Областной этап Всероссийского конкурса методических пособий (методических материалов)
на лучшую организацию работы
по патриотическому воспитанию
среди обучающихся
Номинация:
Методика организации и проведения мероприятий в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма учащихся
Конспект занятия «Что мы Родиной зовём?»
Ф.И.О.педагога - Желовникова Оксана Викторовна
СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ п. Кинельский м.р.Кинельский
Содержание
Введение
Конспект занятия №1
Конспект занятия №2
Литература
Фотографии
Введение.
Я педагог дополнительного образования. Занимаюсь с ребятами не только со взрослыми ребятами, но детьми дошкольного возраста в детском саду .Веду занятия в двух подготовительных группах. Помимо обучающих задач по декоративно-прикладной деятельности в мой план педагога дополнительного образования включены задачи по патриотическому воспитанию.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края.
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий “человеческий капитал”, ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение.
В период дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. Данный период является актуальным для патриотического воспитания, так как в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребенка со своим народом, своей страной.
Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, в музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Народные традиции, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития национальной культуры, коллективного
Традиционно во всей нашей стране отмечают День Защитника отечества, День Победы и другие памятные для нашего народа дни. Любые национальные традиции непосредственно связаны с каждой семьей. Всё более прочной традицией становится празднование профессионально-трудовых праздников. По-разному в семьях относятся к событиям общенародного значения. Хорошей всеобщей традицией стало поздравление с тем или иным праздником своих родственников, друзей, хороших знакомых. Воспитательный эффект соблюдения этих важных традиций не только в масштабе страны, республики, города, но и в каждой семье зависит от нравственно-эстетического колорита.
Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье.
Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально –положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории.
Конспект занятия № 1 «Что мы Родиной зовём?»
Цель: Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину.
Задачи:
Продолжать приобщать детей к истокам народной культуры. Углублять и расширять представление о Родине – России;
Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа ;
Воспитывать любознательность и интерес к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой ее природы, талантом русского народа;
Поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, закреплять умение поддерживать беседу и самостоятельные суждения.
Ход занятия.
Звучит звон колоколов (фонограмма) .
Педагог:
-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по нашей стране - широкой необъятной России.
Дети читают стихи.
1 ребенок
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
2 ребенок:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
3 ребенок:
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
Педагог:
Ребята, а так как же называется страна, в которой мы живем? (Ответы детей)
Педагог:
Да, Наше Отечество, Наша родина, Матушка Россия
Почему мы называем Россию – наше отечество?
Дети:
Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши.
Педагог:А знаете ли вы, ребята, почему Россию иногда называют еще и словом «Русь»? существует много различных мнений, что именно обозначает это слово. Далеко – далеко на Севере, еще встречаются деревни, где люди говорят по-старинному. Они называют «Русью» светлое, солнечное место. Получается, что Россия – это светлое, солнечное место, замечательное место для Родины.
А откуда произошло слово Родина? Слово Родина произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода, а само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода.
Педагог:
А что мы Родиной зовем?
4 ребенок:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
5 ребенок:
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
6 ребенок:
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Педагог:
И действительно, Россия огромная, богатая и красивая страна. И живет в России очень талантливый народ . Чего только русские люди не умеют делать? Они и сказки придумывают, и песни красивые поют, а от русской пляски никто не устоит.
А еще наш народ слагает замечательные пословицы. А какие пословицы о родине вы знаете?
Дети рассказывают пословицы:
- Без корня трава не растет - без Родины человек не живет.
- Жить – Родине служить!
- Счастье Родины – дороже жизни..
- Родина любимая, что матушка родимая..
- Человек без Родины, что соловей без пищи.
Педагог:
С давних времен, большую опасность для русских земель представляли набеги врагов. Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили награбленное богатство.
И каждый раз вставали на защиту своей Родины богатыри-защитники земли русской. А каких русских богатырей вы знаете? (ответы детей)
Педагог:А какие пословицы о защитниках вы знаете? Дети:
-Сам погибай, а товарища выручай.
-С родной земли умри, не сходи.
-Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет.
Педагог:
Вот такой замечательный народ в нашей стране живет.
Ну что же , ребята, Делу время, а потехе час!
Давайте -ка , загадки отгадаем мы сейчас.
Течет, течет не вытечет,
Бежит, бежит не выбежит… (река)
-А какая большая река протекает у нас? (Волга)
Тут, куда ни кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами. (Степь)
По степям гуляет он,
Ароматом напоен,
По-хозяйски шевеля
Океаны ковыля. (Ветер)
Я в степи расту высокой,
Колосистой, гладкой.
Птиц пою росой и соком
И кормлю лошадку. (Трава)
Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
Наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый…
(конь)
Педагог:
-Что же, я вижу , что здесь собрались настоящие знатоки родного края.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Передай сердечко и скажи словечко». Встаньте, пожалуйста, в круг.
Сейчас мы будем передавать по кругу сердечко, и отвечать на вопрос: Какая наша Родина? Каждый должен назвать одно слово. Наша Родина, какая?
Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина: милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая.
Педагог: Вы сказали о Родине такие прекрасные слова. Наше занятие по России заканчивается и в заключении мне хотелось бы сказать:
Друзья! Любите и берегите нашу Родину, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя родина, моя Россия!
Конспект занятие №2 (продолжение) Государственные символы России
Педагог:
Родина – это и Отечество, и место рождение человека.
Народ – это нация, жители страны.
Педагог: Что мы Родиной зовем?
