СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методики исследования личности учащегося с деликвентным поведением

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка тестов для исследования личности старших подростков с деликвентным поведением.

Просмотр содержимого документа
«Методики исследования личности учащегося с деликвентным поведением»

Методики исследования личности учащегося с деликвентным поведением.

  1. Карта наблюдений (Д. Стотт) предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. Может использоваться для испытуемых разного возраста. Карта, оценивающая степень и характер дезадаптации школьника, состоит из 16 комплексов-симптомов – образцов поведения, или симптомокомплексов (СК). СК представлены в виде перечней и пронумерованы I–XVI. В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении карты наблюдения наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком "+", а отсутствие – знаком "–". Суммируются все баллы по каждому СК. Каждая из возможных "сырых" оценок делится на максимально возможную сумму и умножается на 100%.



  1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (А.Н. Орел). Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения для выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков. Методика содержит семь шкал:

  1. Шкала установки на социальную желательность – 15 пунктов;

  2. Шкала склонности на социальную желательность – 17 пунктов;

  3. Шкала склонности к аддиктивному поведению – 20 пунктов;

  4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – 21 пункт;

  5. Шкала склонности к агрессии и насилию – 25 пунктов;

  6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций – 15 пунктов;

  7. Шкала склонности к делинквентному поведению – 20 пунктов.

В целом опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений.

  1. Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера. Позволяет определить тип акцентуаций характера личности – меланхолический, гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, неврастенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, паранойяльный, эпилептоидный, истерический, неустойчивый, конформный.

  2. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Васермана (модификация В.В. Бойко). Данный опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности, социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни.

  3. Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж. Тейлора). Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

  4. Методика изучения эмоциональной напряженности. Применяется с 11–12-летнего возраста. Анкета состоит из 30 вопросов. В результате обработки выясняется психологический уровень тревожности ребенка: низкий, средний либо высокий.

  5. Опросник Басса-Дарки. Предназначен для исследования уровня проявления основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома и в процессе обучения. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.

  6. Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова. Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показателя импульсивности "Пи", тем больше импульсивности. Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий.

  7. Методика для оценки наличия и выраженности иррациональных установок (А. Эллис). Методика А. Эллиса направлена на определение степени рациональности–иррациональности мышления, наличия и выраженности иррациональных установок.

  8. Нand-тест является одной из самых распространённых проективных методик оценки и прогнозирования агрессивного поведения. Методика Hand-тест была адаптирована для России Т.Н. Курбатовой.

Hand-тест является средством глубинного исследования личности и поэтому может быть рекомендован в качестве основного психодиагностического инструмента во всех областях психологической практики для диагностики индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения, внутренних конфликтов личности. Hand-тест позволяет надёжно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как склонность к открытому агрессивному поведению.

Стимульный материал представляет собой набор из 10 карточек с изображением руки в различных положениях.

  1. "Q-сортировка". Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе, разработана Б. Стефансоном. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие "борьбы" и избегание "борьбы".

  2. Методика Роджерса и Даймонда «Шкала социально–психологической адаптированности» (адаптация Снегиревой). Цель: диагностика социально-психологической адаптированности исследуемых. Шкала социально–психологической адаптированности представлена 101 высказыванием. Испытуемым предлагается прочитать каждое из них, представляя насколько полно оно соответствует ему и вставить в графу «оценка» одну из цифр, означающих глубину восприятия высказываний: 1,2,3,4,5,6,7 – в зависимости оттого, в какой степени оно характерно для отвечающего. Коэффициент социально–психологической адаптированности вычисляется по сумме позитивных высказываний, рассортированных подростками на 5,6,7-ю позиции шкалы, и негативных, попавших в позиции 1,2,3. Так позитивных суждений в шкале 37 и столько же негативных, то гипотетическая оптимальная величина коэффициента – 74, минимальная – 0. Чтобы расширить возможности качественного анализа полученных с помощью шкалы СПА данных, каждому высказыванию придавался «вес», совпадающий с номером ступени (от 1 до 7), на которую они попадали при сортировании их испытуемыми. С той же целью все высказывания были сгруппированы по 6 факторам, отвечающим критериям адаптированности и дезадаптированности. Отбирая суждения, набравшие наибольший или наименьший «вес» по группе, можно выделить признаки, которые являются наиболее и наименее характерными для той или иной группы подростков. Статистическая значимость различий в этих случаях может быть установлена с помощью критерия Стьюдента. Выполнение теста занимает урок.