СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы проверки результативности на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена методам проверки результативности на уроках истории. Основной формой обучения является урок. О результативности на уроках можно судить по результатам деятельности учащихся. Процесс обучения не имеет смысла без этой проверки, так как невозможно будет оценить качество усвоенных знаний по дисциплине. В статье рассматриваются критерии результативности урока и методы, которые можно использовать для её оценки. Только оценив знания учащихся, можно судить о результативности. Таким образом, методами проверки результативности являются методы контроля знаний,  умений и навыков учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методы проверки результативности на уроках истории»

Методы проверки результативности на уроках истории

Введение

Одним из важных условий повышения эффективности процесса обучения является объективная оценка результативности, которая формируется по результатам контроля учебно-познавательной деятельности. Под контролем подразумевается выявление, установление и оценивание знаний учащихся, а именно определения качества, уровня и объема усвоения материала, выявления пробелов и успехов в знаниях, умениях и навыках для усовершенствования методов, форм, средств и содержания в ходе процесса обучения.

Проверка (контроль) – активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет получать данные о итоговых и промежуточных результатах. [1].

Для правильного построения процесса обучения, необходимо предлагать задания различной трудности соразмерно уровню развития учащихся. Необходимо использовать налаженную систему контроля и оценивания, которая должна быть разнообразной по содержанию и форме, не отнимать много времени на уроках и включать все виды контроля, в том числе и самоконтроль.

Критерии результативности урока.

В пределах федерального государственного образовательного определены следующие критерии результативности урока:

  1. Цели урока должны задаваться согласно тенденции передачи функции от учителя к учащемуся;

  2. Обучение детей осуществлению рефлексивных действий – оценивать свою готовность, самостоятельно находить причины затруднений, обнаруживать знания;

  3. Использование разнообразных форм, методов и приёмов обучения, которые повышают степень активности учащихся в учебном процессе;

  4. Владение учителем технологией диалога и обучение учащихся адресовать и ставить вопросы;

  5. Сочетание учителем проблемной и репродуктивной формы обучения;

  6. Задание на уроке чётких критериев самоконтроля и самооценки;

  7. Осмысление учебного материала всеми учащимися с помощью использования специальных приёмов;

  8. Стремление учителя оценивать реальное продвижение каждого учащегося, поддержка и поощрение минимальных успехов;

  9. Планирование коммуникативных задач урока;

  10. Принятие и поощрение учителем собственной позиции учащегося, обучение корректным формам её выражения;

  11. Создание на уроке атмосферы сотворчества, сотрудничества и психологического комфорта;

  12. Осуществление личностного воздействия «учитель - ученик» через совместную деятельность. [6]

Методы проверки результатов на уроках истории.

Под методом понимается способ совместной деятельности учащихся и учителя и способы организации познавательной деятельности учеников.

Основные методы проверки результатов:

  1. Поурочное наблюдение за работой учащихся;

  2. Устный и письменный опрос, который имеет следующие формы: уплотненный, индивидуальный, фронтальный;

  3. Проверка домашней работы;

  4. Поурочное оценивание;

  5. Контрольная работа;

  6. Программированный контроль. [2].

Поурочное наблюдение за работой учащихся позволяет составить представление о том, как учащиеся ведут себя на занятиях, как воспринимают изученный материал, каких их учебные склонности, какие способности и интересы и т.д. Всё это позволяет учителю объективно подходить к оценке и проверке знаний учащихся, своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.[4]

Устный опрос является наиболее распространенным методом проверки знаний. Суть метода заключается в правильной постановке вопроса по содержанию изученного материала для выявления полноты и качества его усвоения. Данный метод позволяет проверить не более 4-х учащихся. Чтобы охватить большее количество учащихся используют фронтальный и уплотненный опрос. При фронтальном опросе учитель разбивает изучаемый материал на более мелкие части и по каждому задает свои вопросы. При уплотненном опросе учащимся раздаются подготовленные заранее на отдельных листах или карточках вопросы, на которые нужно дать краткий письменный ответ в течение 10-ти минут. Такой метод позволяет проверить знания по изученному материалу у всех учащихся.[7]

Пример карточки для уплотненного опроса по теме «Первая российская революция»

  1. Кто возглавлял организацию «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга»?

