СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики исправления заикания.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.

 

 На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

 

 На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Просмотр содержимого документа
«Методики исправления заикания.»

Методики исправления заикания


Методика Власова и Рау

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власова и Е. Ф. Рау строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.


Н. А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:


1) сопряженная речь,


отраженная речь,


ответы на вопросы по знакомой картинке,


самостоятельное описание знакомых картинок,


пересказ прослушанного небольшого рассказа,


спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),


нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).


Е. Ф. Рау видит задачу логопедической работы в том, "чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать её свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию". Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.


На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.


На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.


На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.


В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы.


Методика Мироновой

С. А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: "Ознакомление с окружающей природой", "Развитие речи", "Развитие элементарных математических представлений", "Рисование, лепка, аппликация, конструирование".


Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы.


При прохождении программы массового детского сада с заикающимися детьми предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятий, удлинение сроков изучения более трудных тем и др.


Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь состоит из коротких точных фраз в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.


Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи и в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая, распространенная фраза, конструирование фраз, их грамматическое оформление, построение сложноподчиненных предложений, переход к составлению рассказа. Изменяется последовательность изучения программного материала. Если в первом квартале на всех занятиях дети знакомятся с одними и теми же предметами, то во втором-предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.


Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре, по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа. Увеличивается практика детей в контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и занятия приближаются к уровню массового детского сада.


Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается накопление словаря, совершенствование фразы, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. Коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные разъяснения, уточнения.


Методики Н. А. Чевелевой и С. А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи: от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея принадлежит проф. Р. Е. Левиной). Только Н. А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С. А. Миронова - при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать правильным и необходимым в логопедической практике.


Работа планируется поквартально.

1 квартал :

  • обучение навыкам простейшей ситуативной речи на занятиях

  • словарная работа.


2 квартал:

  • закрепление навыка ситуативной речи, переход к элементарной контекстной

  • рассказывание по вопросам и без вопросов

  • работа над фразой (распространение, вариативность, грамматическое оформление)


3 квартал:

  • овладение самостоятельной контекстной речью

  • составление рассказов, пересказ

  • увеличение речевой практики


4 квартал:

  • закрепление навыков пользования самостоятельной контекстной речью различной сложности

  • творческие рассказы

  • По данной методике с детьми работают логопед и воспитатель д/у.


Методика Чевелевой

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.


Система последовательного усложнения речи предусматривает также постепенное усложнение объектов деятельности через увеличение числа отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении поделок.


Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:


Пропедевтический. Основная цель - привить детям навыки организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.


Сопровождающая речь. В этом периоде допускается собственная речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Наибольшую ситуативность речи обеспечивает постоянная зрительная опора. При этом она усложняется в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок.


3авершающая речь - дети описывают уже выполненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной речи.


Предваряющая речь - дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.


3акрепление навыков самостоятельной речи предусматривает рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.


В методике Н. А. Чевелевой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности на основе одного из разделов "Программы воспитания и обучения детей в детском саду".


Методика Чевелевой Н.А.

Коррекция заикания в процессе ручной продуктивной деятельности


Развитие связной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственная связь с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к речи контекстной (обобщенной, связанной с прошедшими событиями, будущими действиями).


Последовательность упражнений:

От наглядных облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям.


  1. периодов коррекции:


1 период – пропедевтический (4 занятия)

  • временное ограничение речи

  • принятие образца речи (ритм, четкость)


2 период – сопровождающая речь (16 занятий)

  • собственная активная речь детей по поводу одновременно сопровождаемых действий (зрительная опора)

  • усложнение вопросов – ответов, многократное проговаривание, вариативность ответов


3 период – завершающая речь (12 занятий)

  • дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (описывают выполненные действия)

  • регулируются интервалы между деятельностью ребенка и его ответом


4 период – предваряющая речь (8 занятий)

  • дети пользуются предваряющей речью (что намерен сделать? – речь вне наглядной опоры, планирование речи)

  • усложняется фразовая речь (от нескольких связных фраз к самостоятельному рассказу)


5 период – закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий)

  • развернутая контекстная речь на разных этапах деятельности.




Методика Селиверстова

Методика В. И. Селиверстова преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях) и предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приёмов логопедической работы с ними. Автор считавт, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.


В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются 3 периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от степени самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, а с другой-от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.


В зависимости от уровня (порога) свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группой детей.

Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами "Программы воспитания и обучения детей в детском саду" и прежде всего с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника.


Методика Селиверстова В.И.

Рассчитана на работу в медицинских учреждениях (поликлиника, стационар). Предлагает модификацию и одновременное использование разных приемов логопедической работы.


