СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации и проведения классных собраний и часов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы, такие, как классный час и классное собрание, час общения м информационный час. Помимо классических форм внеклассной работы в методическом арсенале педагога существуют игры, праздники, викторины, конкурсы, марафоны, состязания, турниры и т. д.

Просмотр содержимого документа
«Методика организации и проведения классных собраний и часов»

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ СОБРАНИЙ И ЧАСОВ


Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы, такие, как классный час и классное собрание, час общения м информационный час. Помимо классических форм внеклассной работы в методическом арсенале педагога существуют игры, праздники, викторины, конкурсы, марафоны, состязания, турниры и т. д.

Главной формой внеклассной работы является классный час. Тема классного часа, его содержание определяется классным руководителем совместно с учащимися (даже в начальной школе).

Классный час - это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классный час выполняет различные функции:

  • просветительскую функцию - расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье;

  • ориентирующую функцию - обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста;

  • направляющую функцию - приобретение практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем;

  • формирующую функцию - развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.

При подготовке классного часа классный руководитель должен выполнить следующие действия.

  • определить тему классного часа и сформулировать его конкретные цели;

подготовить соответствующее оборудование классного часа: музыкальное сопровождение и т. п.;

  • составить предварительный сценарий классного часа и обсудить его с учащимися и родителями, если в этом есть необходимость;

  • распределить задания между учащимися согласно сценарию инициативе самих учащихся;

  • пригласить заинтересованных лиц для участия в классном часе.

Для того чтобы классный час получился, необходимо, чтобы содержание соответствовало следующим требованиям:

    1. Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем с держании они шли or простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок к суждениям.

    2. В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений учащимся, но он должен тактично корректировать мнения учащихся и оказывать помощь в поисках правильного решения.

    3. Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть разные виды деятельности.

    4. Классный час должен нести" положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.

    5. Классный час должен содержать рефлексивную (итоговую) часть. Это момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу

Ни для кого не секрет, что можно увидеть классные часы, на которые ученики, как младшие школьники, гак и старшие, идут с большой неохотой. Такие классные часы - это монологи одного актера, минуты поучений и назиданий. Такой классный час не учитывает ни интересов учащихся, ни их возможностей, ни их мнения. Однако хороший классный час - это праздник, радость, удовольствие и для взрослого, и для ребенка.

Разновидностью классного часа является классное собрание. Для классного собрания характерна конкретная совместная деятельность классного руководителя и учащихся.

Классное собрание является высшим органом самоуправления в классном коллективе. Оно может проводиться 1-2 раза в месяц. Классное собрание обсуждает вопросы жизни в детском коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит учащихся общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответ­ственности. Результатом классного часа являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. Классное собрание может быть посвящено:

  • выбору актива класса;

  • распределению поручений в классе;

  • обсуждению результативности деятельности учащихся;

  • обсуждению итогов внеклассных мероприятий.

Классное собрание может быть как очередным, так и экстренным. Последнее связано с чрезвычайными событиями в коллективе (несчастье в семье учащегося, конфликтная ситуация или инцидент и т. д.). Тематика классных собраний зависит от проблем класса. В начальной школе классное собрание учит младших школьников собранности, ответственности за себя перед другими, перед самим собой, понимать значение коллектива в жизни человека.

Классный руководитель на собрании выступает одновременно в двух качествах:

  • как представитель учебного заведения, наделенный определенными официальными полномочиями;

  • как член классного коллектива, с которым он связан дружескими отношениями на правах старшего товарища.

Классный руководитель голосует вместе с учащимися в ходе классного собрания за принятые решения и вместе со всеми несет за них ответственность.

Методика подготовки и проведения классного собрания по мере взросления учащихся претерпевает изменения.

В начальной школе классный руководитель учит ребят говорить логично и четко, слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению, совместно вырабатывать коллективные решения, голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства, доказывать свое мнение и бороться за него, если оно убедительно.

В начальной школе целью классного собрания является не только решение внутренних проблем, но и создание традиций и правил проведения самих собраний. Значение классных собраний состоит в том, чтобы развить коммуникативные возможности младших школьников: преодолеть неуверенность и застенчивость при подготовке публичного выступления, нежелании говорить вслух нелицеприятные вещи и др.

Классное собрание не должно превращаться в нотацию учащимся. Оно должно быть интересным и необычным. Очень хорошо, если классный руководитель в начальной школе при подготовке собраний использует некоторую ритуальность (определенную музыку, определенные фразы в начале и в конце собрания и т. д.).

Главным условием результативности собрания в начальной школе является его непродолжительность. В работе с малышами оно должно длиться не более 15-20 минут, иначе ребята просто перестанут слышать педагога и друг друга.

Кто-нибудь может сказать, что такие серьезные собрания в начальной школе проводить не нужно. Но с этим можно поспорить. Дети должны учиться рассуждать не только на школьном уроке. Обсуждение проблем класса, выработка умения совместно радоваться успехам ребят класса и огорчаться в связи с их неудачами, отвечать за свои ошибки и промахи - все это способствует тому, что ребята к пятому классу вырабатывают в себе потребность и привычку жить среди людей.

ыце одна задача классного руководителя в начальной школе - максимальное вовлечение учащихся класса в обсуждение общих проблем. Это поможет многим учащимся легче и быстрее преодолеть проблему адаптации к школьной жизни, тревогу и страх, неуверенность, почувствовать себя взрослым человеком. Такая последовательная работа приведет к тому, что в пятом классе дети не будут ждать, когда он им предложит что-то делать в коллективе. Многое они смогут сделать сами: организовать дежурство, распределить поручения, проявить свою инициативу в различных делах школы. Проще говоря, они смогут сами себя занять и организовать. Это вовсе не значит, что им не нужен классный руководитель. Но это значит, что они смогут поддержать его и стать его надежными помощниками во всех делах школы.

Примерная тематика классных собраний в начальной школе


1-й класс


    1. Права и обязанности школьника.

    2. Что такое поручение?

    3. Как надо вести себя в библиотеке?

    4. Как вести себя в столовой?


2-й класс


  1. Школьный дневник. Как с ним работать?

  2. Режим дня школьника.

  3. Наш класс на перемене.

  4. Как мы выполняем свои поручения?


3-й класс


  1. Домашние задания и как мы к ним относимся.

  2. Традиции класса.

  3. НОТ школьника и проведение праздника.

  4. Итоговое собрание.


4-й класс


  1. Наши читательские умения.

  2. Как мы дежурим в классе и в школе.

  3. Наш класс в жизни школы.

  4. Мы переходим в 5-й класс.