СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика интерактивного обучения

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны образцы элементов игры при проведении уроков и внеклассных мероприятиях

Просмотр содержимого документа
«Методика интерактивного обучения»

Методика интерактивного обучения

  1. Общие рекомендации.

Прежде чем говорить о методике интерактивного обучения, перечислим некоторые правила, которые полезно учесть, приступая к его организации.

  1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включать всех участников в процесс обсуждения.

  2. Надо позаботиться о психологической подготовке учащихся. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность в поведении. В этой связи, полезны разминки, постоянное поощрение учащихся за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации учащегося.

  3. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много: не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

  4. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учащихся должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить так, чтобы каждый учащийся мог видеть собеседника и имел возможность общаться в малой группе.

  5. Вопросы процедуры и регламент надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т.д.

  6. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Эти организационные приемы дают возможность увидеть учащимся своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как предотвращают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

2. Методика интерактивного обучения.

Чтобы разобраться в формах интерактивного обучения необходимо вспомнить, что это обучение состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Я остановлюсь на тех формах работы, которые предполагают нахождение учащихся в одном помещении, в отличие от квеста.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них: «Большой круг», «Вертушка», «Аквариум», «Мозговой штурм», «Дебаты», «Микрофон», «Выберите позицию», «Аукцион», «Распродажа портретов», «Правовой конфликт», «Анализ фотографии», «Отложенная отгадка», «Пресс», «Попкорн», «Паутинка», «Кроссенс».

Эти формы эффективны в том случае, если на уроках обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у учащихся имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно также, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узко сформулированных вопросов к широкой постановке проблемы. Эта проблема должна быть актуальной и значимой для учащихся. Так, при обсуждении правовых аспектов, предметом группового обсуждения может стать спорная законодательная норма (например, об альтернативной службе), судебное решение или документ, фрагмент из Гражданского, Уголовного процессуального кодекса. В этом случае предметом группового обсуждения будет вопрос о соответствии правовых норм или судебных решений международным стандартам в вопросах защиты прав и свобод человека.

Уместнее начать с наиболее простых форм групповой работы, «Вертушка», «Большой круг», «Аквариум». Это формы совместного обсуждения проблемы и выработки общего решения. Они позволяют учащимся не только выразить свое мнение, взгляд или оценку, но и услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

Наиболее простая форма группового взаимодействия - «Большой круг». Работа должна проходить в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу, преподаватель формулирует проблему.

Второй этап. В течении определенного времени (примерно 10 минут), каждый ученик индивидуально на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. Поочередно каждый учащийся зачитывает свои предложения, группа выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту. Она должна большинством голосов решить – включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием большого круга оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.

“Аквариум”. Учитель формирует учащихся на 3-4 группы и доводит необходимую информацию. После этого одна из групп располагается в центре класса, создав, таким образом, внутренний круг, где начинается обсуждение предложенной учителем проблемы. Задание группы – в процессе обсуждения найти общее решение и довести его до внимания всех учащихся.

Учащиеся других групп наблюдают за обсуждением, не вмешиваясь в работу. После оглашения группой своего решения учитель предлагает участникам групп высказаться по поводу принятого решения. После этого место в центре аудитории занимает следующая группа, которая обговаривает другую проблему.

По завершении работы учитель комментирует работу каждой группы.

“Паутинка”. Этот метод используется с целью активизации или закрепления полученных знаний. Предложите учащимся записать в центре листа бумаги ключевое слово, а потом, около него – термины, понятия, что связаны с этим ключевым термином.

“Вертушка”. Учащиеся делятся на малые подгруппы по четыре человека, которые по заданной проблеме, задают друг другу вопросы. По завершению работы определяется самая активная подгруппа, активная и подгруппа со средней степенью активности.

“Кроссенс” – логическая головоломка нового типа. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа в процессе которых выполняются исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки. Из методов активного обучения, при использовании указанных организационных форм, чаще всего применяются ролевые игры. Игровая деятельность учащихся, без сомнения, полезна и во многих случаях незаменима во время обучения гуманитарным дисциплинам. Подчеркнем также идею, что в процессе обучения учитель должен руководить процессом риторизации (введение в практику оптимальных вариантов общения в условиях социальной реальности) – использовать языковые игры, которые развивают навыки межличностного и коллективного эффективного общения.

С целью интереса учащихся к учебному материалу целесообразно шире использовать интернет-ресурсы, которые позволяют формировать умения самостоятельно добывать новую информацию во время осуществления самостоятельной учебно-поисковой деятельности. Метод проектов уже включает в себя разнообразие видов и форм.

Объединение интерактивных методов с использованием компьютерных технологий способствует реализации принципов развивающего обучения, поскольку направлено на:

- усиление мотивации обучения и, как последствие, - повышение интереса к изучению учебных предметов;

- повышение качества обучения;

- формирование умения самостоятельно работать с информацией;

- повышение самоконтроля и самокоррекции;

- формирование у учащихся умений рефлексии своей деятельности.

Творческих успехов!

2