СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Разработанная методика развития профессиональных качеств исходит из возможности актуализации дидактического потенциала художественного текста на основе использования коммуникативно-деятельностного подхода и организации продуктивной творческой деятельности студентов при изучении литературы.

Всем вам известно, что наши подопечные мало читают. Самое простое – перенести всю работу в аудиторию, но этим ограничиваться нельзя. Программа очень насыщена, и нам приходится практически обзорно изучать произведения. Методологические приоритеты обусловливают необходимость организационно-методической перестройки процесса литературного образования в учреждениях СПО. В новых условиях особое значение приобретает внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов и целенаправленное использование ее результатов на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ


Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас в старейшем учебном заведении Дагестана, который носит в данный момент название «Республиканский инженерный колледж имени Серго Орджоникидзе». Тема доклада «Методика формирования профессиональных качеств студентов на основе изучения литературы».

Совершенствование методических подходов к формированию профессиональных качеств студентов учреждений среднего профессионального образования – актуальная педагогическая проблема, поскольку ее решение связано с удовлетворением коренных интересов не только отдельной личности, но и российского общества в целом. Для выпускника образовательного учреждения СПО уровень развития профессиональных качеств – фактор, определяющий его востребованность на рынке труда, возможность самореализации и в итоге – социальный и личностный успех. С точки зрения общественных интересов деятельность квалифицированных специалистов среднего звена способствует приросту материальных и культурных благ, обеспечивает воспроизводство интеллектуального потенциала общества, развитие технологической, социальной, правовой, художественной и других отраслей культуры. Системный характер понятия «профессиональные качества специалиста» требует использования в учебном процессе универсальных дидактических средств, способствующих всестороннему комплексному развитию личности студента. Художественный текст, несомненно, является универсальным дидактическим средством, поскольку обладает мощным образовательным, развивающим и воспитывающим потенциалом и относится не только к сфере языка и литературы, но и выражает в художественных образах национальные духовно-нравственные, культурные и эстетические ценности.

Разработанная методика развития профессиональных качеств исходит из возможности актуализации дидактического потенциала художественного текста на основе использования коммуникативно-деятельностного подхода и организации продуктивной творческой деятельности студентов при изучении литературы.

Всем вам известно, что наши подопечные мало читают. Самое простое – перенести всю работу в аудиторию, но этим ограничиваться нельзя. Программа очень насыщена, и нам приходится практически обзорно изучать произведения. Методологические приоритеты обусловливают необходимость организационно-методической перестройки процесса литературного образования в учреждениях СПО. В новых условиях особое значение приобретает внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов и целенаправленное использование ее результатов на учебных занятиях и внеклассных мероприятиях. Опережающий характер внеаудиторной самостоятельной работы принципиален. Основными направлениями деятельности студентов становятся: анализ эпохи написания произведения; анализ социокультурного контекста создания произведения; анализ литературного контекста создания произведения, литературного направления или школы, к которой принадлежал автор; интерпретация произведения. При выполнении заданий самостоятельной работы студенты используют дополнительные информационные и визуальные источники: художественные и документальные фильмы, видеолекции и телевизионные передачи.

Мы организовываем самостоятельную работу, заинтересовываем сюжетом. Для формирования профессиональных качеств, необходимо вызвать интерес студентов к таким произведениям, как «Тихий Дон», «Поднятая целина», Шолохова (если по программе не изучаем, то на тех уроках, когда изучаем автора, показать фрагмент из фильма) ; «Война и мир» Л.Н. Толстого; произведения Некрасова, «Живи и помни» Валентина Распутина; «Плаха» Чингиза Айтматова и многие другие.

Для любой профессии важны такие качества, как трудолюбие, ответственность, обязательность, патриотизм. Во всех этих и многих других произведениях героям присущи эти высокие качества. Для изучения произведений преподаватели нашего колледжа используют различные виды работ как аудиторных, так и внеаудиторных: показ фрагментов экранизированных произведений, инсценирование эпизодов текста, чтение в лицах, создание иллюстраций к изучаемым произведениям. Иногда студенты сами подготавливают и показывают диалоги в сценическом воплощении.

Органичное соединение классно-урочной и внеклассной форм работы обеспечивает полноту охвата материала, усиление творческого и эмоционального начал в изучении литературы. Поэтому органичное соединение аудиторных занятий с внеклассными мероприятиями повышает мотивацию студентов к изучению литературы и положительно влияет на формирование всех групп профессиональных качеств будущих специалистов.

