СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы с текстами различного содержания, используемых в учебном курсе ОРКСЭ (авторская мультимедийная презентация)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка в форме мультимедийной презентации будет полезна учителям при планировании работы с текстами на различных этапах урока и внеурочных занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Методика работы с текстами различного содержания, используемых в учебном курсе ОРКСЭ (авторская мультимедийная презентация)»

Методика работы с текстами различного содержания, используемых в курсе ОРКСЭ.      Белоногова Л.А. МКОУ «Березовская ООШ»

Методика работы с текстами различного содержания, используемых в курсе ОРКСЭ.

Белоногова Л.А.

МКОУ «Березовская ООШ»

Виды коммуникативной деятельности. 1.Умение понять тему, логику развития мысли, извлечь нужную информацию, проникнуть в смысл высказывания –  слушание 2. Изучающее  чтение 3. Умение вести диалог и строить монологические высказывания –  говорение 4. Осмысливать тему и основную мысль высказывания, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывания в определённом стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание –  письмо, говорение.

Виды коммуникативной деятельности.

1.Умение понять тему, логику развития мысли, извлечь нужную информацию, проникнуть в смысл высказывания –

слушание

2. Изучающее

чтение

3. Умение вести диалог и строить монологические высказывания –

говорение

4. Осмысливать тему и основную мысль высказывания, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывания в определённом стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание –

письмо, говорение.

       Средство формирования коммуникативных умений и навыков.

Средство формирования коммуникативных умений и навыков.

О чем я говорю? С кем я говорю? С какой целью  я говорю? РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ Где происходит  разговор? Как я говорю? Когда происходит разговор?

О чем я говорю?

С кем я говорю?

С какой целью

я говорю?

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ

Где происходит

разговор?

Как я говорю?

Когда происходит разговор?

Планируемые результаты (ФГОС)   Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач. Умение осуществлять информационный поиск. Овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний. Овладение логическими действиями. Готовность слушать собеседника и вести диалог, конструктивно решая конфликты посредством  интересов сторон и сотрудничества. 6. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. Адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты (ФГОС)

  • Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
  • Умение осуществлять информационный поиск.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.
  • Овладение логическими действиями.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, конструктивно решая конфликты посредством

интересов сторон и сотрудничества.

6. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. Адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих.

Общая характеристика способов работы  Способы работы с научным, научно-популярным, публицистическим текстом. чтение и его виды вопросы план тезисы конспект

Общая характеристика способов работы

Способы работы с научным, научно-популярным, публицистическим текстом.

чтение и его виды

вопросы

план

тезисы

конспект

Общая характеристика способов работы  Способы работы с художественным  текстом. Анализ жанра, формы Анализ идеи, образов Анализ изобразительно-выразительных средств Публичное выступление Мультимедийная презентация

Общая характеристика способов работы

Способы работы с художественным

текстом.

Анализ жанра, формы

Анализ идеи, образов

Анализ изобразительно-выразительных средств

Публичное выступление

Мультимедийная презентация

Общая характеристика способов работы  Способы создания собственных текстов аннотирование реферирование эссе отзыв, рецензия мультимедийная презентация

Общая характеристика способов работы

Способы создания собственных текстов

аннотирование

реферирование

эссе

отзыв, рецензия

мультимедийная презентация

«Текст» – знаковая система Словесные:  Визуальные: рассказы легенда притчи пословицы высказывания статьи документы репортажи инструкции законы диаграмма  график  карта  таблица

«Текст» – знаковая система

Словесные:

Визуальные:

  • рассказы
  • легенда
  • притчи
  • пословицы
  • высказывания
  • статьи
  • документы
  • репортажи
  • инструкции
  • законы
  • диаграмма
  • график
  • карта
  • таблица
Виды чтения   Ознакомительное  ( извлечение основной информации) Изучающее ( извлечение полной информации, поисковое чтение, направленное на нахождение конкретной информации) Выразительное  Рефлексивное

Виды чтения

  • Ознакомительное

( извлечение основной информации)

  • Изучающее

( извлечение полной информации, поисковое чтение, направленное на нахождение конкретной информации)

