СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика исследования словесно-логического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

Просмотр содержимого документа
«Методика исследования словесно-логического мышления»

Методика исследования словесно-логического мышления

Методика исследования словесно-логического мышления

Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра . Цель : исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
  • Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта
  • Р. Амтхауэра .
  • Цель : исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
Оцениваемые универсальные учебные действия  - познавательные логические:   1. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 2. Логические действия сравнения, классификации по заданным критериям. 3. Сформированность логического действия «умозаключения», умения устанавливать аналогии. 4. Сформированность умения обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Оцениваемые универсальные учебные действия  - познавательные логические:

  • 1. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  • 2. Логические действия сравнения, классификации по заданным критериям.
  • 3. Сформированность логического действия «умозаключения», умения устанавливать аналогии.
  • 4. Сформированность умения обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Оборудование опросник, включающий четыре вербальных субтеста.

Оборудование

  • опросник, включающий четыре вербальных субтеста.
Характер предъявления   возможно групповое, возможно индивидуальное предъявление.

Характер предъявления  

  • возможно групповое, возможно индивидуальное предъявление.
Описание методики в методику входят 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий (по 10 заданий в каждом), подобранных с учетом программного материала начальных классов.

Описание методики

  • в методику входят 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий (по 10 заданий в каждом), подобранных с учетом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста  входят задания направленные на выявление осведомленности, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого

В состав первого субтеста 

  • входят задания направленные на выявление осведомленности, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения некоторых задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого
Второй субтест   направлен на выявление сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию; состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения

Второй субтест  

  • направлен на выявление сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию; состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего".
Третий субтест  задания на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий). Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями

Третий субтест 

  • задания на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий). Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями
Четвертый субтест  направлен на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение), выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

Четвертый субтест 

  • направлен на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение), выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).
Инструкции и порядок работы Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим проверяющим, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает проверяющий, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях

Инструкции и порядок работы

  • Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим проверяющим, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает проверяющий, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях
Процедура проведения, регистрация, и анализ результатов I субтест

Процедура проведения, регистрация, и анализ результатов

  • I субтест " Продолжите предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркните его». (Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего? Правильный ответ подчеркните).
задание   У сапога есть (шнурок, пряжка,  подошва , ремешки, пуговицы). В теплых краях обитает (медведь, олень, волк,  верблюд , тюлень). В году (24, 3,  12 , 4, 7 месяцев). Месяц зимы (сентябрь, октябрь,  февраль , ноябрь, март). В России не живет (соловей, аист, синица,  страус , скворец). Отец старше своего сына (часто,  всегда , иногда, редко, никогда). Время суток (год, месяц, неделя,  день , понедельник). Вода всегда (прозрачная, холодная,  жидкая , белая, вкусная). У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень). Город России (Париж,  Москва , Лондон, Варшава, София)).

задание

  • У сапога есть (шнурок, пряжка,  подошва , ремешки, пуговицы).
  • В теплых краях обитает (медведь, олень, волк,  верблюд , тюлень).
  • В году (24, 3,  12 , 4, 7 месяцев).
  • Месяц зимы (сентябрь, октябрь,  февраль , ноябрь, март).
  • В России не живет (соловей, аист, синица,  страус , скворец).
  • Отец старше своего сына (часто,  всегда , иногда, редко, никогда).
  • Время суток (год, месяц, неделя,  день , понедельник).
  • Вода всегда (прозрачная, холодная,  жидкая , белая, вкусная).
  • У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
  • Город России (Париж,  Москва , Лондон, Варшава, София)).
II субтест
  • II субтест "Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушайте внимательно, какое слово лишнее? Правильный ответ подчеркните".
задание   Тюльпан, лилия,  фасоль , ромашка, фиалка. Река, озеро, море,  мост , болото. Кукла, медвежонок,  песок , мяч, лопата. Киев, Харьков,  Москва , Донецк, Одесса. Шиповник, сирень,  тополь , жасмин, боярышник. Окружность, треугольник, четырехугольник,  указка , квадрат. Иван, Петр,  Нестеров , Макар, Андрей. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. Число , деление, вычитание, сложение, умножение. Веселый, быстрый, грустный,  вкусный , острожный.

