Просмотр содержимого документа
«Методика ведения уроков информатики и ИКТ в условиях ФГОС.»
Методика ведения уроков информатики и ИКТ
в свете перехода во ФГОС
Хапачева Р.М.
учитель информатики и ИКТ Хатажукаевской СОШ № 6
Типы уроков :
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Новая формулировка
Старая формулировка
Уроки "открытия нового знания"
Урок формирования знаний
Уроки рефлексии
Урок совершенствования знаний
Уроки методологической направленности
Урок закрепления и совершенствования знаний
Урок обобщения и систематизации знаний
Уроки развивающего контроля
Урок контроля знаний, умений, навыков
Урок коррекции знаний, умений, навыков
Уроки «открытия» нового знания :
Деятельностная цель:
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока:
- этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
- этап актуализации и пробного учебного действия;
- этап выявления места и причины затруднения;
- этап построения проекта выхода из затруднения;
- этап реализации построенного проекта;
- этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- этап включения в систему знаний и повторения;
- этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Уроки рефлексии:
- Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
- Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Структура урока:
- этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
- этап актуализации и пробного учебного действия;
- этап локализации индивидуальных затруднений;
- этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
- этап реализации построенного проекта;
- этап обобщения затруднений во внешней речи;
- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- этап включения в систему знаний и повторения;
- этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Уроки общеметодологической направленности:
Деятельностная цель : формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Структура урока:
Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Урок развивающего контроля:
формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
- Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура урока:
- написание учащимися варианта контрольной работы;
- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в
- соответствии с ранее установленными критериями.
Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов.