УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
МБОУ « ИСТОМИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БАЛАХНИНСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.
Конкурс методических материалов.
Номинация: "Методическая разработка мероприятия".
по теме "Зеленая планета глазами детей"
Районный праздник
«День птиц»
в Истоминской школе
Автор: Шпилевская Елена Викторовна
учитель биологии,
I квалификационной категории,
МБОУ «Истоминская ООШ»
2014 г.
г. Балахна.
Анкета участника конкурса методических материалов.
1.Фамилия, имя, отчество автора | Шпилевская Елена Викторовна |
2. Дата рождения (день, месяц, год) | 11. 06. 1968 |
3. Должность | Учитель биологии и химии |
4. Место работы (название учебного заведения по уставу) | МБОУ «Истоминская основная общеобразовательная школа» |
5. Классное руководство (укажите класс в настоящее время) | Классный руководитель 7 класса |
6. Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | 19 лет |
7. Квалификационная категория | I категория |
8. Преподаваемый предмет | Биология, химия |
9. Название работы, подаваемой на конкурс | Районный праздник «День птиц» в Истоминской школе |
10. Рабочий адрес и телефон | Балахнинский район, д. Истомино, ул. Генерала Маргелова, д. 120 / тел. 3-35-18 |
11. Домашний адрес и телефон | Г. Балахна , ул. Кирова , д. 19, кв. 6 Дом. тел. - 9-77-28 |
12. Мобильный телефон | 8 960 192 41 82 |
13. Электронная почта образовательного учреждения | [email protected] |
14.Личная электронная почта (при наличии) | [email protected] |
Шпилевская Елена Викторовна
ФИО Подпись / /
Пояснительная записка.
В Балахнинском районе располагается одна из ключевых орнитологических территорий международного значения. На карьерах сформировалось одно из крупнейших в области поселений чайковых птиц. С высокой плотностью гнездятся другие виды водоплавающих и околоводных птиц. Также разнообразна и орнитофауна в Балахнинских лесах. В последнее время наблюдается тенденция к сокращению численности многих видов птиц. Поэтому очень важно воспитывать у подрастающего поколения любовь к природе и бережное отношение к братьям нашим меньшим.
В связи с этим, программа Истоминской школы по экологическому воспитанию предусматривает комплекс мероприятий по изучению видового разнообразия птиц, фенологические наблюдения и акции, направленные на привлечение и охрану птиц.
В конце апреля 2012 года в нашей школе традиционно проходила «Неделя птиц», в рамках которой проводились выставка рисунков «Пришла весна, встречай пернатых гостей» и выставка творческих работ «Удивительный мир птиц». Активное участие приняли учащиеся начальной школы, 5 – 8 классов. На выставке были представлены мягкие игрушки, вышивки, оригами, аппликации, флористические работы (см. фото). В течение месяца учащиеся школы под руководством классных руководителей готовили КТД «Образ птицы в народном творчестве». Каждый класс подобрал материал и красочно оформил папки по выбранной теме. С целью духовно – нравственного воспитания для учащихся школы был проведен единый классный час «Образ птицы в христианстве».
В рамках «Недели птиц» мы провели для учащихся начальной школы «Карнавал птиц», а для учеников 5-9 классов «Орнитологический слет». В командном представлении каждому классу надо было рассказать о своей птице.
1, 3 и 4 классы представили сказки о петухе, сове и ласточке. Ученики 2 класса прочитали стихотворение о лебеде – символе верности. 5 класс рассказал о дневных хищниках, ребята особое внимание уделили образу орлов в геральдике. Ученики 6 класса рассказали о том, как раньше в деревнях зазывали жаворонков, чтобы пришла весна. Ученики 7 класса рассказали о журавлях – символах памяти и скорби. О легендарных певцах – соловьях нам поведали учащиеся 8 класса. А ученицы 9 класса рассказали о братстве воронов, и о том, что вороны считаются гениями среди пернатых.
К «Неделе птиц» учениками 7-8 класса и Шпилевской Е.В. были оформлены презентации («Птицы из Красной книги», «Книга птичьих рекордов», «Ключевые орнитологические территории», «Акция «Птица года») с которыми были ознакомлены ученики 5-7 классов.
