СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников

Просмотр содержимого документа
«Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников»

АННОТАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольника»

1. Цель и задачи изучения дисциплины

способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);

использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6);

готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);

способен использовать и разрабатывать методы психолого - педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, особенностей освоения образовательных программ (ПКОД-3);

способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей раннего и дошкольного возраста (предметную, игровую, продуктивную) (ПКОД-4);

способен разрабатывать и реализовывать индивидуально - ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПКОД-5);

готов использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПКОД-6);

способен проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПКПП-1);

способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПКПП-3);

готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);

способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);

способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-8);

2. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 30 часов аудиторных занятий,4 часа лекций, 26 часов практических, 69 СРС и экзамен.

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Теоретические основы социально-личностного развития дошкольника относится к профессиональному циклу М2

4. Требования к результатам освоения дисциплины

Код компетенции

Название компетенции

Краткое содержание и структура компетенции. Характеристика обязательного порогового уровня

ОПК-1









ОПК-2









ОПК-5







ОПК-6











ОПК-9





ПКОД-3










ПКОД-4







ПКОД-5








ПКОД-6





ПКПП-1




ПКПП-3






ПКПП-5




ПКПП-7







ПКПП-8

- способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся;


- использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации;

-способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности;

- владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности;

-готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности;

- способен использовать и разрабатывать методы психолого - педагогической диагностики для выявления возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, особенностей освоения образовательных программ;

- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей раннего и дошкольного возраста (предметную, игровую, продуктивную;

- способен разрабатывать и реализовывать индивидуально - ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде;

- готов использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании;

- способен проводить диагностику психического развития детей и подростков;

-способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики;

-готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа;

-способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков;

-способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса.



Знать основные категории специальной психологии и коррекционной педагогики (дефект, нарушения психофизического развития, дизонтогенез, аномальный ребенок, коррекция, компенсация, социальная адаптация, социальная реабилитация, специальное коррекционное образование); основные виды дефектов, психофизические особенности и категории детей с нарушениями развития; особенности познавательных процессов, деятельности и поведения детей с различными психофизическими и интеллектуальными нарушениями развития и направления их коррекционного образования; систему помощи, особенности организации образования, воспитания и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития и поведения; организацию работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).

Уметь выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в учебной работе дошкольников, намечать пути их преодоления; составлять психолого-педагогическую характеристику учащихся с анализом трудностей обучения и результатами индивидуальной коррекционной работы;

готовить материалы для ПМПК

Владеть навыками психолого- педагогического сопровождения дошкольников с особыми потребностями.

5. Основные разделы дисциплины.

Раздел 1. Предмет и задачи дисциплины. Понятие «Психолого-педагогическое сопровождение» и его организация в условиях образовательных учреждений.

Место данного учебного курса в ряду смежных дисциплин. Теоретическое и практическое значение данной дисциплины в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Взаимодействие специалистов по организации и определению содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных учреждений как комплекс организационных и содержательных психолого-медико-педагогических мероприятий, направленных на реализацию образовательных и воспитательных задач по оказанию помощи детям и их родителям.
Сопровождение как согласованная и организованная, осуществляемая по плану личностно-ориентированная деятельность. Создание в учреждении оптимального психологического комфорта, организация среды (материальной, методической, информационной) как условия эффективного взаимодействия.
Участники сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья: врачи, психологи, педагоги (в том числе дефектологи), родители, обслуживающий персонал образовательного учреждения.

Раздел 2. Формы и методы организации психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательных учреждений.

Состав, организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательныъх учреждений.
Положение о ПМПк; документация членов ПМПк; направления деятельности специалистов ПМПк (работа с детьми, педагогами, родителями); содержание работы (диагностическая, консультативная, коррекционно-развивающая, профилактическая, просветительская).
Взаимодействие специалистов ПМПк с внешкольными учреждениями (диспансеризация в детских поликлиниках, направление детей в психолого-медико-педагогические комиссии и др.).
«Малые педсоветы» как одна из форм профессионального взаимодействия при организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с родителями (индивидуальные и коллективные формы).
Тренинги для педагогов (организация, содержание, формы проведения психологом).

Раздел 3. Психологические особенности развития детей.

детства. Работа с типичными проблемами развития, характерными для разных периодов детства. Алгоритм анализа проблемы. Анализ проблем психического развития детей, выявление их сущности. Практикум: анализ конкретной проблемы развития, составление плана коррекционной работы. Методы психологической диагностики. Супервизия.

Раздел 4. Закономерности возрастного развития.

Обзор теорий личностного развития детей. Проблема периодизации психического развития. Арт-терапевтические техники в работе с детьми: сказкотерапия, изотерапия. Психокоррекционные механизмы сказки. Механизм психологического воздействия языка сказки. Классификации сказок. Основные практические формы работы со сказкой. Основы групповой и индивидуальной работы со сказкой. Анализ сказки. Подходы к написанию сказки. Интерпретация сказки. Изотерапия. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия изотерапии. Опорные элементы в трактовке рисунка. Диагностические и терапевтические возможности изотерапии. Технология работы с цветом и формой. Фактор художественной экспрессии.

Раздел 5. Психологические особенности развития детей первого года жизни.

Факторы, определяющие возникновение проблем развития в младенческом возрасте. Проблемы развития: отставание в развитии от возрастной нормы; недоверие, закрытость в противовес доверию (привязанности); эмоциональные переживания, страхи; отсутствие возможности реализации спонтанной активности.

Раздел 6. Психологические особенности развития детей раннего возраста.

Факторы, определяющие возникновение проблем развития в раннем возрасте. Проблемы развития: страх и тревога в раннем детстве; независимость вместо стыда и сомнения; притязание на признание и внимание; привязанность к родителям и страх её потери; обострение кризиса трёх лет (капризы, упрямство, негативизм) при неправильных действиях родителей.

Раздел 7. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста.

Факторы, определяющие возникновение проблем развития в дошкольном возрасте. Проблемы развития: когнитивная незрелость; агрессия и агрессивное поведение противоречие между инициативой (потребностью в овладении окружающей средой, быть во взаимоотношениях) и чувством вины (отчуждением); страхи дошкольника; трудности понимания эмоций других и регуляции своих эмоциональных переживаний; полимотивированность поведения: конфликт и соподчинение мотивов.

Раздел 8. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста.

Факторы, определяющие возникновение проблем развития в младшем школьном возрасте. Проблемы развития: трудности освоения учебной деятельности (несформированность мотивов учения; произвольная регуляция поведения; СДВГ); сложности адаптации к новой социальной ситуации; эмоциональное неблагополучие (страхи школы, учителя, вызова к доске, контрольных работ, тревожность, плохое настроение, физическое наказание со стороны родителей, несоответствие ожиданиям родителей); низкая самооценка.

Раздел 9. Мониторинг психофизического состояния ребенка в бразовательном учреждении.

Лонгитюдное исследование детей (диагностические «срезы» в конце сентября, декабря, апреля месяцев).
Выработка индивидуальных программ развития (ИПР) детей с текущей корректировкой.

6. Виды учебной работы по дисциплине:

Содержание дисциплины предусматривает проведение лекционных и практических занятий с применением технологии активного обучения. Рекомендуется использовать методы активного (деятельностного) характера: лекция-консультация, лекция с обратной связью, лекция-дискуссия, деловые игры, уроки-конференции, составление «портфолио», анализ конкретной ситуации, «лабиринт действий», применение логико-смысловых схем и др., стимулирующие студентов к дискуссиям, проведению микроисследований, подготовке проектов по развитию личности ребенка дошкольного возраста.

7. Промежуточная аттестация по дисциплине: экзамен.