  • Выразительное

  • Рефлексивное
Виды чтения    Рефлексивное  умение предвосхищать содержание по заголовку, понимать основную мысль текста,  прогнозировать последовательность идей текста, сопоставлять разные источники информации, разные мнения,  выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей,  понимать назначение разных типов текста, переносить информацию текста в виде кратких записей,  различать темы и подтемы,  ставить перед собой цель чтения,  анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Виды чтения

Рефлексивное

  • умение предвосхищать содержание по заголовку,
  • понимать основную мысль текста,
  • прогнозировать последовательность идей текста,
  • сопоставлять разные источники информации, разные мнения,
  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей,
  • понимать назначение разных типов текста, переносить информацию текста в виде кратких записей,
  • различать темы и подтемы,
  • ставить перед собой цель чтения,
  • анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Это важно! Нельзя превращать занятия в уроки чтения. Часть текстов, наиболее сложных для восприятия, можно давать лишь в пересказе учителя с фрагментарным, выборочным чтением на уроке. Должно быть «чтение-погружение».  (читая древние легенды, исторические документы, литературные произведения, нужно вместе с детьми погрузиться и в языковую среду эпохи) Не следует увлекаться детализацией при чтении историко-литературных памятников, особенно религиозных. Такие тексты позволяют теснее связать курс с историей.  («Поучение Владимира Мономаха детям»- чтение подготовленными детьми с последующим погружением) Чтение – стимуляция идей.  (чтение должно вызывать мысли, гипотезы).

Это важно!

  • Нельзя превращать занятия в уроки чтения.
  • Часть текстов, наиболее сложных для восприятия, можно давать лишь в пересказе учителя с фрагментарным, выборочным чтением на уроке.
  • Должно быть «чтение-погружение».

(читая древние легенды, исторические документы, литературные произведения, нужно вместе с детьми погрузиться и в языковую среду эпохи)

  • Не следует увлекаться детализацией при чтении историко-литературных памятников, особенно религиозных. Такие тексты позволяют теснее связать курс с историей.

(«Поучение Владимира Мономаха детям»- чтение подготовленными детьми с последующим погружением)

  • Чтение – стимуляция идей.

(чтение должно вызывать мысли, гипотезы).

Условия организации эффективного обучения чтению.  Научить перекодированию

Условия организации эффективного обучения чтению.

Научить перекодированию

Условия организации эффективного обучения чтению. Словарная работа (перед или во время чтения. Синонимы.) Словарь терминов и понятий . Дать точное толкование слов через текст, словари, Интернет, спросить у взрослых. Кроссворды, ребусы.   ра  , есть .

Условия организации эффективного обучения чтению.

  • Словарная работа (перед или во время чтения. Синонимы.)
  • Словарь терминов и понятий .

Дать точное толкование слов через текст, словари, Интернет, спросить у взрослых.

  • Кроссворды, ребусы.

ра

, есть .

Словарная работа Продолжи цепочку: Практическая работа

Словарная работа

  • Продолжи цепочку:
  • Практическая работа
Создание мотивационной установки. 1 шаг. До изучения текста заполняется таблица «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг. По ходу знакомства с текстом заполняется графа «Узнал». 3 шаг. Подведение итогов, сопоставление содержания граф.    Источники информации Что осталось  нераскрытым?  Знаю Хочу узнать Узнал

Создание мотивационной установки.

1 шаг.

До изучения текста заполняется таблица «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг.

По ходу знакомства с текстом заполняется графа «Узнал».

3 шаг.

Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Источники информации Что осталось

нераскрытым?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Умение задавать вопросы к тексту Простые (фактические) вопросы  (Что…? Кто...? Когда…?);  Уточняющие вопросы    (Правильно ли я понял, что …? Можно ли сказать, что…? ) ; Интерпретационные  (объясняющие ) вопросы   (Почему…?, В чём причина…?). Оценочные   (В чём отличие…? В чём сильные и слабые стороны…?). Творческие (аналитико-синтетические)   ( А что было бы…? Как изменится…, если…?). Практические (применение)   (Как сделать так, чтобы… ? Как применить в жизни… ?)

Умение задавать вопросы к тексту

  • Простые (фактические) вопросы (Что…? Кто...? Когда…?);
  • Уточняющие вопросы

(Правильно ли я понял, что …? Можно ли сказать, что…? ) ;

  • Интерпретационные (объясняющие ) вопросы

(Почему…?, В чём причина…?).

  • Оценочные

(В чём отличие…? В чём сильные и слабые стороны…?).

  • Творческие (аналитико-синтетические)

( А что было бы…? Как изменится…, если…?).

  • Практические (применение)

(Как сделать так, чтобы… ? Как применить в жизни… ?)

Проблемные текстовые ситуации – важнейшие для понимания текста.

Проблемные текстовые ситуации – важнейшие для понимания текста.

    Обучение приёмам самостоятельной работы с книгой.  Обучение ориентировке в тексте.  - выборочное чтение  - найди по оглавлению материал  -выбор материала по одной проблеме  «К ответу готов!»  Каждая группа за 5-7 минут должна найти по оглавлению нужный текст, прочитать, выбрать самое важное, подготовить сообщение. Учитель спрашивает любого. По его рассказу оценивается вся группа. «Экзаменаторы»  Используя учебник или дополнительную литературу, подготовить вопросы группе.

    Обучение приёмам самостоятельной работы с книгой.

    • Обучение ориентировке в тексте.

    - выборочное чтение

    - найди по оглавлению материал

    -выбор материала по одной проблеме

    «К ответу готов!»

    Каждая группа за 5-7 минут должна найти по оглавлению нужный текст, прочитать, выбрать самое важное, подготовить сообщение. Учитель спрашивает любого. По его рассказу оценивается вся группа.

    «Экзаменаторы»

    Используя учебник или дополнительную литературу, подготовить вопросы группе.

     Чтение с «карандашом в руке».

    Чтение с «карандашом в руке».

      Чтение с «карандашом в руке».  Требования:

      Чтение с «карандашом в руке».

      Требования:

        Чтение с «карандашом в руке». Выписки.

        Чтение с «карандашом в руке».

        • Выписки.
          Чтение с «карандашом в руке» Закладки с надписями Пометки и выделения в книге.  ( символов не больше5-7).  Инсерт – система подчёркиваний и выделений в тексте и нумерации в тексте отдельных предложений. + «знаю» - «новое» ? «думал иначе» «не понял, есть вопросы»

          Чтение с «карандашом в руке»

          • Закладки с надписями
          • Пометки и выделения в книге.

          ( символов не больше5-7).

          • Инсерт – система подчёркиваний и выделений в тексте и нумерации в тексте отдельных предложений.

          +

          «знаю»

          -

          «новое»

          ?

          «думал иначе»

          «не понял, есть вопросы»

           Не пожелать выделить из  книги ничего – значит всё  пропустить.  Я. А. Коменский Способы сокращения текста: План Тезис Конспект Реферат Аннотация

          Не пожелать выделить из

          книги ничего – значит всё

          пропустить.

          Я. А. Коменский

          Способы сокращения текста:

          • План
          • Тезис
          • Конспект
          • Реферат
          • Аннотация
          Способы сокращения текста :   Исключить отдельные его части Сократить пересказ, изложение каждой части Заменить развёрнутые предложения простыми.   Порядок сокращения:

          Способы сокращения текста :

          • Исключить отдельные его части
          • Сократить пересказ, изложение каждой части
          • Заменить развёрнутые предложения простыми.

          Порядок сокращения:

            Составление вопросного плана. Внимательно прочитай текст. Выдели главные мысли. Проверь, как они соотносятся друг с другом. Сгруппируй текст вокруг главной мысли  ( раздели его на смысловые части) 5. По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана. 6. Сформулируй главные мысли кратко, запиши их в виде пунктов плана. 7. Прочитай текст повторно, проверь, не упустил ли чего.

            Составление вопросного плана.

            • Внимательно прочитай текст.
            • Выдели главные мысли.
            • Проверь, как они соотносятся друг с другом.
            • Сгруппируй текст вокруг главной мысли

            ( раздели его на смысловые части)

            5. По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана.

            6. Сформулируй главные мысли кратко, запиши их в виде пунктов плана.

            7. Прочитай текст повторно, проверь, не упустил ли чего.