В начале мая на базе МБОУ «Истоминская ООШ» был проведен районный праздник «День птиц», организованный Шпилевской Е.В. для учителей биологии и учащихся школ района. На празднике присутствовало 20 гостей из школ №11, 10, 20, 17, Липовской школы и было задействовано около 50 учеников Истоминской школы. Команды гостей и хозяев мероприятия приняли участие в интеллектуально-познавательном орнитологическом марафоне. Присутствующие могли ознакомиться с выставками творческих работ и рисунков. Гости праздника посмотрели концерт и инсценировки сказок, посвященные птицам. Одним из самых красочных и эмоциональных моментов праздника, стал запуск в небо воздушных шариков с журавликами - оригами, на которых ребята могли написать свои мечты и пожелания. В конце праздника Шпилевская Е.В. провела полевой тренинг по изучению птиц в природе.
Комплекс мероприятий, проводимых в рамках «Недели птиц» и сам праздник получил очень высокую оценку, как среди гостей - учеников так и среди учителей биологии Балахнинского района.
МБОУ «Истоминская основная общеобразовательная школа»
Балахнинского муниципального района
Нижегородской области
Отчет о проведении
недели птиц и
районного экологического праздника
«День птиц».
Ответственный за проведение мероприятия
Шпилевская Е.В.
учитель биологии МБОУ «Истоминская ООШ»
Апрель – май 2012 г
Аналитическая справка по итогам проведения недели птиц
в МБОУ «Истоминская ООШ» 27 апреля – 5 мая 2012 г.
№ | Экологическое мероприятие | Кол – во участников | Ответственный за мероприятие | Примечание |
1 | Выставка рисунков «Пришла весна, встречай пернатых гостей» Выставка творческих работ «Удивительный мир птиц» Выставка художественной и научно – популярной литературы «Пернатое братство» | 5-7 кл. 35 чел. 1- 9 кл Около 70чел. | Шпилевская Е.В. Кл. руководители Гашкова В.А. | На выставках было представлено около 30 рисунков, более 100 поделок и творческих работ. Наиболее активное участие приняли учащиеся 1-4 кл, группы продленного дня. Были представлены семейные работы ( семья Гашковых, Клюевых, Сабировых, Ивановых) |
2 | Классные часы, посвященные птицам (в течение недели): Игра «Загадки о птицах» Презентация «Мир птиц», Игра «По страницам птичьих сказок» Беседа «Птицы – наши друзья» Музыкальный час «Песни о птицах» Беседа «Пернатые друзья» Презентация «Птичьи рекорды» Беседа «Охраняйте птиц! Птицы Красной книги» Устный журнал «Люди и птицы» Единый классный час: «Образ птицы в христианстве» Творческая работа «Синичкин календарь» Птицы в народном календаре | 1 кл.- 20 ч 2 кл.- 12 ч 3 кл – 12 ч 4 кл – 15 ч 5 кл. – 10 ч 6 кл – 10 ч 7 кл.- 20 ч 8 кл.- 10 ч 9 кл. – 17 ч 5 – 9 кл. 60 чел | Кл. руководители Колосова Л.Ю. Кожинова АЮ. Лобанова Н.Я. Бабошкина Е.В Романюк ГЮ РасщепляеваТ.А. Четверова Е.А Альбицкая МГ Шпилевская Е.В. Кожинова АЮ. | На классных часах ребята расширили свои знания о многообразии птиц и их роли в природе. Учителя придумали интересные задания. Ученики старших классов самостоятельно подготовили презентации к мероприятиям. В красочной презентации рассказывается о том, как образ птицы раскрывается в христианстве, о народной любви к пернатым странникам, об образе птиц в гербах . |
3 | КТД «Образ птицы в народном творчестве» «Карнавал птиц» «Орнитологический слет» Командное представление птиц Защита творческих работ КТД «Образ птицы в народном творчестве» | 1-4 кл (35 ч) 5-9 кл (80ч) | Шпилевская Е.В. Кожинова А.Ю. Кл. рук-ли | В командном представлении каждому классу надо было рассказать о своей птице. 1, 3 и 4 классы представили сказки о петухе, сове и ласточке. Ученики 2 класса прочитали стихотворение о лебеде – символе верности. 