СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой презентацию по теме "Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся", где раскрываются понятие и специфика научно-исследовательской деятельности, методы исследования, правила работы учителя с учениками при проведении научных исследований. Подробно описываются виды научно-исследовательских работ учащихся, этапы работы над научным исследованием.

Просмотр содержимого документа
«Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся»

  Методика организации  научно-исследовательской  деятельности учащихся     учитель русского языка и  литературы МАОУ Сош №65 Г. Тюмени  Тулешова Т. В.

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся учитель русского языка и литературы МАОУ Сош №65 Г. Тюмени Тулешова Т. В.

 Определение  научно- исследовательской  деятельности  Научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.  Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.

Определение научно- исследовательской деятельности

Научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.

Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.

Специфика научно-исследовательской  деятельности  Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя(учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях: В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика: - навык самостоятельной исследовательской деятельности; - навык работы с научно-познавательной литературой; - инициатива и творчество; - использование, расширение и углубление школьных знаний; - навык совместной работы со специалистами; - самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д. Ученик самосовершенствование самопознание самовоспитание

Специфика научно-исследовательской деятельности

Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя(учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях:

В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика:

- навык самостоятельной исследовательской деятельности;

- навык работы с научно-познавательной литературой;

- инициатива и творчество;

- использование, расширение и углубление школьных знаний;

- навык совместной работы со специалистами;

- самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.

Ученик

самосовершенствование

самопознание

самовоспитание

 Выбор темы исследования  Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.  Основные критерии выбора темы: 1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности; 2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.  3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Темы исследований теоретические эмпирические, ориентированы на работу по изучению проведение собственных  и обобщению фактов, материалов, наблюдений и экспериментов содержащихся в различных источниках;

Выбор темы исследования

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.

Основные критерии выбора темы:

1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.

3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Темы исследований

теоретические

эмпирические,

ориентированы на работу по изучению

проведение собственных

и обобщению фактов, материалов,

наблюдений и экспериментов

содержащихся в различных источниках;

 Формулировка темы  Требованиях к формулировке темы:  1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.  2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.  3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.

Формулировка темы

Требованиях к формулировке темы:

1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.

3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.

 Обоснование актуальности темы  Обосновать актуальность выбора темы  исследования – значит, объяснить  необходимость изучения данной темы в  контексте общего процесса научного  познания.  Главные правила : 1 Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке. 2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель. 3 Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема- некая противоречивая ситуация, требующая разрешения). 4. Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница.

Обоснование актуальности темы

Обосновать актуальность выбора темы

исследования – значит, объяснить

необходимость изучения данной темы в

контексте общего процесса научного

познания.

Главные правила :

1 Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке.

2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.

3 Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема- некая противоречивая ситуация, требующая разрешения).

4. Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница.

  Изучение научной литературы    Приступая к проведению научно- исследовательской работы, необходимо  изучить научную литературу по данному вопросу.  Поначалу может сложиться впечатление, что  трудно найти в большом количестве книг, газет и  журналов именно то, что надо по теме. Это  затруднение будет достаточно легко преодолено,  если вы выберете верный метод ознакомления с  источниками.  Работая с литературой по теме, учащийся  должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал. Он должен различать :  1.Просмотровое чтение.  2. Ознакомительное (выборочное) чтение.  3. Изучающее чтение.  Освоенный алгоритм работы позволит ученику в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной для исследования теме.

Изучение научной литературы

Приступая к проведению научно- исследовательской работы, необходимо

изучить научную литературу по данному вопросу.

Поначалу может сложиться впечатление, что

трудно найти в большом количестве книг, газет и

журналов именно то, что надо по теме. Это

затруднение будет достаточно легко преодолено,

если вы выберете верный метод ознакомления с

источниками.

Работая с литературой по теме, учащийся

должен владеть различными типами чтения,

предполагающими различную степень глубины проникновения в материал. Он должен различать :

1.Просмотровое чтение.

2. Ознакомительное (выборочное) чтение.

3. Изучающее чтение.

Освоенный алгоритм работы позволит ученику в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной для исследования теме.

 Определение гипотезы   Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение».  В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы.  Гипотеза должна соответствовать ряду требований :  - быть проверяемой;  - содержать предположение;  - быть логически непротиворечивой;  - соответствовать фактам.

Определение гипотезы

Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение».

В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы.

Гипотеза должна соответствовать ряду требований :

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам.

 Цель и задачи исследования   Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:  выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….  Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Цель и задачи исследования

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:

выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….

Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Классификация задач исследования Степень  сложности экспериментальных данных . Научные Практические Собственно  исследовательские Служат для иллюстрации  какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура воздуха,) и исследуется  связанное с этим параметром изменение ( понижение температуры,). Результат стабилен и не требует анализа . Эти задачи  неприменимы в образовательном процессе, так как данные задачи решают ученые, делая великие открытия . Применяются в школах. В них исследуемая величина зависит от  нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности зависит от расстояния до трубы завода и метеоусловий, рост растения зависит от температуры воздуха и полива и т.д. ). 10

Классификация задач исследования

Степень

сложности

экспериментальных

данных

.

Научные

Практические

Собственно

исследовательские

Служат для иллюстрации

какого-либо явления. В

этом случае изменяется

какой-либо параметр

(например, температура

воздуха,) и исследуется

связанное с этим

параметром изменение

( понижение температуры,).

Результат стабилен

и не требует анализа .