Коррекционная работа включает 3 периода:


1 период – подготовительный (7-8 занятий)

  • стимуляция ребенка на активную работу над речью

  • щадящий режим

  • речевые зарядки

  • стихи с сопровождением движением

  • проговаривание автоматических рядов (счет, дни недели, месяцы)

  • заучивание психотерапевтических текстов

  • речевые упражнения на сопряженно-отраженной основе, вопросы -- ответы, беззвучное артикулирование, шепотная речь, ритмизированнные тексты


  • тренировка речи в разных условиях

  • разное положение тела (лежа, сидя, стоя)

  • разная деятельность (лепка, конструирование)

  • дидактические игры (лото, домино)

  • запись речи на магнитофон и прослушивание

  • работа с родителями (консультирование, просвещение – 2-3 раза – присутствие на занятии)


2 период – тренировочный (20-22 занятия)

  • освоение трудностей речи

  • самовнушение

  • речевые упражнения (от ответов на вопросы к спонтанной речи)

  • 2-3 обучающих и 1 сравнительное магнитофонное занятие

  • период – закрепительный (6-9 занятий)

  • закрепление правильной речи в интенсивных тренировочных упражнениях

  • беседы, рассказы, спонтанная речь

  • В конце курса занятий – утренник или концерт.

  • Практикуются задания на дом – речевые зарядки и речевые занятия дома.


После прохождения курса коррекции заикания -- посещение логопедического кабинета:


1 раз в 2 недели


1 раз в месяц


1 раз в 2 месяца


1 раз в 3 месяца


Методика Волковой Г.А.


Система игр с детьми для преодоления заикания.


Игры:

  • дидактические

  • с пением

  • подвижные

  • игры-драматизации

  • творческие игры


Этапы коррекции:


  1. этап молчания (4-6 дней)


  1. этап шепотной речи (10 дней)


  1. этап сопряженной речи (4-5 недель)


  1. этап отраженной речи (4-5 недель)


  1. этап вопросно-ответной речи (8-10 недель)


  1. этап самостоятельной речи (8-14 недель)


  1. этап свободного общения


Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.А, Успенской Л.П.


Для использования в работе со школьниками и с дошкольниками.


  • расслабляющие упражнения (релаксация)

  • режим относительного молчания

  • воспитание правильного речевого дыхания

  • общение короткими фразами

  • активизация развернутой фразы

  • инсценировки

  • свободное речевое общение.


Методика Ястребовой А.В.


Выделяет среди заикающихся учащихся 1-4 классов 2 группы:


  1. заикающиеся с высоким и нормальным речевым развитием


  1. заикающиеся с элементами ОНР, ФФНР, ЛГНР


Система занятий рассчитана на детей 2 группы и включает 3 периода обучения:


1 период:

  • уточнение и расширение пассивных знаний в области языка в процессе

упражнений

  • упорядочение ритма, темпа, плавности речи

  • расширение и обогащение словарного запаса, представлений и понятий

  • овладение грамматическим строем речи

  • закрепление навыков звукового анализа и синтеза


2 период: то же, но на более сложном материале


3 период:

  • закрепление навыка правильной свободной речи

  • отработка звуковой и интонационной стороны речи

  • самостоятельная речь различной сложности


Таким образом, Ястребова А.В. предлагает следующие направления коррекционной работы:


  • развитие всех компонентов речи

  • тесная взаимосвязь речевого материала с содержанием программы по русскому языку

  • всемерное развитие активности детей.


Методика логопедического воздействия при заикании


Формы логопедической работы при заикании:


  • психолого-педагогическое изучение ребенка

  • логопедические занятия

  • организация самостоятельной работы

  • использование в логопедической работе помощь других специалистов

  • самообразование и повышение квалификации логопеда


Логопедические занятия проводятся с группой учащихся. Требования к занятиям:


  • регулярность


  • систематичность и последовательность

  • учет индивидуальных особенностей ребенка

  • опора на сознательность и активность детей

  • наглядность

  • прочность полученных навыков правильной речи



Классическое логопедическое занятие с заикающимися имеет следующую структуру:


1. подготовительная часть:


организация детского коллектива


беседы психотерапевтического характера


речевые зарядки


повторение и закрепление пройденного материала


установка на основную часть занятия


2. основная часть


новый вид речевых упражнений или новые условия проведения


3. заключительная часть


итог работы детей на занятии (достижения, успехи)


советы и задания для закрепления вне занятия


«Щадящий режим»:


оградить психику ребенка от отрицательных факторов воздействия


создать спокойную обстановку


не допускать фиксации на дефекте


выдерживать чередование нагрузки и отдыха


оградить ребенка от перегрузок


Пути стимуляции ребенка на занятии:


убеждать, увлекать, заинтересовывать


использовать ТСО (магнитофон, проигрыватель)


занимательность и доступность материала


добиваться успехов, осознаваемых ребенком


частая смена обстановки на занятии


приглашение на занятие родителей


Если у ребенка проявился речевой спазм на занятии:


а) при незначительной запинке – попросить повторить фразу, завуалировав причину «Скажи погромче», «Скажи медленнее». Если повторил без запинки – обратить на это внимание ребенка.