5 класс рассказал о дневных хищниках. Ученики 6 класса рассказали о том, как раньше в деревнях зазывали жаворонков, чтобы пришла весна. Ученики 7 класса рассказали о журавлях – символах памяти и скорби. О легендарных певцах – соловьях нам поведали учащиеся 8 класса. А ученицы 9 класса рассказали о братстве воронов, и о том, что вороны считаются гениями среди пернатых. В коллективном творческом деле «Образ птицы в народном творчестве» принимали участие все классы. 1 кл. - «Птицы в сказках» 2 кл. – «Птицы в стихах» 3 кл. – «Птицы в поговорках и пословицах» 4 кл. – «Птицы в загадках» 5 кл. – «Птицы в песнях» 6 кл. – «Образ птицы в деревянной резьбе» 7 кл. – «Образ птицы в глиняных игрушках» 8 кл. – «Образ птицы в вышивке» 9 кл. – «Образ птицы в хохломе, городецкой росписи и гжели» |
4 | Полевые тренинги, экскурсии «Изучение птиц в природе» Участие в Весенних днях наблюдения и учета птиц ( 1 – 10 мая) Участие в Международном Интернет – проекте «Весна идет! | 5-8 кл | Шпилевская Е.В. | Было проведено 3 экскурсии (30 чел). В днях наблюдений приняли участие 40 человек. Всего было учтено 1800 птиц 30 видов. Приняли участие 435 человек (ученики, родители, педагоги) |
5 | Представление презентаций «Ключевые орнитологические территории», «Акция «Птица года» «Птицы из Красной книги» «Птичьи рекорды» | 5-8 кл | Шпилевская Е.В. | В оформлении некоторых презентаций принимали участие Траханова Е., Стрижова Е., Панкстьянов Н. (7 кл) |
6 | Районный праздник «День птиц» с приглашением учителей биологов и учащихся 5 – 7 классов орнитологический марафон «Удивительный мир птиц» концерт «Пришла весна! Встречай пернатых гостей!» «Воздушная феерия» запуск воздушных шариков представление экологического театра «Образ птицы в сказках» полевой тренинг « Изучение птиц в природе по голосам и внешнему облику» | 1 - 9 кл. Около 100 чел. | Администрация школы Шпилевская Е.В | В празднике принимали участие учащиеся школ № 11, 10, 20, 17, Липовской школы (20 чел) и около 70 учеников Истоминской школы. Орнитологический марафон включал 12 станций с и интересными, познавательными заданиями. Ученики 1 класса (кл. рук-ль Колосова Л.Ю) показали сказку о петушке. А ученики 3 класса (кл. рук. Лобанова Н.Я.) показали сказку о том, как старик поссорился с совой и нарушил равновесие в природе. В завершении праздника для гостей была проведена экскурсия по орнитологической тропе. Во время которой ребята могли познакомиться с навыками наблюдения и определения птиц в природе. |
Районный праздник «День птиц».
Цель: распространение педагогического опыта в экологическом образовании и воспитании на примере изучения приц родного края.
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
развивать интерес к биологии
воспитывать чувство ответственности человека за окружающий мир и нормы экологически грамотного поведения в природе.
продолжить формирования у учащихся навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
формирование таких качеств личности как умение работать в группах, коммуникабельность, взаимопомощь.
Развивающие:
продолжить развитие умений анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал.
извлекать нужную информацию быстро и качественно; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
развить у учащихся умение работать с дополнительной литературой, уметь применять ИКТ – технологии.
Программа мероприятия.
8.30 - 9.00 — регистрация участников
9.00 - 9.10 - приветствие гостей праздника
9.15 - 10.15 - орнитологический марафон «Удивительный мир птиц»
10.30 - 11.00 - концерт «Пришла весна! Встречай пернатых гостей!»
11.15 - «Воздушная феерия»
11.30 - обед
12.00 - 12.30 - представление экологического театра «Образ птицы в
сказках»
12.30 -13.00 - полевой тренинг « Изучение птиц в природе по голосам и
внешнему облику»
Методическая разработка
«Орнитологический марафон «Удивительный мир птиц »
для учащихся 5-6, 7-8 классов.
