Методика написания сочинения по литературе в 11 классе.
Учитель БМАОУ «Гимназия №5»
Раевская Ольга Викторовна
Выбор и обдумывание темы сочинения.
- Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, т. е. выделить главный вопрос, ответом на который станет сочинение.
- Выявление ключевых слов темы сочинения
Например: Что ВАЖНЕЕ: любить или быть любимым.
- Определение главной мысли сочинения.
Правильный подбор литературного материала.
Сочинение будет поверхностным , если перезагрузить его литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован
Сочинение будет не цельным , если определён аспект доказательства главной мысли.
- При грамотном сужении темы и раскрытии одной из проблем можно сделать сочинение глубоким, полным и цельным.
Написание сочинения.
- «Что важнее: любить или быть любимым».
- Вступление: постановка вопроса о любви, тема любви в литературе; своё видение вопроса о любви.
- Основная часть должна содержать ответы на такие вопросы:
Что заинтересовало в этой проблеме?
Что главное в теме сочинения?
- Факты и детали, заслуживающие внимание.
- Кратко объяснить свою позицию, привести доказательства и аргументы из текста.
- Какие герои понравились и почему?
- Какие чувства вызывает произведение?
- Задумывались ли раньше над этим вопросом?
- Насколько важен этот вопрос?
- Что нового вы открыли для себя?
- Заключение: это введение, только другими словами. Должен содержаться вывод или ответ на вопрос что важнее: любить или быть любимым.
Итоговое сочинение для учащихся 11 классов. Клише.
- Памятка по написанию итогового сочинения (клише). ЭПИГРАФ??? 1.Вступление. Тема представляет несомненный интерес для меня, потому что ее формулировка является призмой, сквозь которую я попытаюсь раскрыть свое видение, подтвердив его примерами из художественных произведений отечественной и мировой литературы. ____________________________________________________________________________
Комментарий к теме. Тема относится к «вечным», поскольку раскрывает суть….К ней обращаются писатели мировой литературы (например,….) и отечественной литературы, так как для нашего народа (общества) эта тема во все времена являлась важной: касаясь ее, мы задумываемся о духовной нравственности человека, о поисках смысла жизни, о том, как важно воспитать в себе чувство ответственности перед потомками, о цели в жизни. Вспомним героев повести…, в которой (ФИО автора) поднимает проблемы ….(сформулировать проблемы, поднятые в произведении). _______________________________________________________________________
Актуальность этих вопросов очень важна, потому что …ПРИМЕР из лит-ры, жизни ------------------------------------------------------------------------------------- Сущность основной проблемы сводится к тому, что (это комментарий проблемы)_______________________________________________________________
2 . Позиция автора. Важность проблем, по мнению автора, как мне кажется, состоит в том, …. 3. Я-позиция. Полностью согласен с автором, потому что его герои (назвать героев) несут в себе жажду свершить подвиг во имя своего народа ________________________ (привести пример-доказательство, прокомментировать и сделать вывод) ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
4. Известный классик мировой литературы, (кто), в своем произведении (каком) рассказывает, как герой…_______________________________________________________ (привести второе доказательство, прокомментировать и сделать мини-вывод). Разделяя точку зрения создателя повести (романа), хочу подчеркнуть, как… Классик русской литературы (КТО, ЧТО), обращаясь к теме ….. Сравнивая поступки главных героев, хочется отметить, что и в портретных характеристиках, и в действиях героев есть сходство и различие…. ( В ЧЕМ??? – пример) Особенностью композиции и сюжета является то, что все события показаны последовательно ( сюжет хроникальный) ; (есть пролог, эпилог – сюжет концентрический), и это помогает авторам показать своих героев с разных сторон:…Есть (или нет) внесюжетные элементы. Лирические отступления (воспоминания героев), которые дополняют характеристику персонажей.
Главный конфликт произведений заключается в том, … Идея произведения – дать объективную и субъективную оценку событиям, с которыми мы знакомимся. Пафос, эмоциональный настрой повести(романа) – трагический и героический: боль автора, гибель героев близка и понятна нам, ведь… Род произведений – эпический, жанр – повесть (роман)…Это позволяет автору как бы сделать близкими героев, проникнуться их чувствами, постичь их боль. Научиться сопереживать, делать собственный жизненный выбор.
5. Заключение (вариант 1) Проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения очень важны сегодня, когда с экранов телевидения, из Интернета призывают то сменить президента, то жить, как это демонстрируют участники передачи «Дом-2». К счастью, есть и другие передачи («Тем временем» - ведущий Архангельский - на канале «Культура»), которые поднимают вопросы, действительно волнующие умы и сердца молодежи. Какую цель поставить себе, чтобы, достигнув ее, стать настоящим человеком, способным построить страну, в которой хотелось бы жить и творить? Думаю, те герои, о которых мы говорили, полностью соответствуют всем нравственным критериям. (Вариант 1 – 80 слов)
6.Заключение (вариант 2). Думаю, эти произведения не только учат нас жить, понимать ее сложность и красоту, сохранять человеческое в себе, задумываться о…, но и имеют немаловажное значение для будущих поколений. Ведь история страны складывается из историй жизни каждого из представителей ушедших поколений и, конечно, из наших поступков и стремлений. (Вариант 2 – 46 слов) 483 слова
Рекомендации по написанию сочинения.
- 1. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь – можете опираться при рассуждении на литературные произведения и высказывания. Постарайтесь, чтобы выбранная тема была для вас интересна и важна, тогда написание сочинения станет работой творческой, что очень важно в литературе.
2. Определившись с темой, подберите эпиграф. 3. Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите: – аспекты проблемы, которые можно затронуть в сочинении, – вопросы, которые можно сформулированы и ответить на них в ходе рассуждения, – аргументы, подтверждения и доказательства свой точки зрения
4. На черновике составьте план работы. 5. Подберите доказательства своих мыслей и идей: – цитатами из текстов, не более 2-3 предложений. Важно, что цитаты не должны дублировать ваши мысли, а только подтверждать их, – кроме цитат нужно сослаться на эпизоды из литературных произведений. Подумайте, в каких текстах вы встречали ситуации и рассуждения, пересекающиеся с выбранной вами темой итогового сочинения, – подумайте, в каких моментах сочинения вам понадобятся ссылки и цитаты.
6. Определите стиль изложения своей авторской позиции. 7. Важно, чтобы вступление и заключении были логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы. Чтобы этого добиться, нужно хорошо продумать сочинение до его написания, определить связи вступления и заключения. 8. Чтобы проверить, не отклонились ли вы от основного курса, перечитайте тему сочинения и соотнесите ее с тем, что вы задумали.
- 9.Прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме. 10Перед написанием заключения перечитай работу. Карандашом на полях можно отметить свои главные мысли, чтобы в заключении коснуться их. 11. Проверьте свое сочинение на соответствие с замыслом автора выбранной темы. 12.Вдумчивым чтением исправьте ошибки, уточните те моменты, которые вызывают у вас сомнения и затруднения. Если возможно, обратитесь за помощью к словарю. 13.Проверьте пунктуацию.