б) если сильный спазм


задать наводящий вопрос


подсказать ответ


проговорить фразу сопряженно


в) если длительный речевой спазм


перейти на более легкий материал – сопряженное и отраженное проговаривание


Логопед должен четко знать, в каких случаях у конкретного ребенка возможны запинки:


трудные звуки


начало фразы


обстановка


Эффективные приемы на этапе спонтанной речи:


поменяться с ребенком ролями (он задает вопросы, следит за речью других детей)


импровизированные игры, обыгрывание ситуаций («На приеме у врача», «За столом», «В магазине»)


разыгрывание сюжета знакомой сказки


подготовка и проведение утренников


Этапы подготовки выступления на утреннике:


репетиция «ЛОГОПЕД – РЕБЕНОК»


репетиция с родителями дома


выступление на занятии перед другими детьми


выступление на утреннике


ТСО в работе с заикающимися:


Аппарат Деражне – эффект звукозаглушения


Аппарат «Эхо» -- 2 магнитофона с приставкой – эффект эха


Аппарат Раздольского – звукоусиление речи


Звукозаписывающая аппаратура


звуковоспроизводящая аппаратура


Факторы, влияющие на усиление или ослабление заикания.


1 фактор: Степень самостоятельности речи заикающегося.


Частота и сила судорог зависит от того, говорит ли ребенок сам или делает это с помощью логопеда. Следует соблюдать этапы усложнения речи:


сопряженная (проговаривают материал ребенок и логопед вместе)


отраженная речь (ребенок повторяет за логопедом)


вопросно-ответная речь (элементы самостоятельной речи ). Самые трудные вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЛЯ ЧЕГО? ПОЧЕМУ?


рассказ, пересказ


спонтанная речь


2 фактор: Степень подготовленности речи


Следует соблюдать следующую последовательность:


воспроизведение текста, заученного наизусть


воспроизведение отрепетированного вслух текста


воспроизведение мысленно продуманного текста


экспромт


3 фактор: Степень сложности речевой структуры.


Сложности в речи возникают с усложнением материала. Возрастание его сложности можно отразить в схеме:




4 фактор: Степень громкости речи.


Последовательность упражнений:


беззвучно


шепотом


тихо


громко


обычным голосом


5 фактор: Степень плавности и ритмичности речи.


Последовательность упражнений:


пение


пение с движением


ритмизированная речь (стихи, проза) в сопровождении движения


ритмизированная речь без движения


опора на гласные звуки


разнометрическая речь


6 фактор: Обстановка, окружение.


Условия формирования правильной речи:


тренировки в знакомой обстановке


тренировки в малознакомой обстановке


тренировка в общении с близкими людьми


тренировка в общении с малознакомыми людьми


тренировка в общении с незнакомыми людьми.


Логопедические технологии формирования связной речи


(по Беляевой)


Коррекция заикания предполагает решение 3 основных задач:


формирование навыка плавной речи


воспитание личности заикающегося


профилактика рецидивов и хроникации заикания


Решение логопедической задачи (1) связано с применением целого ряда логопедических технологий:


Торможение патологических речедвигательных стереотипов


Регуляция эмоционального состояния


Развитие координации и ритмизации движений


Формирование речевого дыхания


Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения


Развитие просодической стороны речи


Развитие планирующей функции речи


1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов


При заикании образуется «замкнутый круг» патологических мышечных возбуждений – судороги мышц речевого аппарата становятся генератором последующих судорог.


Поэтому необходимо проведение специальных речевых режимов:


Режим молчания


Режим ограничения речи


«щадящий» речевой режим


«специальный охранительный режим»


Специальный охранительный режим – это оздоровительное мероприятие, в которое входят:


четкий распорядок дня


плавный переход между видами деятельности ребенка


медикаментозное лечение в случае нарушений сна, фобий, тревожности


исключение ярких впечатлений (гости, телевидение)


сужение круга общения


ограничение речевого общения (ДА, НЕТ, однословные предложения) – в общении с ребенком и взрослых между собой


Режим ограничения речи: от 10 до 14 дней. Может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность постепенно увеличивается. Его длительность индивидуальна.