Автор: Шпилевская Е.В. , учитель биологии МБОУ «Истоминская ООШ»
Интеллектуальная игра разработана для команд - участников двух возрастных категорий. В игре принимали участие команды учащихся школ Балахнинского района под руководством своих учителей биологии.
Цель: формирование ключевых компетенций у учащихся через интеллектуальную игру.
Оборудование: столы, расставленные на удалении друг от друга; этикетки с названиями станций, маршрутные листы; компьютер, фотографии птиц, записи с голосами птиц.
В начале марафона необходимо провести инструктаж с участниками игры, пояснить порядок следования по станциям. На каждой станции должны находиться помощники, заранее проинструктированные. Они будут оценивать ответы участников команд. Набранные на каждой остановке баллы записываются в маршрутный лист, по общему количеству набранных очков определяются победители.
1.Остановка «Словесный портрет»
По краткому описанию назовите птиц. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задания для учащихся 5 – 6 классов:
Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват. А вечером или ночью приди сюда и остановишься как вкопанный, услышав ее песню – заливается она на все лады.
Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть хвостом вниз повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним – вышелушивает из шишек семена. А для этого у него клюв особенный: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.
Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут её белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюшко светится.
Посмотрите, какая красавица! Размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтоб рассмотреть, не каждому удается. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили.
Эта птица сумеет защитить свое потомство от опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея. Так что у желающего поближе познакомиться с ней пропадает всякая охота. Кому захочется встретиться со змеей?
Задания для учащихся 7 – 8 классов:
Если вам приходилось шагать по лугу, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас : «Чьи вы? Чьи вы?». По крику и название своё получила эта птица. Иногда её еще луговкой называют, потому, что живет чаще всего на лугу.
Свое название эта птица получила за то, что сама свое имя людям подсказывает. Во многих странах ее название похоже на русское.
Почему называется так эта птица? Потому что мерзнет? Да нет, не боится она холода и прилетает ранней весной, когда на полях еще лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное время, «зяблое», как в народе говорят. Может, потому, что прилетает и улетает в зяблое время, и прозвали ее так?
У этой веселой, проворной птички своя красота – на первый взгляд не броская, но запоминающаяся. А вечное помахивание хвостиком не может не вызвать улыбки. Кстати, из-за этой привычки она и получила свое название.
Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори. От того, что птичка имеет желтовато-красный, малиновый грудничок, она получила еще одно название.
Ответы задания «Словесный портрет» Максимальное количество баллов – 5.
5-6 класс | 7 – 8 класс |
Соловей | 1. Чибис |
Клест | 2. Кукушка |
Сорока | 3. Зяблик |
Иволга Вертишейка | 4. Трясогузка 5. Зарянка или малиновка |
2. Остановка «Пернатые герои книг»
Задание для учащихся 5-6 классов.
А) за 1 минуту назовите как можно больше книг (и авторов), где один из героев – птица. За каждый правильный ответ 1 балл.
Б) прочитайте отрывок из литературного произведения, в котором говориться о птице. Назовите произведение и автора. За полный ответ -2 балла, за неполный -1 балл.
1. «Скоро добрались до птичьего двора. Батюшки! Что тут был за шум! Два утиных семейства дрались из-за одной головки угля, а кончилось тем, что эта головка досталась кошке. «Ну-ну, шевелите лапками! – сказала утка утятам. – крякните и поклонитесь вон той старой утке. Она здесь знатнее всех».
2. «Пойдем, петушок, с нами в город Брем и станем там уличными музыкантами, говорит Осёл. – Голос у тебя хороший, мы заиграем, ты запоешь – красота!»
3. «Весь день белый гусь Мартин летел вровень со всей стаей, будто он никогда и не был домашним гусем, будто всю жизнь только и делал, что летал… Но к вечеру Мартин все-таки стал сдавать. Теперь – то всякий бы увидел, что летает он без году один день… И дикие гуси это увидели»
Задание для учащихся 7-8 классов.