1 ребенок – Дом, где мы с тобой растем
2 ребенок – И березки у дороги, по которой мы идем
3 ребенок – Солнце в небе голубом
4 ребенок – И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Педагог: Что еще мы Родиной зовем?
1 ребенок – Поле с тонким колоском
Край, где мы с тобой живем!
2 ребенок – И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём
Россия – это государство. Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие?
Дети: Герб, флаг, гимн - символы нашей Родины, России
Педагог: Совершенно верно. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине. Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства. Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Символ государственной и национальной независимости. Кто мне назовёт цвета Российского флага?
Дети: Белый, синий, красный – цвета российского флага.
Педагог: Белый цвет означает мир, благородство, чистоту. Синева неба, рек, морей и озер запечатлена, в синей полосе. Синий цвет – небо и верность. Красный цвет – огонь, отвага, героизм.
Педагог: Я предлагаю конкурс «Флаг России» (кто быстрее и аккуратнее нарисует флаг)
После занятия ребята идут вручать свои работы в младшую группу. Рассказывают младшим о цветах флага
Педагог: Ребята, а вы знаете, где можно встретить государственный флаг России?
Дети: Государственный флаг России поднят на зданиях органов власти нашей страны. Флаг России вывешивают в дни государственных праздников, на домах.
Педагог :Государственный флаг России можно увидеть на парадах. Российский флаг развевается на мачтах российских кораблей. На самолетах и космических кораблях рисуют трёхцветное изображение флага. Во все времена отношение граждан к флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.
Педагог: Есть у России еще один важный государственный символ – герб. Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства. А знаете ли вы, что изображено на гербе нашей страны?
Дети: На гербе России изображён двуглавый орёл. Крылья орла похожи на солнечные лучи. На груди орла изображён всадник с серебряным копьём. Это – Святой Георгий Победоносец. Всадник скачет на серебряном коне. За его плечами развевается синий плащ. Он победил дракона.
Педагог: Молодцы! А сейчас посмотрите на изображение гербов разных стран и найдите среди них герб России.
Детям предлагаются карточки с изображением гербов Австрии, Германии, Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, России. Они должны выбрать карточку с изображением герба России. Задача усложнена тем, что на гербах этих стран изображены орлы.
Педагог: Двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Чёрный дракон – символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Ребята, Я предлагаю вам показать герб России.
Динамическая игра «Герб России»
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, поднять руки в стороны
Держит скипетр, державу, поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
Он Россию сохранил нарисовать руками круг
На груди орла – щит красный, приложить руки к груди
Дорог всем: тебе и мне наклон головы вправо-влево
Скачет юноша прекрасный шаг на месте,
На серебряном коне. Поднимаем ноги
Развевается плащ синий, плавные покачивания рук вправо-
И копьё в руке блестит влево
Побеждает всадник сильный, сжать руки в кулак,
поставить руки на пояс.
Злой дракон у ног лежит
показать руками.
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны поднять руки вверх.
Педагог: Скажите, а где можно встретить изображение герба?
Дети: Изображение герба можно увидеть на печатях, на денежных знаках. На почтовых марках, открытках, значках тоже есть изображение герба. Изображение герба можно встретить на правительственных наградах.
Педагог: Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Какая?
Дети: Гимн – это главная песня нашей страны.
Педагог: Гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный.
А кто знает, какие знаки внимания оказывают присутствующие во время исполнения гимна?
Дети: Когда звучит гимн, все встают, нельзя разговаривать, военные отдают честь или салютуют оружием.
Педагог: Правильно, ребята, таким образом, граждане проявляют уважение к гимну, к своей стране.
Сегодня, друзья, мы услышать должны
Главную музыку нашей страны.
Она называется коротко – “Гимн”,
Звучит «Государственный гимн Российской Федерации»
Муз. А. В. Александрова, сл. С. В. Михалкова
Педагог: А что такое малая родина?
Дети: Малая родина – это наш край, город, улица, дом.
Педагог: Малая родина - это маленький кусочек нашей большой страны. А все мы – граждане России, россияне. Мы гордимся нашей страной, переживаем вместе с ней горе и радости, стараемся сделать её сильной и богатой. Пока вы ещё маленькие, но вы уже можете сделать нашу страну крепкой и могучей. Если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне!
1 Ребенок:
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
2 Ребенок:
Нашей правдой и силой.
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию -
Нет России другой.
Литература:
1. Костина Э.П. Родина моя- Россия . – Н. Новгород : Бор. тип., 1996.
3. Виноградова Н.В., Козлова С. А. Наша Родина.- Москва : Просвещение, 1984 .

ЗАЯВКА
на участие в областном этапе
Всероссийского конкурса методических пособий
(методических материалов) на лучшую организацию работы по
патриотическому воспитанию среди обучающихся
«Растим патриотов России»
Ф.И.О.педагога - Желовникова Оксана Викторовна
Возраст -41 год
Основное место работы- СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ п. Кинельский м.р.Кинельский
Полное название работы -
Конспект занятия «Что мы Родиной зовём?»
Ф.И.О. руководителя учреждения- Петрухина О.А.
Точный почтовый адрес организации с указанием индекса: Самарская область,Кинельский район, п.Кинельский, ул.Рабочая 4 А, Индекс- 446410
Тел. (факс)- 89277485917
Е – mail- zhelovnikova-@mail.ru
Число «___» _________________
Начальник СП ДОД ЦДТ ГБОУ О.А. Петрухина
СОШ п. Кинельский