У подростков и взрослых может быть режим молчания – от 1 до 10-12 суток.


В период ограничения речи используют техники невербального общения:


жесты


мимику


пантомимику


2. Регуляция эмоционального состояния.


Связывают с нормализацией мышечного напряжения. Расслабление мышц ведет к эмоциональному покою.


Используют аутогенные тренировки. Основным методом аутогенной тренировки является РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ. Она включает:


мышечную релаксацию


регуляцию вегетативных функций


Методика тренировки зависит от возраста заикающегося. Для детей:


сначала игровые упражнения (напряжение – расслабление)


потом – сеанс релаксации


1. Последовательность игровых упражнений на расслабление:


для расслабления мышц рук, ног, туловища


для расслабления мышц плечевого пояса и шеи


для расслабления мышц артикуляционного аппарата


Примеры игровых упражнений:


«БРЕВНЫШКИ-ВЕРЕВОЧКИ» -- поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулак – «Бревнышки». Уронить расслабленные руки, пассивно покачивая ими – «Веревочки».


«НЕЗНАЙКА» -- поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.


«ХМУРЫЙ РЕБЕНОК» --наморщить лоб, подняв брови на 5-10 секунд, концентрируя внимание на напряжении в области лба.


«СПАТЬ ХОЧЕТСЯ» -- зевнуть легко, более глубоко, закрыв глаза и растянув мышцы рта.


2. Сеанс релаксации (проводит логопед)


МЫ УСПОКАИВАЕМСЯ. МЫ ОТДЫХАЕМ.


ГЛАЗКИ ЗАКРЫТЫ


РУЧКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.


НОЖКИ УСТАЛЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ, ОТДЫХАЮТ.


КАК ХОРОШО И ПРИЯТНО ОТДОХНУТЬ.


От 2 до 5 минут длится сеанс релаксации. Каждая формула проговаривается 2-3 раза. Голос мягкий, тихий, темп речи – замедленный.


Показатели расслабления:


спокойное выражение лица


ритмичное дыхание


3. Релаксация через образные представления


МЫ ПРИШЛИ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ. ТРАВКА НА НЕЙ ЗЕЛЕНАЯ, МЯГКАЯ. ГРЕЕТ НАШЕ ТЕЛО ТЕПЛОЕ СОЛНЫШКО. КАК ПРИЯТНО ОТДЫХАТЬ!


Из положения лежа дети переводятся в положение сидя – «поза кучера»


4. Релаксация с «формулами правильной речи»


МЫ ГОВОРИМ НЕТОРОПЛИВО И СПОКОЙНО.


НАША РЕЧЬ СЛИТНАЯ И ПЛАВНАЯ.


МЫ ГОВОРИМ СМЕЛО и т.д.


Это внушение делается:


достаточно громким голосом


с уверенной интонацией


с соблюдением речевых правил


Речевые тренипровки закрепляют слуховые и кинестетические ощущения правильной речи.


5. Прием мысленного представления ситуации, трудной для речевого общения.


Это происходит по схеме:


РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ РАСШИРЕННАЯ ФОРМУЛА СПОКОЙСТВИЯ РАССЛАБЛЕНИЕ И УСПОКОЕНИЕ С ТРЕНИРОВКОЙ РЕЧИ


3. Развитие координации и ритмизации движений.


Происходит посредством логопедической ритмики.


1. Ритмическая разминка:


развитие движений под музыку


умение менять ритм и темпдвижений


создание настроения на занятии


Используют маршировки со сменой направлений


2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус


снижение мышечного напряжения


воспитание пластичности


Упражнение: дети стоят в кругу. Под музыку – спокойное качание рук вперед—назад.


3. Упражнения для развития чувства ритма и темпа


ритмизация движений


ходьба, отстукивание, отхлопывание под музыку


пропевание слогов и слов


Упражнение: отхлопать мелодию песни «Петушок» !! ! !! ! , !!! !!!


4. Упражнения на развитие координации речи с движением


ритмизация устной речи


движения + проговаривание под музыку


Упражнение:


ПЕРЕД НАМИ ЛУГ ШИРОКИЙ руки в стороны


А НАД НАМИ ДУБ ВЫСОКИЙ на носки, руки вверх


А НАД НАМИ СОСНЫ, ЕЛИ наклоны в стороны, покачивания


ГОЛОВАМИ ЗАШУМЕЛИ. руками над головой


5. Пение


нормализация темпа речи


нормализация речевого дыхания


6. Игра


закрепление полученных навыков


Особая задача – развитие чувства ритма в речи.


