ГБОУ школа № 93 Пушкинского района Санкт - Петербурга
Л.П. Хохлова
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Методы запоминания информации (мнемотехника)
Древние римляне считали, что корень учения горек.
Но когда учитель призывает в союзники интерес,
корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит.
Г.Е. Окулова
Мнемотехника, или мнемоника, или мнемонические приемы (мнемоприемы), - признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания, усвоения.
БЭС дает такую трактовку этому понятию: «Мнемоника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций». Память многих учеников не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная (особенно у детей с преобладанием правого полушария головного мозга, так называемый «художественный тип» по определению И.П.Павлова).
Пользуясь этим, мнемотехника придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные». Делается это с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально – образная память ребенка. Ярким примером из детства может служить определение биссектрисы («биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам») или запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названия цветов: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан -
красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый
Слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях. На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.
А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо
Цель
Изучение психолого-педагогического потенциала мнемотехники в образовательном процессе.
Актуальность проблемы
Теоретическая часть мнемоники русского языка целенаправленно не изучалась. Встречаются в журналах небольшие статьи, но они дают отрывочные, неполные, а иногда противоречивые представления, подчас занимательный материал выдается за мнемонический. Общеизвестно, что в задачи учителя входит и развитие интереса, благодаря которому нейтральная, а подчас неинтересная информация преобразуется в личностно значимые знания, эмоционально окрашенные. Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному) запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку. Правило «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше.
Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся ее роль гораздо серьезнее. Ориентация на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование в работе с ними специальных приемов и способов, соответствующих их индивидуальным особенностям, является основой природосообразного обучения.
Приемы мнемотехники
Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Приемы мнемотехники осваиваются обучающимися постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:
Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемоническое правило
Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:
Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.
Мнемонические приемы | Характеристика приема |
Мнемоквадраты |  |
Мнемодорожка |  |
Мнемотаблица |  |
Мнемонические приемы
Мнемонические приемы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее. Их содержание - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Так как наглядный материал у младших школьников усваивается лучше, использование мнемонических приемов на уроках позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить еѐ. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ѐлка.
Работая над содержанием сказки, можно использовать следующие обозначения:




Описательные рассказы по лексическим темам
Орфографическая работа на уроках русского языка
Мнемотаблица | ру | сс | кий | Ро | сс | ия | ра | сс | тояние | шо | сс | е | |
Мнемоквадраты |  |
Мнемоквадраты |  |
 |
 |
Мнемотаблицы |  |
 |
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков.

Очень помогает запоминать правила, например, русского языка, забавная рифмовка, через игру, юмор и хорошее настроение всё постигается легче:
Мнемотехника для запоминания слов с ы после ц: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно - В этой фразе собраны 5 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».
Одним из широко известных примеров рифмованных строчек может служить ритмизация глаголов – исключений из 1 спряжения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть.
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на е писать нельзя.
Это исключения из первого спряжения.
Рифмовка помогает и в орфоэпии:
***
Коль будильник зазвони́т -
У меня ужасный вид.
Если классная звонит –
Папа за ремнем спешит.
Не звони́те, не звони́те,
Пощадите, пощадите.
***
Хватит балова́ться,
Будем улыбаться.
***
Он свет включи́т,
Аж проводка трещит.
***
Пусть неду́г
Обойдет твоих подруг.
Предлагая школьнику разные приемы запоминания, вы увидите, насколько каждый из них соответствует особенностям его умственной работы. Одному подойдут строгие логические схемы, словесные планы текстов. Другому - образные схемы, запоминание с помощью ассоциаций. Не жалейте времени на совместное освоение этих приемов, побуждайте ребенка искать свои способы. Постепенно он будет все меньше времени тратить на обработку учебных текстов, при этом усваивать материал полностью и прочно. Существуют и другие приемы запоминания, их огромное количество. Имея воображение, желание и капельку терпения, немного посидев и позанимавшись с ребенком, вы и сами сможете придумать свои приемы, которые сможете использовать для улучшения запоминания. Желаем вам в этом удачи! |
|
|
| | |
Литература
- Е.В. Целоусова. Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету. http://festival.1september.ru/articles/516638/
- Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко - Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. Учебно-методическое пособие: Форум, 2016 г.. - Издательство
- https://infourok.ru/user/katkova-elena-mihaylovna
http://yourspeech.ru/training/memory/mnemotehnika-v-uprazhneniyah.html

5