Преподавателями проводились следующие внеклассные мероприятия: литературный марафон «Читаем роман «Война и мир» Л.Н.Толстого», внеклассные мероприятия «Женщина, чье имя мать», «Ох, уж эта грамматика!», «Суд над Ионычем», «Путешествие по шолоховским местам», литературная гостиная «Моя тихая родина» (к 80-летию со дня рождения Николая Рубцова), «Кавказ в произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова», фестиваль «Люблю тебя, мой Дагестан».

Разрабатывая концепцию самостоятельной работы, преподаватель должен учитывать характер будущей профессиональной деятельности студентов, делая акцент на заданиях, связанных с информационной деятельностью для будущих специалистов.

Дидактическая эффективность этапа интерпретации текста повышается благодаря использованию проектного метода. Проект – это особая философия образования, ориентированная на самостоятельную постановку цели, отбор методов и способов деятельности, а также содержания, актуального лично для студента, и, что особенно важно, на достижение конкретного результата. Проектная деятельность студентов в рамках внеаудиторной самостоятельной работы позволяет синтезировать элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой и коммуникативной деятельности, обеспечивает условия для самореализации и одновременно способствует развитию ответственности и инициативы, чувства коллективизма, общеучебных и даже профессиональных навыков. В образовательной среде учреждений СПО актуальными являются информационные, исследовательские и творческие проекты. В прошлом учебном году впервые в колледже наши студенты – первокурсники работали над индивидуальными проектами. Работа над проектами была интересна не только студентам, но и преподавателям. Студенты были в поиске, исследовали темы своих проектов, а преподаватели помогали направить их в нужном направлении. Темы студенты выбирали по своим интересам.

Темы были самые разнообразные: «А.С.Пушкин – мой любимый поэт», «Добро и зло в русской литературе», «С любовью к женщине» (по произведениям Расула Гамзатова), «За что я люблю Наташу Ростову?» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»), «Своеобразие поэзии Виктора Цоя», «Любовная лирика Эдуарда Асадова», «Гимн мужеству» (по рассказу Шолохова «Судьба человека»), «Сны и сновидения в русской литературе».

Работа над индивидуальными проектами понравилась студентам. Многие из них отнеслись к работе серьезно. Это видно из того, что на фестиваль проектов было выдвинуто много тем как по литературе, так и по русскому языку. Все проекты сопровождались презентацией, а по русскому языку студенты показывали сценки, сказки, познавательные миниатюры.

Изучение литературы тесно связано с изучением русского языка. Русский язык как предмет является важным компонентом подготовки будущего специалиста любого уровня. Изучение русского языка способствует формированию практически всех компетенций специалиста, как общекультурных, так и профессиональных. Владение русским языком является неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалиста.

Отдельно, как важную составляющую внеаудиторной самостоятельной работы, следует назвать посещение музеев, выставок, театров. Буквально на днях наши студенты первых курсов посетили Русский драмтеатр, где увидели постановку «Смеётся ли Чехов». Мы знаем, что в своих произведениях Чехов высмеивает леность, безответственность.

Работа со сценическими и экранными версиями произведения на этапе интерпретации текста позволяет развивать навыки творческого восприятия, коммуникативные способности, эстетический вкус, эрудицию студентов, повысить их мотивацию к общению с искусством, учит самостоятельности мышления.

Уважаемые коллеги! В преддверии Нового года, хочу пожелать Вам крепкого здоровья, больших творческих успехов и дагестанского долголетия, так как работа филолога – это нескончаемый труд!

Спасибо за внимание.

















Литература

1. Бережная М.С. Проблемы профессионального становления студентов в эпоху постмодернизма // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2012. № 4. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine

2. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативнодеятельностный подход: учеб. пособие для студентов-филологов. М.: Прогресс Традиция: ИНФРА М, 2003.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессио- нального образования по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» от 25 января 2010 г. № 75. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/97657/

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 035002 «Издательское дело» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 янв. 2010 г. № 80). URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/97660/

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413). URL: http://base.garant.ru/70188902/#help

6. Эйхенбаум Б.М. О принципах изучения литературы в средней школе // История литературного образования в российской школе: хрестоматия / авт.-сост. В.Ф. Чертов. М., 1999.

2