СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методология научного познания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена методология научного познания.

Просмотр содержимого документа
«Методология научного познания»

Методология  научного познания Аспирант кафедры «Методологии образования» СГУ им. Н.Г. Чернышевского, магистр (Педагогическое образование) Е.В. Акчурина

Методология научного познания

Аспирант кафедры «Методологии образования» СГУ им. Н.Г. Чернышевского,

магистр (Педагогическое образование)

Е.В. Акчурина

Методология Любое научное исследование осуществляется с использованием определенной методологии и с помощью набора конкретных методов. Под методологией обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология

  • Любое научное исследование осуществляется с использованием определенной методологии и с помощью набора конкретных методов.
  • Под методологией обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология Методологию отличают повышенное внимание к конкретным методам достижения истинного и практически эффективного знания, а также направленность на внутренние механизмы, логику движения и организацию знания, их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т.п.), изучения возможностей научного знания.

Методология

  • Методологию отличают повышенное внимание к конкретным методам достижения истинного и практически эффективного знания, а также направленность на внутренние механизмы, логику движения и организацию знания, их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т.п.), изучения возможностей научного знания.
Формальная логика Методология наиболее тесно смыкается с формальной логикой, которая главное внимание уделяет прояснению структуры готового, оформившегося знания, описанию его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.

Формальная логика

  • Методология наиболее тесно смыкается с формальной логикой, которая главное внимание уделяет прояснению структуры готового, оформившегося знания, описанию его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.
Логическое исследование науки Это средства современной формальной (математической или символической) логики, которые используются для анализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий.

Логическое исследование науки

  • Это средства современной формальной (математической или символической) логики, которые используются для анализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий.
Методология В современной науке принято различать общую и частную методологии. В общей методологии анализируются методы, общие для многих наук или для всей науки как особой системы знаний. В частной – для отдельных групп наук. Методология науки имеет многоуровневую структуру, где каждый уровень обладает относительной автономией и не выводится прямо из других уровней.

Методология

  • В современной науке принято различать общую и частную методологии.
  • В общей методологии анализируются методы, общие для многих наук или для всей науки как особой системы знаний. В частной – для отдельных групп наук.
  • Методология науки имеет многоуровневую структуру, где каждый уровень обладает относительной автономией и не выводится прямо из других уровней.
Методология В основе классификации уровней методологии лежит диалектика единичного, особенного и всеобщего, где на уровне единичного фиксируются многообразные методы частных наук и отдельных дисциплин, на уровне особенного – междисциплинарные и общенаучные методы, а уровень всеобщего занимают философские методы, совокупность форм, способов и стилей мышления. Методология научного исследования разворачивается на практике в системе методов науки. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой.

Методология

  • В основе классификации уровней методологии лежит диалектика единичного, особенного и всеобщего, где на уровне единичного фиксируются многообразные методы частных наук и отдельных дисциплин, на уровне особенного – междисциплинарные и общенаучные методы, а уровень всеобщего занимают философские методы, совокупность форм, способов и стилей мышления.
  • Методология научного исследования разворачивается на практике в системе методов науки. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой.
Методология Эффективность того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории. Тем самым теория и метод одновременно и тождественны и различны.

Методология

  • Эффективность того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории. Тем самым теория и метод одновременно и тождественны и различны.
Методология Будучи едиными в своем взаимо-действии, теория и метод не отделены жестко друг от друга, но и не совсем тождественны. Они взаимопереходят, взаимопревращаются: теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посред-ством разработки, формулирования вытекающих из неё принципов, правил и приемов, которые возвращаются в теорию (а через неё и в практику), ибо субъект применяет их в качестве регулятивов, предписаний, в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.

Методология

  • Будучи едиными в своем взаимо-действии, теория и метод не отделены жестко друг от друга, но и не совсем тождественны. Они взаимопереходят, взаимопревращаются: теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посред-ством разработки, формулирования вытекающих из неё принципов, правил и приемов, которые возвращаются в теорию (а через неё и в практику), ибо субъект применяет их в качестве регулятивов, предписаний, в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.
Методы В современных научных исследованиях используются самые различные методы и методологические приемы. Однако вопросы методологии науки и совокупность используемых методов анализа не выступают застывшими, раз и навсегда данными. Напротив, в разные исторические периоды и в разных научных контекстах на первый план выходят различные методологические принципы и разные группы методов.

Методы

  • В современных научных исследованиях используются самые различные методы и методологические приемы. Однако вопросы методологии науки и совокупность используемых методов анализа не выступают застывшими, раз и навсегда данными. Напротив, в разные исторические периоды и в разных научных контекстах на первый план выходят различные методологические принципы и разные группы методов.
Методы Отчасти это зависит от предпочтений конкретных деятелей науки, исследователей, но в большей мере все же от существа стоящих перед исследователем задач, от специфики самих объектов научного анализа, использования учеными конкретных групп методов в рамках данного исследования. Важно и то, что сам объект, его качественная специфика как бы «задают тон» научному исследованию.

Методы

  • Отчасти это зависит от предпочтений конкретных деятелей науки, исследователей, но в большей мере все же от существа стоящих перед исследователем задач, от специфики самих объектов научного анализа, использования учеными конкретных групп методов в рамках данного исследования. Важно и то, что сам объект, его качественная специфика как бы «задают тон» научному исследованию.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!