СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и способы проверки домашнего задания

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома (в группе), ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы.        От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий  часто зависит, как  она выполняется. При выполнении домашней работы учащиеся  классов нередко прибегают к помощи  воспитателей, одноклассников (механическое списывание готовых заданий), невыполнение  из-за малейших затруднений, неуверенности в своих силах. Зачастую задачи и примеры,  выполненные  учеником  дома (в группе) - это чисто и аккуратно переписанные  готовые решения в тетрадь. Это приводит к тому, что если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика. 

Просмотр содержимого документа
«Методы и способы проверки домашнего задания»



ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

« Варгашинская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»












Тема « Методы и способы проверки домашнего задания»























Учитель математики:

Веретенникова Н.А.

















Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома ( в группе), ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы.        От способов и приемов проверки выполнения домашних заданий  часто зависит, как  она выполняется. Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся  классов нередко прибегают к помощи  воспитателей, одноклассников (механическое списывание готовых заданий), невыполнение из-за малейших затруднений , неуверенности в своих силах.. Зачастую задачи и примеры,  выполненные  учеником  дома( в группе) - это чисто и аккуратно переписанные  готовые решения в тетрадь. Это приводит к тому, что если учитель при проверке домашнего задания требует от учеников лишь воспроизвести то, что написано у них в тетрадях, или оценивает их работу при проверке тетрадей, то эта оценка часто не соответствует ни знаниям, ни затраченному труду ученика. 

Следствием  такого  выполнения обычно является то, что ученик не может справиться с самостоятельной работой в классе даже в том случае, если она аналогична домашней, не умеет думать и рассуждать, не уверен в своих силах. В результате учителю не следует ограничиваться только проверкой домашней работы после уроков и простым воспроизведением выполненных учащимися домашних задании во время фронтальной проверки, а необходимо использовать различные способы и приемы позволяющие установить, самостоятельно ли дети выполнили данную работу.   
 Учитывая вышесказанное и то, что домашняя  работа  должна стать неотделимой  частью урока, т. е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов,  её можно



осуществлять в разных формах. 

Наиболее традиционными     способами проверки домашнего задания являются:
- сбор тетрадей учащихся, с целью проверки качества выполнения домашней работы;
- проверка – консультация (рассматриваются решения задач, которые вызвали затруднения при решении дома);                                                                                                                                        
      -самопроверка по образцу (предлагается рассмотреть решение  у доски   задачи похожей на задачу из домашней работы,  но с другими числовыми значениями).                                 

        - теоретическая разминка (предлагаются устные задания на закрепление изученных формул, похожие на те, которые должны были выполняться дома);                                                                 



-математический диктант (предполагает опрос выученного теоретического материала дома;     

  - мини -контрольная работа и её анализ (дается на 10 мин. маленькая контрольная работа на основе домашних заданий).

Все перечисленные традиционные способы проверки дом заданий позволяют осуществлять обратную связь на указанном этапе, однако имеют существенные недостатки:

- не дают своевременного полного представление о состоянии процесса усвоения знаний учащихся на этапе выполнения домашней работы (тетради в лучшем случае учитель проверит только к следующему уроку), не позволяют определить типичные недостатки в знаниях и их причины;
- не предоставляют возможности осуществить коррекцию ошибок «здесь и сейчас», а в связи с этим последующий материал может стать для учащихся сложным для восприятия;
- не позволяют охватить опросом всех учащихся, например, во время устного фронтального опроса инициативу берут ученики с хорошей математической подготовкой, а остальные «прячутся» за их спинами, бездействуют;
- не дают учителю осмыслить свою собственную деятельность на прошлом уроке;
В итоге - учителю трудно увидеть процесс продвижения каждого ученика, его сомнения, выяснить их причину, поставить «диагноз», чтобы «прописать индивидуальный рецепт». Указанные объективные обстоятельства ещё раз подтвердили научно-прикладную значимость и необходимость разработки серии приёмов.

В ходе изучения литературы по теме самообразования я познакомилась с несколькими иными приемами проверки домашнего задания, позволяющими разнообразить процесс проверки домашнего задания:

- Приём «Карандашные пометки на полях» («Л» - легко, «Т» - трудно, «С» - сомнения, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учётом выявленных проблем. 