             Тезис –  краткое изложение основных положений статьи, это выводы, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке. Составить план. Коротко изложить мысль каждой части.  « Основы исламской культуры» Урок №11 Как должен вести себя мусульманин в церкви? Составьте описание внутреннего убранства мечети. Составьте план текста Выпишите из текста или сформулируйте своими словами содержание каждого пункта плана.    .

            Тезис –

            краткое изложение основных положений статьи, это выводы, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.

            • Составить план.
            • Коротко изложить мысль каждой части.

            « Основы исламской культуры» Урок №11

            • Как должен вести себя мусульманин в церкви?
            • Составьте описание внутреннего убранства мечети.
            • Составьте план текста
            • Выпишите из текста или сформулируйте своими словами содержание каждого пункта плана.

            .

            Конспект («обзор») – краткое изложение прочитанного. Вопросы к тексту Конспект

            Конспект («обзор») – краткое изложение прочитанного.

              Вопросы к тексту

              Конспект

              Анализ текста  Опорный конспект: «Основы светской этики»- Условия морального выбора. Ситуация морального  выбора Твои примеры ситуации Выбор между нравственным и безнравственным поведением Выбор между своими интересами и интересами других людей

              Анализ текста

              Опорный конспект:

              «Основы светской этики»- Условия морального выбора.

              Ситуация морального

              выбора

              Твои примеры ситуации

              Выбор между нравственным и безнравственным поведением

              Выбор между своими интересами и интересами других людей

              План – тезис - конспект

              План – тезис - конспект

              Вариант записи статьи план тезисы 1. Место веры в мировоззрении человека конспект Вера является важнейшей частью мировоззрения человека Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем.

              Вариант записи статьи

              план

              тезисы

              1. Место веры в мировоззрении человека

              конспект

              Вера является важнейшей частью мировоззрения человека

              Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем.

              Краткость речи - умение выделить существенное, опустив второстепенное Игра «Путешествие в Лаконику».  Группы детей пересказывают фрагмент текста как можно более лаконично. Каждая группа предлагает свой вариант. Обсуждаются недостатки и преимущества каждого краткого пересказа. Выбирается или составляется лучший вариант. 2. Коллективное составление опорных конспектов для сжатого пересказа текста. 3. Работа в группах по отбору материала и составлению мини-докладов к уроку. 4. Сочинения, ориентирующие на лаконичность. -Как я понимаю слово «Русь»? Что такое духовные традиции? Духовные традиции в моей семье.

              Краткость речи - умение выделить существенное, опустив второстепенное

              • Игра «Путешествие в Лаконику».

              Группы детей пересказывают фрагмент текста как можно более лаконично. Каждая группа предлагает свой вариант. Обсуждаются недостатки и преимущества каждого краткого пересказа. Выбирается или составляется лучший вариант.

              2. Коллективное составление опорных конспектов для сжатого пересказа текста.

              3. Работа в группах по отбору материала и составлению мини-докладов к уроку.

              4. Сочинения, ориентирующие на лаконичность.

              -Как я понимаю слово «Русь»?

              • Что такое духовные традиции?
              • Духовные традиции в моей семье.
              Убедительность речи зависит от умения прослеживать последовательность событий. «Цепь событий» Группы получают карточки с предложениями. Дети раскладывают их последовательно, объясняя связь событий. 2. «Правильно – неправильно» Подтвердите или опровергните с помощью выборочного чтения : -Крещение Руси произошло в 11 веке. Добро и зло – вечные соперники.

              Убедительность речи зависит от умения прослеживать последовательность событий.

              • «Цепь событий»

              Группы получают карточки с предложениями. Дети раскладывают их последовательно, объясняя связь событий.

              2. «Правильно – неправильно»

              Подтвердите или опровергните с помощью выборочного чтения :

              -Крещение Руси произошло в 11 веке.

              • Добро и зло – вечные соперники.
              Формирование временных представлений.

              Формирование временных представлений.

                Читать можно трояким способом: Читать – и не понимать прочитанное, Читать – и понимать прочитанное Читать – и понимать даже то, что не написано

                Читать можно трояким способом:

                Читать – и не понимать прочитанное,

                Читать – и понимать прочитанное

                Читать – и понимать даже то, что не написано

                Лети, бабочка, будем  Людям радость дарить!

                Лети, бабочка, будем Людям радость дарить!