СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы над изложением

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Изложение – это работа по развитию связной речи.

   В ФГОС ОО по русскому языку введено коммуникативное  содержание обучению предмету , включающее в себя усвоение речеведческих знаний:

  1) формирование навыков анализа текста с точки зрения содержания ( темы и основной мысли), структуры, языковых средств, выяснение средств связи предложений в тексте.;

   2) формирование и развитие навыков речевого общения речевого общения на двух уровнях:

   а) на репродуктивном уровне учащийся должен адекватно понимать информацию  устного и письменного сообщения , воспроизводить текст с заданной степенью свернутости и т. д.

   б) на продуктивном : создавать тексты различных стилей и жанров.

Просмотр содержимого документа
«Методика работы над изложением»

 Методика работы над изложением     Л.М. Мухутдинова учитель русского языка и литературы

Методика работы над изложением

Л.М. Мухутдинова учитель русского языка и литературы

Изложение Изложение – это работа по развитию связной речи.  В ФГОС ОО по русскому языку введено коммуникативное содержание обучению предмету , включающее в себя усвоение речеведческих знаний:  1) формирование навыков анализа текста с точки зрения содержания ( темы и основной мысли), структуры, языковых средств, выяснение средств связи предложений в тексте.;  2) формирование и развитие навыков речевого общения речевого общения на двух уровнях:  а) на репродуктивном уровне учащийся должен адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения , воспроизводить текст с заданной степенью свернутости и т. д.  б) на продуктивном : создавать тексты различных стилей и жанров.

Изложение

  • Изложение – это работа по развитию связной речи.
  • В ФГОС ОО по русскому языку введено коммуникативное содержание обучению предмету , включающее в себя усвоение речеведческих знаний:
  • 1) формирование навыков анализа текста с точки зрения содержания ( темы и основной мысли), структуры, языковых средств, выяснение средств связи предложений в тексте.;
  • 2) формирование и развитие навыков речевого общения речевого общения на двух уровнях:
  • а) на репродуктивном уровне учащийся должен адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения , воспроизводить текст с заданной степенью свернутости и т. д.
  • б) на продуктивном : создавать тексты различных стилей и жанров.
 Изложение используется для следующих целей :   1) обучение логике;  2) обогащение и совершенствование словаря, фразеологии и синтаксиса;  3) обучение жанрам и стилям;  4) использование изучаемых грамматических средств языка в собственном тексте;  5)содействие развитию логического мышления и познавательного интереса.

Изложение используется для следующих целей :

  • 1) обучение логике;
  • 2) обогащение и совершенствование словаря, фразеологии и синтаксиса;
  • 3) обучение жанрам и стилям;
  • 4) использование изучаемых грамматических средств языка в собственном тексте;
  • 5)содействие развитию логического мышления и познавательного интереса.
 Перефразируйте сложное предложение так, чтобы получилось простое:   Самое дорогое, что есть у человека, это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое – это ВРЕМЯ, потому что состоит из времени, складывается из части и минут. (Самое дорогое – это ВРЕМЯ, составляющее нашу жизнь)

Перефразируйте сложное предложение так, чтобы получилось простое:

Самое дорогое, что есть у человека, это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое – это ВРЕМЯ, потому что состоит из времени, складывается из части и минут.

  • (Самое дорогое – это ВРЕМЯ, составляющее нашу жизнь)

Устраните повторы и объедините предложения, использовав известные вам средства связи:   В Спарте после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был противостоять безукоризненной мужественности окружающих мощь разума силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести».

Устраните повторы и объедините предложения, использовав известные вам средства связи:

  • В Спарте после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был противостоять безукоризненной мужественности окружающих мощь разума силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести».
Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями: Я родился и прожил в Ленинграде. В своем внешнем облик город связан с именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина. ( Я родился и прожил в Ленинграде, который связан с именами знаменитых архитекторов .)
  • Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями:
  • Я родился и прожил в Ленинграде. В своем внешнем облик город связан с именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина.
  • ( Я родился и прожил в Ленинграде, который связан с именами знаменитых архитекторов .)
Сократите предложение:   Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени. ( Всюду чувствовалось приближение осени .)

Сократите предложение:

  • Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
  • ( Всюду чувствовалось приближение осени .)
Основные приемы сжатия   Исключение Обобщение Упрощение Замена Слияние

Основные приемы сжатия

  • Исключение
  • Обобщение
  • Упрощение
  • Замена
  • Слияние
Исключение Исключение отдельных членов предложения Исходный текст Ведь профессия оставляет на человеке отпечаток, ПРИДАЕТ ЕМУ СВОЕОБРАЗИЕ, делает одного непохожим на другого. Сжатый текст Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, делает одного непохожим на другого.  