- прием «Найди ошибку», когда всех учеников класса наделяем функциями учителя. На доске заранее записаны не менее пяти (такое количество позволяет учащимся быстро осуществлять самопроверку) устных заданий, с возможными типичными ошибками, которые могут возникнуть в процессе выполнения домашней работы, записаны ответы. Ученики анализируют задание в течение короткого промежутка времени, молча ставят «+», если согласны с ответом, или « - », если не согласны и рядом записывают правильный ответ. Затем вслух анализируются задания и способы их решения, предупреждаются возможные ошибки. Критерии выставления отметки доводится до сведения учащихся. Выполнив задание, школьники с удовольствием ставят оценку себе. Такой устный счёт позволяет охватить работой всех учеников за короткое время, предупредить появление возможных ошибок, ликвидировать пробелы в знаниях.

- в старших классах эффективен долгосрочный приём «Конверт идей». Ученикам предлагается задача на дом, которую можно решать разными способами в течение нескольких дней, недель. На стенде вывешивается конверт, в который ученики кладут свои именные идеи решения задания. Учитель просматривает их ежедневно и видит участие каждого в решении задания. В итоге можно провести «Урок одной задачи», когда «Конверт идей» открыт для всех. 

- При изучении геометрического материала на этапе проверки домашнего задания по усвоению материала можно использовать «Мозаику», которая составлена из отдельных частей (рисунок, схема). Такую «Мозаику» дети могут изготовить сами в виде карточек на бумаге или в форме слайдов презентации. Собирать её в нужном порядке можно за столом, на доске, а быстрее всего за компьютером. Работать можно в паре, в группе и индивидуально. В итоге – взаимопроверка и оценивание за короткий срок всех учащихся.

- Эффективен приём обратной связи «Конкурс шпаргалок по теме» на обобщающем уроке. Суть его состоит в том, что ученики, работая дома индивидуально, в паре или группе, кодируют информацию по изучаемой теме, представляя её в форме компьютерной презентации - шпаргалки, или на плакате, а затем рекламируют её классу. Перед конкурсом всем даётся памятка по требованиям к «шпаргалке», которые выдвигают сами ученики заранее. На перемене ученики обмениваются работами. На уроке в течение короткого времени с помощью взаимопроверки (работа в паре) выбираются лучшие. Это творческое задание помогает ученикам развивать разные виды компетенций. А учитель имеет представление о способе выполнения домашней работы и её содержании.

- Приём «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы других учащихся по теме. Такой приём повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего задания.

- Приём «Цепочка слов» позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный приём можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей.

- Игровой приём устного опроса в форме физкультминутки для учащихся 5-6 классов «Правда-неправда».Учитель или ученик проговаривают вслух изученные определения, алгоритмы, примеры с ответами и т.п. Ученики должны незамедлительно реагировать в ответ на высказывания: встают, когда, по их мнению, учитель или ученик прав, а в противном случае - продолжают сидеть на месте. Каждое высказывание обсуждается. Этот приём заставляет всех быстро включиться в работу, развивает внимание, в результате анализа высказываний помогает обращать внимание на существенные признаки при формулировке определения понятий, отработке шагов алгоритмов, а также снимает мышечное напряжение от длительного сидения.