А) за 1 минуту назовите как можно больше книг (и авторов), где один из героев – птица. За каждый правильный ответ 1 балл.
Б) прочитайте отрывок из литературного произведения, в котором говориться о птице. Назовите произведение и автора. За полный ответ -2 балла, за неполный -1 балл.
1. «Она как будто знала, что Алёша её избавитель: кружилась около него, хлопала крыльями и кудахтала веселым голосом. Все утро она ходила за ним, как собачка, и казалось, хочет сказать ему что-то, да не может»
2. «Старая Утка, ввиду близившейся разлуки, относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедная... еще не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что ее братья и сестры так весело собираются к отлету, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы»
3. «однажды у них галчонок появился. Глаза как пуговицы, нос толстый. Сердитый – пресердитый… Он что не увидит, все на шкаф тащит. Увидит спички – на шкаф. Увидит ложку – на шкаф. Даже будильник на шкаф перетащил. А взять у него ничего нельзя. Сразу Хватайка крылья в стороны, шипит и клюется»
Ответы задания «Пернатые герои книг»
Возможные варианты ответов задания А:
Галчонок –« Дядя Федор, пес и кот» Э.Н.Успенский, Попугай – «Зарядка для хвоста» Г.М. Остер, Попугай – «38 попугаев» Г.М. Остер, Петушок –«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин, Ворон – «Снежная королева» Х.К. Андерсен, Ласточка – «Дюймовочка» Х.К. Андерсен, Лебеди – «Дикие лебеди» Х.К. Андерсен, Сова – «Вини Пух и все- все- все» А,А, Милн, Жар-Птица – «Конек-Горбунок» П,П. Ершов, Воробей – «Тараканище» К.И. Чуковский, Утенок – «Гадкий утенок» и др.
Ответы задания Б : максимальное число баллов – 6.
5-6 класс | 7- 8 класс |
«Гадкий утенок» Х.К. Андерсен «Бременские музыканты» братья Гримм «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф | « Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский «Серая Шейка» Д. Мамин - Сибиряк «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенский |
3. Остановка «Птицы в фольклоре»
Задание для учащихся 5-6 классов. «Птичьи загадки»
Не король, а в короне, Не гусар. А со шпорами. На часы не взглядывает, А время знает. | Мать, отца не знаю, но часто называю. Детей знать не буду – Чужим сбуду. | Непоседа пестрая , Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая |
Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома- Длинноногий, длинноносый, Длинношеий., безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. | Жить без дела не люблю я, В пятом я встаю часу, То сажаю кедры клювом, То дубы в глухом лесу. | Только я из птиц, признаться, В зной, морозы и пургу По стволу передвигаться Головою вниз могу. |
«Крылатые пословицы и поговорки»
Вставьте пропущенные названия птиц в поговорки.
слово - не ……. вылетит - не поймаешь
всяк ……. свое болото хвалит
лучше …… в руке, чем …… в небе
мал …. , да голос велик
Задание для учащихся 7-8 классов. «Птичьи загадки»
Отгадайте, кто такой я? Поднимаюсь к облакам, Странным криком шторм Морской я Предвещаю морякам. | Над цветущими полями Я летать не устаю, В темном небе вечерами Хорошо хвостом пою. | По-над полем, над болотом Начинаю рано петь. И люблю я вертолетом В синем воздухе висеть. |
Звонко-звонко распеваю, Возвратившись с юга в срок. А вот песни занимаю У дроздов, синиц, сорок. | В белых шубах ели. Сосны ... Снег. Сосульки леденцы. У кого это в морозы Голос подали птенцы? | Другой такой птицы вы не найдете- Вместо собаки помощник в охоте. |
«Крылатые пословицы и поговорки»
Вставьте пропущенные названия птиц в поговорки.