  1. В каком городе был образован первый Совет рабочих депутатов?

  1. Когда началось восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»?

  1. В каком году была утверждена Государственная Дума?

  1. Дайте определение понятию «курия»?

Проверка домашней работы учащихся позволяет изучать отношение учащихся к самостоятельной работе, оценить качество усвоения изучаемого материала, выявить наличие пробелов в знаниях. Она должна осуществляться на каждом уроке. Домашнее задание могут быть оформленными в тетрадях, которые учитель систематически проверяет, или в виде творческого задания.

Например, учащимся можно предложить следующие творческие домашние задания: составить рассказ о купце, который ведет торговые суда по Великому Волжскому пути; сделать из картона и цветной бумаги модель древнерусского города; нарисовать стоянку первобытного человека.[5]

Контрольные работы являются наиболее эффективным методом проверки навыков учащихся, из умений и знаний. Сущность метода – учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку после прохождения отдельных тем учебной программы. Традиционная контрольная работа состоит из 5-ти заданий разного уровня сложности. [7]

Например, фрагмент контрольной работы по теме «Россия на рубеже XIX-XX в.в.»

  1. Выберите правильный вариант ответа. В начале XX века лидером партии кадетов был:

а) В.И. Ленин;

б) А.И. Гучков;

в) В.М. Чернов;

г) П.А. Милюков;

2. Дайте определение следующим понятиям:

а) Модернизация;

б) Отруб.

3. По какому признаку образованы ряды:

а) Русское народное собрание, Союз русского народа, Русский народный союз им. Михаила архангела;

б) К. Станиславский, Е.Вахтангов, В. Мейерхольд;


4. О ком идет речь?

Происходил из старинного дворянского рода. После должности саратовского губернатора был назначен на пост министра внутренних дел. Пользовался уважением даже политических оппонентов. Пережил несколько покушений, был убит в Киеве в 1911 г.


5. Назовите не менее 3-х причин поражения России в Русско-японской войне?


Программированный контроль является альтернативным методом. Сущность – учащемуся предлагаются вопросы с вариантами ответа, из которых нужно выбрать правильные ответы (открытый тест). [7]

Пример фрагмента теста по теме «Великая Отечественная война»

1. Высшим государственным органом, сосредоточившим всю полноту власти в годы Великой Отечественной войны, стал:


А) Государственный комитет обороны

В) Верховный совет

С) Совет труда и обороны


Д) ставка Верховного Главнокомандования.


2. С необычным призывом: «Братья и сестры…» выступал 3 июля 1941 г.

А) Калинин

В) Жуков

С) Молотов

Д) Сталин


3. К лету 1942г по распоряжению Сталина основные силы Красной Армии были сосредоточены на направлении:

А) Московском

В) Крымском

С) Ленинградском

Д) Смоленском


4. Самое популярное в годы войны стихотворение «Жди меня» написал:

А) Исаковский

В) Сурков

С) Симонов

Д) Гудзенко


5. Генштаб красной Армии с июня 1942г возглавлял:

А) Василевский

В) Тимошенко

С) Конев

Д) Рокоссовский


6. Союзники по антигитлеровской коалиции второй фронт открыли:

А) в июне 1941г

В) в июле 1942г

С) в июне 1944г

Д) в апреле 1945г


Вывод: для эффективной оценке результативности на уроках истории необходимо в полной мере использовать различные методы проверки знаний. Так как лишь правильное использование всех методов дадут полную картину результатов знаний, умений и навыков, полученных учащимися в учебном процессе.



Используемые источники

1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М.: Владос, 2001.- 240 с.

2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе.- М., 1999. - 121 с.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно - метод. Пособие.- М.: ООО « Русское слово - учебная книга», 2002. – 135 с.

4. Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея, 2000. – 448с.

5. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения- 4е изд., стрер. – М.:2011-224с

6. Оболенкина Н.В.Оценка качества обучения: образовательная область «Технология». – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – 43 с.

7. В. В. Шоган. Методика преподавания истории в школе. / Ростов-на-Дону. "Феникс" 2005г.



3