- Приём обратной связи «Опросный лист». Предлагается учащимся после изучения темы, на этапах проверки усвоения и закрепления в качестве общего или индивидуального задания, обязательного или по выбору. Суть его состоит в том, что ученики дома по изученной теме составляют вопросы-задания для своих одноклассников (наделяем их функциями учителя), не менее пяти и не более десяти. На следующем уроке, на этапе проверки домашнего задания или этапе закрепления, учащиеся обмениваются «опросными листами» и за определенное фиксированное время отвечают письменно на предложенные учащимися вопросы. Затем с помощью взаимопроверки задания проверяются, в итоге выставляется оценка и тому, кто составил опросный лист и тому, кто на него отвечал. Этот приём многоаспектный, помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся: 
- во-первых, мотивировать учеников на внимательное изучение темы («нужно спросить правильно и по существу»);
- во-вторых, развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного, и т.п.;
- в-третьих, творческий характер задания позволяет развивать креативность мышления;
- в-четвёртых, ученик учится правильно формулировать вопросы, предполагая возможные ответы, то есть общаться по средствам рефлексивного диалога с предполагаемым собеседником;
- в-пятых, свобода выбора составления заданий помогает самовыражению личности ученика (личностные компетентности);
- в-шестых, ученик обогащает свои знания через привлечение дополнительных источников информации, например, использует Интернет, справочную литературу (электронную или бумажную), электронные учебники и т.д. 
- в-седьмых, при подготовке «Опросного листа» происходит обобщение и систематизация знаний.
Необходимо заметить, что составлению «опросных листов» учащихся предварительно необходимо обучать, а также проводить на первых порах конкурсы на лучший «Опросный лист». Этому посвящается обычно один из этапов урока или целый урок. Совместно с учащимися составляется критерий такого листа-опросника. Например, если проверяется умение применять на практике тот или иной изучаемый алгоритм, то критерии к содержанию составленных вопросов может иметь следующие пункты: обязательная проверка этапов и шагов алгоритма (теория); упражнения на отработку шагов алгоритма; задания, связанные с распознаванием возможности использования алгоритма; задания, связанные с усвоением последовательности выполнения алгоритма; особенности частных случаев использования алгоритма; задания на обучение контролю и поиску ошибок, творческие задания на применение алгоритма.
К карточке прилагается «Лист ответов» на вопросы для самопроверки или «лист-помощник» с отдельными указаниями, рассчитанный на то, что опрашиваемый может испытывать определенные затруднения при ответе на вопросы. Время для выполнения задания оговаривается в карточке. Необходимо отметить, что не всем учащимся под силу такие творческие задания, поэтому учитель предлагает альтернативное задание - составить «Лист-опросник для тех, кто пропустил урок», в состав которого входят образцы решённых заданий с использованием изученного алгоритма, а также предлагаются задания, которые по аналогии нужно решить самостоятельно. Такой вид работы помогает учителю быстро получить обратную связь, увидеть уровень усвоения знаний и умений по изучаемой теме, проблемы учеников и своевременно продумать способы по ликвидации пробелов. 

- Приём «Сам-самыч» особенно нравится ученикам. Суть его в том, что всем ученикам без исключения после изучения темы, предлагается дома составляет пять заданий домашней контрольной работы для себя, и самим их решить, причём, задания не должны быть заимствованы из учебника и из классной работы. Они должны быть двух уровней: первые три – из обязательного уровня, а два других – конструктивного и творческого характера (учителю нужно пояснять отличительные признаки таких заданий). По выбору типа заданий, по их содержанию легко определяется уровень подготовленности ученика по теме. Такой приём удобнее всего использовать за один урок до зачёта или контрольной работы, чтобы оставалось время на коррекцию. 

- Приём обратной связи «Айболит». У каждого учителя в начале урока может возникнуть ситуация, когда пришёл ученик после длительного отсутствия и находится «не в теме». Проверка «знаний и умений» такого ученика с помощью традиционного вызова его к доске или работы по карточке не принесёт удовлетворения, а наоборот, окажет неблагоприятное воздействие на опрашиваемого (к чему уличать в незнании?). Главная задача- помочь учиться самому. В таких случаях взаимообучение в паре приносит хорошие результаты. Ученик, отлично усвоивший необходимые знания умения и навыки по теме, обучает другого. Обычно в классе им отводится отдельная парта, чтобы не мешать остальным. Плюсы такой работы очевидны обеим сторонам. Особенно важно, что пропустивший урок ученик не оставлен со своей проблемой один на один. В дальнейшем ходе урока он уже не пассивный слушатель, а активный участник. 

В результате таких методов контроля  выполнения домашнего задания,  учащиеся стараются даже если они выполнили её не самостоятельно, а с чьей- то помощью, то в ней разобраться.

Подводя итоги своей работы, необходимо отметить, что учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке (с помощью имеющегося у него арсенала методов и приёмов) обязательно проверит уровень знаний умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе, не пропускают уроки. Вышеперечисленные приёмы развивают рефлексию высокого уровня не только педагогов, но и их воспитанников.