СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика воспитания культуры умственного труда студентов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности. Основными направлениями в решении задач обучения студентов умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех курсов дисциплин и проведения классным руководителем тематического цикла бесед о культуре учебного труда.

Просмотр содержимого документа
«Методика воспитания культуры умственного труда студентов»

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

Парфенова Е.Г.

Методика воспитания культуры умственного труда студентов

Методика воспитания культуры умственного труда студентов

Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности. Основными направлениями в решении задач обучения студентов умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех курсов дисциплин и проведения классным руководителем тематического цикла бесед о культуре учебного труда.

Кроме того, значительное влияние на овладение студентами навыками умственного труда оказывает применение наглядного материала: стенды с памятками, используемыми как при изучении только одной учебной дисциплины или нескольких родственных дисциплин, так и межпредметные. В кабинете генетики человека с основами медицинской генетики, например, нужно иметь таблицы нормальных кариотипов и кариотипов наследственных заболеваний, схему наследования групп крови и резус-факторы, иллюстрации, демонстрирующие наследование законов Г.Менделя.

В библиотеке кабинета и колледжа должны быть созданы постоянно обновляемые выставки новой литературы для студентов и преподавателей о формировании умений и навыков учебного труда; составлен также тематический каталог книг и журнальных статей по данной проблеме; проводится обсуждение книг, наиболее заинтересовавших студентов.

Воспитанию культуры умственного труда способствуют следующие внеклассные мероприятия: тематические классные часы: «Учиться, чтобы знать, творить и бороться», «Умей учиться, чтобы уметь трудиться», «Учиться на совесть»; рейды-проверки «Твой режим дня», «Твоё рабочее место».

В воспитании культуры умственного труда студентов активное участие должны принимать родители, для которых на классных родительских собраниях должны читаться лекции о роли родителей в учебном и познавательном процессе обучающихся.

Бесспорно, что основным этапом развития умственных способностей студентов служит процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. На занятиях по различным дисциплинам, проводимым различными преподавателями, даже при наличии межпредметной преемственности трудно свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности. Это задача классного руководителя, в помощь которому разработано множество различных материалов для занятий по воспитанию культуры умственного труда.

Основными требованиями к методике проведения таких занятий является следующее:

1) проведение занятий по воспитанию культуры умственного труда должно осуществляться не от случая к случаю, а по заранее разработанной программе и календарному графику;

2) преемственная взаимосвязь с работой преподавателей-предметников по развитию интеллектуальных способностей учащихся;

3) доступная и интересная форма подачи материала;

4) использование примеров из жизни класса;

5) активное участие студентов в занятиях (ставятся специальные задания для подготовки к занятиям, по ходу и после их проведения);

6) применение обучающимися полученных знаний на практике, чтобы эти знания трансформировались в учебно-познавательные умения;

7) темы и планы занятий, а также специальные памятки студентамследует записывать в тетрадь “Азбука учебного труда”.

Так как культура умственного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель, включающую в себя несколько взаимосвязанных компонентов: личностный, интеллектуальный, организационно-технический, гигиенический, - то в процессе воспитания культуры умственного труда необходим комплексный подход, т.е. воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование личности в целом.