задание

  • Тюльпан, лилия,  фасоль , ромашка, фиалка.
  • Река, озеро, море,  мост , болото.
  • Кукла, медвежонок,  песок , мяч, лопата.
  • Киев, Харьков,  Москва , Донецк, Одесса.
  • Шиповник, сирень,  тополь , жасмин, боярышник.
  • Окружность, треугольник, четырехугольник,  указка , квадрат.
  • Иван, Петр,  Нестеров , Макар, Андрей.
  • Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
  • Число , деление, вычитание, сложение, умножение.
  • Веселый, быстрый, грустный,  вкусный , острожный.
III субтест
  • III субтест "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажите, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "георгин" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выберите из тех, что я вам назову. Итак, огурец - овощ, а георгин- ... Правильный ответ подчеркните ".
задание 1. Огурец - Овощ Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) 2. Огород - Морковь Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) 3. Учитель - Ученик Врач - ? (Очки, больница, палата, больной, лекарство) 4. Цветок - Ваза Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) 5. Перчатка - Рука Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) 6. Темный - Светлый Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) 7. Часы - Время Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач) 8. Машина - Мотор Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег) 9. Стол - Скатерть Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) 10 . Стул - Деревянный Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная)

задание

  • 1. Огурец - Овощ Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля)
  • 2. Огород - Морковь Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка)
  • 3. Учитель - Ученик Врач - ? (Очки, больница, палата, больной, лекарство)
  • 4. Цветок - Ваза Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост)
  • 5. Перчатка - Рука Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка)
  • 6. Темный - Светлый Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный)
  • 7. Часы - Время Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач)
  • 8. Машина - Мотор Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег)
  • 9. Стол - Скатерть Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди)
  • 10 . Стул - Деревянный Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная)
IV субтест 
  • IV субтест "Каким общим словом можно назвать ... ?
  • Правильный ответ запишите".
1. Метла, лопата (инструменты) 2. Окунь, карась (рыбы) 3. Лето, зима (времена года) 4. Огурец, помидор (овощи) 5. Сирень, шиповник (кустарники) 6. Шкаф, диван (мебель) 7. День, ночь (время суток) 8. Слон, муравей (животные) 9. Июнь, июль (месяцы) 10. Дерево, цветок (растения)
  • 1. Метла, лопата (инструменты)
  • 2. Окунь, карась (рыбы)
  • 3. Лето, зима (времена года)
  • 4. Огурец, помидор (овощи)
  • 5. Сирень, шиповник (кустарники)
  • 6. Шкаф, диван (мебель)
  • 7. День, ночь (время суток)
  • 8. Слон, муравей (животные)
  • 9. Июнь, июль (месяцы)
  • 10. Дерево, цветок (растения)
Обработка результатов   Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 40 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления школьников: 40б. - 30б. (100%—75%) — высокий уровень развития; 29- 20б. (74%—50%)— средний уровень развития; 19 б. и менее (49%—25%)— низкий уровень развития Подробный анализ индивидуальных данных возможен в общей сводной таблице, в которой фиксируются не только набранные баллы, но номера заданий, с которыми не справился школьник

Обработка результатов

  •   Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту.
  • Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 40 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления школьников:
  • 40б. - 30б. (100%—75%) — высокий уровень развития;
  • 29- 20б. (74%—50%)— средний уровень развития;
  • 19 б. и менее (49%—25%)— низкий уровень развития
  • Подробный анализ индивидуальных данных возможен в общей сводной таблице, в которой фиксируются не только набранные баллы, но номера заданий, с которыми не справился школьник
Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям преобладающий уровень развития понятийного мышления в классе. наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу. наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления по классу (логические операции). наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления по классу (логические операции). словарный запас учеников и его особенности.

Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям

  • преобладающий уровень развития понятийного мышления в классе.
  • наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу.
  • наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления по классу (логические операции).
  • наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления по классу (логические операции).
  • словарный запас учеников и его особенности.
Представление и анализ индивидуальных данных . Как правило, в первом субтесте многие ученики 2—3-х классов допускают ошибки в заданиях 7—10, так как они требуют не только владения определенной логической операцией, но и конкретными предметными знаниями. Если же в дополнение к ним школьник плохо справился с остальными заданиями субтеста, мы можем говорить не только о низком словарном запасе, но и о несформированной операции выделения существенных признаков.

Представление и анализ индивидуальных данных .

