр,которые заинтересуют вашего ребёнка.Он сможет понять все основы материала,как работать с учебником,текстом,книгой и дополнительной литературой.

Просмотр содержимого документа
«Методичка,для обущающихся»



М.Д. Акишенкова

Технология умного урока

«Запоминалки»

для учебы и успеха















Орел,2016г.



Аннотация

М.Д.Акишенкова, учитель истории и обществознания высшей категории

Учебно-методическое пособие для учителей, учеников и их родителей. Издание составлено с учётом методических требований и изменений в российском образовании с 2014 года на основе практических учебных занятий, применения инновационных технологий, методов и приёмов работы. Пособие научает и готовит обучающихся к самостоятельной, кропотливой и вдумчивой работе на протяжении всего урока. Перед каждым ребёнком открываются новые возможности к самоорганизации, самообразованию и самопознанию. А педагогу тем самым поможет взрастить саморазвивающуюся деятельностую личность.

Орел,2016г. Частное издательство »Импульс».







































В помощь учителю



Что такое умный урок?

Как быть и что делать?

а) создать условия для появления у ученика мотива к личностному росту;

б) создать условия для приобретения учеником средств познания и исследования мира;

в) создать условия для возможности к реализации

«Я - концепции»: Я могу!; Я хочу!»

«Я нравлюсь!»:

комплексная,

эмоционально-образная,

конгитивная,

деятельностная сфера личности

В помощь учителю



Критерии результативности:

-положительные эмоции, чувства, мышление;

-практическая самостоятельная деятельность;

-комфортное состояние обучающегося в учебном процессе;

в образовательном пространстве, к школе в целом



В уроке

УЧИТЕЛЬ





ЕСТЬ



НЕТ



-скуки

-лжи

-принуждения

-пассивности

-страха

-«палки-двойки»

-«неудач», желания увернуться от неё!

Только

-ведёт по пути

-субъективно открыт

-управляет проблемой, поиском, исследованием

-деятельностью

-радость от общения

-восторг от учения

-ученик открывает мир для себя

-себя в этом мире

-мотив к личностному росту

-приобретает опыт эмоциональных ценностных отношений в коллективе, группе

-осуществляет деятельность в нестандартной ситуации



-













В помощь учителю

















Умение и навыки ученика ХХI века:

  • Умение ставить и решать задачи и проблемы;

  • Коммуникативные умения;

  • Творчество и любознательность;

  • Критичное и системное мышление;

  • Социальная ответственность;

  • Умение работать с информацией.











В помощь учителю





УУД как основа самостоятельной познавательной деятельности, активности на уроке гуманитарного цикла

Регулятивные УУД:

  • Принимать учебную задачу

  • Работать в сотрудничестве

  • Коллективно находить решение учебной задачи

  • Проговаривают вслух последовательность действий, основу (алгоритм), осваиваемой деятельности

Познавательные УУД:

  • Осознанно и последовательно строить речевые высказывания в устной форме, в письменной форме

  • С троить логическую цепь рассуждений

  • Устанавливают причинно-следственные связи

  • Воспроизводят информацию по памяти, с использованием символов

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других

  • Контролируют свою решительность, действия партнёра

  • Прислушиваются к мнению других

  • Умеют несколькими видами: (словесные,табличные) оценить свою работу самостоятельно

  • М етапредметные УУД: Самооценка (по таблице; словесная; оценка в группе)



















В помощь ученику и учителю

  • Технология оценивания по ФГОС:

  • В

    Умение

    опрос: Что оцениваем?

  • Применять знания

Качественной оценкой







Переводим в отметку





  • Вопрос: Кто оценивает?

Ученик

Ученик в диалоге с учителем



По алгоритму самооценки:







1)Какое задание было?

(вспомни цель)

2)Выполнил ли я?

(сравниваю результат и цель)

3)Верно или неверно?

