Волжский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Волгоградский медицинский колледж»
Презентация на тему: «Методы и средства обучения»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРЕДМЕТА «АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА» И «БИОЛОГИИ» СИНЯК И.М
Волжский-2017
- Цель : получить представление о методах и средствах обучения, уметь делить их на группы, и на основе этих знаний уметь применять их на практике, т.е. организовывать познавательную деятельность.
- Мотивационное обеспечение : знание о методах обучения и их классификациях является одним их центральных в дидактике и необходимо в практической педагогике.
Содержание
1. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между преподавателем и обучающимися с целью приобщения обучающихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и педагога в процессе обучения
Метод –способ действия, деятельности: путь достижения цели
Понятие о методах обучения
- Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
- Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
Формы взаимодействия преподавателя и студента
«Знания - сила!»
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам педагога.
Связь преподавателя с обучающимися на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
Пассивные методы
Плюсы 1)легкая подготовка к уроку со стороны педагога
2) возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия
Минусы
Самый неэффективный метод (с точки зрения современных педагогических технологий )
Успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета.
Лекция - самый распространенный вид пассивного занятия. Этот вид широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активные методы
«Учение-свет»
Это форма взаимодействия преподавателя и студента, при которой взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия.
Преподаватель и студент находятся на равных правах. Демократический стиль общения.
История возникновения активных методов
К родоначальникам идей активизации относят Я. А. Коменского , Ж.-Ж. Руссо , И. Г. Песталоцци , Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других.
Примеры активных методов
Проблемное обучение
Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для обучающихся проблем. Для решения этих проблем студентам необходимо создавать ситуацию, побуждающую к их решению Пример: Занятие по биологии. Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других птиц, а затем их число резко сократилось. Объясните причины данного явления .
Примеры активных методов
- Программированное обучение
Пример :Занятие по анатомии. Составление перфокарты:
Программированное обучение – это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, ЭВМ)
Использование игровых технологий позволяет удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между преподавателем и обучающимися; формирование социальных компетенций; изменение роли педагога на занятии как организатора познавательной деятельности Пример : Логическая цепочка. Студенты соревнуются, выполняя по очереди отдельные действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Интеллектуальные или ролевые игры.
Примеры активных методов
Контекстное обучение
Контекстное обучение - обучение, в котором динамически моделируются предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста.(А.Вербицкий) Пример : Лабораторный анализ или деловая дискуссия студентов
Игровое обучение
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Ориентированы на более широкое взаимодействие студентов друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения при изучении нового материала.
Место педагога в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия.
Интерактивные методы
Традиционные методы
Активные методы
- Лекция
- Рассказ
- Чтение газетного и журнального материала
- Беседа
- Размышление над (высказыванием, фактом и т.д.)
- Встреча (с произведениями искусства, интересными людьми, специалистами и т.д.)
- Обсуждение (конкретных событий)
- Анкетирование и анализ результатов
- Просмотр фильма и др.
Интерактивные методы
- Диспут
- Дискуссия
- Беседа за круглым столом
- Путешествие
- Соревнование
- Деловая игра
- Ролевая игра
- Проект
- Мозговой штурм
- Брейн-ринг
- Телемост Эврестическая беседа Дебаты Деловая корзина Дерево решений
Деловая игра Тренинги и т.д
Классификация методов бучения
- ( ( по Юрию Константиновичу Бабанскому)
- 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
- 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
1 группа методов
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности
По логике передачи и восприятия информации
Словесные
Индуктивные
Наглядные
По степени самостоятельности мышления
Практические
Репродуктивные
По степени управления учебной работой
Дедуктивные
Под руководством преподавателя
Проблемно-поисковые
Самостоятельная работа обучаемых
2 группа методов
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
Методы стимулирования интереса к учению
Методы стимулирования ответственности и долга
Познавательных игр
Убеждения в значимости учения
Учебных дискуссий
Предъявления требований
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры
Поощрения и наказания
3 группа методов
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Методы устного контроля и самоконтроля
Методы письменного контроля и самоконтроля
Индивидуальный опрос
Методы практического контроля и самоконтроля
Письменные контрольные работы
Фронтальный опрос
Письменные зачеты
Устные зачеты
Машинный контроль
Устные экзамены
Письменные экзамены
Контрольно-лабораторный контроль
Письменные работы
Словесные методы обучения
- К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
«Скажи мне и я забуду»
Вербальные методы
5-10%
усвоения
учебного
материала
Аудиальный
канал
Активные словесные методы: диспут, дискуссия
Диспут – одно из активных средств учебно-воспитательного воздействия на становление личности
студента , выработки у него активной позиции, способности аргументировано и
последовательно отстаивать свои взгляды и убеждения.
Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – публичный СПОР на заданную тему.
Этапы организации диспута
4 этап -Подготовка обучающихся и выбор ведущего (ведущих) диспута
3 этап – Оформление диспута, определение его правил
2 этап – Формулирование вопросов для обсуждения
1 этап – Выбор темы
Методы, применяемые мною на занятиях:
Методы, применяемые мною на занятиях:
- Работа студентки группы М-922, Новиковой Ольги
Методы, применяемые мною на занятиях:
Наглядные пособия: муляжи, плакаты, схемы и др.
Методы, применяемые мною на занятиях:
- Интерактивные методы: с применением мультимедиа
Методы, применяемые мною на занятиях:
Практическая работа: семинар, самостоятельная работа, лабораторный анализ, кроссворд, опрос
Пособия, применяемые мною на занятиях:
2. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Материальный и идеальный объект, который помещен между преподавателем и студентом используется для усвоения знаний
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
классификация
2) По свойствам материальных объектов:
- Натуральные объекты
- Изображение
3) По субъектам деятельности:
- В готовом виде
- Конструируются самими обучающимися на уроке
Обладает свойствами
компенсаторности и адаптивности
Материальные средства кабинета
Аквариум
Террариум
Кабинет биологии
Влажные препараты
Скелеты
Фантомы
Гербарии
Коллекции
Муляжи
Натуральные объекты
Искусственные объекты
Оборудование для практической работы
Лабораторный практикум
по биологии
Лабораторный практикум
по анатомии
ИКТ - Средства обучения « ICT в образовании»это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) используемые в образовании.
недостатки
преимущества
1.С помощью ИКТ, изображения могут быть с легкостью использованы в процессе преподавания и обучения в целях содействия памяти как студентов, так и педагогов.
2.С помощью ИКТ, преподаватели могут с легкостью объяснять сложные инструкции при этом обеспечивая большее понимание студентов.
3.С помощью ИКТ, преподаватели могут создавать интерактивные классы и делать уроки более приятными, что может привести к лучшей посещаемости и концентрации учащихся.
1.Настройка техники может оказаться опасной. 2.Слишком дорого в приобретении 3.Возникновение затруднений у преподающих, у которых отсутствует опыт в обращении с ИКТ-инструментами .
ИКТ - Средства обучения
Компьютер -Интернет
Интерактивная парта
Интерактивная доска
Ноутбук-электронный учебник
Интерактивный
контроль
Интерактивный планшет
ТСО-СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Функции технических средств обучения:
- 1) повышают эффективность и качество обучения;
- 2) способствуют интенсивности учебного процесса;
- 3) направляют и организуют восприятие учащихся;
- 4) развивают у учащихся больший интерес к знаниям;
- 5) помогают формированию мировоззрения, убеждений, нравственного облика учащегося;
- 6) являются источником, и мерой учебной информации;
- Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации.
ТСО-СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
3. Формы ОБУЧЕНИЯ
Форма организации обучения
Форма обучения
Конструкция отдельного звена процесса обучения, определённый вид занятий
Внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя и студента
В основе: особенности коммуникативного взаимодействия между преподавателем и студентом..
внутренние
внешние
С точки зрения доминирующей цели (В.И.Андреев):
- Вводное занятие
- Занятие по углублению знаний
- Практическое занятие
- Контроль знаний
- Комбинированная форма и др.
- Урок
- Лекция
- Семинар
- Факультатив
- Экскурсия
- Практикум
- Экзамен
- и т.д.
Индивидуальные
Групповые
Коллективные
МОДЕЛЬ КАЧЕСТВЕННОГО УРОКА
- Поставлена и достигнута обучающая цель;
- Соблюдались дидактические принципы
Урок мысли
(научность, систематичность, доступность,
последовательность, наглядность, прочность);
Урок
сотрудничества
.
Урок ритма
Урок чувств
Урок щадящей
педагогики
2. Методический аспект
- Методы и приемы деятельности педагога
соответствовали поставленным задачам;
- Стимулировалась самостоятельная
деятельность обучающихся:
- Сочетались репродуктивные, продуктивные виды деятельности.
3. Организационный аспект
- Рационально использовалось время;
- Применялись разнообразные формы работы (фронтальные, групповые, индивидуальные);
4. Воспитательный аспект
- Учитывались воспитательные возможности дидактического материала;
- В организации видов деятельности моделировались эмпатические взаимоотношения между студентами.
5. Педагогический аспект
- Учитывались возрастные и индивидуальные особенности студентов.
- Создавался благоприятный психологический климат.
- Обучающиеся испытывали удовлетворение от интеллектуальной деятельности.
Рекомендации по выбору метода обучения
- Правильный выбор метода обучения влияет на формирование мировоззрения студента и на развитие его способностей, воспитание потребностей.
- Метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей занятия и от содержания проходимого материала
Ресурсы
Ю. Г. Фокин "Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество";
Д. И. Латышина "История педагогики";
А. А. Радугин "Педагогика"
Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек "Методы обучения. Обучение в сотрудничестве";
Джон Дьюи "Демократия и образование". Божович Е.Д. и др. Психолого-педагогические требования к современному уроку. - Советская педагогика, 1987, № 9 Скаткин М. Современный урок. - Журнал "Народное образование,1985,№1 Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
Выготский Л.С.Педагогическая психология , 2010
Спасибо за внимание!