1. Послоговой ритм (ТЕППИНГ)


Проговаривание каждого слога сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Удар приходится на гласный звук. Темп сначала замедленный, а потом нормальный.


Особое внимание – интонации речи. При паузе рука все равно отбивает ритм


2. Полный стиль произнесения (без редуцирования): ТАЗИК – ТАЗК.


3. Пословный ритм.


Движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы (в виде «8» -- от себя и к себе)


4. Формирование речевого дыхания


У заикающихся:


могут быть судороги в речевом аппарате


недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед речью


укороченный речевой выдох


раскоординированность дыхания и фонации


Методические указания для дыхательных упражнений:


ребенок не должен фиксировать внимание на вдохе и выдохе


дыхательные упражнения для детей организованы в виде игры


все дыхательные упражнения связаны с двумя движениями: охват грудной клетки из положения «в стороны» или из положения «сверху вниз»


сочетание выдоха с артикуляцией согласных или фонацией гласных


Упражнения «Задуй свечку», «Надуй шарик» и т.д.


Все инструкции должны касаться только выдоха (Кроме «Парадоксальной гимнастики Стрельниковой»)


Затем:


развитие длительного фонационного выдоха (начинают с гласных)


формирование собственного речевого выдоха (слоги, слова, фразы)


5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.


У заикающихся отмечается:


интонационная незавершенность окончания фразы


нарушение ударения внутри фразы


интонационная бедность речи


отсутствие паузы в конце фразы


Последовательность работы:


передача основных видов интонации «!», «?» с помощью гласных и жеста -- ! и @ -- ?


передача основных видов интонации с помощью слога, слова, фразы


использование междометий


выделение значимого слова логическим ударением


паузирование


интонационное членение текста


6. Развитие планирующей функции речи


Начинают с внутреннего проговаривания (по А.А.Леонтьеву) – возможность отобрать лексику и грамматику и элементарных речевых заданий


Различают несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующей функции речи в зависимости от ведущеей формы речи на каждом из них.


Сопряженная речь – одновременное проговаривание ребенка и логопеда


ребенок контролирует артикуляцию логопеда


создается игровая ситуация с непосредственным предъявлением называемых предметов


постепенно количество слов во фразе увеличивается до 4-5 и более


Отраженная речь – повторение вслед за логопедом слов, фраз. Позднее вводится повторение 2-4 строфных стихов


Ответы на вопросы по знакомым картинкам – вопрос задается таким образом, чтобы ребенок мог использовать для ответа слова вопроса.


Например: КТО ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ? – ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КОТЕНКОМ.


Постепенно ответы ребенка становятся более распространенными и самостоятельными.


Самостоятельное описание картинок – самостоятельное построение фразы.


Используется для работы над речью процесс и результат деятельности ребенка (рисование, лепка, конструирование)


Логопед в диалоге :


уточняет процесс деятельности ребенка


уточняет материал деятельности


обсуждает с ребенком результаты деятельности


Пересказ прослушанного небольшого текста.


Текст:


должен иметь четкую композицию


должен иметь четкую последовательность действий


Полезно:


обыгрывание сюжета с помощью игрушек, картинок


инсценировка рассказов


Уделяется особое внимание правильному грамматическому оформлению фразы.


Спонтанная речь – вводится в сюжетно-ролевых играх – «Овощной магазин», «Школа» и др. Детям дается определенная роль и они самостоятельно ведут диалог.


Затем дети учатся самостоятельно составлять творческие рассказы без наглядного материала на заданную тему.


Инструментальные методы воздействия


1. Аппараты «ЭХО», «АИР» -- регуляция речи:


речь замедляется


увеличивается сила голоса


улучшается артикуляция


2. Усиление речи через громкоговорители:


меньше напрягаются мышцы речевого аппарата


используется мягкая атака голоса


3. Аппараты заглушения речи :


снижается контроль ребенка за процессом высказывания


4. Компьютерная программа «Видимая речь».


Используют следующие модули –


«Длительный речевой выдох»


«Изменение высоты голоса»


«Интонация»


«Громкость и высота»


Использование приемов логопедического массажа


Применяется совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела, которые связаны с обеспечением речевой деятельности.


При массаже:


раздражаются рецепторы кожи


улучшается кровоснабжение


улучшается питание тканей


усиливается отток крови


улучшается лимфоток


улучшаются обменные процессы.


Это приводит к


снижению тонуса мышц при спазмах


повышению тонуса мышц при гипотонии


уменьшению скованности речевого аппарата


улучшению эмоционального состояния.

41