( учусь находить и признавать ошибки)

4)Сам выполнил или с чьей-то помощью?

(учусь оценивать процесс)

5)Где применишь?

6) Результаты:

Как различаем « отметку» и « оценку»?

  • «Отметка» - знак за решённую учебную задачу

  • «Оценка» - словесное описание

7 )Какую отметку поставишь себе?



В помощь учителю



Игровые ситуации, позволяющие педагогу эмоционально подготовить классный коллектив к восприятию научного материала,

игра-упражнение.

*«Управляй эмоциями!»

  • Закончи предложение:

-Я словно, птица, когда…

-Я словно, мышка, когда…

-Я словно, радуга, когда…



* «Я рад общаться с тобой!»

-Протяни руку со словами:

«Я рад общаться с тобой!»,

так по цепочке все образуют круг.

*-Выберите: «Цвет настроения».

  • В начале урока

  • В середине занятия

  • В конце уроке

  • Определите: Какое настроение оставляют знания? С какими эмоциями легче преодолевать трудности? (вопросы выдвигается на разных этапах урока)

* красный - радость;

* розовый цвет - умиротворение;

* желтый - равнодушие;

*зеленый-оптимизм.

* «Уроки самостоятельности»

(вопрос учителя-ответ учащегося)

  • Кто воздвигнет тебя к небесам?

  • Только сам!

  • Кто низвергнет тебя с высоты?

  • Только ты!

  • Где куются ключи к твоей новой судьбе?

  • Лишь в тебе!

  • Чем расплатишься ты за проигранный бой? Лишь собой!























В помощь ученику



Для самостоятельной постановки целей урока

  • Учитель:

Какие знания Вам нужны, чтобы понять тему урока?

  • Обучающиеся:

*дам определения новых словарных слов

*назову даты и объясню их

*перечислю предпосылки и причины исторических событий, явлений

*приведу примеры доказательств самостоятельно

*отвечать буду на поставленные вопросы

*использую разные источники информации

*открою новый источник информации

* поставлю самостоятельно задачу следующего этапа работы

* построю алгоритм работы самостоятельно

*задумаюсь и выскажу своё мнение

*могу взять на себя роль лидера

*подарю идею однокласснику

*самостоятельно оценю свою работу (в коллективе, в группе и выставлю оценку)



В помощь ученику



Карточка самооценки умений учащихся (словесная)

  • Учился ли ты сегодня на уроке (укажите «да» или «нет»)

  • Выделял основной материал и главные идеи темы

  • Самостоятельно составлял и формулировал вопросы по теме

  • Оценивал сложность учебных заданий

  • Придумывал учебные задания

  • Самостоятельно выделял способ выполнения учебной задачи или учебного задания

  • Обосновывая, аргументировал своё решение

  • Анализировал условие задания (самостоятельно)

  • Рассуждал над целью урока

  • Грамотно, выражал своё мнение

  • Формулировал результат своей работы на уроке

  • Оценивал процесс и результат своей деятельности

  • Анализировал свои затруднения

  • Строил самостоятельно алгоритм работы

  • Работал с учебным текстом и другими источниками информации

  • Оказывал помощь другим

  • Мог взять на себя роль лидера

  • Мог отказаться от идеи в пользу группы



















































В помощь ученику



Самооценка: критерии оценки

1.Грамотно использовал термины, понятия курса; хронологию.

2.Самостоятельно формулировал аргументы.

3.Выступал публично перед аудиторией.

4.Отвечал на поставленный вопрос.

5.Участвовал в обсуждении целей урока, темы, отдельных вопросов, проблем ситуаций.

о т 0-3-«3»

от 4-6-«4»

от 7 до10; и более-«5»































В помощь ученику



Оценочный лист ученика по каждой теме урока предметного курса

Критерии

«Как я работал на уроке!?»


