Методы Театральной педагогики как способ формирования коммуникативных ууд на уроках литературы и во внеурочной деятельности
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
МОУ «Славновская ООШ» Сериковой Н.С.
Значимость коммуникативных УУД
Коммуникативные УУД являются одними из самых значимых, поскольку обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Принципы системы К.С.станиславского,
- Искусство сопереживания (умение вжиться в роль, понять характер, мысли, эмоции своего героя и воссоздать их на сцене)
- Предлагаемые обстоятельства (понять, оценить и воссоздать обстоятельства, в которых действует герой, которые так или иначе формируют его поступки)
- Жизненная правда (нельзя на сцене допустить ничего приблизительного, нарочитого, ложного, фальшивого, актер не играет роль, а проживает её на сцене)
- Наличие сверхзадачи (то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему стремится в конечном счете)
Сверхзадачи учителя:
- Развитие индивидуальных способностей ученика в т.ч. эмоционально-образного восприятия окружающего мира;
- Развитие основных психических процессов и качеств: восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения;
- Развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений;
- Воспитание чувства ответственности перед коллективом;
Обогащение духовного мира
Компоненты коммуникативных УУД
• потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
• позитивное отношение к процессу сотрудничества;
• ориентация на партнера по общению;
• умение слушать собеседника.
работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса (робкие или слабые ученики).
Этапы совместной работы
- Выбор произведения (расширение рамок школьной программы, повышение читательской активности)
- Анализ текста (развитие лингвистической компетенции: совместное обсуждение, определение темы, идеи)
- Определение сверхзадачи (ради чего осуществляется постановка, какую идею обучающиеся желают донести до зрителя)
- Изучение эпохи (межпредметная связь, изучение костюма, этикета, исторических событий, происходящих в это время)
- Распределение ролей (способность аргументировать свою позицию, прислушиваться к советам одноклассников)
- Изготовление костюмов и реквизита (способность к самовыражению через различные виды творчества)
- Исполнительское мастерство (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка)
Межпредметная направленность
Театр – искусство синтетическое. Здесь переплетается актерское мастерство, режиссура, сценография, музыка, пластика, мимика, костюм, свет и так далее.
Отсюда вытекает межпредметная направленность театральной деятельности. Знакомясь со сценой, юные актеры погружаются в мир литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, технологии.
Изучение рассказов А.П. Чехова с помощью метода театрализации
Создание авторского спектакля на основе рассказов А.П. Чехова («Злой мальчик», «Рыбный трактат»)
Конкурсное сочинение в жанре дневника театральной постановки
Буктрейлер к рассказу А.П. Чехова «Злой мальчик»
Спасибо за внимание!