СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы формирования универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке предложены методы и приемы формирпования УУД на уроках технологии.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы формирования универсальных учебных действий»

Методы и приемы формирования УУД на уроках технологии

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Технология составления:

  • В центре классной доски или листа бумаги записывается ключевое слово (предложение);

  • Далее записываются слова, вокруг основного слова, которые связаны с данной темой;

  • Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;

  • Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.


Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

Этот приём применим для чтения или прослушивания теоретического материала. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал».

Технология заполнения:

  • В колонку «Знаю» заносятся главные сведения по заявленной теме (после обсуждения темы);

  • В колонку «Хочу знать» заносятся вопросы и идеи, которые учащиеся хотят узнать по данной теме;

  • В колонку «Узнал» учащиеся заносят все, что они подчерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки. Прочую информацию можно расположить ниже и затем обменяться соображениями со всей группой и занести в колонку.


Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Правила написания синквейна:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка — одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Приём «Мудрые совы» – один из приёмов, развивающих умения работы с текстом.

Учащимся предлагается при прочтении заполнить таблицу:

Таблица 3

Азы работы над текстом

Найдите в тексте новые понятия и запишите их

Что не ждали?

Выберите информацию, которая является для Вас неожиданной.

Вы уже знаете последние новости?

Запишите информацию новую для Вас.

Главная жизненная мудрость

Определите ключевую фразу.

Иллюстративное изображение

Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы.

Поучительный вывод

Можно ли сделать из прочитанного выводы, значимые для деятельности и жизни?


При проведении практических и творческих работ организую групповые формы обучения. Преимущество этого метода я вижу в том, что все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому при выполнении заданий в группах неизбежно происходит втягивание в процесс учения даже «слабых» учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют определенное задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной критике своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше, чем мнением учителя. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, происходит развитие взаимоконтроля, взаимопомощи, при этом развиваются коммуникативные навыки учащихся, лидерские качества, что также играет роль в повышении мотивации.

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД на уроках технологии

-составление текстов из предложенного набора предложений;

- поиск ошибок в текстах;

-упражнение на логическое заполнение пропусков, в том числе в инструкционных картах;

-со- выстраивание логических смысловых цепочек;

-подготовка творческих мини-проектов;
-заполнение анкет, ставление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок (например по рецепту);

-отгадывание кроссворда; 
-составление кроссвордов, загадок по пройденным темам, терминологии и т.д.
- рассмотри или нарисуй эскиз и составь его описание; 
(например, при изучении тем “виды макарон, овощи, способы механической и термической обработки и др. обработки "); 

- поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение;
- прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками и попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей или историческую справку; 
-придумайте загадку для своих друзей (например», при изучении темы "овощи, ....") 
-нарисуй картинку к прочитанному тексту и т.д.


Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».
Развивающие упражнения для обучения учащихся проектированию по технологии, в ходе обучения проектированию, что станет основой для успешной ее выполнения. Подобные упражнения позволяют формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД:

Познавательные: представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Учиться критично относиться к своему мнению.

Понимать точку зрения другого. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений

Регулятивные:

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя. Составлять план выполнения проекта совместно. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ) В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Типы упражнений:

А - упражнения на уточнение задачи.

Б - упражнения на выработку идей.

В – упражнения на оценку изделий.

Г – упражнения на способы передачи информации.

Д – упражнения на определение эстетичности.


Упражнение А 1 «Определение потребностей людей»


Индивидуально

Задание:

1) Внимательно рассмотрите картинки, изображенные на рисунке.

2) Впишите в графы таблицы названия нескольких изделий,

изображенных на картинках, которые удовлетворяют те или иные

потребности человека, а также то, какие именно потребности человека, по

вашему мнению, они удовлетворяют.

3) Сравните ваши результаты с результатами соседа по парте.


Дополнительные сведения. У каждого человека есть свои

потребности. Потребность – это нехватка чего-либо в соответствии с

культурным уровнем человека. Потребности отличаются от желаний.

Желание – это стремление удовлетворить потребность. Например: «У вас

может быть большое желание посмотреть телевизор, но вам необходимо

делать уроки». Потребности могут быть интеллектуальными,

эмоциональными, физиологическими, социальными и др.