Самооценка


Эксперт

1 ученик

в каждом этапе урока

Учитель

Меня интересовал материал, заставил задуматься;

1

1

1

Я отвечал на вопросы; выбирал цели и тему

1

-

-

Думал, обсуждал, вступал в беседу

1

1

1

Участвовал в диалоге

1

1

-

Активно работал в группе

1

1

-

Работал с различным раздаточным материалом, рисовал, писал, заполнял таблицу

1

1

1

Работал с дополнительной литературой

1

-

-

Выступал перед классом; представлял итоги работы в паре, группе

-

1

1

Проверял вою работу, работу одноклассника; помогал товарищам работать на общее дело

1

1

-

Я слушал всех учеников на уроке,

был ответственным и добросовестным учеником

1

-

1

Я буду применять полученные знания на уроке, на последующих уроках

Они будут полезны мне в жизни

1

1

1



В помощь ученику



Самооценка работы в группе

Критерии оценивания

«Я»

*Отвечал на вопросы

*Анализировал, сравнивал

*Оформил записи

*Формулировал аргументы

*Выступал публично

*Выбрал или не выбрал роль лидера

*Был толерантным

*Коммуникабельным





Критерии оценивания:

8-10б-«5»

7б-«4»

5б-«3»











В помощь учителю



Образовательные технологии и методы (ФГОС)

  • Творческие мастерские

  • Проблемно-поисковая

  • Составление ассоциативных рядов

  • Создание эмоциональной палитры

  • Моделирование образа по предложенным смысловым аспектам

  • Создание портрета или автопортрета с помощью различных частей речи или цитат

  • Описание в заданной форме

  • « кристаллическое мышление»

  • Дебаты

  • Проектная технология

  • Составление опорных конспектов

  • Технология проблемного изучения

  • Технология индивидуализации обучения

  • Технология поэтапного формирования умственных действий

  • Технология развивающегося обучения с направленность на развитие творческих качеств личности

  • Технология саморазвивающегося обучения

  • Алгоритм творческого мышления на основе материала

  • Обучение через деятельность -деятельностная технология

В помощь учителю



Сложные задания к тексту:

  • Опорный конспект

  • Составление задач, схем, графиков, таблиц, диаграмм по предложенному алгоритму

  • Интервью с автором текста

  • Создание рекламного текста

  • Составление к тексту иллюстраций

  • Найдите в тексте параграфа то, что не говорил учитель

  • Прочитайте текст, найдите ошибки, допущенные автором при составлении опорного конспекта





В помощь учителю



Игровые приемы работы:

  • Шпаргалка

  • «Дотошный» ученик

  • Театр

  • Коллективный рассказ

  • «Очевидное - невероятное»

  • «Кубик Блума»:

А

г) «Предложи»

д «Придумай»

е) «Поделись»



а) «Почему»

б) «Объясни»

в) «Назови»



нализ текста по следующим вопросам-опорам:











В помощь учителю



« Энциклопедист»

Отберите необходимую информацию для статьи в энциклопедический словарь.

«Адвокат»

Учитель обвиняет историческое лицо. Ученики оправдывают героя, подбирают оправдания из документов и других источников.

«Шесть шляп»

Делим класс на 6 вариантов. Каждому варианту даем свой цвет шляпы. У всех шляп своя «идеологическая нагрузка»: красная шляпа- 3 вопроса анализа текста, зеленая - оцени историческое лицо, желтая – обобщение - выводы (3 вывода), синяя - термины, хронология- (найди, объясни).

«Рыбий скелет»

  1. Ответ на вопрос.

  2. Заполните схемы-опоры.

  3. Выводы на основе текстового материала учебника, дополнительного исторического материала.

«Шляпы мышления»

(прием Эдварда де Боно) - развитие реагирующего и намеренного мышления

Условие: примеряя шляпу определенного цвета, рассуждаем о насущей проблеме.