Исключение

Исключение отдельных членов предложения

  • Исходный текст
  • Ведь профессия оставляет на человеке отпечаток, ПРИДАЕТ ЕМУ СВОЕОБРАЗИЕ, делает одного непохожим на другого.
  • Сжатый текст
  • Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, делает одного непохожим на другого.
  •  
 Исключения фрагмента  предложения, имеющего менее существенное значение    Исходный текст Иногда Куприн вдруг прерывал работу, БРОСАЛ НА ПОЛОВИНЕ, если убеждался, что не даются ему точные слова. Сжатый текст Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются слова .  
  • Исключения фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение
  • Исходный текст
  • Иногда Куприн вдруг прерывал работу, БРОСАЛ НА ПОЛОВИНЕ, если убеждался, что не даются ему точные слова.
  • Сжатый текст
  • Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются слова .
  •  
Исключение повторов   Исходный текст Все было ЗНАЧИТЕЛЬНО проще: он был очень ЛЮБОПЫТНЫМ и любознательным человеком. Сжатый текст Все было проще: он был очень любознательным человеком.

Исключение повторов

Исходный текст

  • Все было ЗНАЧИТЕЛЬНО проще: он был очень ЛЮБОПЫТНЫМ и любознательным человеком.
  • Сжатый текст
  • Все было проще: он был очень любознательным человеком.
Замена    Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением, неверием с обобщающим значением. Исходный текст Какая сила толкала его НАТЯГИВАТЬ БРЕЗЕНТОВУЮ РОБУ, НАДЕВАТЬ КАСКУ И МЧАТЬСЯ НА ПОЖАРНЫХ ЛОШАДЯХ? Сжатый текст Что заставляло его заниматься ДРУГИМИ профессиями ? Или Что заставляло его осваивать так МНОГО ПРОФЕССИЙ ?

Замена

  • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением, неверием с обобщающим значением.

Исходный текст

  • Какая сила толкала его НАТЯГИВАТЬ БРЕЗЕНТОВУЮ РОБУ, НАДЕВАТЬ КАСКУ И МЧАТЬСЯ НА ПОЖАРНЫХ ЛОШАДЯХ?
  • Сжатый текст
  • Что заставляло его заниматься ДРУГИМИ профессиями ? Или
  • Что заставляло его осваивать так МНОГО ПРОФЕССИЙ ?
Замена сложноподчиненного предложения простым.     Исходный текст КОГДА АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ РЕШИЛ ПОСТУПИТЬ В РЫБОЛОВЕЦКУЮ АРТЕЛЬ, ему устроили экзамен… Сжатый текст ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В РЫБОЛОВЕЦКУЮ АРТЕЛЬ ему устроили экзамен .  

Замена сложноподчиненного предложения простым.

  •   Исходный текст
  • КОГДА АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ РЕШИЛ ПОСТУПИТЬ В РЫБОЛОВЕЦКУЮ АРТЕЛЬ, ему устроили экзамен…
  • Сжатый текст
  • ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В РЫБОЛОВЕЦКУЮ АРТЕЛЬ ему устроили экзамен .
  •  
Замена однородных членов обобщающим наименованием.   Исходный текст И Куприн наравне со всеми ТЯНУЛ сети, РАЗГРУЖАЛ баркас, МЫЛ палубу после очередного рейса. Сжатый текст И Куприн РАБОТАЛ наравне со всеми.

Замена однородных членов обобщающим наименованием.

  • Исходный текст

И Куприн наравне со всеми ТЯНУЛ сети, РАЗГРУЖАЛ баркас, МЫЛ палубу после очередного рейса.

  • Сжатый текст
  • И Куприн РАБОТАЛ наравне со всеми.
Замена предложения или его части указательным местоимением.   Исходный текст  Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его НАТЯГИВАТЬ БРЕЗЕНТОВУЮ РОБУ, НАДЕВАТЬ КАСКУ И МЧАТЬСЯ НА ПОЖАРНЫХ ЛОШАДЯХ? Сжатый текст Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его делать ЭТО ?

Замена предложения или его части указательным местоимением.

  • Исходный текст
  • Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его НАТЯГИВАТЬ БРЕЗЕНТОВУЮ РОБУ, НАДЕВАТЬ КАСКУ И МЧАТЬСЯ НА ПОЖАРНЫХ ЛОШАДЯХ?
  • Сжатый текст
  • Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его делать ЭТО ?
Слияние     Образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Исходный текст Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях ЧТО ЗАСТАВЛЯЛО ЕГО СУТКАМИ, ДО ЛОМОТЫ В РУКАХ, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Сжатый текст Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Слияние

  •   Образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же.
  • Исходный текст
  • Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях ЧТО ЗАСТАВЛЯЛО ЕГО СУТКАМИ, ДО ЛОМОТЫ В РУКАХ, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
  • Сжатый текст
  • Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
Замена фрагмента предложения синонимичным выражением   Исходный текст Какая сила толкала его НАТЯГИВАТЬ БРЕЗЕНТОВУЮ РОБУ, НАДЕВАТЬ КАСКУ И МЧАТЬСЯ НА ПОЖАРНЫХ ЛОШАДЯХ? Сжатый текст ЧТО ПОБУЖДАЛО ЕГО ЧАСТО МЕНЯТЬ ПРОФЕССИИ? или Какая сила толкала его МЕНЯТЬ ПРОФЕССИИ ?