Рисунок 1-4 Разнообразные потребности людей

(рисунки меняются в зависимости от возраста детей, можно использовать фото)

Упражнение А 2 «Краткая формулировка задачи»

Индивидуально

Задание: Посмотрите на картинки, изображенные на рисунке, и

подумайте, какая задача была поставлена перед дизайнерами по отношению к каждому изделию. Кто будет использовать все эти изделия?

Рисунок 4 – Изделия, изготовленные для удовлетворения конкретных

потребностей людей

Дополнительные сведения. Все изделия спроектированы и изготовлены

для удовлетворения конкретных потребностей людей. Обычно перед

дизайнером ставят задачу, указывая, что необходимо спроектировать и для

кого.

Рисунок 4 – Изделия, изготовленные для удовлетворения конкретных

потребностей людей (рисунки меняются в зависимости от возраста детей, можно использовать фото)


Упражнение А 3 «Закрытая и открытая формулировки задачи»


Группы по три-четыре человека


Задание:

1) Рассмотрите предложенные картинки на рисунке. В каждом случае у

людей существуют потребности, которые могут быть удовлетворены с

помощью различных изделий.

2) Определите потребности, которые следует удовлетворить, с помощью

каких изделий можно их удовлетворить, какую функцию данные изделия

должны выполнять и кто их будет использовать.

3) Для каждой картинки сформулируйте закрытую и открытую

формулировки задачи.

Дополнительные сведения.

Все изделия созданы для удовлетворения

потребностей людей, они проектируются и изготавливаются для того, чтобы

сделать жизнь людей лучше. При проектировании изделий могут быть

закрытая и открытая формулировки задачи. В случае открытой

формулировки имеется большая свобода в принятии решений, например:

«Разработать и изготовить устройство для уборки комнаты»; результатами

29

могут быть «совок для мусора и щетка», «пылесос и швабра» и др. Закрытая

формулировка указывает на то, какое конкретно изделие необходимо

спроектировать и изготовить, например: «Разработать и изготовить подставку

для канцелярских принадлежностей».

Рисунок 5 – Потребности людей (рисунки меняются в зависимости от возраста детей, можно использовать фото)

Упражнение А 4 «Составление краткого перечня критериев»

Группы по три-четыре человека

Дополнительные сведения. Обычно при изготовлении какого-либо

изделия требуется большое количество информации для того, чтобы изготовить

именно такое изделие, которое необходимо заказчику/пользователю и при этом

затратить минимум времени. Детальные требования к изделию представляют собой перечень критериев.

Краткий перечень критериев может включать:

• какие функции должно выполнять изделие;

• внешний вид изделия;

• сведения о размерах;

• требования со стороны законодательства и т.д.

Задание:

1) Рассмотрите, каждая группа, свою картинку.

2) Обсудите содержание краткого перечня критериев, который мог быть дан

для разработки данных изделий.


Рисунок 6 – Изделия, разработанные по определенным критериям

(рисунки меняются в зависимости от возраста детей, можно использовать фото)




Упражнение А 5 «Составление полного перечня критериев»

Группы по два-четыре человека

Задание:

1) Внимательно рассмотрите изделие, изображенное на рисунке.

2) Обсудите содержание полного перечня критериев для него.

3) Ответьте на вопросы, заполнив таблицу.


Дополнительные сведения. Полный перечень критериев включает в себя:

• перечень функций изделия (для чего предназначено);

• внешний вид изделия;

• специальные пожелания по использованию изделия;

• юридические или экологические требования, которым должно отвечать

изделие.


Рисунок 7 – Органайзер для храения изделий для декора (рисунки меняются в зависимости от возраста детей, можно использовать фото)





Упражнение А 6 «Исследовательские навыки»


В группах по три-четыре человека

Задание:

1) Каждая группа, рассмотрите свою картинку.

2) Обсудите в группах для кого и для чего предназначено изделие, оцените,

насколько оно удовлетворяет требованиям, которые к нему могут быть

предъявлены.

3) Подумайте о деталях, которые необходимо учесть при проектировании и

изготовлении данного изделия для этого заполните соответствующие таблицы.


Дополнительные сведения. При проектировании и изготовлении изделия

нужно провести исследование. Чтобы принять обоснованное решение надо

выяснить:

• как подобная проблема была решена другими;

• какие материалы могут быть использованы;

• какие способы изготовления могут быть применены;

• какие человеческие факторы необходимо учитывать;

• как получить нужную информацию.


Рисунок 8 - Предметы, изготовленные из различных материалов (рисунки меняются в зависимости от возраста детей, можно использовать фото)