СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика исследования уровня развития навыков связного монологического высказывания по В.П.Глухову

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика исследования уровня развития навыков связного монологического высказывания по В.П.Глухову позволяет определить уровень развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня. При выполнении предложенных заданий  выделяется четыре уровня связной монологической речи (высокий, средний, ниже среднего и низкий).

 

Просмотр содержимого документа
«Методика исследования уровня развития навыков связного монологического высказывания по В.П.Глухову»

Методика исследования уровня развития навыков связного монологического высказывания по В.П.Глухову

Для исследования уровня развития навыков связного монологического высказывания были использованы следующие серии заданий из методики В.П. Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием»:

- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (с опорой на картинку);

- пересказ текста (с опорой на готовый сюжет и речевой материал);

- рассказ по серии сюжетных картинок (нет опоры на готовый сюжет и речевой материал);

- сочинение рассказа на основе личного опыта «На детской площадке»;

Качественный индивидуальный анализ высказываний детей с ОНР III уровня позволил установить несколько уровней, оцениваемых в баллах,

выполнения заданий по каждому из видов рассказывания. Основными критериями оценки стали: степень самостоятельности при составлении рассказа, адекватность поставленной задачи, полнота, связность и последовательность изложения, соответствие грамматическим нормам.

Детям предлагались следующие задания:

Задание 1. Определение способности ребенка составить на уровне фразы законченное высказывание (по изображенному на картинке действию).

Материал: серия из пяти картинок следующего содержания:

• Девочка гладит кошку.

• Мальчик ловит бабочку.

• Мальчик катает машинку.

• Девочка катается на лыжах.

• Девочка везет куклу в коляске.

В ходе проведения эксперимента ребенку, при показе каждой картинки, был задан вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". Если ребенок затрудняется ответить, задается дополнительный вспомогательный вопрос, который указывает на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").

Задание 2. Выявление возможностей детей пересказывать небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Материал: сказка "Колобок".

Детям дважды был прочитан текст. После первого прочтения дана установка на предварительное составление пересказа.

Инструкция: послушай и перескажи сказку.

Задание 3. На основе наглядного содержания последовательных картинок ребенку необходимо составить связный сюжетный рассказ.

Материал: серия сюжетных картинок «На рыбалке» Н. В Нищевой.

Инструкция: внимательно рассмотри картинки и последовательно составь рассказ.

Если ребенок затрудняется, используются наводящие вопросы или жестовое указание на нужную картинку.

Задание 4. Выявление индивидуального уровня и особенностей владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений посредством составление рассказа на основе личного опыта.

Инструкция: составь рассказ на тему "На детской площадке" по плану:

- что находится на площадке?

- чем там занимаются дети?

- в какие они играют игры?

- какие игры твои любимые?

Система оценки выполнения этих заданий представлена нами в виде

таблицы:

Таблица 1

Оценка уровня выполнения заданий

Уровень

выполнения

задания в

баллах

Вид задания

Вид задания

Вид задания

Вид задания












4 балла

(хороший)

составление предложений по отдельным ситуационным картинкам

пересказ текста

рассказ по серии сюжетных картинок

сочинение рассказа на основе личного опыта

Ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полно и точно отображающей ее предметное содержание. Все варианты задания (5 или 6 фраз) выполнены на уровне, соответствующем указанным характеристикам.

Пересказ составлен

самостоятельно;

полностью

передается

содержание текста,

соблюдается

связность и

последовательность

изложения.

Употребляются

разнообразные

языковые средства

в соответствия с

текстом

произведения. При

пересказе

соблюдаются

грамматические

нормы родного

языка.


Самостоятельно

составлен связный

рассказ, достаточно

полно и адекватно

отражающий

изображенный

сюжет. Рассказ

построен в

соответствии с

грамматическими

нормами языка (с

учетом возраста

детей)

Рассказ

содержит

достаточно

информативны

е ответы на все

вопросы

задания. Все

его фрагменты

представляют

связные

развернутые

высказывания.

Применение

лексико-

грамматически

х средств

соответствует

возрасту.

3 балла (удовлетворительный)

Адекватная по смыслу фраза имеет один из перечисленных недостатков:

а) недостаточно информативна;

б) отмечаются ошибки

в употреблении словоформ (в выборе нужной грамма­тической формы слова), нарушающие связь слов в предложении;

в) нарушение нормативного порядка слов

в словосочетаниях;

г) длительные паузы с поиском нужного слова

Пересказ составлен с некоторой

помощью

(побуждения,

стимулирующие

вопросы).

Полностью

передается

содержание текста.

Отмечаются

отдельные

нарушения

связного

воспроизведения,

отсутствие

художественно-

стилистических

элементов;

единичные

нарушения

структуры

предложений.

Рассказ составлен с некоторой

помощью

(стимулирующие вопросы, указания

на картинку).

Достаточно полно

отражено

содержание

картинок

(возможны

пропуски

отдельных

моментов действия,

в целом не

нарушающие

смыслового

соответствия

рассказа,

изображенному

сюжету).

Отмечаются неявно

выраженные

нарушения

связности

повествования,

единичные ошибки

в построении фраз

Рассказ составлен в

соответствии с

вопросным

планом

задания.

Большая часть

фрагментов

представляет

связные,

достаточно

информативны

е

высказывания.

Отмечаются

отдельные

морфолого-

синтаксически

е нарушения

(ошибки в

построении

фраз, в

употреблении

глагольных

форм и т.д.).

2 балла

(низкий)

Адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполняемое субъектом действие.

Не все варианты задания выполнены

Пересказ составлен

по наводящим

вопросам.

Связность

изложения

значительно

нарушена.

Отмечаются

пропуски частей

текста смысловые

ошибки. Нарушается

последовательность изложения.

Отмечается

бедность и

однообразие

употребляемых

языковых средств.

Рассказ составлен с

помощью

наводящих

вопросов. Его

связность резко

нарушена.

Отмечается

пропуск

существенных

моментов действия

и целых фрагментов, что

нарушает

смысловое

соответствие

рассказа,

изображенному

сюжету.

Встречаются

смысловые ошибки.

Рассказ

подменяется

перечислением

действий,

представленных на картинках.

Отсутствуют

один или два

фрагмента

рассказа.

Большая его

часть

представляет

простое

перечисление

предметов и

действий (без детализации);

отмечается

крайняя

бедность

содержания;

резко

нарушена

связность

повествования;

грубые

лексико-

грамматически

е недостатки,

затрудняющие

восприятие

рассказа.

1 балл

(задание не выполнено)

Отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса.

Составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинке

Задание не выполнено

Задание не выполнено

Задание не выполнено


По результатам изучения развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня при выполнении предложенных заданий на данном этапе были выделены четыре уровня связной монологической речи (высокий, средний, ниже среднего и низкий).

Высокий уровень - ребенок набирает 13 —15 баллов.

Средний уровень - ребенок набирает 9 — 12 баллов.

Ниже среднего - ребенок набирает 5 - 8 баллов.

Низкий уровень - ребенок набирает 0-4 балла.