  • Как правило, в первом субтесте многие ученики 2—3-х классов допускают ошибки в заданиях 7—10, так как они требуют не только владения определенной логической операцией, но и конкретными предметными знаниями. Если же в дополнение к ним школьник плохо справился с остальными заданиями субтеста, мы можем говорить не только о низком словарном запасе, но и о несформированной операции выделения существенных признаков.
Во втором субтесте сложности часто возникают при выполнении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложенным выше причинам). Наиболее информативными именно с точки зрениявладения операцией обобщения и сравнения являются остальные задания.
  • Во втором субтесте сложности часто возникают при выполнении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложенным выше причинам).
  • Наиболее информативными именно с точки зрениявладения операцией обобщения и сравнения являются остальные задания.
Третий субтест на практике часто оказывается наиболее сложным для младших школьников. Это связано как с достаточно необычной формой построения заданий, так и с теми требованиями к интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтест информативен как с точки зрения развития понятийного мышления, так и с точки зрения понимания инструкции, навыков разнообразной интеллектуальной деятельности, наличия самого опыта подобного рода интеллектуальной внеучебной деятельности.
  • Третий субтест на практике часто оказывается наиболее сложным для младших школьников. Это связано как с достаточно необычной формой построения заданий, так и с теми требованиями к интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтест информативен как с точки зрения развития понятийного мышления, так и с точки зрения понимания инструкции, навыков разнообразной интеллектуальной деятельности, наличия самого опыта подобного рода интеллектуальной внеучебной деятельности.
При выполнении заданий четвертого субтеста дети часто допускают ошибки в 5, 7, 8-м заданиях, требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов под понятие, но и конкретных знаний окружающего мира. Они также информативны с точки зрения запаса знаний ребенка. В целом индивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с общим низким уровнем развития понятийного мышления или его отдельных компонентов.
  • При выполнении заданий четвертого субтеста дети часто допускают ошибки в 5, 7, 8-м заданиях, требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов под понятие, но и конкретных знаний окружающего мира. Они также информативны с точки зрения запаса знаний ребенка.
  • В целом индивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с общим низким уровнем развития понятийного мышления или его отдельных компонентов.
Представление и анализ групповых данных Анализ результатов, полученных по классу в целом, чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического процесса. Прежде всего, результаты фиксируются в следующих сводных таблицах. В таблице фиксируется, с какими именно заданиями не справился школьник

Представление и анализ групповых данных

  • Анализ результатов, полученных по классу в целом, чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического процесса. Прежде всего, результаты фиксируются в следующих сводных таблицах.
  • В таблице фиксируется, с какими именно заданиями не справился школьник
Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:   — преобладающий уровень развития словесно-логического мышления в классе; — наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу; — наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления (логические операции); — наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления; — словарный запас учеников и его особенности; — интерес к интеллектуальной деятельности, отличающейся от принятых учебных форм      

Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:

  • — преобладающий уровень развития словесно-логического мышления в классе;
  • — наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу;
  • — наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления (логические операции);
  • — наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления;
  • — словарный запас учеников и его особенности;
  • — интерес к интеллектуальной деятельности, отличающейся от принятых учебных форм
  •  
  •  
  •  
Тест для оценки словесно-логического мышления Ребенок отвечает на вопросы: 1. Какое из животных больше – лошадь или собака? 2. Утром люди завтракают. А вечером? 3. Днем на улице светло, а ночью? 4. Небо голубое, а трава? 5. Черешня, груши, сливы, яблоки... – это что? 6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум? 7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск? 8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.) 9. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка – это?.. 10.На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу? 11. Для чего нужны автомобилю тормоза? 12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? 13. Что общего между белкой и кошкой? 14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга? 15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание? 16. Какие ты знаешь виды транспорта? 17. Чем отличается старый человек от молодого? 18. Для чего люди занимаются спортом? 19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать? 20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Тест для оценки словесно-логического мышления

  • Ребенок отвечает на вопросы:
  • 1. Какое из животных больше – лошадь или собака?
  • 2. Утром люди завтракают. А вечером?
  • 3. Днем на улице светло, а ночью?
  • 4. Небо голубое, а трава?
  • 5. Черешня, груши, сливы, яблоки... – это что?
  • 6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
  • 7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
  • 8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
  • 9. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка – это?..
  • 10.На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
  • 11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
  • 12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
  • 13. Что общего между белкой и кошкой?
  • 14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
  • 15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
  • 16. Какие ты знаешь виды транспорта?
  • 17. Чем отличается старый человек от молодого?
  • 18. Для чего люди занимаются спортом?
  • 19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
  • 20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Правильные ответы:

  • 1. Больше лошадь.
  • 2. Вечером ужинают.
  • 3. Темно.
  • 4. Зеленая.
  • 5. Фрукты.
  • 6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
  • 7. Города.
  • 8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)
  • 9. Щенок, ягненок.
  • 10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
  • 11.Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
  • 12.Это инструменты.
  • 13.Это животные, умеющие лазить по деревьям, имеющие лапы, хвост, шерсть и.д.
  • 14.Гвоздь - гладкий, а винт – нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
  • 15.Виды спорта.
  • 16.Как минимум ребенок должен назвать три вида транспорта (автобус, трамвай, метро, самолет, и т.д.).
  • 17.Три существенных признака как минимум: «Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часто болеет и т.д.».
  • 18.Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
  • 19.Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и т.д.
  • 20.Так платят за пересылку письма.
  • При анализе ответов, которые дает ребенок, правильными считаются те, которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.
  •