…….. невеличка, а птичка
учись у ……….: разгребай, да подбирай
………всем птицам птица
старого ………на мякине не проведешь
Ответы на задание «Птицы в фольклоре»
5-6 кл. Загадки: петух, кукушка, сорока, аист, сойка, поползень
Пословицы и поговорки: воробей, кулик, синица, журавль, соловей (Максимально 10 баллов)
7-8 кл. Загадки: буревестник, бекас, жаворонок, скворец, клест, сокол или беркут
Пословицы и поговорки: синичка, курочка, орел, воробья (Максимально 10 баллов)
4. Остановка «Орнитологическая угадай-ка»
Прочитайте факты из жизни птиц и ответьте, правда, это или нет. За каждый правильный ответ
1 балл.
Задание для учащихся 5-6 классов.
первая весенняя птица – скворец.
сокол – сапсан при ловле добычи может развивать скорость 300 км/час
пингвин высиживает яйца в гнезде
у сов – единственных из птиц - есть ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека.
птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки.
Задание для учащихся 7-8 классов.
у африканской птицы гоацин на крыльях есть когти, с помощью которых она легко лазает по деревьям.
у австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же воспитывает вылупившихся птенцов.
птица козодой прилетает по ночам к стадам коров и коз, чтобы полакомиться молоком
есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях.
филин может проглотить ежа прямо с колючками.
Ответы на задание «Орнитологическая угадай-ка»
5-6 класс | 7- 8 класс |
нет, грач да нет, вынашивает его на лапах да да | да да нет. Питается мошками да да |
5. Остановка «Рассеянный орнитолог»
Рассеянный орнитолог в любом слове делает по ошибке, превращая его в птицу. Отгадайте по подсказкам слова, которые орнитолог хотел написать и которые у него получились, если известно, что он добавлял, убирал или заменял в слове только по одной букве.
Задание выполняется письменно. За каждый правильный ответ 2 балла.
Орнитолог хотел написать название …
…слова, обозначающее смещение по склону большого пласта земли под действием воды, а получилось название маленькой птички семейства воробьиных, легко передвигающейся по стволу дерева вверх и вниз
… кисти руки со сжатыми пальцами, а получилось название небольшой птички, которая хвалит свое болото.
…. Рыбы, а получилось название птицы, которую за красоту жар-птицей называют
… большой разливательной ложки, а получилось название длиннохвостой синицы.
… трикотажной, обычно нижней рубашки без рукавов и воротника, а получилось название птицы, живущей по берегам морей, рек, озер с короткими ногами, длинными крыльями и густым оперением.
Ответы на задание «Рассеянный орнитолог». Максимально 5 баллов.
оползень – поползень
кулак – кулик
сазан – фазан
половник – ополовник
майка – чайка
6. Остановка «Крылатые синоптики».
Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. Вспомните народные приметы, связанные с птицами. За каждый ответ 1 балл.
1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды .
2. Ласточки летают то вверх, то вниз.
3. Стрижи летают низко и с криком .
4. Воробьи прячутся под крышу
5. Снегирь под окнами чирикает
6. Голуби воркуют, кукушки кукуют
7. Воробьи купаются в песке
8. Вороны садятся на верхушки деревьев
9. Вороны садятся на снег
10. Чайки ходят по песку,
Моряку сулят тоску,
Села чайка на воду,
Жди ...
11. жаворонки долго и много поют
12. улетают лебеди и гуси - жди …
13. домашние птицы не прячутся от дождя, значит, он …
14. воробьи дружно зимой раскричались
15. если журавли летят высоко, не спеша – осень будет ….
Ответы на задание «Крылатые синоптики». Максимально 15 баллов
к 8. перед морозом
9. к оттепели
10. хорошую погоду
11. к ясной погоде
12.снега
13. ненадолго
14. к оттепели
15. хорошей
дождю
жди бури
к дождю
к буре
к оттепели
к теплой погоде
будет дождь
Ответы на задание «Чей клюв лучше?» Максимально 12 баллов
дятел (длинным клювом долбит древесину и выковыривает личинок) утка (плоским клювом с зубчиками по краям процеживает воду и водоросли) цапля (длинным клювом как пинцетом достает моллюсков, насекомых. лягушек из воды и ила. | синица (тонким клювом достает насекомых из трещин коры) пеликан (ловит рыбу клювом и хранит в мешке) ястреб (дневной хищник) (острым крючковатым клювом разрывает жертву на маленькие кусочки) |
Остановка «Чей клюв лучше?»