Эти задачи

неприменимы

в образовательном

процессе,

так как данные задачи

решают ученые,

делая великие открытия .

Применяются в школах. В них исследуемая

величина зависит от

нескольких несложных факторов (например,

загрязненность местности зависит от расстояния до трубы завода и метеоусловий, рост растения зависит от температуры воздуха и полива и т.д. ).

10

 Методы исследования Методы исследования теоретические эмпирические математические Наблюдение Моделирование Абстрагирование Сравнение Анализ и синтез Эксперимент От простого к сложному Тестирование Интервьюирование Статистические Сетевое моделиров. Программирование Визуализация Метод – это способ достижения цели исследования 11

Методы исследования

Методы

исследования

теоретические

эмпирические

математические

Наблюдение

Моделирование

Абстрагирование

Сравнение

Анализ и синтез

Эксперимент

От простого к сложному

Тестирование

Интервьюирование

Статистические

Сетевое моделиров.

Программирование

Визуализация

Метод – это способ достижения цели исследования

11

Виды научно-исследовательских  работ учащихся  Виды работ учащихся Информационно-реферативные  Экспериментально  -творческие Натуралистические и описательные  Исследовательско -творческие  Проблемно - реферативные 11

Виды научно-исследовательских работ учащихся

Виды работ учащихся

Информационно-реферативные

Экспериментально -творческие

Натуралистические и описательные

Исследовательско -творческие

Проблемно - реферативные

11

 Виды работ учащихся  Информационно- реферативные Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы Проблемно - реферативные Это творческие работы,  написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы /элементы исследовательской работы/. Экспериментально - творческие Это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.  Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические и описательные Это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие количественной методики исследования (общественно - экологическая направленность, социология и демография, психология и социальная среда и т. д.)   11

Виды работ учащихся

Информационно- реферативные Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы

Проблемно - реферативные Это творческие работы,  написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы /элементы исследовательской работы/.

Экспериментально - творческие Это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.  Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные Это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие количественной методики исследования (общественно - экологическая направленность, социология и демография, психология и социальная среда и т. д.)

 

11

    Проведение  научного исследования    1.Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы . В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.. План исследования поможет шаг за шагом позволяет познать новые факты и закономерности. Дата мероприятие оборудование ответственные Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят: насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться.

Проведение научного исследования

1.Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы . В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.. План исследования поможет шаг за шагом позволяет познать новые факты и закономерности.

Дата

мероприятие

оборудование

ответственные

  • Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят: насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться.

Правила работы учителя с учениками при проведении исследований .

Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила .

1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.

6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач

8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

9. Подходите ко всему творчески.

  Оформление научно-  исследовательской работы  Принято считать, что оформление –  незначительный, чисто формальный этап  создания рукописи научного исследования.  На самом деле, это не так. Оформление  результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике -это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы.  Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы в комиссию для изучения материала (например, на конкурс).

Оформление научно- исследовательской работы

Принято считать, что оформление –

незначительный, чисто формальный этап

создания рукописи научного исследования.

На самом деле, это не так. Оформление

результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике -это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы.

Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы в комиссию для изучения материала (например, на конкурс).

 Защита  результатов    исследования Основные формы представления результатов:   -сообщение,  -полный текст учебного исследования ,  -тезисы,  -научная статья (описание хода работы),  -отчет,  -план исследования,  -устный доклад,  -стендовый доклад (оформление наглядного материала )  -реферат проблемного характера,  -компьютерная программа,  -прибор с описанием его действия,  -видео- и аудиоматериалы. Уровни представления работ:  -Внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные .

Защита результатов исследования

Основные формы представления результатов:

-сообщение,

-полный текст учебного исследования ,

-тезисы,

-научная статья (описание хода работы),

-отчет,

-план исследования,

-устный доклад,

-стендовый доклад (оформление наглядного материала )

-реферат проблемного характера,

-компьютерная программа,

-прибор с описанием его действия,

-видео- и аудиоматериалы.

Уровни представления работ:

-Внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные .

 Заключение  Академик Остроградский писал: «Хороший учитель  рождает хороших учеников». Современный учитель  является важнейший фигурой в организации  педагогического процесса. От его профессиональной  пригодности, педагогического мастерства, творчества,  к готовности к инновационной деятельности зависит  эффективность педагогической системы. Научно-  исследовательская деятельность – это не дань моде, это попытка реформировать систему образования.  Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас - нельзя. Поэтому решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.  Таким образом, владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов является основным элементом реформирования школьного образования.

Заключение

Академик Остроградский писал: «Хороший учитель

рождает хороших учеников». Современный учитель

является важнейший фигурой в организации

педагогического процесса. От его профессиональной

пригодности, педагогического мастерства, творчества,

к готовности к инновационной деятельности зависит

эффективность педагогической системы. Научно-

исследовательская деятельность – это не дань моде, это попытка реформировать систему образования.

Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас - нельзя. Поэтому решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.

Таким образом, владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов является основным элементом реформирования школьного образования.

 Ресурсы  1 . Головко О. Научно-практическая деятельность  школьников // Народное образование - №3, 2003 г.  2. Ивочкина Т.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся //Народное образование - №3,2000г .  3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.-М.: Народное образование, 2001

Ресурсы

1 . Головко О. Научно-практическая деятельность

школьников // Народное образование - №3, 2003 г.

2. Ивочкина Т.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся //Народное образование - №3,2000г .

3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.-М.: Народное образование, 2001