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением

  • Исходный текст
  • Какая сила толкала его НАТЯГИВАТЬ БРЕЗЕНТОВУЮ РОБУ, НАДЕВАТЬ КАСКУ И МЧАТЬСЯ НА ПОЖАРНЫХ ЛОШАДЯХ?
  • Сжатый текст
  • ЧТО ПОБУЖДАЛО ЕГО ЧАСТО МЕНЯТЬ ПРОФЕССИИ? или
  • Какая сила толкала его МЕНЯТЬ ПРОФЕССИИ ?
Работа над текстом Исходный текст Тишина – вот самый большой дефицит на земном шаре. 2) Постоянное тарахтение разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище, даже ночью оглушают и делают ее малопригодной для жизни. 3) Но это стоит нервов и нервов. 4) И сердца. 5) И психики. 6) Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.

Работа над текстом

  • Исходный текст
  • Тишина – вот самый большой дефицит на земном шаре. 2) Постоянное тарахтение разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище, даже ночью оглушают и делают ее малопригодной для жизни. 3) Но это стоит нервов и нервов. 4) И сердца. 5) И психики. 6) Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка.
Как сократить     Без изменениий – первое предложение, лишь ВОТ; заменить НА ЗЕМНОМ ШАРЕ – НА ЗЕМЛЕ, ТИШИНА – САМЫЙ БОЛЬШОЙ ДИФИЦИТ НА ЗЕМЛЕ Ряд однородных членов – одним словом ТРАНСПОРТ Заменить придаточное – словосочетанием ПРОНИКАЯ В ДОМА Убрать сказуемое – оглушают: ШУМ ТРАНСПОРТА, ПРОНИКАЯ В ДОМА, ДАЖЕ НОЧЬЮ ДЕЛАЕТ ПЛАНЕТУ МАЛОПРИГОДНОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ. Замена слов: нервов, сердца, психики – словом ЗДОРОВЬЕ: НО ЭТО СТОИТ ЗДОРОВЬЯ. (32 СЛОВА)

Как сократить

  •   Без изменениий – первое предложение, лишь ВОТ; заменить НА ЗЕМНОМ ШАРЕ – НА ЗЕМЛЕ, ТИШИНА – САМЫЙ БОЛЬШОЙ ДИФИЦИТ НА ЗЕМЛЕ
  • Ряд однородных членов – одним словом ТРАНСПОРТ
  • Заменить придаточное – словосочетанием ПРОНИКАЯ В ДОМА
  • Убрать сказуемое – оглушают: ШУМ ТРАНСПОРТА, ПРОНИКАЯ В ДОМА, ДАЖЕ НОЧЬЮ ДЕЛАЕТ ПЛАНЕТУ МАЛОПРИГОДНОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ.
  • Замена слов: нервов, сердца, психики – словом ЗДОРОВЬЕ: НО ЭТО СТОИТ ЗДОРОВЬЯ. (32 СЛОВА)
Вторая микротема   7) Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущения острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. 8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймете, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень.

Вторая микротема

  • 7) Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущения острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. 8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймете, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень.
Сократим: Исключим: повторы, вводные слова придаточные предложения Заменим часть придаточного: ядовитые газы, которые ежедневно в больших количествах вдыхает каждый городской житель – грязный воздух Объединим 7 и 8 предложения: Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить валерьяновый корень. (22 слова)

Сократим:

  • Исключим: повторы, вводные слова придаточные предложения
  • Заменим часть придаточного: ядовитые газы, которые ежедневно в больших количествах вдыхает каждый городской житель – грязный воздух
  • Объединим 7 и 8 предложения: Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить валерьяновый корень. (22 слова)
Третья микротема   9 ) Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. 10) Вот растение, которому в наш суматошный век истрепанных нервов изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики, надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.

Третья микротема

  • 9 ) Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. 10) Вот растение, которому в наш суматошный век истрепанных нервов изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики, надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие.
Сократим:   9 предложение - без изменений, исключив слово ТАМ и причастный оборот. Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел ее. -исключим в 10 придаточную часть -определение КРАСИВЫЙ -сравнение ПОДОБНО МАТЕРИ Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (18 слов) Всего 85 слов

Сократим:

  • 9 предложение - без изменений, исключив слово ТАМ и причастный оборот. Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел ее.
  • -исключим в 10 придаточную часть
  • -определение КРАСИВЫЙ
  • -сравнение ПОДОБНО МАТЕРИ
  • Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (18 слов)
  • Всего 85 слов
Сжатое изложение   1) Тишина –самый большой дефицит на земле. 2) Постоянный шум транспорта проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. 3) Но это стоит здоровья. 4) Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, преизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему в трудно купить валерьяновый корень . 9) Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел ее, растущую в тени. 10) Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (Всего 85 слов)  

Сжатое изложение

  • 1) Тишина –самый большой дефицит на земле. 2) Постоянный шум транспорта проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. 3) Но это стоит здоровья. 4) Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, преизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему в трудно купить валерьяновый корень . 9) Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и нашел ее, растущую в тени. 10) Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (Всего 85 слов)
  •