Методы и приемы подготовки учащихся к ГИА.
Осуществление рецептивного вида деятельности подразумевает изучение языкового и речевого изучаемого материала. При подготовке к ГИА учителем должны предлагаться коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирование, упражнения на отработку отдельных навыков.
Требования, предъявляемые к учебным текстам должны учитывать такие характеристики текста как: длина текста, место основной идеи, тематика текста, проблематика, степень аутентичности, наличие изучаемой лексики по теме.
Необходимо ознакомить учеников с основными видами чтения текста и алгоритмом выбора лучшего в зависимости от выполняемого задания в разделе «чтение».
Виды чтения:
- skimming (1 задание) определение основной идеи, темы текста
- scanning (2 задание) поиск конкретной информации в тексте
- reading for detail детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла;
Также можно выделить следующие типы чтения: коммуникативное чтение вслух и про себя, изучающее, поисковое, просмотровое, ознакомительное.
Для эффективного чтения необходимо сформировать следующие навыки:
- игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению основной задачи;
- вычленить информацию, необходимую для понимания смысла текста;
- читать, опираясь на ключевые слова;
- иметь навык работы со словарем;
- использовать сноски и комментарии, представленные в тексте;
- интерпретировать и трансформировать информацию, представленную в тексте;
Работа с тестом делится на три этапа: дотекстовый, текстовый, послетекстовый.
Дотекстовый этап.
Цели, которые ставит учитель при работе с текстом на дотекстовом этапе: сократить речевые трудности, определить ключевые задачи, актуализировать личный опыт учащегося, побудить стимулировать мотивацию. На практике это может означать демонстрация картинки, образа, связанного с основной мыслей, темой текста, вступительное слово учителя, содержащее подводку к заголовку текста, наводящие вопросы по заголовку текста, предлагающие ученику догадаться о чем текст по заголовку, «мозговой штурм» на поиск ассоциаций на ключевое слово из текста и т.д.
Текстовый этап
Включает в себя задания, которые учащийся выполняет непосредственно во время чтения. Первое прочтение предполагает чтение и проверку своих догадок, озвученных на дотекстовом этапе. При повторном чтении ученики решают коммуникативные задачи:
- выделяют смысловые части, определяют основную мысль каждой части текста
- выделяют ключевые слова в каждой части текста
- отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение определенных слов
- устанавливают связи между частями текста;
Следует обратить внимание, что на данном этапе работы с текстом вопросы ориентированы преимущественно на смысл.
На данном этапе ученики определяют основную функцию текста, отвечают на вопросы учителя, делятся личными впечатлениями о прочитанном.
Аудирование
Трудности при аудировании:
- трудности, обусловленные условиями аудирования
- трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи
- трудности, обусловленные языковыми особенностями восприятия материала;
Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи, возникают в основном ввиду отсутствия практики восприятия на слух.
Трудности, обусловленные языковыми особенностями восприятия материала, возникают в том случае, если в прослушиваемом тексте присутствует большое количество незнакомой лексики, идиоматические выражения, разговорные формулы, специальные термины, аббревиатуры.
Механизмы аудирования подразумевают использование речевого слуха, памяти, вероятностное прогнозирование, артикулирование.
Система работы с аудиотекстами:
Дотекстовый
Подразумевает обсуждение вопросов, утверждений до прослушивания, догадка по заголовку.
Текстовый
Этап собственно слушания текста. На этом этапе трудности можно снять с помощью слов синонимов/ антонимов на доске.
Послетекстовый
На данном этапе ученики определяют основную функцию прослушанного текста, отвечают на вопросы учителя, делятся личными впечатлениями об услышанном.
Письмо
На данном этапе подготовки основным является обучение орфографии, знакомство с типичными буквосочетаниями, исключениями, трудными словарными словами. Это те слова, которые невозможно объяснить, их нужно запомнить, слова, имеющие древний корень или заимствования. Данный вид речевого умения тренируют: выполнение упражнений и заданий по формированию навыков записи, списывание с доски с дополнительным заданием, выполнение упражнений на трансформацию-видоизмение, упражнения на нахождение ошибок, выполнение заданий на составление вопросов на ответы, правильная компоновка текста.
При построении работы с учениками на отработку письменного навыка при подготовке к ГИА, учитель, прежде всего, должен руководствоваться кодификатором и критериями оценивания письменного задания.
Проектная методика
Данные формы и методы требуют активного использования, начиная с периода начальной школы во внеурочной деятельности.
Модульное обучение, например подготовка к празднику: подготовка к зимнему празднику, дни английского языка, неделя английского языка, культуры являются хорошими площадки для формирования УУД в начальной школе.
Совмещение английского языка и урока труда, внеурочной работы: кружок лепки, рисования, пения с использованием иностранной лексики по заданной теме – хорошие инструменты для отработки навыка повтора изученной лексики. Например, учитель делит детей на группы, одна группа получает задание лепить гостиную, вторая лепит спальню вместе с мебелью. После этого дети описывают свою работу, используя активную лексику по теме «дом, квартира» и грамматическую конструкцию there is, there are.
Театральные формы
Реализация проекта «в гостях у королевы». Драматизация эпизода.
Проектная работа обязательно заканчивается красочным выступлением.
В этой связи задача учителей- это подготовка профессиональной площадки для реализации проекта: организация жюри, выработка критериев для оценки работ, организация работы площадки для осуществления выступления, проведение научно-практических конференций, семинаров.
Подводя итог, хотелось бы сказать о необходимости аккумуляции всего педагогического опыта учителей английского языка с целью реализации всесторонней подготовки учеников к сдаче ГИА. Реалии современной системы образования таковы, что изменяющиеся критерии оценивания и возросшие требования, предъявляемые к знаниям учеников, проходящих выпускной экзамен за курс средней школы, требуют от учителей постоянного профессионально роста, повышения квалификации, обмена знаниями и практическим опытом с целью создания необходимых условий на уроке для всесторонней успешной подготовки ученика к сдачи ГИА.