  1. Белая шляпа - факты, что известно, что неизвестно

  2. Зеленая шляпа - каковы творческие идеи по применению изображения

  3. Желтая шляпа - позитивные моменты

  4. Черная шляпа - трудности идеи

  5. Красная шляпа - отношение к идее автора

  6. Синяя шляпа- контроль, обобщение, выводы.





Дебаты Карла Поппера, развивающие умения работать в команде

*знакомятся с проблемой заранее

*готовят аргументы «за»

«готовят аргументы «против»

«Дерево познания»

Тема изучается на логике.

Ствол-основа определенных знаний.

Ветви:

Левые - знания

Правые - умения



В помощь учителю



Проверка предметных результатов на уроке (Как?)

  • Тест

  • Хронологический, терминологический диктант

  • Понятийный диктант

  • Работа с историческим источником

  • Мини-сочинение

  • Творческая работа

  • Блиц опрос(3-5 вопросов по времени)

  • Сложный развернутый план ответа по историческому тексту

  • Составление презентации

  • Ответы на вопросы в тексте

  • Заполни пропуски в таблице

  • Соотнесите даты и события, историческое лицо и событие и т .д

  • Задайте вопросы со слов: Что? Когда? Почему?

  • Сделай вывод, закончив предложение, используй изученный текст учебника

Игровой путь «Вагончики»

  • Класс делится на группы, группы перемещаются по станциям, может меняться состав групп за урок

Задание проверки предметных результатов готовится заранее

  • Командиры «вагончиков» называют отвечающих, следят за активностью группы



В помощь учителю



Технология конструирования урока

(алгоритм)

  1. Знакомство с целями обучения. Отбор целей и формирование собственных целей.

  2. Знакомство с содержанием учебного материала и форм его представления.

  3. Соотнесение содержания учебного материала с целями обучения.

  4. Отбор методов обучения.

  5. Формирование учебных ситуаций.

  6. Выбор типа урока, отбор этапов урока.

  7. Отбор средств или создание новых инструментов - дидактических средств.

  8. Формулировка темы урока обучающимися (3-4 варианта)

  9. Распределение времени по этапам.

  10. Указание действий и ученика на каждом этапе урока с фиксированием результатов в «рабочем листе», в «оценочном листе».

  11. Этап рефлексии.

  12. Можно создать равнообразные комбинации учебной деятельности в соответствии с решаемыми задачами.



В помощь учителю



Структура урока

(набор этапов урока по ФГОС)

  • Организационный момент

  • Эмоциональный, психологический настрой

  • Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся (мотивация)

  • Целеполагание (обучающегося ,обучающийся)

  • Этап самостоятельного изучения, исследования новых знаний на основе УУД

  • Этап первичной проверки понимания изученного

  • Этап закрепления изученного

  • Этап применения изученного

  • Этап обобщения и систематизация

  • Этап контроля и самоконтроля

  • Этап коррекции

  • Этап подведения итогов урока

  • Этап рефлексии











В помощь ученику

Рефлексия

  • Понравился ли урок?

  • Я узнал (узнала)

  • Я понял (поняла)

  • Я научилась (научился)

  • Было трудно

  • Я выполнял(выполняла) задание самостоятельно

  • Теперь я могу

  • Я попробую

  • Меня удивило

  • Урок дал мне для жизни

  • Мне захотелось



















Лист оценки предметных результатов

История Древнего мира

(5 класс )



Фамилия имя ученика



Умения


Входной

контроль

Уровень

Тест

Египет

Уровень

Пром.

аттест.

1пол.

Уровень

Тест

Греция

Уровень

Итог.

аттестац.

2пол.

