Методы проверки результативности на уроках истории
Введение
Одним из важных условий повышения эффективности процесса обучения является объективная оценка результативности, которая формируется по результатам контроля учебно-познавательной деятельности. Под контролем подразумевается выявление, установление и оценивание знаний учащихся, а именно определения качества, уровня и объема усвоения материала, выявления пробелов и успехов в знаниях, умениях и навыках для усовершенствования методов, форм, средств и содержания в ходе процесса обучения.
Проверка (контроль) – активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет получать данные о итоговых и промежуточных результатах. [1].
Для правильного построения процесса обучения, необходимо предлагать задания различной трудности соразмерно уровню развития учащихся. Необходимо использовать налаженную систему контроля и оценивания, которая должна быть разнообразной по содержанию и форме, не отнимать много времени на уроках и включать все виды контроля, в том числе и самоконтроль.
Критерии результативности урока.
В пределах федерального государственного образовательного определены следующие критерии результативности урока:
Цели урока должны задаваться согласно тенденции передачи функции от учителя к учащемуся;
Обучение детей осуществлению рефлексивных действий – оценивать свою готовность, самостоятельно находить причины затруднений, обнаруживать знания;
Использование разнообразных форм, методов и приёмов обучения, которые повышают степень активности учащихся в учебном процессе;
Владение учителем технологией диалога и обучение учащихся адресовать и ставить вопросы;
Сочетание учителем проблемной и репродуктивной формы обучения;
Задание на уроке чётких критериев самоконтроля и самооценки;
Осмысление учебного материала всеми учащимися с помощью использования специальных приёмов;
Стремление учителя оценивать реальное продвижение каждого учащегося, поддержка и поощрение минимальных успехов;
Планирование коммуникативных задач урока;
Принятие и поощрение учителем собственной позиции учащегося, обучение корректным формам её выражения;
Создание на уроке атмосферы сотворчества, сотрудничества и психологического комфорта;
Осуществление личностного воздействия «учитель - ученик» через совместную деятельность. [6]
Методы проверки результатов на уроках истории.
Под методом понимается способ совместной деятельности учащихся и учителя и способы организации познавательной деятельности учеников.
Основные методы проверки результатов:
Поурочное наблюдение за работой учащихся;
Устный и письменный опрос, который имеет следующие формы: уплотненный, индивидуальный, фронтальный;
Проверка домашней работы;
Поурочное оценивание;
Контрольная работа;
Программированный контроль. [2].
Поурочное наблюдение за работой учащихся позволяет составить представление о том, как учащиеся ведут себя на занятиях, как воспринимают изученный материал, каких их учебные склонности, какие способности и интересы и т.д. Всё это позволяет учителю объективно подходить к оценке и проверке знаний учащихся, своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.[4]
Устный опрос является наиболее распространенным методом проверки знаний. Суть метода заключается в правильной постановке вопроса по содержанию изученного материала для выявления полноты и качества его усвоения. Данный метод позволяет проверить не более 4-х учащихся. Чтобы охватить большее количество учащихся используют фронтальный и уплотненный опрос. При фронтальном опросе учитель разбивает изучаемый материал на более мелкие части и по каждому задает свои вопросы. При уплотненном опросе учащимся раздаются подготовленные заранее на отдельных листах или карточках вопросы, на которые нужно дать краткий письменный ответ в течение 10-ти минут. Такой метод позволяет проверить знания по изученному материалу у всех учащихся.[7]
Пример карточки для уплотненного опроса по теме «Первая российская революция»
Кто возглавлял организацию «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга»? |
В каком городе был образован первый Совет рабочих депутатов? |
Когда началось восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»? |
В каком году была утверждена Государственная Дума? |
Дайте определение понятию «курия»? |
Проверка домашней работы учащихся позволяет изучать отношение учащихся к самостоятельной работе, оценить качество усвоения изучаемого материала, выявить наличие пробелов в знаниях. Она должна осуществляться на каждом уроке. Домашнее задание могут быть оформленными в тетрадях, которые учитель систематически проверяет, или в виде творческого задания.
Например, учащимся можно предложить следующие творческие домашние задания: составить рассказ о купце, который ведет торговые суда по Великому Волжскому пути; сделать из картона и цветной бумаги модель древнерусского города; нарисовать стоянку первобытного человека.[5]
Контрольные работы являются наиболее эффективным методом проверки навыков учащихся, из умений и знаний. Сущность метода – учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку после прохождения отдельных тем учебной программы. Традиционная контрольная работа состоит из 5-ти заданий разного уровня сложности. [7]
Например, фрагмент контрольной работы по теме «Россия на рубеже XIX-XX в.в.»
Выберите правильный вариант ответа. В начале XX века лидером партии кадетов был: а) В.И. Ленин; б) А.И. Гучков; в) В.М. Чернов; г) П.А. Милюков; 2. Дайте определение следующим понятиям: а) Модернизация; б) Отруб. 3. По какому признаку образованы ряды: а) Русское народное собрание, Союз русского народа, Русский народный союз им. Михаила архангела; б) К. Станиславский, Е.Вахтангов, В. Мейерхольд; 4. О ком идет речь? Происходил из старинного дворянского рода. После должности саратовского губернатора был назначен на пост министра внутренних дел. Пользовался уважением даже политических оппонентов. Пережил несколько покушений, был убит в Киеве в 1911 г. 5. Назовите не менее 3-х причин поражения России в Русско-японской войне? |
Программированный контроль является альтернативным методом. Сущность – учащемуся предлагаются вопросы с вариантами ответа, из которых нужно выбрать правильные ответы (открытый тест). [7]
Пример фрагмента теста по теме «Великая Отечественная война»
1. Высшим государственным органом, сосредоточившим всю полноту власти в годы Великой Отечественной войны, стал: А) Государственный комитет обороны В) Верховный совет С) Совет труда и обороны Д) ставка Верховного Главнокомандования. 2. С необычным призывом: «Братья и сестры…» выступал 3 июля 1941 г. А) Калинин В) Жуков С) Молотов Д) Сталин 3. К лету 1942г по распоряжению Сталина основные силы Красной Армии были сосредоточены на направлении: А) Московском В) Крымском С) Ленинградском Д) Смоленском 4. Самое популярное в годы войны стихотворение «Жди меня» написал: А) Исаковский В) Сурков С) Симонов Д) Гудзенко 5. Генштаб красной Армии с июня 1942г возглавлял: А) Василевский В) Тимошенко С) Конев Д) Рокоссовский 6. Союзники по антигитлеровской коалиции второй фронт открыли: А) в июне 1941г В) в июле 1942г С) в июне 1944г Д) в апреле 1945г |
Вывод: для эффективной оценке результативности на уроках истории необходимо в полной мере использовать различные методы проверки знаний. Так как лишь правильное использование всех методов дадут полную картину результатов знаний, умений и навыков, полученных учащимися в учебном процессе.
Используемые источники
1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М.: Владос, 2001.- 240 с.
2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе.- М., 1999. - 121 с.
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - метод. Пособие.- М.: ООО « Русское слово - учебная книга», 2002. – 135 с.
4. Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея, 2000. – 448с.
5. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения- 4е изд., стрер. – М.:2011-224с
6. Оболенкина Н.В.Оценка качества обучения: образовательная область «Технология». – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – 43 с.
7. В. В. Шоган. Методика преподавания истории в школе. / Ростов-на-Дону. "Феникс" 2005г.
3