Методика работы над читательским дневником
учителя начальных классов Рыбаковой Надежды Викторовны
Всё начинается с детства, поэтому важно, чтобы ребёнок с детства усвоил суть нравственных понятий человеческих ценностей. Ребёнок будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не легкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным и друзьям? Отзовётся ли по-доброму его душа на нужды и беды общества? Сопереживанию, состраданию может научить только детская книга. И хотелось бы , чтобы рядом с ребёнком были Робинзон, Том Сойер, Нильс, Винни- Пух, Бемби, Карлсон, Тимур и др. герои.
Формирование ребёнка - читателя – процесс становления личности средствами чтения, т.е. общения с мудрецами, объясняющими мир и помогающими читателю предварить свой небольшой жизненный опыт социально- нравственным опытом предшествующих поколений. Желание –нежелание читать, стремление научиться трудной интеллектуально – эмоциональной деятельности, присвоить её и пользоваться ею всю жизнь – целиком зависит от компетенции учителя начальных классов, от его желания и умения работать с детской книгой. Но чтобы работать с детской книгой системно, надо во – первых, знать научные основы на которые опирается эта система, а во-вторых, иметь для реализации системы специально отобранный , выстроенный по степени восприятия и по уровню востребованности современным начинающим читателем учебный материал. Для ребёнка – это интерес к книгам, желание их рассматривать, читать, читать, выбирая из возможного круга собеседников , необходимых ему сегодня, сейчас, а потому желанных, доступных, понятных, посильных. Для учителя – это радость от затраченного труда, благодаря которому его ученики постепенно «очеловечиваются», каждый становится самим собой, приобретая при этом нужный обществу нравственно – эстетический и гражданский облик.
Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени. Если из 24 часов суток отнять время на сон, но посещение и школы, на подготовку уроков, на кружки, секции , отдых, что же остаётся? Но чтение – это просто образ жизни. И речь не о дополнительном времени , а более разумном его использовании. Поэтому первое, в своей работе - это работа с родителями. Умные родители используют испытанный ход: «Почитай мне пожалуйста пока я убираю…,говорят о книгах встречая и провожая ребёнка, используют время перед сном. Для того, чтобы ребёнок с удовольствием читал, рядом должен быть читающий вместе с ребёнком родитель.
Работу над читательским дневником я начинаю с первого класса. Цель - научить делать выводы и развивать культуру читателя. За счёт внеурочных занятий обязательное посещение детской городской библиотеки.
К работе над читательским дневником привлекаются родители. Для них проводятся консультации. Дневник предусматривает ежедневное чтение, которое находится под постоянным контролем родителей, учителя, так как взрослые могут оказать своевременную помощь и поддержку в овладении чтением.
Со школьниками с первых уроков проводится беседа на тему: «Зачем и как нужно вести читательский дневник», вводим определённую определенную форму ведения дневника (автор, название, содержание книги, что понравилось). Правильно оформленный читательский дневник открывает широкие возможности для своего использования. Он может рассматриваться в качестве исторического источника; как средство самовоспитания, самосовершенствования, повышения культуры чтения; как справочное пособие; как средство общения, раскрытия себя перед другими.
На каждом уроке литературного чтения отводится пять минут для жужжащего чтения, где каждый обучающийся читает свою детскую книгу, и 2-3 минуты, заслушиваем одного ребёнка для рекламирования прочитанного произведения, с целью поделиться прочитанным и заинтересовать других. В первом классе дети ежедневно читают: кто-то, несколько страниц, кто-то несколько строк, слов и даже слогов. Родители записывают количество прочитанного и ставят подпись.
Начало 1 класса
Дата | Автор, название произведения | Время | Кол-во стр. | Роспись |
| | | | |
Во втором полугодии 1 класса, 2 класс дополняем некоторые столбцы
Дата | Автор, название произведения | Содержание | Герои | Время | Кол-во стр. | Роспись |
| | | | | | |
С 3 класса наш дневник имеет свободную форму, но обязательно обучающиеся составляют модель обложки, с указанием автора, названия, жанра произведения, зачитывают наиболее понравившиеся отрывки или в трёх – четырёх предложениях рассказывают, о чём эта книга.
Провожу конкурсы рисунков «Мой любимый литературный герой» и т.п., инсценируем произведения, пробуем силы в литературном творчестве, составляем книжки - малышки, участвуем в муниципальном конкурсе «Лучик», занимая призовые места в разных номинациях, раз в четверть проводим библиотечный урок, участвуем в постановке произведений для теневого театра.
Чтение – это труд. Надо не только прочитать произведение, но и понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Дети учатся анализировать произведение, выделять основную мысль. Они выступают в роли языковедов, критиков, авторов, составляют толковые словарики, записывая значения слов и делая иллюстрации, что обогащает словарный запас детей.
2017