Уровень

актуализировать и обобщать знания











решать проблемные задания по карте, показывать на исторической карте определенные объекты











соотносить во времени события истории данного курса











раскрывать существенные признаки культуры, сравнивать их, выделять сходство и различия











решать проблемные и развивающие задачи на основе текста, изображений, исторического документа, изображения(материальный источник)











оценивать вклад древних цивилизаций в историю и культуру человечества











раскрывать смысл понятий, указывать характеризовать











объяснять причины и следствия











давать образную характеристику исторических деятелей, используя дополнительную информацию











формулировать оценочные выводы о роли личностей











объяснять значение понятий











искать в тексте ответы на вопросы











Итог уровня успеваемости













Лист оценки предметных результатов

История

(6 класс)



Фамилия имя ученика



Умения

Входной

контроль

Уровень

Тест

Европа

Уровень

Промеж.

аттест.

1полугод.

Уровень

Тест

Древняя

Русь

Уровень

Практика

Опричнина


Уровень


Тест

Московская Русь

Уровень

Итог.

аттестация.

2пол

Уровень


называть характерные черты событий на основе работы с текстом учебника, документом
















характеризовать определенный исторический период в мировой истории
















раскрывать смысл понятий и терминов
















преобразовывать текст учебника в таблицу (сравнительную)
















описывать исторический элемент на основе текста и иллюстраций учебника
















формулировать и аргументировать мнение по определенному историческому событию, факту; мнение о причинах
















выявлять общее и особенное
















составлять рассказ по иллюстрациям в учебнике; развернутый план параграфа по заданным пунктам
















находить информацию в различных источниках, отбирать ее
















устанавливать причинно-следственные связи между процессами в различных сферах общественного развития
















показывать на исторической карте территории государств, объяснять геополитическое положение
















выделять главное в части текста
















составлять характеристику исторического лица; выполнять практические проверочные работы


























































Лист оценки предметных результатов

Обществознание

(5 класс)



Фамилия имя ученика



Умения

Тест Семья

Уровень

Промежуточаттестация

за 1 полугодие

Уровень

Тест

Труд

Уровень

Тест

Родина

Уровень

Проект

Уровень

Итог.

аттестац.

2пол.

Уровень


научатся работать с текстом обществоведческого характера














высказывать собственное мнение, суждение и записывать его связным текстом














проводить простейшие исследования














создавать электронные презентации на заданную тему (простейшего типа)














давать оценку своим достижениям и других учащихся, общественным явлениям с позиций, одобряемых в российском обществе














анализировать таблицы














решать логические задачи














определять основные термины и понятия обществоведческого характера, объяснять их














способность применять понятийный аппарат и элементарные методы науки для атрибуции фактов, источников:

их анализа, сопоставления, объяснения; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализ, синтез, обобщение соотносить с собственными знаниями)














умение использовать средства СМИ для поиска и обработки необходимой социальной информации














Знания и умение применять нравственные и правовые понятия, нормы и правила для выполнения познавательных и практических заданий














Поиск и извлечение информации














Итог уровня успеваемости







































Лист оценки предметных результатов

Обществознание

(6 класс)



Фамилия имя ученика



Умения


Входной

контроль

Уровень

Тест

Человек

Уровень

Пром.

аттест.

1пол.

Уровень

Тест

Общение

Уровень

Тест

Нравствт.

Уровень

Проекты

Итог.

аттестац.

2пол

Уровень


научатся работать с текстом учебника, выделять главное, сравнивать















анализировать схемы и таблицы















определять понятия, термины за курс















формулировать собственную точку зрения















осуществлять поиск информации в дополнительных источниках, СМИ















отвечать на вопросы, задавать вопросы
















оформлять устную речь в письменный текст, закладывая собственное мнение, суждения
















подбирать иллюстрированный материал к тексту
















отбирать материал по заданной теме, пользоваться дополнительным источником
















выполнять контрольные и практические задания
















решать проектные и логические задачи
















искать в тексте ответы назаданные вопросы
















Итог уровня успеваемости


























В помощь учителю





Уровень достижений:

Высокий «5» - 90-100%

Повышенный «4» -77-89%

Базовый «3» - 65-76%

Менее 65%-не достиг базового уровня – «2»