Известна пословица «Каждая птица своим носом кормиться». Так ли это? Назовите птиц. Объясните, как с помощью своих клювов представленные птицы добывают пищу. За каждый правильный ответ с комментарием 2 балла, без комментария – 1 балл.

8. Остановка «Чьи это ноги?»
Определите, каким птицам принадлежат эти ноги, свой ответ обоснуйте. За каждый правильный ответ с комментарием 2 балла, без комментария – 1 балл.

Ответы на задание «Чьи это ноги? Максимально 10 баллов.
цапля (журавль): длинные ноги, которыми удобно ходить по побережью или болоту, чтобы оперенье не намокало.
дятел: цепкие пальцы с когтями, два пальца направлены вперед, два назад – опора при перемещении по стволу.
водоплавающая птица (утка, гусь, лебедь и тд.): на лапах перепонки для плавания
страус: длинные мощные ноги, с двумя пальцами для быстрого бега
хищная птица(орел, сокол, ястреб и тд.): сильные ноги, мощные когти, чтобы схватить и удержать жертву.
9. Остановка «Я их знаю в лицо»
Определите по фотографии птиц, обитающих в России. За правильный ответ – 1 балл.
Ответы на задание «Я их знаю в лицо». Максимально 11 баллов.
Задание для 5 – 6 классов.
Фотографии: кряква, филин, чибис, лебедь – шипун, лазоревка, большая синица, свиристель, щегол, ворона серая, зимородок, деревенская ласточка.
Задание для 7 -8 классов.
Фотографии: соловей, скопа, варакушка, лазоревка, зяблик, ласточка – береговушка, серый журавль, глухарь, ворон, иволга, большой пестрый дятел.
10. Остановка «Птичье многоголосье».
Игроки команд должны узнать и назвать голоса птиц по записям. Правильный ответ – 1 балл.
Ответы на задание «Птичье многоголосье» Максимально 5 баллов.
Задание для 5 – 6 классов.
Голоса птиц (в записи): белая трясогузка (трек 46), пеночка – теньковка (трек 62), большая синица (трек 86), зяблик (трек 89), обыкновенная овсянка (трек 95).
Задание для 7 -8 классов.
Голоса птиц (в записи): серый журавль (трек 17), полевой жаворонок (трек 44), иволга (трек 49), соловей (трек 76), ворон (трек 98).
11. Остановка «Легендарные птицы»
О птицах в народе слагали пословицы, стихи, песни и легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Отгадайте, о какой птице идет речь в предложенных легендах.
Задание для 5 – 6 классов.
Легенда 1. Как гласит одна легенда, именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и , сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгое время без изменений. Что это за птица?
Легенда 2. В одном из самых распространенных преданий об этой птице говориться, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица, её слезы превращаются в цветы, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя?
Легенда 3. Когда – то , очень давно, воинственные племена галлы напали на Рим. Они окружили Капитолий – крепость на вершине холма. Галльские захватчики ночью решили взобраться на холм, и перебить жителей Рима, которые спрятались в Капитолии. Защитники Рима, крайне изнуренные, спали, даже сторожевые собаки уснули. Спасли город эти легендарные птицы. Услышав шум за стенами крепости они подали голос, да так громко, что защитники через мгновение были на ногах, бросились на галлов и разбили их войско. За спасение Рима благодарные жители объявили этих птиц священными и возвели им большой памятник. Что это за птица?
Задание для 7 -8 классов.
Легенда 1. Эта птица ведет ночной образ жизни. У нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, неприспособленные для ходьбы ноги, а главное огромный рот. По вечерам эта птица часто вьется над стадами, шныряет прямо у самого вымени коров и коз, и, по мнению людей, ворует молоко. В Испании ее зовут обманщиком пастухов. А как ее зовут на самом деле?
Легенда 2. В Библии описано, как праведный Ной выпустил эту птицу со своего ковчега, чтобы она разведала, спали ли воды Всемирного потопа, и есть ли поблизости суша. На востоке, где были одомашнены эти птицы, они покорили народы изяществом своих форм, грацией и миролюбием. А благодаря тому, что дикие предки этой птицы гнездились на храмовых башнях, люди считали их посланниками неба и священными птицами.
