Методика подготовки и проведения интегрированных уроков.

Категория: Прочее

Методика подготовки и проведения интегрированных уроков.

Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки и проведения интегрированных уроков.»

Методика подготовки и проведения интегрированных уроков.



 В настоящее время в педагогической сфере актуально понятие «интеграция» и «интегрированные» уроки. Интеграция выполняет ряд функций в обучении:
Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания. 
Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора. 
Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность. 
Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения. 

Для проведения интегрированного урока необходимо учесть следующие условия: в первую очередь учитель должен выбрать объект изучения на уроке и внимательно проанализировать содержание урока. Далее к подготовке урока можно привлечь учащихся, как правило, они всегда рады помочь учителю. В процессе реализации урока нужно подумать о технологиях самообразования учащихся (этот компонент выделяется и в УУД). Учитель не должен забывать и о использовании методов проблемного обучения, так как благодаря ему происходит активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока. Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы так же является неотъемлемой частью интегрированного урока. Конечно, следует не забывать про учет возрастных психологических особенностей обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Реализовать интегрированный урок невозможно, не зная его типов и форм. Интегрированное обучение предполагает проведение уроков с широким использованием современных педагогических технологий и даже предоставляет возможность проведения бинарных уроков (то есть уроков, на которых одновременно присутствует два учителя).

Благодаря методике интегрированного обучения, как показывает опыт работы, происходит формирование у учеников более объективной и всесторонней картины мира, учащиеся начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.

Как показывает практика, интеграция предметов позволяет лучше увидеть и раскрыть свой предмет, яснее осознавать его соотношение с другими науками. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, темы, по которым были проведены интегрированные уроки, усваиваются учащимися лучше, чем рассмотренные на традиционных уроках.

Интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.

Одно из новых направлений совершенствования обучения в начальной школе – организация и проведение интегрированных уроков.

Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.

Методика подготовки и проведения интегрированных уроков.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
– предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
– логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
– большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

В интегрированном уроке объединяются блоки знаний различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетание предметов:
Обучение грамоте (чтение, письмо) – математика.
Чтение – русский язык.
Чтение – музыка – рисование.
Математика – труд.
Ознакомление с окружающим миром – музыка – рисование – труд.

При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

Для интегрированных уроков характерна смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур (по И.П. Подласому). Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеют определенные преимущества:
– повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня облученности и воспитанности учащихся;
– способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической,
практической, прикладной;
– способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
– способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;
– позволяют систематизировать знания;
– способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления
учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
– обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь
каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
– формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда.

Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.

Актуальность и действенность интеграции в учебном процессе применима для проведения уроков, объединенных одной тематикой, например: литературное чтение «Тема весны в стихотворениях Ф. Тютчева» и русский язык «Сочинение на тему «Приход весны» (3 класс); литературное чтение «Характеристика героя произведения Д. Свифта «Приключения Гулливера» и изобразительное искусство «Иллюстрирование произведения Д. Свифта «Приключение Гулливера» (4 класс).

Интегрированные уроки приемлемы для изучения по окружающему миру темы «Что растёт на подоконнике и на клумбе?», «Почему идёт дождь и дует ветер?» (интеграция «окружающий мир-чтение», «окружающий мир – технология»), по русскому языку : тема «Большая буква в именах собственных» (интеграция «русский язык- краеведение), по литературе: тема «Иллюстрирование сюжета из произведения «Приключения Гулливера», « Иллюстрирование любимой сказки» (чтение - изобразительное искусство), «Характеристика героев произведения «Найдёныш» Д.Н Мамина – Сибиряка» (чтение - русский язык), «Сочини свой мультфильм» (чтение -русский язык -изобразительное искусство).

Данные занятия позволяют расширить кругозор учащихся по русскому языку, развитию речи, чтению, изобразительному искусству, способствуют активному проявлению учащимися поиска знаний в области данных предметов.

Интегрированные уроки в начальной школе дают возможность сочетать факты и информацию разных учебных предметов, приучить детей с интересом выполнять домашние задания в виде сообщений, презентаций, видеозаписей.

























Литература

1.Колягин Ю.М. Интеграция школьного обучения // Начальная школа-1990. – № 90



2.Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» // Начальная школа, 1989, №9, с. 8.



3.Телеева Е.В, Качалова Л.П., Качалов Д.В Педагогические технологии. – Шадринск, 2003.


4.Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения», М. Просвещение, 1993.

5.Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии.2001 –  № 6.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей