СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы организации ситуации успеха в учебном процессе как одно из направлений повышения социализации учащихся.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Папка содержит все необходимые материалы для проведения педсовета (ход педсовета, задания для педагогов, презентацию,видео)

Цели педсовета:

•        рассмотреть содержание понятий «социализация», «успех», «ситуация успеха», «успешный ученик»;

•        определить возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка в разных ситуациях в учебной и внеучебной деятельности;

•        систематизировать приемы и методы конструирования ситуации успеха.

Просмотр содержимого документа
«Задания для педагогов»

Тема педсовета:

Методы и приемы организации ситуации успеха в учебном процессе как одно из направлений повышения социализации учащихся.

Задания на выбор

Задание 1:

Цель: рассмотреть способы организации ситуации успеха на различных этапах урока.

1.На примере из школьной практики показать роль ситуации успеха:

а) при изучении нового материала;

б) при закреплении знаний;

в) при проверке домашнего задания.


Задание 2:

Цель: доказать необходимость ситуации успеха на уроке и вне урока.

1. Используя примеры из школьной практики (учебные и внеучебные ситуации), осветить вопрос

Каково положительное влияние успеха:

а) на результативность учебного процесса;

б) на формирование межличностных отношений;


Задание 3:

Цель: выявить неоднозначность влияния успеха на учебную и внеучебную деятельность школьника.

1.Осветить примеры из школьной практики:

Существуют ли негативные последствия непрерывного успеха в учебной и внеучебной деятельности?

2. Предложить мероприятия (действия) по устранению негативных моментов по данной проблеме.





(В помощь для выполнения заданий)


Технологические операции создания ситуаций успеха:


  1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.


  1. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

У вас обязательно получиться”.

Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.


  1. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.

Возможно, лучше всего начать с…..”.

Выполняя работу, не забудьте о…..”.


  1. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”


  1. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

Только ты и мог бы….”.

Только тебе я и могу доверить…”.

Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”


  1. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.

Нам уже не терпится начать работу…”.

Так хочется поскорее увидеть…”


  1. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

Тебе особенно удалось то объяснение”.

Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.

Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.



(В помощь для выполнения заданий)


Система методов создания ситуации успеха на уроке


Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к учащимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Созданию ситуации успеха использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть учащихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников

Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.

Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

Проектный метод .

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.

Диагностика эмоционального состояния учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.




(В помощь для выполнения заданий)


Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха. 


Этап урока

Обоснование выбранных приёмов

Организационный

Устранение пробелов знаний, анализ ошибок,

Мысль, что мы все пробуем, ищем, ошибаемся, добавляет уверенности, «убирает» страх перед ошибкой, перед трудным заданием


Проверка домашнего задания

Закрепление пройденного и устранение ошибок в задании, выполненном самостоятельно.

Предоставляется возможность исправить допущенные ошибки


Постановка целей и задач урока

Авансирование успешного результата: «Тема трудная (лёгкая, есть сложности и т.д.), но я не сомневаюсь: у вас всё получится, вы обязательно справитесь». Внесение мотива:

Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что дети обязательно справятся с проставленной задачей,


Объяснение нового материала

Мобилизация активности: побуждает к выполнению различных действий, Скрытое инструктирование ученика в способах и формах совершения деятельности («Обратите внимание на…», «С чего лучше начать…», «Догадайтесь, почему…»). Персональная исключительность: «Это можешь сделать только ты», «У тебя получится лучше (не хуже), чем у других»,. Метод «педагогического рисунка»: выполняя работу, учитель действует одновременно с детьми, допуская при этом какие-то неточности, промахи.

Дети при изучении новой темы могут предлагать свои решения проблемы, высказывать свои версии, что тоже помогает снять страх перед неправильным ответом.


Закрепление изученного

Использование ситуации «от простого к сложному». Высокая оценка детали: «Особенно мне понравилось…», «Вот здесь ты был молодец…»

Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного.



Просмотр содержимого документа
«ход педсовета»

Методы и приемы организации ситуации успеха в учебном процессе как одно из направлений повышения социализации учащихся.


Предварительная работа:

Открытые уроки учителей (в помощь – задания для педагогов; на педсовете они рассказывают о подготовке к этим урокам, как они конструировали ситуацию успеха для отдельных учащихся или для класса в целом);

Подготовка материалов для работы в группах (подобрать и распечатать цитаты, картинки или подобрать журналы соответствующей тематики)


Слайд 1

Сегодня мы будем говорить о необходимости создания ситуации успеха, потому что успех в учении и в жизни – один из источников внутренних сил учащихся, который позволяет преодолевать трудности, укрепляет желание учиться, который является условием будущей успешной социализации выпускника.

Слайд 2

Цели педсовета:

• рассмотреть содержание понятий «социализация», «успех», «ситуация успеха», «успешный ученик»;

• определить возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка в разных ситуациях в учебной и внеучебной деятельности;

• систематизировать приемы и методы конструирования ситуации успеха.



(Слово социального педагога о понятии «социализация»



Слайд 3

Успех в учении - единственный источник

внутренних сил ребенка, рождающий

энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

В.А. Сухомлинский.


За последние несколько лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не спорит с тем, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учении.

Я предлагаю вашему вниманию Видео, которое обозначит основные вопросы сегодняшней темы. (в презентации гиперссылка – желтый прямоугольник )


В представленном ролике вы обратили внимание на цитаты известных педагогов и психологов о проблеме успеха ребенка в школе. К этому вопросу обращались в своих работах Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.К. Анохин, У. Глассер и другие.

В ходе педагогического процесса развитие личности ученика осуществляется в учебно-познавательной, эстетической, трудовой, деятельности и деятельности по усвоению социально-нравственных норм взаимоотношений между людьми.

Овладение знаниями помогает ребенку приобрести уверенность в своих действиях и поступках. Успех в процессе обучения сглаживает состояния дезадаптации у учащихся и увеличивает вероятность их позитивной самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников. Отсутствие успеха напротив усугубляет дезадаптацию, снижает самооценку, провоцирует негативные проявления, нарушает процесс социализации.


Для начала необходимо определиться в терминах.

Слайд 4

(в слайд) Успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.

Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, человек в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу.


Слайд 5

(в слайд) Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех. Это результат продуманной, подготовленной деятельности, это то, что способен организовать учитель.

Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом.


В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха. На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно несколько раз организовать ситуацию, при которой учащийся достигнет успеха и соответственно получит моральное удовлетворение, — и высокий уровень мотивации к учебе обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному: постоянное ожидание положительного результата ведет к неспособности преодолевать трудности, к отказу от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.




Остановимся на том, какие условия способствуют ситуации успеха.

Слайд 6

(на слайд )Условия, способствующие созданию ситуации успеха:

• Оптимальный темп деятельности;

• Соответствие материала по сложности;

• Учет психофизического развития ученика;

• Ориентация на зону «актуального» развития (опора на имеющиеся знания, учащийся может выполнить сам) и зону «ближайшего» развития (учащийся еще не может делать самостоятельно, но способен вместе со взрослым);

• Межпредметные связи;

• Индивидуальный и дифференцированный подход;

• Использование здоровьесберегающих технологий;

• Создание положительного психологического климата на уроке;


(Индивидуальный и дифференцированный подход

В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей.

Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, переживать успех от осуществляемой деятельности.

Использование здоровьесберегающих технологий

Двигательная активность учеников на уроках способствует лучшему овладению материалом, снятию усталости и перенапряжения, повышает мотивацию к обучению.

Создание положительного психологического климата на уроке

Успешность ученика во многом зависит от учителя. Именно его умение создать атмосферу доброжелательности на уроке или вне урока вызывает положительные эмоции учеников, которые могут стать важнейшим стимулом в учебной и внеучебной деятельности.

Это подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, а так же открытая поза и доброжелательная мимика. Все это создает в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.)


В настоящее время идет отход от жестко заданных способов отношений между учителем и учениками и возвращение к идее их сотрудничества в процессе обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому учащемуся возможность пережить радость достижения, осознать свои силы, поверить в себя.


Что для этого необходимо?

Слайд 7

Во-первых, следует помнить о возрастных особенностях учащихся.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребенок не научится учиться, дружить, то он не обретет уверенность в своих способностях и возможностях.

Младший школьник не столько осознаёт успех, сколько переживает его.

Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого (родитель, учитель). Важно все: как учитель посмотрел, что сказал, какую отметку поставил.

Среднее звено (подростковый возраст). Ведущая деятельность — общение. Условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. А так же на уроках с использованием многообразных групповых форм обучения (игровых, проблемных, проектных). Развитие личности происходит преимущественно через межличностное общение.

Предпочитаемым учителем считается тот, который демонстрирует высокие коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия для общения в учебной деятельности.

Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны сверстников.

Подросток и осознаёт, и переживает свой успех, но не всегда может адекватно оценить его.

Старшеклассники смотрят на себя как бы извне, сопоставляют себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищут критерии такого сравнения. Постепенно происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется новый уровень самосознания под влиянием потребностей в самоутверждении.

Таким образом, ведущей деятельностью является самоопределение в пространственно-временной, профессиональной, гражданской, коммуникативно-нравственной сферах.

Условия для личностного развития создаются в процессе социально ориентированной активности и учебно-профессиональной деятельности.

Предпочитаемый учитель для старшеклассников — тот, который общается уважительно, создает условия для самоутверждения.

Главный фактор в достижении успеха – оценка самого себя, социально-значимое самоопределение (учебно-профессиональное, гражданское, коммуникативно-нравственное).

Слайд 8

Во-вторых, важным моментом в создании ситуации успеха является необходимость придерживаться структуры успешной деятельности:

  • Мотивационный этап (Мотив – для чего?)

  • Организационный этап (Учебные и воспитательные задачи и действия)

  • Итоговый этап урока (Контроль и оценка деятельности)

Слайд 9

  1. Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность.

Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха.

На мотивационном этапе педагог организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Необходимо отметить, что ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, в большей степени определяется психологическими аспектами. В этом ее принципиальное отличие от ситуаций, возникающих на следующих этапах деятельности.

Какие это приемы:

• Создание проблемной ситуации

• Привлечение интересного материала

• Применение наглядных средств обучения

• Использование неожиданной, противоречивой информации

• Эмоциональная насыщенность содержания

• Разъяснение и постановка цели деятельности

• Разработка плана действий

В свои уроки педагоги нашей школы (из посещённых уроков начальной школы, уроков литературы, музыки, математики) включают элементы дидактических игр и игровые моменты, которые создают у детей бодрое рабочее настроение, что облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников.





Слайд 10

  1. Организационный этап, или обеспечение деятельности. Задача педагога - обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности.

Успешной работе здесь способствуют:

• Четкая постановка цели;

• Оптимальный темп урока;

• Организационный контроль начала и завершения работы;

• Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся (интересный материал; наглядность; использование мультимедийного оборудования, связь материала с жизнью, и др.)

• Нестандартная форма проведения урока (Использование проектного метода, Экскурсии, Проведение уроков в нестандартной обстановке, Интегрированные уроки)

• Работа в группах ли в парах;

• Практическая работа.

Ситуация успеха на организационном этапе– обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося.


Использование мультимедийного оборудования.

В работе педагогов нашей школы очень часто используется мультимедийное оборудование, что позволяет использовать видеофрагменты, фотографии, презентации и делает процесс обучения эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося.


Работа в группах или в парах.

Созданию ситуации успеха способствует использование педагогами школы в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. Часто, работая самостоятельно, обучающиеся чувствуют неуверенность в собственных силах. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, они получают возможность справиться с заданием намного успешнее. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.



Слайд 11

  1. Итоговый этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Ситуация успеха на итоговом этапе– усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение.

Вот здесь необходимо организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.


Здесь можно использовать:

Оценивание работ учащихся (отметка «в кредит»)

Разноуровневый контроль

Создание портфолио


На практике результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Очень важно отметить достижения учащегося, сделать акцент на том, что получилось, показать направление, в котором ему следует еще работать, чтобы не отбить желание учиться дальше. В некоторых случаях необходимо ставить отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность, поверить, что у него есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.


Осуществление разноуровнего контроля – разделение учащихся на группы, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующего уровня. Есть часть обязательная для выполнения, а есть задания, которые оцениваются отдельно.

Создание портфолио учеников.

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью заводится папка- портфолио. В папке могут быть разные разделы. Туда вкладываются все работы ученика, выделенные им как успешные и достойные признания окружающих. Портфолио ведут ученики, родители и учителя. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их.



Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что ситуация успеха, обеспечивая реализацию образовательных задач,

  • на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности,

  • на организационном - создает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося,

  • на итоговом усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение.



Я рассказала лишь о малой части приёмов и способов конструирования ситуации успеха. Мы видим, что это длительный процесс, итогом которого может стать высокая успеваемость, спокойная, доброжелательная атмосфера в классе.


В ходе подготовки к педсовету мною было проведено исследование, направленное на выявление особенностей психологического климата в школе, который складывается из климата в классных коллективах и климата в нашем педагогическом коллективе.


Слайд 12

Педагогам была предложена методика изучения социально-психологического климата, которая исследует свойства, присущие данному коллективу.

Социально-психологический климат в коллективе

(Л.Н.Лутошкин)


Свойство проявляется в большинстве случаев

(средняя оценка +2)

Свойство проявляется достаточно часто

(средняя оценка +1)

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу "один за всех, все за одного"

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

Вывод: социально-психологический климат в коллективе достаточно благоприятен (средний уровень благоприятности коллектива от 8 до 21балла, мы набрали 21, 22 и больше баллов – высокий уровень).



Слайд 13

Результаты анкетирования учащихся

Учащимся была предложена методика

«Особенности психологического климата в школе» (Гинзбург Р.Ю.)

В исследовании приняло участие 140 человек

Всего учащихся: 140

22

24

19

23

17

21

11А

14

Среднее значение

140

1.В школе у меня обычно хорошее настроение

19

21

16

21

14

17

8

116

2.У меня есть любимые учителя

20

21

17

17

17

21

10

123

3.Я могу обратиться к учителям за советом

19

20

12

18

13

13

8

103

4.Мне всегда приятно, когда учитель:

  • Хвалит

  • Помогает

  • Уважительно относится



13

2

7



9

11

4



10

5

4



11

5

7



2

7

8



4

7

10



1

5

8



56

42

42

5.В классе я могу свободно высказать свое мнение

11

13

11

10

9

16

8

78



Вывод: У большинства учащихся в школе преобладает ровное хорошее настроение. Многие учащиеся отмечают наличие любимых учителей, на уроках которых они чувствуют себя комфортно, им там интересно. Большинство учащихся при необходимости обращаются к учителям за помощью и советом. Учащимся начальной школы больше всего нравится, если учитель их хвалит. Учащимся старших классов важно, чтобы учитель относился к ним с уважением. В своих классных коллективах примерно половина учащихся могут свободно высказывать свое мнение.



Слайд 14

Кроме этого отдельно изучалась Социальная адаптированность выпускников школы (11 класс), которая включает автономность, социальную активность, гуманистические нормы личности (нравственную воспитанность).

Уровни социальной адаптированности 11-классников (М.И.Рожков)

Высокий

Средний

Низкий

14%

79%

7%



Вывод: Большинство учащихся 11 класса имеют средний уровень социальной адаптированности.


Данные результаты свидетельствуют о том, что все условия для создания ситуации успеха в процессе обучения у нас есть. И более того, наши педагоги систематически эти ситуации создают для своих учащихся.


Как это происходит, мы наблюдали на открытых уроках. Сейчас я предоставляю слово педагогам.


(учителя рассказывают о своих уроках, на которых они стремились показать успешность своих учеников)


Мы все в своей деятельности стремимся к тому, чтобы каждый ученик время от времени оказывался в ситуации успеха. Просто кто-то это делает осознанно, а кто-то нет.

Осознанию этого процесса будет способствовать наша работа в группах.





Слайд 15

Сейчас вам предстоит создать из предлагаемых материалов коллаж на тему «Успешный ученик». После этого каждая группа представит нам то, что у них получилось.

Работа в группах 10 мин (звучит музыка в презентации гиперссылка – прямоугольник)


Эти работы мы повесим в учительской, чтобы они стимулировали нас к успешной работе с учениками.








Решение педагогического совета:

1. Одобрить опыт работы следующих педагогов: Зарубиной К.Н., Зиминой М.Д., Казанцевой О.Ю., Мореновой О.Р., Таракановой О.С., Ураловой О.Ю., Фроловой С.Е.

2. Создать банк методов и приемов организации ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности, срок – май 2017г, ответственные – замдиректора по УВР Ишимова В.А., замдиректора по ВР Брысяева Т.С.



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к педсовету»

Методы и приемы организации ситуации успеха в учебном процессе - как одно из направлений повышения социализации учащихся.

Методы и приемы организации ситуации успеха в учебном процессе - как одно из направлений повышения социализации учащихся.

Цели педсовета: •  рассмотреть содержание понятий «социализация», «успех», «ситуация успеха», «успешный ученик»; •  определить возможности создания ситуации успеха для каждого учащегося в разных ситуациях в учебной и внеучебной деятельности; •  систематизировать приемы и методы конструирования ситуации успеха.

Цели педсовета:

рассмотреть содержание понятий «социализация», «успех», «ситуация успеха», «успешный ученик»;

определить возможности создания ситуации успеха для каждого учащегося в разных ситуациях в учебной и внеучебной деятельности;

систематизировать приемы и методы конструирования ситуации успеха.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей,  желания учиться. В.А. Сухомлинский .

Успех в учении –

единственный источник

внутренних сил ребенка,

рождающий энергию

для преодоления трудностей,

желания учиться.

В.А. Сухомлинский .

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех. Это результат продуманной, подготовленной деятельности, это то, что способен  организовать  учитель.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех. Это результат продуманной, подготовленной деятельности, это то, что способен

организовать

учитель.

Условия создания ситуации успеха: • Оптимальный темп деятельности; • Соответствие материала по сложности; • Учет психофизического развития ученика; • Ориентация на зону «актуального» развития (учащийся может выполнить сам) и зону «ближайшего» развития (учащийся еще не может делать сам, но способен вместе со взрослым); • Межпредметные связи; • Индивидуальный и дифференцированный подход; • Использование здоровьесберегающих технологий; • Создание положительного психологического климата.

Условия создания ситуации успеха:

Оптимальный темп деятельности;

Соответствие материала по сложности;

Учет психофизического развития ученика;

Ориентация на зону «актуального» развития (учащийся может выполнить сам) и зону «ближайшего» развития (учащийся еще не может делать сам, но способен вместе со взрослым);

Межпредметные связи;

Индивидуальный и дифференцированный подход;

Использование здоровьесберегающих технологий;

Создание положительного психологического климата.

Возрастные особенности учащихся

Возрастные особенности учащихся

Структура успешной деятельности Мотивационный этап (Мотив – для чего?) Организационный этап (Учебные и воспитательные задачи и действия) Итоговый этап (Контроль и оценка деятельности)

Структура успешной

деятельности

  • Мотивационный этап (Мотив – для чего?)
  • Организационный этап (Учебные и воспитательные задачи и действия)
  • Итоговый этап (Контроль и оценка деятельности)

Мотивационный этап , или установка на предполагаемую  деятельность • Создание проблемной ситуации; • Привлечение интересного материала; • Применение наглядных средств обучения; • Использование неожиданной, противоречивой информации; • Эмоциональная насыщенность содержания; • Разъяснение и постановка цели деятельности; • Разработка плана действий…

Мотивационный этап ,

или установка на предполагаемую

деятельность

Создание проблемной ситуации;

Привлечение интересного материала;

Применение наглядных средств обучения;

Использование неожиданной, противоречивой информации;

Эмоциональная насыщенность содержания;

Разъяснение и постановка цели деятельности;

Разработка плана действий…

Организационный этап , или обеспечение деятельности. • Оптимальный темп деятельности; • Организационный контроль начала и завершения работы; • Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся; • Нестандартная форма проведения урока; • Работа в группах или в парах…

Организационный этап , или обеспечение деятельности.