Легенда 3. В культуре языческой Руси эта птица играла значительную роль. Она посвящена в таинство живой и мертвой воды, разыскивает и приносит ее для воскрешения героев сказок. На Руси верили, что эта птица может предсказать рождение и смерть, горе и радость, и просто большие перемены. В старину верили, что он охраняет клады, спрятанные в земле, и может указать, где они находятся. Считалось также, что он обладает несметными сокровищами и богатствами, которые находятся в его гнезде (или в тайном месте, в пещере и пр.), и, насобирав много золота и серебра, иногда золотит себе голову и хвост. О какой птице идет речь?
Ответы на задание «Легендарные птицы» Максимально 3 балла
5-6 класс | 7- 8 класс |
клёст кукушка гуси | козодой голубь ворон |
12 остановка «Птицы из Красной книги»
Из предложенных ниже рисунков определите птиц, занесенных в Красную книгу Нижегородской области. Ответьте, почему эти птицы нуждаются в охране. За полный ответ -2 балла, за неполный ответ – 1 балл.
Задание для 5 – 6 классов
1. 2. 3. 4. 5. 6.






Задание для 7 -8 классов.
1. 2. 3. 4. 5. 6.






Ответы на задание «Птицы из Красной книги»
Задание для 5 – 6 классов. Максимально 12 баллов.
Черный аист (вид, находящийся под угрозой исчезновения. Внесен в Красную книгу РФ)
Белая куропатка (вид, находящийся под угрозой исчезновения.)
Серый журавль (вид, ставший редким в результате деятельности человека)
Скопа (вид, находящийся под угрозой исчезновения. Занесен в Красную книгу РФ)
Филин (вид, находящийся под угрозой исчезновения. Внесен в Красную книгу РФ)
Зимородок обыкновенный (редкий вид, для которого низкая численность является биологической нормой.)
Задание для 7 -8 классов.
Дрофа (вид, исчезнувший на территории Нижегородской области. Вид включен в Красную книгу МСОП)
Большой кроншнеп (уязвимый вид, численность которого быстро сокращается)
Крачка речная (вид, для которого занесению в Красную книгу и особой охране подлежат ключевые местообитания)
Трехпалый дятел (вид, ставший редким в результате деятельности человека)
Белая лазоревка ( малоизвестный, недостаточно изученный вид, для которого нет достаточных данных, чтобы конкретизировать его статус)
Чечетка обыкновенная (редкий вид, находящийся на границе ареала)
Список литературы:
«Энциклопедия для детей. Биология», М.: «Аванта», 1998.
«Энциклопедия для детей. Птицы и звери», М.: «Аванта», 2002.
«Птицы Европейской России. Полевой определитель», М.: «Алгоритм», 2000.
Бака С.В., Киселева Н.Ю., Новикова Л.М. «Ключевые орнитологические территории Нижегородской области», Н.Новгород, экологический центр «Дронт», 2004.
Красная книга Нижегородской области, Том 1, 2003.
Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
Маршрутный лист №
участников орнитологического марафона
«Удивительный мир птиц»
Команда __________ класса
______________________школы
Название этапа (остановки) | № этапа расположение | Последовательность прохождения этапа | Количество заработанных баллов |
Словесный портрет | 1 (кабинет №13) | | |
Орнитологическая угадай-ка | 2 (кабинет №13) | | |
Пернатые герои книг | 3 (кабинет №13) | | |
Чей клюв лучше? | 4 (кабинет №13) | | |
Птицы из Красной книги | 5 (кабинет №13) | | |
Птичье многоголосье | 6 (кабинет №13) | | |
Я их знаю в лицо | 7 (кабинет №13) | | |
Крылатые синоптики | 8 (кабинет №12) | | |
Птицы в фольклоре | 9 (кабинет №12) | | |
Рассеянный орнитолог | 10 (кабинет №12) | | |
Легендарные птицы | 11 (кабинет №12) | | |
Чьи это ноги? | 12 (кабинет №12) | | |
Общая сумма баллов:
22