Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся учитель русского языка и литературы МАОУ Сош №65 Г. Тюмени Тулешова Т. В.
Определение научно- исследовательской деятельности
Научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.
Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.
Специфика научно-исследовательской деятельности
Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя(учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях:
В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика:
- навык самостоятельной исследовательской деятельности;
- навык работы с научно-познавательной литературой;
- инициатива и творчество;
- использование, расширение и углубление школьных знаний;
- навык совместной работы со специалистами;
- самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.
Ученик
самосовершенствование
самопознание
самовоспитание
Выбор темы исследования
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.
Основные критерии выбора темы:
1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;
2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.
3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Темы исследований
теоретические
эмпирические,
ориентированы на работу по изучению
проведение собственных
и обобщению фактов, материалов,
наблюдений и экспериментов
содержащихся в различных источниках;
Формулировка темы
Требованиях к формулировке темы:
1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.
3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.
Обоснование актуальности темы
Обосновать актуальность выбора темы
исследования – значит, объяснить
необходимость изучения данной темы в
контексте общего процесса научного
познания.
Главные правила :
1 Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке.
2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.
3 Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема- некая противоречивая ситуация, требующая разрешения).
4. Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница.
Изучение научной литературы
Приступая к проведению научно- исследовательской работы, необходимо
изучить научную литературу по данному вопросу.
Поначалу может сложиться впечатление, что
трудно найти в большом количестве книг, газет и
журналов именно то, что надо по теме. Это
затруднение будет достаточно легко преодолено,
если вы выберете верный метод ознакомления с
источниками.
Работая с литературой по теме, учащийся
должен владеть различными типами чтения,
предполагающими различную степень глубины проникновения в материал. Он должен различать :
1.Просмотровое чтение.
2. Ознакомительное (выборочное) чтение.
3. Изучающее чтение.
Освоенный алгоритм работы позволит ученику в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной для исследования теме.
Определение гипотезы
Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение».
В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы.
Гипотеза должна соответствовать ряду требований :
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
Цель и задачи исследования
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:
выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….
Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Классификация задач исследования
Степень
сложности
экспериментальных
данных
.
Научные
Практические
Собственно
исследовательские
Служат для иллюстрации
какого-либо явления. В
этом случае изменяется
какой-либо параметр
(например, температура
воздуха,) и исследуется
связанное с этим
параметром изменение
( понижение температуры,).
Результат стабилен
и не требует анализа .
Эти задачи
неприменимы
в образовательном
процессе,
так как данные задачи
решают ученые,
делая великие открытия .
Применяются в школах. В них исследуемая
величина зависит от
нескольких несложных факторов (например,
загрязненность местности зависит от расстояния до трубы завода и метеоусловий, рост растения зависит от температуры воздуха и полива и т.д. ).
10
Методы исследования
Методы
исследования
теоретические
эмпирические
математические
Наблюдение
Моделирование
Абстрагирование
Сравнение
Анализ и синтез
Эксперимент
От простого к сложному
Тестирование
Интервьюирование
Статистические
Сетевое моделиров.
Программирование
Визуализация
Метод – это способ достижения цели исследования
11
Виды научно-исследовательских работ учащихся
Виды работ учащихся
Информационно-реферативные
Экспериментально -творческие
Натуралистические и описательные
Исследовательско -творческие
Проблемно - реферативные
11
Виды работ учащихся
Информационно- реферативные Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы
Проблемно - реферативные Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы /элементы исследовательской работы/.
Экспериментально - творческие Это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные Это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие количественной методики исследования (общественно - экологическая направленность, социология и демография, психология и социальная среда и т. д.)
11
Проведение научного исследования
1.Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы . В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.. План исследования поможет шаг за шагом позволяет познать новые факты и закономерности.
Дата
мероприятие
оборудование
ответственные
- Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят: насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться.
Правила работы учителя с учениками при проведении исследований .
Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила .
1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9. Подходите ко всему творчески.
Оформление научно- исследовательской работы
Принято считать, что оформление –
незначительный, чисто формальный этап
создания рукописи научного исследования.
На самом деле, это не так. Оформление
результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике -это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы.
Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы в комиссию для изучения материала (например, на конкурс).
Защита результатов исследования
Основные формы представления результатов:
-сообщение,
-полный текст учебного исследования ,
-тезисы,
-научная статья (описание хода работы),
-отчет,
-план исследования,
-устный доклад,
-стендовый доклад (оформление наглядного материала )
-реферат проблемного характера,
-компьютерная программа,
-прибор с описанием его действия,
-видео- и аудиоматериалы.
Уровни представления работ:
-Внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные .
Заключение
Академик Остроградский писал: «Хороший учитель
рождает хороших учеников». Современный учитель
является важнейший фигурой в организации
педагогического процесса. От его профессиональной
пригодности, педагогического мастерства, творчества,
к готовности к инновационной деятельности зависит
эффективность педагогической системы. Научно-
исследовательская деятельность – это не дань моде, это попытка реформировать систему образования.
Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас - нельзя. Поэтому решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.
Таким образом, владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов является основным элементом реформирования школьного образования.
Ресурсы
1 . Головко О. Научно-практическая деятельность
школьников // Народное образование - №3, 2003 г.
2. Ивочкина Т.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся //Народное образование - №3,2000г .
3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.-М.: Народное образование, 2001