Оптимальный темп деятельности;

Организационный контроль начала и завершения работы;

Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся;

Нестандартная форма проведения урока;

Работа в группах или в парах…

Итоговый этап , или сравнение предполагаемого результата с реальным Оценивание работ учащихся  (отметка «в кредит»); Разноуровневый контроль; Создание портфолио…

Итоговый этап , или сравнение предполагаемого результата с реальным

  • Оценивание работ учащихся

(отметка «в кредит»);

  • Разноуровневый контроль;
  • Создание портфолио…

Свойства, которые проявляется  в большинстве случаев Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии; Взаимное расположение и понимание внутри коллектива и между группами; Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга; В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного» ; Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные; Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться.

Свойства, которые проявляется

в большинстве случаев

  • Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии;
  • Взаимное расположение и понимание внутри коллектива и между группами;
  • Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга;
  • В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного» ;
  • Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные;
  • Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться.

Результаты анкетирования учащихся Всего 140 учащихся 4А 1.В школе у меня обычно хорошее настроение  4Б 2.У меня есть любимые учителя 86%  5А 88% 3.Я могу обратиться к учителям за советом 91%  5Б 86% 88% 4.Мне всегда приятно, когда учитель: 84% 8А Хвалит Помогает Уважительно относится 5.В классе я могу свободно высказать свое мнение 83%   89% 91% 9А  63% 50% 82%   74%  11А 54%        59% 81% 100% 78% Среднее по школе  58%    57% 37% 9% 76% 100% 32% 71%    43% 83% 53% 46% 62% 53% 26% 48% 88% 17% 57%     76% 12% 74% 21% 22% 57% 19%   30% 41% 47% 33% 56% 7% 48% 40% 36% 57% 30% 30%

Результаты анкетирования учащихся

Всего 140 учащихся

1.В школе у меня обычно хорошее настроение

2.У меня есть любимые учителя

86%

88%

3.Я могу обратиться к учителям за советом

91%

86%

88%

4.Мне всегда приятно, когда учитель:

84%

  • Хвалит
  • Помогает
  • Уважительно относится

5.В классе я могу свободно высказать свое мнение

83%

 

89%

91%

63%

50%

82%

 

74%

11А

54%

 

  

  59%

81%

100%

78%

Среднее по школе

58%

  

57%

37%

9%

76%

100%

32%

71%

  

43%

83%

53%

46%

62%

53%

26%

48%

88%

17%

57%

 

 

76%

12%

74%

21%

22%

57%

19%

 

30%

41%

47%

33%

56%

7%

48%

40%

36%

57%

30%

30%

Коллаж на тему: «Успешный ученик»

Коллаж на тему:

«Успешный ученик»

Решение педагогического  совета:  1. Одобрить опыт работы следующих педагогов: Зарубиной К.Н., Зиминой М.Д., Казанцевой О.Ю., Мореновой О.Р., Таракановой О.С., Ураловой О.Ю., Фроловой С.Е. 2. Создать банк методов и приемов организации ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности, срок – май 2017г., ответственные – замдиректора по УВР Ишимова В.А., замдиректора по ВР Брысяева Т.С.

Решение педагогического

совета:

1. Одобрить опыт работы следующих педагогов: Зарубиной К.Н., Зиминой М.Д., Казанцевой О.Ю., Мореновой О.Р., Таракановой О.С., Ураловой О.Ю., Фроловой С.Е.

2. Создать банк методов и приемов организации ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности, срок – май 2017г., ответственные – замдиректора по УВР Ишимова В.А., замдиректора по ВР Брысяева Т.С.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!