СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы профилактики дезадаптации

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних. Безнадзорность, беспризорность, преступность детей и подростков опасны как для них самих, так и для окружающих.  Неотъемлемой чертой повседневной жизни постсоветской России стали беспризорные и безнадзорные дети. По данным правительства их число на 2010 г. в стране составило 1 млн. 130 тыс. человек, а по оценкам Совета Федерации и независимых экспертов около 3-4 млн. В 2010 г. по данным Министерство образования и науки России, более 300 тыс. детей не посещали образовательные учреждения. Точный учёт таких детей в Российской Федерации затруднён тем, что многие родители далеко не всегда подают заявления в соответствующие органы. Наличие большого количества дезадаптированных детей – детей, лишенных семьи, надлежащего ухода, воспитания, детей с отклонениями в развитии, детей, ведущих асоциальный образ жизни, детей, совершающих правонарушения и преступления, - представляют угрозу для будущего страны .

В России, как и во всем мире, проблемы детей изучаются и решаются представителями конкретных областей знаний: учителями, врачами, работниками правоохранительных органов, работниками социальных служб и т.д. Все они выполняют свои профессиональные функции. Их усилия, как и результат, направлены не на помощь и поддержку ребенка как субъекта, а на решение поставленных перед ними обществом задач.  Например, учителя и преподаватели заняты обучением детей. Однако нередко они делают это без учета особенностей их здоровья, психики. Это ведет к повышенной утомляемости учащихся, перегрузкам, нервным срывам, ухудшению их здоровья. И, следовательно, самым непосредственным образом это влияет на развитие детей, а в последующем и на состояние всего общества.

Положение и развитие детей определяется многими факторами. Наиболее значимые из них: здоровье, образование, отношение к ребенку в семье, материальное благосостояние и нравственность.

Таким образом,  для предотвращения дезадаптацию детей и подростков необходимо радикально менять воспитательную работу с ними по всем тем направлениям, по которым осуществляется становление личности и социализация детей и подростков: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье. И начинать надо с семьи, так как именно здесь закладываются основные ценностные установки и жизненная ориентация.

Нестабильность социально-экономической и политической жизни, совокупность факторов социального, психологического, психосоматического  характера  значительно увеличивают количество дезадаптированных несовершеннолетних в России.  

Не одна реабилитация не будет эффективной, если не будет проведена работа с семьёй ребёнка. Родителей обучают правильному взаимодействию с детьми,    через    познание ю особенностей    взросления    детей, обучение правильному общению, разрешение конфликтов.   Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих котклонений в поведении детей и подростков, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, организационно-воспитательных, правовых, педагогических и психологических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.

В 1999 году вступил в действие Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"  №120-ФЗ. Это создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.

Сегодня сложилась ситуация, когда число семей с дезадаптированными детьми  увеличивается  в геометрической прогрессии. Что же делать? Какие меры предпринять, чтобы остановить этот процесс?

  Пути выхода есть из сложившейся ситуации, но сами семьи не в состоянии правильно оценить своё положение, и помочь себе. Выражение «спасение утопающих -  в руках самих утопающих» неприемлемо в данной ситуации, поэтому нужны специалисты, которые готовы взять под контроль  эти семьи, их детей и комплексно с ними работать по определенным направлениям.Сегодня проблема «семей риска» и, как следствие, дезадаптация детей и подростков имеет актуальное значение. Необходимо создание системы, охватывающей семью, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, предупреждение и преодоление дезадаптации несовершеннолетних. Необходим комплексный подход в решении данной проблемы, которую на сегодняшний день можно назвать государственной.     Практика оказания социальной помощи и поддержки детям за рубежом и в России показывает, что сегодня остро стоит проблема создания и поиска новых типов учреждений и изменения содержания работы в них с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в этой помощи. Сегодня можно констатировать, что постановка социальной защиты детей и подростков в России постепенно выходит из кризиса на новый профессиональный уровень. Во многих регионах создается и функционирует разветвленная система социальных служб, в которых трудится многочисленный квалифицированный штат социальных работников, педагогов и психологов.

Во многих социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних сложилась ситуация, когда специалисты участковой социальной службы вынуждены уговаривать родителей привести ребенка в Центр, и не всегда это им удается. Это значит, что сегодня социальные службы еще не в полной мере проявили себя, что не заработали авторитет среди населения, и многие семьи готовы жить впроголодь, отказываясь от помощи государственного учреждения, что приводит к дезадаптации несовершеннолетнего.

Но, тем не менее, потребность в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов.

   В настоящее время на федеральном уровне нет органа, который занимался бы проблемами детей и детства. Вопрос о создании такого федерального органа, в обязанности которого входили бы разработка и осуществление стратегии деятельности государства в интересах детей, настаивать на том, чтобы финансирование детства рассматривалось как одна из самых важных национальных государственных задач.